Особая роль в логистической системе принадлежит автомобильному транспорту, который является наиболее гибким и мобильным. Без автомобильного транспорта практически не возможна реализация современных логистических технологий. Автомобильный транспорт позволяет решать такую логистическую технологию как «от двери к двери».
1.4 Критерии выбора перевозчика
Основными критериями предварительного отбора перевозчиков являются:
-затраты на транспортировку;
-общие затраты;
-готовность перевозка к изменению тарифов;
-финансовая стабильность перевозчика;
-наличие дополнительного оборудования грузопереработки;
-наличие дополнительных услуг и комплектации и доставке;
-сохранность груза;
-экспедирование;
-квалификация персонала;
-мониторинг;
-готовность перевозчика к изменению сервиза;
-гибкость маршрутов;
-пакетный сервиз;
-процедура заказа;
-качество организации продаж;
-качество транспортных услуг.
1.5 Алгоритм выбора перевозчика
Отбор и ранжирование
Вид транспорта
1990
1995
1998
В % 1998г к 1990 г
Транспортная система, всего
Млн. т
%
6858,5
100
3457,6
2337,6
34,0
Железнодорожный
2140,0
31,0
1028,0
30,0
834,0
35,7
38,0
Автомобильный
2941,0
42,9
1441,0
41,0
584,0
25,0
19,8
Трубопроводный
1101,0
16,0
783,0
22,6
790,0
33,8
71,7
Морской
112,0
1,7
65,0
2,0
36,0
1,5
32,1
Речной
562,0
8,5
140,0
4,4
93,0
4,0
16,5
Воздушный
2,5
-
0,6
24,0
Основные документы, регламентирующие условия и правила перевозок на транспорте являются: устав железных дорог, внутреннего, водного, автомобильного транспорта, а также Кодекс торгового мореплавания.
При перевозке грузов заключается договор. Договор представляет собой соглашение, по которому перевозчик принимает на себя обязательство перевести обусловленный груз своими средствами от места отправления до места назначения, в установленные сроки. Отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.
Договором перевозки на ж/д транспорте является накладная которая оформляется отправителем груза. После оформления транспортной документации отправитель получает квитанцию о приеме груза к перевозке. Квитанция важный юридический документ, свидетельствующий о приеме железной дорогой груза от отправителя.
Вагонный лист, документ, сопровождающий груз в пути следования. Составляют его на каждый загруженный вагон.
В линейном судоходстве, а также в каботаже договором морской перевозки является консамент. В заграничном плавании при нелинейных формах судоходства, договор морской перевозки оформляется чартером.
Водителю грузового автомобиля при выпуске автомобиля на линию выдается путевой лист, который является основным перевозочным документом учета работы. Перевозка грузов товарного характера должны производиться при обязательном оформлении товаротранспортной накладной.
1.8 Экономическая сущность и оформление грузовых тарифов.
Установка тарифов - одна из самых важных областей принятия решений в любом бизнесе, в том числе и логистическом.
В основе построения тарифов лежат средние затраты связанные с перевозками продукции, плюс прибыль. Процент надбавки имеет тенденцию к росту, в ситуациях когда фирма считает, что прибыль получить проще (в период экономического бума) и к снижению в ситуациях когда фирма считает, что прибыль получить труднее, т.е. в период экономического спада.
Система грузовых тарифов на ж/д транспорте.
Общие тарифы - применяются к перевозкам на сети дорог всех грузов, за исключением тех, для которых установлены исключительные льготные или местные тарифы.
Исключительные - тарифы которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок на перевозку одного или нескольких грузов.
Цель исключительных тарифов заключается в стимулировании использования местного сырья, топлива, развития перевозок грузов в смешанном сообщении. Повышая или понижая смешанные тарифы в различные периоды года, добиваются снижения уровня не равномерности перевозок на ж/д.
Льготные - устанавливаются на перевозки в определенных направлениях грузов предназначенных для определенных целей, принадлежащим определенным предприятиям или организациям. Эти тарифы имеют форму процентных скидок.
Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной ж/д.
По ж/д груз может быть отправлен по вагонной, контейнерной, малотоннажной (весом до 25 тонн и объемом до полувагона) и мелкой отправкой (весом до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости вагона).
Тариф бывает табличным т.е. провозная плата за 1 вагон, 1 тонну груза, 1 контейнер между данными станциями и сведенными в таблицу.
Смежный тариф предполагает установление платы в зависимости от расстояния перевозок.
Все действующие тарифы опубликованы в Тарифных руководствах №1 и №4.
Грузовые тарифы автомобильного транспорта.
Определение провозной платы за провозку груза на автомобильном транспорте связано с установлением тарифной ставки и схемы.
Тарифная схема - это установленный для определенной ситуации порядок расчета провозной платы за перевозку груза. На практике используют три схемы: сдельную, повременную и условную расчетную единицу транспортной работы.
Формулы расчета имеют вид:
Для сдельной схемы: Р1=С1+А*С2+В*С3
Для повременной: Р2=С1+Е1*С2+Т*С4
Д ля условной единицы: Р3=С5*D,
где С1 -тарифная ставка на заказ, руб.
С 2-тарифная ставка за выполнение 1 операции по погрузке или выгрузке, руб.
А- количество операций по погрузке или выгрузке;
В- выполненная работа, т*км;
С3- тарифная ставка платы за один тонна - километр для груза данного класса, руб.;
Е1- сверхнормативный пробег за смену, км;
Т- время работы автомобиля у заказчика, автомобиле часы;
С4- тарифная ставка за 1 автомобиле час, руб.;
С2- тарифная ставка за 1 км. Сверхнормативного пробега, руб.;
С5- тарифная ставка за условную расчетную единицу работы, руб.;
D- количество выполненных за определенный период условных расчетных единиц работы.
Тарифная ставка - это установленная автотранспортным предприятием для удобства расчетов с потреблением стоимость выполненной или установленной услуги.
Тарифы морского транспорта.
Основные тарифы применяются на всех перевозках не попадающих под действие других тарифов.
Исключительные тарифы- применение ограничивается некоторыми грузами, временем, определенными участками пути или районами плавания.
Местные тарифы - локального значения т.е. в пределах особого района.
Фрахт - единовременная цена, размер которой определяется двухсторонним соглашением.
По видам плавания тарифы делятся: тарифы малого каботажа, т.е. на перевозку между портами или смежных, сообщающихся между собой морей.
Тарифы большого каботажа, т. е. на перевозку между портами разных не сообщающихся между собой морями.
Тарифы на перевозку экспортных и импортных грузов от портов до иностранных портов и обратно.
Движенческие операции - взимаются за тонну-милю. Взимаются по 14 классам. Стояночная - для возмещения расходов по стояночной операции (взимаются за одну тонну). Разделены по 16 группам. Шестнадцатая группа имеет самый низкий тариф, а первая группа самый высокий тариф.
Таблица 3
Распределение грузов по классам
Уд. Погрузочный объем груза м. куб./кг
класс
До 1,5
XIV
4.51-5.5
VII
1,51-1,7
XIII
5.51-7.5
VI
1,71-2,0
XII
7.51-9.5
V
2,01-2,5
XI
9.51-11.0
IV
2,51-3,0
X
11.01-13.0
III
3,01-3,5
IX
13.01-15.0
II
3,51-4,5
VIII
15.01 и более
I
Страницы: 1, 2