Общая характеристика технического оснащения, технологии, организации и управления на морском транспорте. Современное состояние морского транспорта в России.
В последний (восьмилетний) период в России сложилась кардинально новая и, к сожалению, безрадостная ситуация. Принципиальные её особенности состоят в следующем:
Сведены к минимуму выходы Российской Федерации к Балтийскому и Черному морям и тем самым затруднён ее доступ к основным морским торговым путям. По западному периметру постсоветского пространства расположились страны, стремящиеся использовать геополитическое положение для получения политических, экономических и иных выгод;
Примерно половина российских экспортно-импортных грузов перевозится морем. Пропускные возможности портов и портпунктов способны обеспечить лишь 60% перевозок. Подавляющую их часть приходится осуществлять через прибалтийские и черноморские порты, неся при этом огромные валютные потери, ибо на западе России вместо семи осталось два порта - Санкт-Петербургский и Калининградский (причем Калининградский порт анклавный - сухопутно изолированный от страны), и на юге - Новороссийский и Туапсинский с ограниченными пропускными способностями. За пределами РФ остались мощнейшие черноморско-азовские и придунайские порты, обеспечивающие беспрепятственный доступ к водному пути Центральной Европы по каналу Дунай - Майн - Рейн;
Концевые магистрали западных и южных сухопутных коммуникаций России остались за рубежом - в Прибалтике, Украине и т.д. Как следствие, РФ отодвинута в глубь Евразии в северо-восточном направлении. Внутренние и зарубежные пути, связывающие Россию с внешним миром (особенно на юге и западе) оказались в зоне конфликтов, потенциальной и реальной нестабильности. Положение усугубляется позицией Турции с её стремлением ограничения свободы судоходства через Черноморские проливы, особенно для крупнотоннажных танкеров.
Северные рубежи России из-за суровых природных условий не могут компенсировать потери транспортно-коммуникационных возможностей западных и южных направлений. Особое положение занимает тихоокеанский регион с богатейшими природными ресурсами, имеющий свободный выход на мировые морские просторы и благоприятные условия для интенсивного развития прибрежной инфраструктуры, включая строительство новых портов и портпунктов.
В 1992 г. при разделе в РФ осталось лишь 10 из 16 морских пароходств. В наследство, далеко незавидное, она получила морской флот в таком состоянии:
- несоразмерный по числу судов и тоннажу с долей морских внешнеторговых и каботажных перевозок (798 судов общим дедвейтом 10,56 млн.т);
- разбалансированный по назначению и группам судов;
- малорентабельный с низкими технико-эксплутационными и экономическими показателями, слабо приспособленный к работе в прогрессивных формах международного судоходства и направлениях грузоперевозок;
- предельной возрастной структуры: основное ядро морского флота составляли сухогрузы-универсалы, более половины, которых, имели запредельный (20-ний) возраст.
В свою очередь, в портовом хозяйстве также наблюдалась неразбериха.
В 80-х гг. в результате значительного роста внешнеторгового оборота образовалась диспропорция между провозной способностью флота и пропускной способностью портов. Из-за недостатка портовых мощностей в период массового поступления грузов, особенно при перевозке импортного зерна и других продовольственных товаров, на рейдах портов в ожидании выгрузки простаивало до 400 единиц транспортных судов, что приводило к омертвлению материальных ценностей, потере валюты, задержки доставки грузов потребителям, утрате их товарной кондиции.
Для устранения сложившейся ситуации были предприняты соответствующие меры. Средства были изысканы, вышло соответствующее постановление правительства, предусматривающее в течение двух лет ввод в эксплуатацию перегрузочных мощностей в 20 портах общей пропускной способностью 8,8 млн. т и причального фронта длиной 4 км.
Положение в какой-то степени улучшилось. Морской транспорт, хотя и определёнными финансовыми затруднениями (а они были всегда), продолжал развиваться.
К концу 1990 г. морские порты имели пропускную способность 360 млн. т грузов в год и полностью удовлетворяли потребности страны в перегрузке внешнеторговых и народнохозяйственных грузов.
Опять же, после распада СССР, Россия потеряла основные порты, через которые осуществлялись главные перевозки, в частности в Прибалтике и Украине остались все новые нефтеналивные, сухогрузные, контейнерные и универсальные порты (Южный, Ильичёвск, Вентспилс и др.). Назрела острая необходимость создания собственных новых портов и увеличения пропускной способности старых.
За последние восемь лет число судов, ходящих под российским флагом, сократилось втрое -- с 799 до 253, да и их размер (водоизмещение) сильно уменьшился. Только за последний год флот сократился на 15%, объем перевозок -- на 14%. Российские судовладельцы предпочитают не российский флаг, а кипрский, мальтийский и либерийский -- условия для этих судов экономически более выгодны. В итоге под флагами иностранных государств сегодня ходит половина судов, находящихся в собственности российских владельцев. И все потому, что другие страны предоставляют более льготные условия. Все это может привести, говорится в концепции, «к усилению зависимости России от мирового фрахтового рынка и увеличению импорта транспортных услуг».
Другая проблема -- загрузка портов и их развитие. Сегодня треть грузов, идущих в Россию, «причаливает» в порты Финляндии, Украины и стран Балтии. В концепции прописываются отдельные морские бассейны, поскольку каждый из них требует своих действий. К примеру, арктическому региону требуется развитие ледокольного флота, каспийскому -- придание наконец статуса и развитие комбинированных перевозок (море плюс суша), балтийскому -- строительство новых портов, черноморскому -- активизация круизных перевозок. Дальневосточный бассейн снова рассматривается в планах развития транссибирских перевозок из Азии в Европу и обратно.
В феврале 2002 г. в Москве прошло общее собрание Союза российских судовладельцев, насчитывающего в своих рядах 87 членов. На собрании были заслушаны отчет о деятельности Союза и его филиалов в 2001 г., доклад генерального директора ЗАО "ЦИИМФ" В. Пересыпкина о состоянии и тенденциях развития мирового и российского морского торгового флота, информация о совершенствовании системы управления морскими портами, о работе морской коллегии при правительстве РФ, втором морском форуме и др.
Итоги минувшего года неутешительны. За последние 10 лет мировая экономика и тесно связанная с ней морская индустрия столкнулись с серьезными проблемами. Террористические акты в США 11 сентября привели к спаду в мировой экономике, поразив и ведущую в мире державу, и другие главные центры экономической мощи - Европейский Союз и Японию. Конъюнктура в судоходном бизнесе в течение 2001 г. резко ухудшилась. Первая причина - это сокращение темпов роста мирового спроса на транспортные услуги флота из-за экономического застоя в США, Европе и Японии. В США экономический рост в 2001 г. оценивается примерно в 1%. В странах ЕС в прошлом и нынешнем годах он составит в среднем 1,5% вопреки предполагавшимся более высоким показателям. Ухудшается экономическое положение и в странах Юго- Восточной Азии, Африки, Латинской Америки. Вторая причина ухудшения конъюнктуры на фрахтовых рынках находится "внутри" самой судоходной отрасли. Это - избыток тоннажа торгового флота. Предложение тоннажа на фрахтовых рынках продолжает увеличиваться по мере роста торгового флота, хотя спрос остается прежним или даже снижается. В результате за 2001 г. ухудшился рыночный баланс спроса и предложения, произошло обвальное падение уровня фрахтовых ставок для танкеров, балкеров, контейнеровозов, химовозов, газовозов и других типов судов. На фоне мрачной рыночной конъюнктуры судовладельцев может порадовать то, что цены на суда новой постройки и бывшие в эксплуатации в такой период всегда снижаются. Правда, уровень снижения сейчас не столь быстр и активен, как в прошлые кризисные периоды. В данной ситуации это связано с высокой степенью загрузки верфей уже имеющимися заказами, которые обеспечивают их работой на два года вперед.
Таким образом, в мировом судоходстве в целом сложилась к настоящему времени довольно парадоксальное положение: спрос и ставки падают повсеместно, а мировой торговый флот пополняется все новыми судами, причем в огромных масштабах. Что касается структуры флота по флагам регистрации, то пока мировому сообществу не удается переломить тенденцию к "перетеканию" транспортного тоннажа под "удобные" флаги. Эта проблема остается одной из наиболее острых на морском транспорте многих государств, не исключая и Россию.
Россия среди других морских держав занимала в 2001 г. 25-е место по тоннажу, если исходить из формальной регистрации судов по национальным флагам. Но фактически по общему тоннажу всего контролируемого флота, т.е. с учетом судов российских владельцев под "удобными" флагами, наша страна, по подсчетам иностранных экспертов, находится на 13-м месте в мире. Состояние морского флота России Морской транспорт является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Его роль в национальной экономике существенно отличается от роли других видов транспорта.
По предварительным данным, общее количество морского транспортного флота, контролируемого Россией, по состоянию на начало 2002 г. составляет 1055 судов общим дедвейтом 11,5 млн т, из которых 57,8% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами (в 1992 г. эта величина составляла 18,4%). Состояние морского флота в современных экономических условиях характеризуется следующими негативными тенденциями: уменьшается число торговых судов, эксплуатируемых под отечественным флагом в крупных судоходных компаниях (за последние 5 лет в 2,4 раза). Однако темпы снижения за последние 3 года существенно сократились; сохраняется объективная целесообразность строительства, регистрации флота и осуществления судоходного бизнеса за рубежом; снижается участие национального флота в перевозках российских внешнеторговых грузов (в 1992 г. в общем объеме загранплавания они составляли 34%, в 2000 г. - всего около 6%); продолжается активный износ флота, зарегистрированного под отечественным флагом. В связи с незначительным пополнением флота средний возраст российских судов составляет около 20 лет, в результате происходят снижение экономической эффективности его использования, снижение уровня безопасности мореплавания и возрастание экологической угрозы при эксплуатации устаревших судов; снижается надежность работы обеспечивающих видов флота (ледокольного, аварийно-спасательного, служебно-вспомогательного, природоохранного, дноуглубительного и др.). Значительная часть этих судов устарела не только физически, но и морально.
Для преодоления сложившихся негативных тенденций была разработана подпрограмма "Морской транспорт", входящая в состав Федеральной целевой программы (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России". Совершенствование системы управления морскими портами Министерством транспорта Российской Федерации с учетом сложившейся международной практики торгового мореплавания, накопленного за последнее время опыта разработана система совершенствования структуры государственного управления морскими портами. Созданные в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 17.12.1993 г. N 1299 морские администрации портов (МАП) обеспечили государственное регулирование портовой деятельности в условиях приватизации и перехода на рыночные методы хозяйствования. В этот период увеличился объем перегрузки внешнеторговых грузов в портах Санкт-Петербург, Новороссийск и Мурманск. Введены новые мощности по перегрузке более 30 млн т грузов в год. Учитывая стратегическое значение портов в обеспечении экономической безопасности и транспортной независимости страны, принятие ФЦП, а также изменения в гражданском, налоговом и других законодательствах вызвали необходимость осуществить комплекс мер, направленных на совершенствование системы управления и государственного регулирования портовой деятельности, которые позволят более эффективно контролировать деятельность администраций морских портов, других специализированных учреждений и предприятий по безопасности мореплавания, охране окружающей среды, развитию портовых объектов и иной прибрежно-береговой инфраструктуры, находящейся в федеральной собственности. Важнейшим этапом совершенствования системы управления морским транспортом является реорганизация МАП, которая осуществляется в целях приведения их статуса в соответствие с действующим законодательством, а также разделения административно- властных полномочий и хозяйственных функций.
Страницы: 1, 2, 3