Содержание
1 Производство
1.1Производство автомобилей в мире
1.2 Производство автомобилей в Европе
1.3 Производство автомобилей в России
1.3.1 Легковые автомобили
1.3.2 Грузовые автомобили
1.3.3 Автобусы
1.3.4 Сборочные производства
2 Продажи
2.1 Продажи автомобилей в мире и Европе
2.2 Продажи легковых автомобилей в России
3 Кредитование
4 Емкость рынка России
5 Затраты населения на покупку автомобилей в 1997-2006 годах
1.1 Производство автомобилей в мире
Мировое производство автомобильной техники за прошедший год выросло на 4% и составило 69,213 млн машин. В это число входит 49,9 млн легковых (рост 6,3%) и 18, 9 млн коммерческих автомобилей и автобусов (-1,7%). В целом увеличение объемов мирового производства произошло за счет бурного развития автомобильной промышленности Азии (+9,1%)ая (+25,9%). Китай в мировом рейтинге автопроизводителей занял третье место, сместив с него Германию. На первом и втором находятся соответственно США и Япония. Хотя при сохранении существующих тенденций по результатам текущего года они могут поменяться местами.
Производство автомобилей в странах Евросоюза за прошедший год выросло лишь на 1.1% и составило по данным АСЕА 18,6 млн шт. Положительная динамика в целом обеспечена по большей части странами новыми членами ЕС. За год они продемонстрировали рост в 23%. Однако в абсолютных цифрах на эти страны приходится пока лишь 12,7% объема выпускаемых в Европе автомобилей, а автомобильная промышленность этих стран экспорториентирована.
Заметный рост легкового автостроения в 2006 году произошел в Италии (+23%), а существенное снижение объемов выпуска во Франции (-12%). Россия по итогам прошедшего года, как и годом ранее, по объемам производства занимает пятое место.
В 2006 году количество собранных в России автомобилей впервые за долгие годы превысило отметку в 1,54 млн единиц. В том числе было собрано 1,17 млн легковых автомобилей (+9,8%), 248,2 тысячи грузовых машин (+20,3%) и 79,7 тысяч автобусов (+1,7%). Таким образом, во всех секторах автомобильной промышленности в России был отмечен рост. Основной прирост объемов в легковом секторе обеспечили АВТОВАЗ, Форд, Автофрамос и Автотор. В грузовом - значительную положительную динамику показали ГАЗ, ИжАвто и КАМАЗ. Значительно (+75%) выросли объемы сборки иностранных автомобилей на территории страны.
Общий положительный итог еще не повод для радости. В прошлом году примерно на половине предприятий легкового автопрома было отмечено снижение объемов выпуска автомобилей. Столько же закончили год с положительной динамикой. На АВТОВАЗе производство увеличилось на 6% и составило 765,6 тысяч автомобилей. "ИжАвто" добилось роста на 13,8%, "Автотор" увеличил объемы выпуска в 2,5 раза за счет сборки массовых моделей иностранного производства, "Автофрамос" выпустил в 4 раза больше Renault Logan, чем годом ранее, завод "Форд" увеличил объемы сборки на 88,9%. При этом несмотря на рост производства доля марки Lada уменьшилась в общем объеме выпуска легковых автомобилей до 68,2%.
Самыми многочисленными в структуре выпуска по классам являются В-С, более 81% от общего объема. По типам кузовов почти две трети выпускаемых автомобилей имеют кузов седан ( 60,7%). Доля хэтчбеков и универсалов по сравнению с предыдущим годом уменьшилась.
Тенденция роста производства грузовых автомобилей сохраняется уже пятый год подряд, но его темпы (+20%) в прошедшем году самые высокие за последние несколько лет. Объемы производства на ГАЗе по сравнению с предыдущим годом выросли на 14%, на треть увеличили объемы производства на КАМАЗе, значительно (+69,9%) вырос выпуск пикапов и фургонов на ИжАвто, в два раза больше было собрано грузовиков Hyundai Porter на ТаГАЗе. Доля грузовых автомобилей иностранных марок, изготовленных в России, приблизилась к отметке 3%.
Производство автобусов в России ежегодно прирастает, начиная с 1995 года. В прошлом году рост выпуска зафиксирован практически на всех предприятих этой отрасли, за исключением Ульяновского автозавода. Традиционно выросли объемы производства автобусов на ГАЗе (+6,7%), лидере в этой отрасли автопрома, стабильный рост производства показывают ПАЗ, КаВЗ, ЛиАЗ и НеФАЗ. Растут объемы сборки и на небольших предприятиях. Лидирующую позицию при этом занимает техника особо малого класса (68,9%), несмотря на некоторое снижение ее доли.
В целом же в данном секторе автопрома Росси наметилась положительная тенденция по увеличению спроса на отечественную продукцию, что ведет к росту ее производства.
Уверенный рост российского автомобильного рынка стимулирует все большее количество автомобильных компаний определяться с принятием решений об организации производства автомобилей в стране. На начало 2007 года на территории России уже действовало восемь сборочных предприятий по выпуску автомобилей иностранных марок различного масштаба.
Согласно нашему прогнозу, в 2007 году сборочные предприятия на территории РФ выпустят более 400 тысяч автомобилей против 276 тысяч в прошедшем году. На 2008-2009 годы намечено введение в строй еще ряда предприятий крупнейших мировых компаний. Введение в строй все большего числа сборочных производств позволит к 2010-2011 году превысить уровень сборки в стране 1 млн единиц автомобилей. Тем самым доля иномарок в российском автопроме превысит долю отечественных брендов.
2. Продажи
Емкость мирового автомобильного рынка растет год от года. Не стал исключением и год прошедший. Продажи новых автомобилей по данным OICA выросли на 2,5% и составили 62,6 млн штук. Легковые автомобили составляют из этого числа 46,6 млн.
Европа продолжает оставаться одним из самых емких автомобильных рынков мира. В прошедшем году в 25 странах, входящих в Евросоюз зарегистрировано 18 млн автомобилей или 29% мировых продаж. Большая часть продаж легковых автомобилей, как и машин в целом приходится на германский рынок. В прошлом году здесь было продано 3,47 млн машин (+4,5%). На втором месте по объемам Великобритания, на третьем - Италия.
Лидером в странах Евросоюза среди автомобильных брендов является Volkswagen. Концерном было продано 3,11 млн автомобилей. Суммарный рост продаж автомобилей группы составил +5,3%. Лидером по абсолютному числу проданных автомобилей и темпам роста продаж стал собственно Volkswagen. Лидером по темпам роста среди массовых брендов в Европе стала марка FIAT (+20,9%), среди люксовых брендов Lexus (+76,3%). Наибольшей долей рынка по прежнему владеют VW, за ним PSA, Ford, GM, Renault.
На российском рынке на протяжении последних четырех лет наблюдается устойчивый рост объемов продаж новых легковых автомобилей. При этом 2006 год стал рекордным как с точки зрения относительных значений (+22,9%) так и абсолютных - рынок вырос более чем на 330 тысяч машин. Всего в России было продано 1 млн 772,5 тысячи легковых автомобилей.
Основным итогом прошедшего года стал факт превышения продаж новых иномарок над отечественными автомобилями. Если в первом квартале минимальный перевес был за российскими моделями, то во всех последующих перераспределение долей в пользу иномарок составляло устойчивую тенденцию (33,6 на 66,4% в четвертом квартале).
Таким образом, к концу года иномарки занимали уже почти две трети рынка, а ежемесячный объем их реализации превысил отметку 100 тысяч машин. Вообще четвертый квартал стал рекордным для рынка. В России было реализовано более 500 тысяч новых легковых автомобилей, что позволяет говорить о преодолении уже в следующем году отметки в 2 млн машин.
3. Кредитование
Автокредитование сейчас является основной движущей силой российского автомобильного рынка. Объем продаж новых легковых автомобилей как в количественном так и в денежном выражении достаточно быстро растет именно за счет притока кредитных ресурсов. Ставки по кредитам снижаются, сроки кредитования увеличиваются, а условия получения кредитов упрощаются. Согласно нашей оценки, в 2006 году с использованием кредитных схем было продано более 40% новых легковых автомобилей - 750 тысяч. Емкость рынка автокредитования составила около 9 млрд. долларов США, в том числе около 6 млрд. из них пришлось на сегмент новых иномарок. При сохранении нынешних тенденций в текущем году уже каждый второй автомобиль будет продаваться с использованием кредитных схем.
4. Емкость рынка России
За прошедшие 10 лет (1997-2006) емкость российского рынка легковых автомобилей ( в долларовом эквиваленте) выросла почти в два раза - с 12,8 млрд. до 34 млрд. USD. В прошедшем году рынок вырос на 44% по отношению к предыдущему году. В том числе на долю LADA пришлось 14,4% (4,9 млрд.) от общих затрат покупателей. Значительно увеличили свою рыночную долю новые иномарки. Сейчас они занимают уже 69% ($23,5 млрд.) от общей емкости российского рынка. Доля подержанных иномарок сократилась с 20 до 14% (4,9 млрд.).
5. Затраты населения на покупку автомобилей в 1997-2006 годах
Самым большим рынком в России является московский регион. На долю Москвы и Московской области сейчас приходится более трети от общего объема продаж новых легковых автомобилей. Правда при этом стоит учитывать, что часть машин продается оптом региональным дилерам. Так в 2006 году московские дилеры продали 460 тысяч новых иномарок (45% от общего числа продаж) и около 120 тысяч автомобилей LADA. При этом на учет в Москве встали лишь 330-350 тысяч новых автомобилей. Вторым по величине рынком является Санкт-Петербург (с долей 8-9%). На третьем месте стоит Самарская область, затем Свердловская, Тюменская, Татарстан. Всего же на долю первых по объемам продаж регионов приходится около 90% продаж автомобилей, на остальные 50 приходится лишь 10% рынка.
По состоянию на 1 января 2007 года на учете в ГИБДД РФ числилось 35 млн 885,3 тысяч автотранспортных средств (без учета прицепов и полуприцепов). Примерно 12,5% из них находится в собственности юридических лиц, остальная автомобильная техника принадлежит частным лицам. Наиболее старыми в парке являются грузовые автомобили. На долю грузовиков старше 10 лет приходится более 60%, легковых такого возраста - 48,9%. На долю легковых автомобилей приходится примерно 75% от всего парка автомобилей, грузовые занимают около 14% парка, доля автобусов около 2%, остальное - мототранспорт.
За последний год российский легковой автопарк вырос на 1 млн 223,8 тысяч автомобилей и составил 26 млн 793,5 тысяч единиц. По-прежнему почти половина (48%) легковых автомобилей в стране приходится на долю марким LADA, причем 28,4% из них это "классика". Хотя стоит отметить, что доля этих моделей уменьшается, а переднеприводных вазовских машин растет. За прошедший год их число выросло на 273 тысяч шт. и составляет сейчас 4 млн 211,7 тысяч шт. Другие российские марки продолжают сдавать позиции, хотя их число пока еще довольно велико. На долю ГАЗа приходится около 6%, "уазики" занимают 2,5%, "Ока" - 1,6%.
Число иномарок в российском парке за прошедший год увеличилось на 1 млн 168,1 тысяч (+21,2%) и составляет теперь 6 млн 675 тысяч единиц. Доля иномарок в парке с каждым годом уверенно растет и сейчас составляет уже 25%.