Рефераты. Ответственность за нарушение земельного законодательства

 

Искажение сведений о состоянии и использовании земель. В соответствии с ЗК РФ, каждый землепользователь по требованию земельных органов и их должностных лиц обязан давать правдивую информацию о количестве и качестве земель, их состо­янии. Это необходимо, в частности, для выделения земель кресть­янским (фермерским) хозяйствам; для предоставления во владе­ние, пользование или аренду; для ведения мониторинга земель и. земельного кадастра. От этих сведений зависит правильное реше­ние вопросов о предоставлении земель, а от неправильной информа­ции могут быть нарушены права граждан и организаций. В этом —-вредность данного земельного правонарушения. Нарушителями вы­ступают граждане-собственники, владельцы, пользователи, аренда­торы; должностные лица предприятий (колхозов, совхозов, предпри­ятий, коммерческих организаций и др.); должностные лица земель­ных органов, контрольных органов, ведущих государственный учет земель. Эти нарушения могут отрицательно отразиться на единой государственной регистрации земель как имущества, недвижимости.

 

 

 

 

 

Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие ин­формации о наличии свободного земельного фонда.

 

По существу, здесь объединены два самостоятельных правонарушения.

Во-первых, нарушение сроков и сокрытие информации. При­чем они касаются двух случаев: выделение участка из земель за­паса и из земель колхоза или совхоза (другой организации) при выходе колхозника или работника совхоза, товарищества, коопера­тива, для образования крестьянского (фермерского) хозяйства. В первом случае срок рассмотрения заявления (ходатайства) уста­новлен не более 2 месяцев, а во втором случае — месячный срок. Эти два случая земельных правонарушений и штрафов за них пред­усмотрены и Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст. 7 и 8). В этом Законе говорится об ответственности виновных лиц, не расшифровывая их. А в ЗК РФ прямо называются должност­ные лица. Имеются в виду как должностные лица колхозов и совхо­зов (допускающих волокиту при рассмотрении заявлений), так и должностные лица земельных комитетов.

Во-вторых, сокрытие информации о свободном земельном фон­де. Это также серьезное нарушение, ибо оно ведет к неправильному решению вопросов, нарушению прав граждан. Желание скрыть све­дения о наличии земель возможно у тех же руководителей хозяйств, местных земельных органов и администраций. Они, как правило, и являются субъектами данного земельного правонарушения.

Уничтожение межевых знаков. Межевые знаки устанавли­ваются на границах участков собственника, владельца, землеполь­зователя в натуре для отграничения земель одних субъектов права от других. Знаки создают условия для устойчивости права на зем­лю. Уничтожение их ведет к нарушению прав обладателей земли. В результате этого нарушения размер участка у одного землеполь­зователя может уменьшиться, а у другого ("захватчика") увели­читься. По существу, это нарушение дополняется другим наруше­нием — самовольным захватом земли. Межевые знаки могут быть уничтожены как юридическими лицами, так и гражданами, причем умышленно или неосторожно.

В ЗК РФ сказано, что за указанные выше правона­рушения законодательством может быть установлена уголовная ответственность. Следует уточнить: не просто за перечисленные нарушения, а в тех случаях, когда они приобретают признаки пре­ступления и указаны в УК РФ. Это зависит от законодателя. Никто не может устанавливать разграничение административных проступ­ков и преступлений, кроме законодателя, В каких же случаях это может быть? В зависимости от объективных обстоятельств законо­датель решает, какое правонарушение объявляется администра­тивным проступком или уголовным преступлением.

Субъекты Федерации могут устанавливать в своем законода­тельстве и иные административно-земельные правонарушения и размеры штрафов за них.

Наложение штрафов и других взысканий за указанные нару­шения не освобождает виновных от устранения допущенных нару­шений. Эта важная норма отражает принцип и требование реаль­ного исполнения закона, обязанность любого юридического лица, гражданина, должностных лиц, совершивших правонарушение и привлеченных к административной ответственности, устранить до­пущенное нарушение.

ВВС.1992 №34.Ст.1970

 

В указанных контрольных органах созда­ются инспекции по наложению администра­тивных штрафов, которые на основании

 

 

Порядок наложения штрафов:

протоколов и актов инспекторов о выявленных нарушениях реша­ют вопросы о наложении на виновных административных штра­фов. Штраф может налагаться не сразу. Инспектор, выявив нару­шение, может дать письменное предупреждение — это тоже еще не мера административного взыскания. Если и после этого наруши­тель не устраняет нарушение, инспектор составляет акт и прото­кол о нарушении. Акт составляется при участии землеустроителей и других специалистов, нарушителя и передается в инспекцию. Поскольку штраф указывается в Законе в пределах "от и до", он может быть наложен либо в минимальной сумме, либо в макси­мальной, либо в сумме в пределах "вилки". Это делается по усмот­рению госинспекции в зависимости от тяжести нарушения и его последствий, а также материального положения нарушителя.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения (преступления)

Уголовная ответственность за земельное правонарушение на­ступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки обще­ственно опасного деяния, т. е. является преступлением.

Статья 254 У К РФ. В настоящее время У К РФ (введен в действие с 1 января 1997 г.)  предусмотрена статья об уголовной ответственности за земельные правонарушения - преступления. Она предусматривает несколько составов преступлений под общим наименованием "Порча земли" (ст. 254). Приведем ее полный текст:

"1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной и иной деятельности вследствие нару­шения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и био­логическими веществами при их хранении, использовании и транс­портировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказываются штрафом в размере от двух­сот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй на­стоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет".

Как видно, под порчей земли понимается отравление, загряз­нение или иная порча земли. Здесь можно сразу выделить три само­стоятельных состава преступления, так как объективная сторона преступлений — разная, самостоятельная.

Отравление и загрязнение земли — деяния понятные. Разлив цистерн с нефтью или разрыв нефтепровода загрязняют землю на больших территориях. Земля может быть отравлена ядохимиката­ми, отравляющими веществами. А что означают слова "иная порча земли" — не совсем ясно. Судам необходимо исходить из конкрет­ных обстоятельств уголовного дела.

В ст. 254 УК РФ говорится, что порча земли может произойти в результате воздействия вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности. Это — тоже характеристика объективной сто­роны и составов рассматриваемого преступления. Вредные продук­ты хозяйственной и иной деятельности возникают вследствие на­рушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и био­логическими веществами. Правила обращения с этими веществами могут нарушаться при их хранении, использовании и транспорти­ровке. Как следствие (последствие) указанных нарушений называ­ется причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

В качестве меры уголовной ответственности возможна конфис­кация земельного участка (как имущества, недвижимости) по при­говору суда (ст. 62—66 УИК РФ). Но при этом в соответствии с Приложением к УИК РФ не может быть конфискован участок ус­тановленной нормы как единственный источник существования се­мьи. Излишек участка сверх нормы может быть конфискован.

 

Гражданско-правовая и земельно-правовая  ответственность

Эта ответственность называется также имущественной ответ­ственностью за ущерб, причиненный имуществу граждан и юриди­ческих лиц, а также жизни и здоровью людей. Ущерб возмещается в исковом порядке по решению судов — по спорам между гражда­нами и по решению арбитражных судов — по спорам между юридическими лицами и предпринимателями без юридического лица. В первом случае споры разрешаются в соответствии с ГК РФ и ГПК РФ, во втором — в соответствии с Законом об арбитражных судах и АПК РФ.

 

Ущерб может быть причинен в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора (так называемый договорный вред), а также в связи с правонарушением, причинившим вред (так называемый внедоговорный вред). Это раскрывают статьи ГК РФ о сделках (ст. 153—181), об ответственности за нарушение обязательств (ст. 15, 393—406), об обязательствах вследствие причинения вреда (ст. 1064—1083) и о возмещении вреда, причиненного жизни и здо­ровью граждан (ст. 1084—1094).

Арбитражные суды рассматривают экономические (в том чис­ле земельные) споры в соответствии со ст. 22, 102—123 АПК РФ;

общие суды — в соответствии с ГПК РФ. Кроме того, по желанию спорящих сторон они могут поручить рассмотрение дела третей­скому суду'. В настоящее время готовится проект Закона о третей­ских судах.

Важно правильно определить подведомственность и подсуд­ность дел, квалифицированно разобраться в обстоятельствах дел, доказательствах и принять на основе закона правильное решение. Помогают судам в этом руководящие указания вышестоящих су­дов и арбитражных судов. Это — постановление Пленума Верхов­ного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при при­менении законодательства о земельной реформе" от 22 апреля 1992 г.2; постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума . Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах подве­домственности дел судам и арбитражным судам" от 18 августа 1992 г.3

Примеры из арбитражно-судебной практики: В первую очередь землеобладатели —  физические и юридические лица вправе защищать свои земельные права, по­давать иски в суды или арбитражные

суды. Но надо учитывать, что земля — основной объект окружаю­щей природной среды и поэтому земельные правонарушения очень часто проходят как экологические правонарушения, так как нарушения совершаются самими землеобладателями либо одновременно с загрязнением земли загрязняются и водоемы. Поэтому, как правило, иски предъявляются не земельными органами, а органа­ми охраны окружающей природной среды, а нередко прокурорами. Истцы признаются надлежащими, иски принимаются к рассмотре­нию и разрешаются в соответствии с законодательством.

Интересны в этой связи несколько дел, связанных с крестьян­скими (фермерскими) хозяйствами. Раньше эти хозяйства, как из­вестно, были юридическими лицами, в настоящее время (по ГК РФ) они — предприниматели без права юридического лица. Поэтому споры с их участием также подведомственны арбитражным судам. Можно привести два таких дела, например, рассмотренных в Высшем арбитражном суде Республики Калмыкия. Суть в том, что распоряжением Президента Республики от 5 апреля 1994 г. № 133-р в соответствии с законодательством запрещена распашка пастбищ­ных угодий и черных земель. Такие действия приводят к эрозий земли, понижению или даже утрате ее плодородия. Некоторые хо­зяйства, однако, пренебрегают этими обстоятельствами и запретами, нарушают их.

Интересно и характерно, что в данных случаях в качестве истца выступал не Земельный комитет, а Комитет по природопользова­нию и охране окружающей среды (Калмприрода). Ответчик надле­жащий, тем более что указанные споры связаны с нарушением не только земельного законодательства, но и законодательства об ох­ране окружающей среды.

Крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Кан" Маловер-бетовского района администрацией в апреле 1993 г. было выделено 200 га земли;' 195 га —''пастбища, 5 га — лиманы и прочие земли. Фермерское хозяйство самовольно распахало целинно-пастбищные угодья, на 34 га для. выращивания бахчевых и овощных культур. Таким образом, не только был нарушен почвенный покров, но и "земля использовалась не по целевому назначению. За такие деяния можно даже изымать земельные участки в принудительном порядке. Но до этого не дошло, а был предъявлен иск на 9 млн. руб. за причинение вреда земле. Распаханная земля была своевременно засеяна многолетними травами, и ущерб, причиненный ей, был сни­жен. Ответчик в суд не явился, дело рассмотрено без него, иск удов­летворен. Жалобы ответчика не последовало.

Крестьянское хозяйство "Баатр" Яшкульского района Калмы­кии получило от Администрации 900 га земли с целевым назначе­нием под пастбищное животноводство. Но хозяйство самовольно распахало 100 га угодий, чем нарушило почвенный покров и созда­ло угрозу эрозии почв. Хозяйство провело некоторые меры по улуч­шению земель. Размер иска самим истцом (Калмприродой) был сни­жен с 14 600 000 руб. до 4 млн. руб., и суд взыскал данную сумму. Ответчик решение не обжаловал.

 

Земельно-правовая ответственность:

Помимо рассмотренных выше форм ответственности за земельные правонарушения законодательством предусмотрена еще спе­циальная земельно-правовая ответственность. Статьей 32 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве предусмотрено прекраще­ние прав на землю крестьянским (фермерским) хозяйством при его ликвидации в случае не использования земельного участка в сель­скохозяйственных целях и использования участка методами, при­водящими к деградации земли. Поскольку прекращается крестьян­ское хозяйство, постольку изымается земельный участок. И изыма­ется он при совершении именно указанных земельных нарушений.

В ГК РФ вопросы принудительного прекращения прав на зем­лю за земельные правонарушения нашли свое разрешение в ст. 284— 287 (т. е. в гл. 17, которая вступит в действие с момента принятия .нового Земельного кодекса).

В ГК РФ рассматриваемые вопросы разрешены следующим образом.

В ст. 284 (она называется "Изъятие земельного участка, кото­рый не используется в соответствии с его назначением") установ­лено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда этот участок предназначен для сельскохозяйствен­ного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также вре­мя, в течение которого участок не мог быть использован по назна­чению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В соответствии со ст. 285 "Изъятие земельного участка, ис­пользуемого с нарушением законодательства" земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осу­ществляется с грубым нарушением правил рационального исполь­зования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целе­вым назначением или его использование приводит к существенно­му снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо зна­чительному ухудшению экологической обстановки.

В ст. 286 "Порядок изъятия земельного участия ввиду его не­надлежащего использования" говорится, что орган государствен­ной власти или его местного самоуправления, уполномоченный при­нимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. 284 и 285 ГК РФ, а также порядок обязатель­ного заблаговременного предупреждения собственников о допущен­ных нарушениях определяется земельным законодательством.

Если собственник земельного участка письменно уведомит ор­ган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с пуб­личных торгов.

Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

В ЗК где говорится о "Прекращении прав на земельный участок, принад­лежащих лицам, не являющимся его собственниками" сказано, что прекращение прав на земельный участок, принадлежащих аренда­торам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществля­ется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

 

 

 

 

 

Заключение:


На мой взгляд, я считаю, что выбранная мною тема  «ответственность за нарушение земельного законодательства» в будущем останется насущной и актуальной темой и можно предположить, будет дорабатываться, и подвергнется дальнейшему развитию, а возможно и введению каких-либо нововведений, а также возможно и ужесточение мер к злостным нарушителям режима землепользования и нецелесообразному использованию земель.

 Переход от социализма к рыночной экономике изменил все, в том числе и земельно-правовые отношения. Буквально за последние четыре года была принята масса указов, постановлений президента и правительства, но с течением времени всё стареет и стареет, и хотелось бы, чтобы земельные отношения всё-таки были полностью урегулированы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Земельный кодекс РФ

2. Гражданский кодекс РФ

3. Уголовный кодекс РФ

4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ

5. Панкратов И. Ф. Ответственность за нарушение земельного законодательства / Законодательство и экономика. 1997. №. 5/6. С.30—43.

6. Иконицкая И.А Основы земельного права Российской Федерации. М., 1997.

7. Земля и право. Пособие для российских землевладельцев / Под. ред. С.А Боголюбова., М.,1997

8. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, /Под. ред. О.Н Садикова., М.,1997

9. Земельное право России. Учебник для юридических вузов / Под.ред. проф. В.В Петрова., М., 1997. 


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.