Определение стоимости осуществляется с учётом всех факторов, существенно влияющих как на ры-с аналогичного имущества в целом, так и непосредственно на ценность рассматриваемой собственности, определении стоимости оборудования используют три основных подхода:
· затратный подход;
· сравнительный подход;
· доходный подход.
Использование трёх подходов приводит к получению трёх различных величин стоимости одного и того же объекта. После анализа результатов, полученных разными подходами, окончательная оценка стоимости оборудования устанавливается исходя из того, какой подход наиболее соответствует оцениваемому объекту.
3.1. Расчет стоимости объекта методами затратного подхода
3.1.1 Методология расчетов
Автотранспортное средство - устройство, приводимое в движение двигателем и предназначенное для перевозки по дорогам общей сети людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также имеющим массу в снаряженном состоянии более 400кг. Снаряженная масса определяется как масса полно-стью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т. п.) автотранспортного средства, но без груза, пассажиров, водителя или другого обслуживающего персонала и их багажа.
Автотранспортные средства подразделяются на пассажирские, грузовые и специализированные. Легковой автомобиль - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее не более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Легковые автомобили подразделяются на виды в зависимости от типа кузова и рабочего объема двигателя.
Затратный подход при оценке транспортных средств основывается на том, что в качестве стоимости оцениваемого транспортного средства принимаются затраты на его изготовление. Для определения восста-новительной стоимости необходимо рассчитать затраты, связанные с созданием, приобретением и установ-кой оцениваемого объекта.
Под восстановительной стоимостью оцениваемых автотранспортных средств понимается либо стои-мость воспроизводства их полной копии в текущих ценах на дату оценки, либо стоимость приобретения но-вого объекта, полностью идентичного данным по конструктивным, функциональным и другим характеристи-кам тоже в текущих ценах. Остаточная же стоимость определяется как восстановительная стоимость за вы-четом совокупного износа.
При оценке автотранспортных средств этим подходом используются три метода:
– метод расчета по цене однородного объекта;
– метод поэлементного расчета;
– индексный метод.
Расчет по цене однородного объекта основан на использовании объекта похожего по конструкции, используемым материалом, технологии изготовления. Однородный объект пользуется определенным спро-сом на рынке и цена на него известна. Предполагается, что себестоимость изготовления однородного объ-екта близка к себестоимости изготовления оцениваемого объекта. Наибольшая точность оценки достигает-ся, когда есть ценовая информация по идентичным объектам.
Метод поэлементного расчета применим в тех случаях, когда оцениваемый объект может быть соб-ран из нескольких составных частей. Данный метод основан на работе с перечнем узлов и деталей оцени-ваемого объекта, если имеется развитый рынок комплектующих изделий. Он используется для оценки объ-ектов, изготовленных по индивидуальному заказу.
При индексном методе осуществляется приведение базисной стоимости объекта оценки (первона-чальной балансовой стоимости) к современному уровню с помощью индекса изменения цен по соответст-вующей группе машин и оборудования.
При оценке транспортных средств выделяется два вида износа - физический износ и моральный из-нос.
Для определения остаточной стоимости автотранспортных средств из восстановительной стоимости вычитается суммарный износ (физический и моральный):
Физический износ - относительная потеря стоимости автотранспортного средства из-за изменения его технического состояния в процессе эксплуатации, приводящего к ухудшению функциональных и эксплутационных характеристик. Основными его причинами являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, физико-химические изменения деталей.
В бухгалтерском учете физический износ транспортного средства устанавливается нормативным ме-тодом в соответствии с нормами амортизационных отчислений. При оценке физического износа транспорт-ного средства используются два подхода: оценка износа с контролем технического состояния транспортного средства; оценка износа нормативным методом с корректированием.
Моральный износ - относительная потеря стоимости автотранспортного средства из-за снижения его полезности для осведомленного покупателя под влиянием следующих факторов: новых достижений в об-ласти автомобилестроения, связанных с научно-техническим прогрессом; прекращения производства авто-транспортных средств или запасных частей к ним и т. д.
При оценке проводится коррекция стоимости транспортного средства с учетом факторов морального износа. Транспортное средство, не пользующееся спросом на рынке сбыта, может быть дополнительно уце-нено на 10% от расчетной стоимости.
Стоимость предъявленного транспортного средства снижается дополнительно при выявлении на нем дефектов, вызванных ненормальными условиями хранения, эксплуатации или ненадлежащим уходом (де-фектов эксплуатации), на величину (Вдэ), приближенную в общем случае (без учета коэффициента износа) стоимости устранения выявленных дефектов, включая предполагаемые замены агрегатов, узлов и деталей.
Вдэ = Здэ, руб.,
где:
Вдэ - стоимость устранения имеющихся дефектов эксплуатации, руб.;
Здэ - затраты на устранение имеющихся дефектов эксплуатации с учетом коэффициента износа,
Примечание. Использование приблизительных расчетов оправдано тем, что при определении стоимости транспортного средства с целью оформления документов на наследование, дарение и т.п. выявляются дефекты не для определения стоимости и проведения соответствующего ремонта, а только для наиболее полного представления о техническом состоянии транспортного средства и учета этого состояния в размере стоимости.
К дефектам эксплуатации (в качестве факторов, влияющих на снижение остаточной стоимости транспортного средства) отнесены [5]:
а) следы и последствия коррозии;
б) усталостные трещины элементов кузова, рамы и прочих деталей;
в) сколы (выбоины), потускнение (потеря глянца), расслоение, растрескивание, растяжение неме-таллических деталей (материалов), лакокрасочных и других защитных покрытий, разрыв обивки по шву;
г) загрязнение, разрыв (не по шву) обивки, тента;
д) следы рихтовки, правки, подгонки, ремонтной сварки элементов кузова, рамы;
е) неровности, вмятины и другие механические повреждения, вызванные нарушением правил эксплуатации (и не являющиеся следствием дорожно-транспортного происшествия);
ж) ослабление крепления агрегатов, узлов (деталей) транспортного средства;
з) негерметичность емкостей и систем; и) прочие явные дефекты эксплуатации.
3.1.2 Расчетная часть Автомобиль ГАЗ 33002.
Остаточную стоимость Сост транспортного средства определяем расчетным методом по формуле:
С0СТ=Сх(1-Итр),
где
С -- значение стоимости нового транспортного средства базовой комплектации на дату оценки в месте оценки;
Итр -- износ транспортного средства.
Оценка стоимости нового транспортного средства базовой комплектации может проводиться прямым .и косвенным методами.
В качестве прямого метода при оценке стоимости нового транспортного средства базовой комплек-тации С используется рыночный метод, для которого в качестве исходной информации могут быть исполь-зованы данные торгующих организаций (автомагазинов, дилеров, автосалонов, автоцентров и т.д.) [8].
Расчет физического износа автомобиля
Расчет физического износа с учетом возраста и пробега транспортного средства с начала эксплуатации проводим по формуле [5, п. 4.2.1]:
ИФиз =(И1хПф+И2хДф)хА2хА3хА4,где
И1 -- показатель износа транспортного средства по пробегу (в % на 1 000 км пробега);
Пф -- пробег фактический на день осмотра (в тыс. км, с точностью до одного десятичного знака) с начала эксплуатации или после капитального ремонта;
И2 -- показатель старения по сроку службы (в % за 1 год) в зависимости от интенсивности эксплуатации;
Дф -- фактический срок службы (в годах, с точностью до одного десятичного знака) с начала эксплуатации или после капитального ремонта;
А2 -- коэффициент корректирования износа в зависимости от природно-климатических условий;
А3 -- коэффициент корректирования износа в зависимости от экологического состояния окружающей среды;
А4 -- коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатирова-лось АМТС.
1. 1
1
И1 - показатель износа транспортного средства по пробег/ (в % на 1000 км пробега) [6, с. 73]
0,32
2. 2
2
Пф - пробег фактический на день осмотра (в тыс. км, с точностью до одного десятичного знака) с на-чала эксплуатации или после капитального ремонта [9]
93,6
3. 3
3
И2 - показатель старения по сроку службы ( в % за 1 год) в зависимости от интенсивности эксплуата-ции [5, прил. К]
0,81
4
Дф - фактический срок службы ( в годах, с точностью до одного десятичного знака) с начала эксплуа-тации или после капитального ремонта [9]
4,0
4. 5
5
А2 - коэффициент корректирования износа в зависимости от природно-климатических условий [5, прил. И]
1,05
5. 6
6
A3 - коэффициент корректирования износа в зависимости от экологического состояния окружающей среды [5, прил. И]
1,04
6. 7
7
А4 - коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатировалось АМТС [5, прил. И]
7. 8
ИфИЗ - значение физического износа, %
38,06
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5