Искажение сведений о состоянии и использовании земель. В соответствии с ЗК РФ, каждый землепользователь по требованию земельных органов и их должностных лиц обязан давать правдивую информацию о количестве и качестве земель, их состоянии. Это необходимо, в частности, для выделения земель крестьянским (фермерским) хозяйствам; для предоставления во владение, пользование или аренду; для ведения мониторинга земель и. земельного кадастра. От этих сведений зависит правильное решение вопросов о предоставлении земель, а от неправильной информации могут быть нарушены права граждан и организаций. В этом —-вредность данного земельного правонарушения. Нарушителями выступают граждане-собственники, владельцы, пользователи, арендаторы; должностные лица предприятий (колхозов, совхозов, предприятий, коммерческих организаций и др.); должностные лица земельных органов, контрольных органов, ведущих государственный учет земель. Эти нарушения могут отрицательно отразиться на единой государственной регистрации земель как имущества, недвижимости.
Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда.
По существу, здесь объединены два самостоятельных правонарушения.
Во-первых, нарушение сроков и сокрытие информации. Причем они касаются двух случаев: выделение участка из земель запаса и из земель колхоза или совхоза (другой организации) при выходе колхозника или работника совхоза, товарищества, кооператива, для образования крестьянского (фермерского) хозяйства. В первом случае срок рассмотрения заявления (ходатайства) установлен не более 2 месяцев, а во втором случае — месячный срок. Эти два случая земельных правонарушений и штрафов за них предусмотрены и Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст. 7 и 8). В этом Законе говорится об ответственности виновных лиц, не расшифровывая их. А в ЗК РФ прямо называются должностные лица. Имеются в виду как должностные лица колхозов и совхозов (допускающих волокиту при рассмотрении заявлений), так и должностные лица земельных комитетов.
Во-вторых, сокрытие информации о свободном земельном фонде. Это также серьезное нарушение, ибо оно ведет к неправильному решению вопросов, нарушению прав граждан. Желание скрыть сведения о наличии земель возможно у тех же руководителей хозяйств, местных земельных органов и администраций. Они, как правило, и являются субъектами данного земельного правонарушения.
Уничтожение межевых знаков. Межевые знаки устанавливаются на границах участков собственника, владельца, землепользователя в натуре для отграничения земель одних субъектов права от других. Знаки создают условия для устойчивости права на землю. Уничтожение их ведет к нарушению прав обладателей земли. В результате этого нарушения размер участка у одного землепользователя может уменьшиться, а у другого ("захватчика") увеличиться. По существу, это нарушение дополняется другим нарушением — самовольным захватом земли. Межевые знаки могут быть уничтожены как юридическими лицами, так и гражданами, причем умышленно или неосторожно.
В ЗК РФ сказано, что за указанные выше правонарушения законодательством может быть установлена уголовная ответственность. Следует уточнить: не просто за перечисленные нарушения, а в тех случаях, когда они приобретают признаки преступления и указаны в УК РФ. Это зависит от законодателя. Никто не может устанавливать разграничение административных проступков и преступлений, кроме законодателя, В каких же случаях это может быть? В зависимости от объективных обстоятельств законодатель решает, какое правонарушение объявляется административным проступком или уголовным преступлением.
Субъекты Федерации могут устанавливать в своем законодательстве и иные административно-земельные правонарушения и размеры штрафов за них.
Наложение штрафов и других взысканий за указанные нарушения не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений. Эта важная норма отражает принцип и требование реального исполнения закона, обязанность любого юридического лица, гражданина, должностных лиц, совершивших правонарушение и привлеченных к административной ответственности, устранить допущенное нарушение.
ВВС.1992 №34.Ст.1970
В указанных контрольных органах создаются инспекции по наложению административных штрафов, которые на основании
Порядок наложения штрафов:
протоколов и актов инспекторов о выявленных нарушениях решают вопросы о наложении на виновных административных штрафов. Штраф может налагаться не сразу. Инспектор, выявив нарушение, может дать письменное предупреждение — это тоже еще не мера административного взыскания. Если и после этого нарушитель не устраняет нарушение, инспектор составляет акт и протокол о нарушении. Акт составляется при участии землеустроителей и других специалистов, нарушителя и передается в инспекцию. Поскольку штраф указывается в Законе в пределах "от и до", он может быть наложен либо в минимальной сумме, либо в максимальной, либо в сумме в пределах "вилки". Это делается по усмотрению госинспекции в зависимости от тяжести нарушения и его последствий, а также материального положения нарушителя.
Уголовная ответственность за земельные правонарушения (преступления)
Уголовная ответственность за земельное правонарушение наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т. е. является преступлением.
Статья 254 У К РФ. В настоящее время У К РФ (введен в действие с 1 января 1997 г.) предусмотрена статья об уголовной ответственности за земельные правонарушения - преступления. Она предусматривает несколько составов преступлений под общим наименованием "Порча земли" (ст. 254). Приведем ее полный текст:
"1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной и иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет".
Как видно, под порчей земли понимается отравление, загрязнение или иная порча земли. Здесь можно сразу выделить три самостоятельных состава преступления, так как объективная сторона преступлений — разная, самостоятельная.
Отравление и загрязнение земли — деяния понятные. Разлив цистерн с нефтью или разрыв нефтепровода загрязняют землю на больших территориях. Земля может быть отравлена ядохимикатами, отравляющими веществами. А что означают слова "иная порча земли" — не совсем ясно. Судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств уголовного дела.
В ст. 254 УК РФ говорится, что порча земли может произойти в результате воздействия вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности. Это — тоже характеристика объективной стороны и составов рассматриваемого преступления. Вредные продукты хозяйственной и иной деятельности возникают вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами. Правила обращения с этими веществами могут нарушаться при их хранении, использовании и транспортировке. Как следствие (последствие) указанных нарушений называется причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
В качестве меры уголовной ответственности возможна конфискация земельного участка (как имущества, недвижимости) по приговору суда (ст. 62—66 УИК РФ). Но при этом в соответствии с Приложением к УИК РФ не может быть конфискован участок установленной нормы как единственный источник существования семьи. Излишек участка сверх нормы может быть конфискован.
Гражданско-правовая и земельно-правовая ответственность
Эта ответственность называется также имущественной ответственностью за ущерб, причиненный имуществу граждан и юридических лиц, а также жизни и здоровью людей. Ущерб возмещается в исковом порядке по решению судов — по спорам между гражданами и по решению арбитражных судов — по спорам между юридическими лицами и предпринимателями без юридического лица. В первом случае споры разрешаются в соответствии с ГК РФ и ГПК РФ, во втором — в соответствии с Законом об арбитражных судах и АПК РФ.
Ущерб может быть причинен в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора (так называемый договорный вред), а также в связи с правонарушением, причинившим вред (так называемый внедоговорный вред). Это раскрывают статьи ГК РФ о сделках (ст. 153—181), об ответственности за нарушение обязательств (ст. 15, 393—406), об обязательствах вследствие причинения вреда (ст. 1064—1083) и о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан (ст. 1084—1094).
Арбитражные суды рассматривают экономические (в том числе земельные) споры в соответствии со ст. 22, 102—123 АПК РФ;
общие суды — в соответствии с ГПК РФ. Кроме того, по желанию спорящих сторон они могут поручить рассмотрение дела третейскому суду'. В настоящее время готовится проект Закона о третейских судах.
Важно правильно определить подведомственность и подсудность дел, квалифицированно разобраться в обстоятельствах дел, доказательствах и принять на основе закона правильное решение. Помогают судам в этом руководящие указания вышестоящих судов и арбитражных судов. Это — постановление Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе" от 22 апреля 1992 г.2; постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума . Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" от 18 августа 1992 г.3
Примеры из арбитражно-судебной практики: В первую очередь землеобладатели — физические и юридические лица вправе защищать свои земельные права, подавать иски в суды или арбитражные
суды. Но надо учитывать, что земля — основной объект окружающей природной среды и поэтому земельные правонарушения очень часто проходят как экологические правонарушения, так как нарушения совершаются самими землеобладателями либо одновременно с загрязнением земли загрязняются и водоемы. Поэтому, как правило, иски предъявляются не земельными органами, а органами охраны окружающей природной среды, а нередко прокурорами. Истцы признаются надлежащими, иски принимаются к рассмотрению и разрешаются в соответствии с законодательством.
Интересны в этой связи несколько дел, связанных с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Раньше эти хозяйства, как известно, были юридическими лицами, в настоящее время (по ГК РФ) они — предприниматели без права юридического лица. Поэтому споры с их участием также подведомственны арбитражным судам. Можно привести два таких дела, например, рассмотренных в Высшем арбитражном суде Республики Калмыкия. Суть в том, что распоряжением Президента Республики от 5 апреля 1994 г. № 133-р в соответствии с законодательством запрещена распашка пастбищных угодий и черных земель. Такие действия приводят к эрозий земли, понижению или даже утрате ее плодородия. Некоторые хозяйства, однако, пренебрегают этими обстоятельствами и запретами, нарушают их.
Интересно и характерно, что в данных случаях в качестве истца выступал не Земельный комитет, а Комитет по природопользованию и охране окружающей среды (Калмприрода). Ответчик надлежащий, тем более что указанные споры связаны с нарушением не только земельного законодательства, но и законодательства об охране окружающей среды.
Крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Кан" Маловер-бетовского района администрацией в апреле 1993 г. было выделено 200 га земли;' 195 га —''пастбища, 5 га — лиманы и прочие земли. Фермерское хозяйство самовольно распахало целинно-пастбищные угодья, на 34 га для. выращивания бахчевых и овощных культур. Таким образом, не только был нарушен почвенный покров, но и "земля использовалась не по целевому назначению. За такие деяния можно даже изымать земельные участки в принудительном порядке. Но до этого не дошло, а был предъявлен иск на 9 млн. руб. за причинение вреда земле. Распаханная земля была своевременно засеяна многолетними травами, и ущерб, причиненный ей, был снижен. Ответчик в суд не явился, дело рассмотрено без него, иск удовлетворен. Жалобы ответчика не последовало.
Крестьянское хозяйство "Баатр" Яшкульского района Калмыкии получило от Администрации 900 га земли с целевым назначением под пастбищное животноводство. Но хозяйство самовольно распахало 100 га угодий, чем нарушило почвенный покров и создало угрозу эрозии почв. Хозяйство провело некоторые меры по улучшению земель. Размер иска самим истцом (Калмприродой) был снижен с 14 600 000 руб. до 4 млн. руб., и суд взыскал данную сумму. Ответчик решение не обжаловал.
Земельно-правовая ответственность:
Помимо рассмотренных выше форм ответственности за земельные правонарушения законодательством предусмотрена еще специальная земельно-правовая ответственность. Статьей 32 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве предусмотрено прекращение прав на землю крестьянским (фермерским) хозяйством при его ликвидации в случае не использования земельного участка в сельскохозяйственных целях и использования участка методами, приводящими к деградации земли. Поскольку прекращается крестьянское хозяйство, постольку изымается земельный участок. И изымается он при совершении именно указанных земельных нарушений.
В ГК РФ вопросы принудительного прекращения прав на землю за земельные правонарушения нашли свое разрешение в ст. 284— 287 (т. е. в гл. 17, которая вступит в действие с момента принятия .нового Земельного кодекса).
В ГК РФ рассматриваемые вопросы разрешены следующим образом.
В ст. 284 (она называется "Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением") установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда этот участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В соответствии со ст. 285 "Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства" земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.
В ст. 286 "Порядок изъятия земельного участия ввиду его ненадлежащего использования" говорится, что орган государственной власти или его местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. 284 и 285 ГК РФ, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников о допущенных нарушениях определяется земельным законодательством.
Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.
В ЗК где говорится о "Прекращении прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками" сказано, что прекращение прав на земельный участок, принадлежащих арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
Заключение:
На мой взгляд, я считаю, что выбранная мною тема «ответственность за нарушение земельного законодательства» в будущем останется насущной и актуальной темой и можно предположить, будет дорабатываться, и подвергнется дальнейшему развитию, а возможно и введению каких-либо нововведений, а также возможно и ужесточение мер к злостным нарушителям режима землепользования и нецелесообразному использованию земель.
Переход от социализма к рыночной экономике изменил все, в том числе и земельно-правовые отношения. Буквально за последние четыре года была принята масса указов, постановлений президента и правительства, но с течением времени всё стареет и стареет, и хотелось бы, чтобы земельные отношения всё-таки были полностью урегулированы.
Литература:
1. Земельный кодекс РФ
2. Гражданский кодекс РФ
3. Уголовный кодекс РФ
4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ
5. Панкратов И. Ф. Ответственность за нарушение земельного законодательства / Законодательство и экономика. 1997. №. 5/6. С.30—43.
6. Иконицкая И.А Основы земельного права Российской Федерации. М., 1997.
7. Земля и право. Пособие для российских землевладельцев / Под. ред. С.А Боголюбова., М.,1997
8. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, /Под. ред. О.Н Садикова., М.,1997
9. Земельное право России. Учебник для юридических вузов / Под.ред. проф. В.В Петрова., М., 1997.
Страницы: 1, 2, 3