По назначению автомобили подразделяются на транспортные, служащие для перевозок пассажиров и грузов, специальные, предназначенные для выполнения тех или иных производственных операций, а также гоночные, используемые на спортивных соревнованиях (рис. 1).
Наибольшее распространение получили транспортные автомобили (рис. 2), которые разделяются на грузовые, пассажирские и грузопассажирские. К пассажирским автомобилям относятся легковые автомобили и автобусы.
Рис. 1. Классификация автомобилей
Легковые автомобили служат для перевозки небольшого числа пассажиров (до 8 человек). Грузопассажирские автомобили служат для перевозки пассажиров и небольших грузов.
Специальные автомобили служат для выполнения определенных работ и имеют соответствующее оборудование. К таким автомобилям относятся пожарные автомобили, автомобили для уборки улиц и др.
Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. К прицепному подвижному составу относятся прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски, а также специальные прицепы (например прицепы-тяжеловозы).
Одноосные прицепы применяют для работы с автомобилями малой грузоподъемности. Через дышло 2 (рис. 3, а) такой прицеп соединяют С автомобилем. Если одноосный прицеп не буксируется автомобилем, ТО для опоры опускают переднюю 1 и заднюю 3 подставки.
Рис. 3. Типы прицепного состава: а -- одноосный прицеп; б -- двухосный прицеп; в -- прицеп-роспуск; г -- полуприцеп
Рис. 2. Основные типы транспортных автомобилей: о -- легковой автомобиль ВАЗ-2103; 6 -- автобус ЛАЗ-697М; в -- грузовой автомобиль ГАЗ-53А; г -- грузо-пассажирский автомобиль ВАЗ-2102
Двухосные и трехосные прицепы используют для работы с автомобилями средней и большой грузоподъемности. Прицеп буксируют при помощи дышла 2 (рис. 3, б), шарнирно связывающего автомобиль с прицепом. Вертикальные усилия от прицепа на автомобиль практически не передаются.
Прицепы-роспуски применяют для перевозки длинномерных грузов. Грузы, уложенные в кузов автомобиля, поддерживаются прицепом-роспуском. Он имеет поворотный конник 3 (рис. 3, в) -- опорную поворачивающуюся балку, обеспечивающую правильное размещение груза. Полуприцепы или седельные прицепы передней частью опираются на седельное устройство автомобиля, который называется седельным тягачом. Поэтому часть собственного веса и веса перевозимого груза ими передается на раму седельного тягача. Отсоединенный от седельного тягача полуприцеп опирается на поддерживающую стойку 4 (рис. 3, г).
Прицепы-тяжеловозы предназначены для перевозки очень тяжелых (100, 200 тс и более) и негабаритных грузов. Для уменьшения нагрузки на колеса прицепы-тяжеловозы имеют большое число колес.
От рода двигателя различают автомобили:
паровые;
бензиновые - с двигателем внутреннего сгорания, работающими на автомобильном бензине;
дизельные - с двигателем внутреннего сгорания, работающим на дизельном топливе;
газобаллонные автомобили - с газовым двигателем внутреннего сгорания, работающим на сжатых или сжиженных горючих газах;
газогенераторные автомобили - с двигателем внутреннего сгорания, работающим на газе;
газотурбинные автомобили - с газовой турбиной;
электрические - с двигателем, работающим от аккумуляторных батарей.
Грузовой подвижной состав
К грузовым автомобилям относятся как автомобили общего назначения, имеющие, бортовые платформы, так и специализированные; самосвалы с опрокидывающейся платформой, тягачи, предназначенные для буксировки прицепов и полуприцепов, и т. д
Требования, предъявляемые к перевозке конкретных грузов, проходимости автомобиля и его грузоподъемности, определяют специализацию автомобилей:
по назначению, по грузоподъемности, по проходимости.
Для осуществления перевозок транспортные компании имеют подвижной состав, который состоит из:
грузовых автомобилей, включая автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы; пассажирских автомобилей -- автобусы, легковые автомобили; специализированных автомобилей.
Грузовой подвижной состав подразделяют в зависимости от:
полной массы автомобиля, типа кузова, проходимости.
В зависимости от типа кузова грузовые автомобили делятся на:
общего назначения с бортовой грузовой платформой;
самосвальные -- для перевозки навалочных грузов;
специализированные, приспособленные для перевозки определенных грузов и особых условий транспортировки (фургоны, цистерны, цементовозы, панелевозы, контейнеровозы и др.).
По грузоподъемности подвижной состав различают:
особо малой грузоподъемности -- до 1 т;
малой грузоподъемности -- от 1 до 2,5 т;
средней грузоподъемности -- от 2,5 до 5 т;
большой грузоподъемности -- от 5 до 10 т;
особо большой грузоподъемности -- свыше 10 т.
По проходимости грузовые автомобили делятся на:
-- дорожные (нормальной проходимости);
-- повышенной проходимости (с колесной формулой 4x4; 6x4; 6x6, предназначенные для движения по бездорожью -- «внедорожники» -- ГАЗ-6601; «Урал-4320»).
Для повышения проходимости дорожных автомобилей в зимний период используют шины с шипами противоскольжения на ведущих колесах или одевают на ведущие колеса цепи противоскольжения.
Автомобили повышенной проходимости предназначены для эксплуатации по всем дорогам в любое время года (вседорожники). Эти автомобили характеризуются всеми ведущими осями (полноприводные автомобили), обозначаются колесными формулами 4x4; 6x4; 6x6, имеют зависимую рессорную подвеску и односкатные колеса всех осей, совпадение колеи передних и задних колес, что улучшает сцепление задних колес с поверхностью дороги. Некоторые их этих автомобилей могут иметь шины с широким профилем или шину с регулируемым давлением воздуха, лебедку для самовытаскивания и блокируемые дифференциалы, раздаточную коробку с демультипликатором (с понижающими передачами), увеличенные дорожные просветы (клиренсы), уменьшенную базу (расстояние между осями колес) для снижения радиуса продольной проходимости автомобиля, увеличенный радиус поперечной проходимости, увеличенные углы въезда и съезда (углы свеса) и другие параметры, влияющие на проходимость.
К грузовому подвижному составу относятся и автомобили-тягачи, которые предназначаются для буксировки прицепного состава. Их разделяют на:
-- буксирные, предназначенные для транспортировки прицепа на буксирном устройстве и оснащенные балластной платформой для увеличения массы тягача;
-- седельные, когда тяговое усилие передается через опорно-сцепное устройство, на которое опирается полуприцеп и распределяет часть силы тяжести полуприцепа на задний мост автомобиля-тягача.
Прицепы классифицируются по:
-- способу буксировки;
-- устройству прицепного приспособления;
-- виду перевозок.
По полной массе грузовые автомобили подразделяются на семь категорий (табл. 1), что определяет их транспортное использование.
Таблица 1. Категории грузовых автомобилей
Полная масса автомобиля
Эксплуатационное назначение
До 1,2т
Выполнены на шасси легкового автомобиля для предприятий связи, торговой сети, бытового обслуживания населения
От 1,2 до 2,0т
Для перевозки небольшого количества грузов, обычно в пределах населенного пункта
От 2,0 до 8,0т
Для перевозки грузов предприятий, имеющих средний грузооборот
От 8,0 до 14,0т
Для перевозки строительных материалов, топлива и продукции крупных промышленных предприятий по дорогам с твердым покрытием
От 14,0 до 20,0т
Для обслуживания больших и установившихся фузопотоков, обычно вне дорог общего пользования (карьеры, рудники, крупные стройки)
От 20,0 до 40,0т
Свыше 40т
3 Автобусы
Автобусы - это пассажирские АТС, предназначенные для одновременной перевозке более 8 пассажиров. По конструкционной схеме автобусы подразделяются на одиночные, сочлененные и автобусные поезда.
Одиночный автобус - это пассажирское АТС эксплуатирующееся без прицепов и полуприцепов. Одиночные автобусы составляют преобладающее большинство пассажирских АТС и применяются на всех видах перевозок пассажиров, предусмотренных ГОСТ 20774-75 и классификацией (внутригородские, пригородные, местного сообщения, междугородные, туристские, общего назначения, экскурсионные, международные и другие).
Внутригородские автобусы предназначены для массовых перевозок пассажиров по территории города. Они обеспечивают возможность проезда пассажиров сидя и стоя, быстрый обмен пассажиров на остановочных пунктах, удобство посадки и высадки. Планировка салона городских автобусов (рис.3.16.) облегчает проход и создает возможность сосредоточиваться на накопительных площадках. С этой целью предусматривается комбинированное трехрядное размещение сидений в салоне, количество которых примерно составляет 25...30% общей вместимости автобуса. Высокие динамические качества городских автобусов и небольшой тормозной путь, обеспечивают движение автобусов с высокими скоростями. Автобусы, работающие без кондуктора, оборудуются радиоустановкой для оповещения пассажиров водителем, кассами самообслуживания, компостерами для гашения абонементных билетов. Городские автобусы имеют 2, 3 и 4 двери (соответственно в автобусах средней, большой и особо большой вместимости) шириной не менее 1200 мм каждая. На городских автобусах с габаритной длиной 9 м и более устанавливается автоматическая и полуавтоматическая трансмиссия, применяется подвеска, обеспечивающая постоянную высоту уровня пола над поверхностью дороги, место водителя изолировано от пассажирского помещения.
Так как городские автобусы работают на маршрутах с большой интенсивностью движения транспорта и в большинстве своем оборудованы бензиновыми двигателями, то они должны иметь высокоэффективную вентиляцию салона, а в зимнее время хорошую систему отопления.
Большие колебания пассажиропотока на городских маршрутах в течении суток, вызывают необходимость иметь автобусы особо малой, малой, средней, большой и особо большой вместимости.
Городские автобусы особо малой вместимости (маршрутные автомобили-такси), используемые в системе автобусного транспорта общего пользования в отличие от ведомственных (служебных) автобусов, должны быть конструктивно более надежны и приспособлены для ежедневной интенсивной эксплуатации и иметь усиленную конструкцию отдельных механизмов, узлов и агрегатов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5