На входе в расходомер встроен датчик температуры поступающего воздуха 7. В верхней части расходомера расположен обводной канал 1 с винтом качества (состава) смеси 6. Расходомеры бывают с шести- и семи штекерным подключением.
1 -- обводной канал, 2 -- измерительная заслонка, 3 -- демпферная камера, 4 -- пластина демпфера, 5 -- потенциометр, 6 -- винт качества (состава) смеси холостого хода, 7 -- датчик температуры, 8 -- контакты топливного насоса
Рисунок 2.3 Расходомер воздуха с датчиком температуры всасываемого воздуха
2.4 Электрическая схема системы впрыска
Схема электрооборудования автомобилей с системой впрыска топлива "L-Jetronic" является более сложной, в этом легко убедиться сравнив схемы представленные на рисунке 2.4. Электросхемы систем впрыска топлива "L-Jetronic" различаются в зависимости от автомобиля, двигателя, установленного на нем, и года выпуска, поэтому на рисунке 2.4 представлены только два из наиболее часто встречающихся вариантов.
Чтобы не получить травм и не вывести из строя узлы системы впрыска при обслуживании и ремонте необходимо соблюдать следующие правила:
не подключать напряжение 12 В к рабочим форсункам, так как они рассчитаны на напряжение 3 В;
не допускать работы двигателя, при проводах, плохо закрепленных на выводах аккумуляторной батареи;
не отсоединять провода от выводов аккумуляторной батареи при работающем двигателе;
отключать аккумуляторную батарею от бортовой сети при ее зарядке непосредственно на автомобиле от постороннего источника тока;
не запускать двигатель с помощью постороннего источника тока напряжением более 12 В;
перед соединением штепсельных разъемов проверьте состояние обеих частей штепселя и надежность фиксации сочленения разъема, убедитесь в наличии резинового уплотнителя и фиксирующей пружины;
разъедините разъем блока электронного управления впрыском 1, при электросварке кузова других узлов и деталей; снимите электронный блок управления, если автомобиль будет подвергаться воздействию высоких температур (80°С и выше, например в сушильной камере при окраске кузова); при измерении компрессии в цилиндрах двигателя отсоедините провода от форсунок, чтобы не допустить подачи топлива; не проверяйте провода и их соединения контрольной лампой;
не вставляйте наконечники тестера в гнезда разъемов узлов системы впрыска, измерения разрешается производить на подводящих проводах, предварительно сняв защитный кожух разъема;
при проверке напряжения в цепях предварительно проверьте степень заряда аккумуляторной батареи;
при проверке тестером электрических характеристик приборов при соединении на "массу" отсоедините провода от аккумуляторной батареи.
1 -- разъем электронного блока управления, 2 -- катушка зажигания, 3 -- выключатель положения дроссельной заслонки, 4 -- пусковая форсунка, 5 -- реле пуска холодного двигателя (послестартовое реле), б -- термореле, 7 -- расходомер воздуха, 8 -- датчик температуры поступающего воздуха, 9 -- блок реле (питание системы впрыска и включение топливного насоса), 10 -- топливный насос, 11 -- аккумуляторная батарея, 12 -- датчик температуры охлаждающей жидкости, 13--18 -- рабочие форсунки (инжекторы), 19 -- дополнительные резисторы, вариант без дополнительных резисторов показан штриховыми линиями ("LE-J"), 20 -- главная точка соединения с "массой" (шпилька крепления впускного коллектора)
Рисунок 2.4 Электрическая схема соединений системы впрыска "L-Jetronic"
2.5 Проверка, регулировка, поиск неисправностей, топливный насос
Для проверки давления подачи топлива от распределительной магистрали, отсоедините трубопровод подвода топлива и к нему подсоедините манометр. Соедините клеммы "88v" и "88d" блока реле, тем самым напряжение аккумуляторной батареи подводится непосредственно к электронасосу. Давление топлива должно быть 2,5--3 кгс/см2.
При проверке производительности топливного насоса отсоединенный конец трубопровода подвода топлива опустите в емкость, вновь включите напрямую топливный насос, через 1 мин. отключите насос. При давлении в магистрали 3 кгс/см2 в емкости должно оказаться 2,2 л бензина. Напряжение на выводах насоса должно быть 12 В, потребляемый ток 6,5 А.
2.6 Пусковая форсунка
Отсоедините колодку от пусковой форсунки, снимите пусковую форсунку, отвернув крепящие гайки. Подключите топливный насос к источнику питания (см. выше). Проверьте герметичность форсунки: при давлении топлива в системе 3 кгс/см2 из распылителя форсунки должно вытечь не более 0,3 см3 топлива за 1 мин.
Закрепите пусковую форсунку над мензуркой и включите ее. Проверьте угол конуса распыления топлива и производительность форсунки, которые должны быть соответственно около 80° и 93±11 см/мин при давлении топлива в системе 3,0 кгс/см2 и 85±10 см/мин при давлении топлива 2,5 кгс/см2. Сопротивление обмотки пусковой форсунки при 20°С -- 3--5 Ом.
2.7 Проверка рабочих форсунок
Отсоедините колодки от форсунок, включите зажигание, вольтметром проверьте напряжение на обоих контактах колодки. Электропроводка и электронный блок управления исправны, если вольтметр показывает одинаковое напряжение на всех контактах.
Проверку периодичности впрыска можно провести следующим образом. Снимите рабочие форсунки (провода, топливопроводы подсоединены). Заглушите топливопровод, идущий к пусковой форсунке. Отсоедините провод от распределителя зажигания. Включите стартер. Форсунки должны впрыскивать топливо через равные промежутки времени все одновременно.
Проверку герметичности рабочих форсунок проводите так. Отсоедините распределительную магистраль (крепится двумя болтами) и приподнимите ее до выхода форсунок из гнезд во впускном коллекторе. Распределительная магистраль в сборе с форсунками и с регулятором давления топлива в системе закрепляется на капоте. Колодки подвода электропитания к форсункам при этом отсоединены. Напрямую, см. выше, включите топливный насос. При давлении топлива в системе 2,5 кгс/см2 из форсунок должно вытекать не более одной капли топлива в минуту.
Для проверки производительности рабочих форсунок поставьте под форсунки мензурки и включите их напрямую. Проверьте угол конуса распыления и производительность форсунок, которые должны быть соответственно около 30° и 176±5,3 см/мин при давлении в системе 2,5 кгс/см2. Все форсунки (пусковые и рабочие), как правило, неразборные и ремонту не подлежат.
2.8 Регулировка холостого хода двигателя
Регулировка холостого хода осуществляется двумя винтами -- количества и качества рабочей смеси. Регулировочным винтом количества смеси установите частоту вращения коленчатого вала двигателя в пределах 900+50 об/мин (при повороте винта по часовой стрелке частота вращения снижается).
На холостом ходу содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах при системе впрыска "L-Jetronic" должно быть 0,5+0,2%
(при системах "KE-Jetronic" порядка 0,1--1,1%).
Если оно меньше, то это может быть вызвано следующими причинами:
- негерметичен впускной тракт двигателя (после измерителя расхода воздуха);
- неисправен клапан дополнительной подачи воздуха;
- неисправен регулятор давления топлива;
- частичное засорение топливного фильтра;
- несоответствие давления нагнетания насоса номинальному значению;
- неисправен электронный блок управления;
- нарушения в работе электронных устройств системы впрыска топлива.
- Причинами повышенного содержания СО могут быть:
- двигатель не прогрет или длительно работал на холостом ходу (более 5 мин);
- подсос воздуха через отверстие масломерного щупа;
- повышенный уровень масла в картере;
- повышенный прорыв отработавших газов в картер;
- негерметичность впускных иди выпускных клапанов;
- неисправность измерителя расхода воздуха;
- невыключение пусковой форсунки;
- нарушения в работе электронных устройств системы впрыска топлива;
- негерметичность рабочих форсунок.
При регулировке холостого хода обычно используются тахометр и газоанализатор. На автомобилях с лямбда-зондированием отработавших газов с использованием датчиков концентрации кислорода содержание СО может проверяться при помощи прибора BOSCH 5280. Прибор подключается к колодке диагностики и имеет светодиод. Если светодиод мигает, то содержание СО нормально. Если светодиод горит постоянно, то содержание СО завышено, а если не загорается, то содержание СО низко.
Системы впрыска "L-Jetronic" могут иметь клапаны добавочного воздуха 19, (см. рис. 35) совершенно иной конструкции, по сравнению с клапаном на рис. 12. Дополнительно к приборам показанным на рис. 35 система впрыска может иметь термоклапан, термоэлектрический выключатель и тепловое реле времени.
Возможные неисправности системы впрыска "L-Jetronic" с указаниями, что именно необходимо проверить и при неисправности заменить даны в табл. 12.
Поскольку все проверки "вручную" довольно трудоемки и сложны, для систем впрыска выпускаются специальные контрольные приборы, например, прибор BOSCH 0.684.100.202 -- для проверки электронных устройств, прибор BOSCH 6E84.100.202 --для проверки гидравлической части.
3 Датчики Холла. Устройство и работа
Датчик Холла, Особенность состоит в том, что ЭДС, снимаемая с двух граней его чувствительного элемента, пропорциональна произведению силы тока, подводимого к двум другим граням, на величину индукции магнитного поля, пронизывающего датчик. В реальных системах магнитное поле создается неподвижным магнитом, который отделен от датчика магнитомягким экраном с прорезями рисунок 3.1. Если между магнитом и чувствительным элементом попадает стальной выступ, магнитный поток им шунтируется и на датчик не попадает, ЭДС на выходе чувствительного элемента отсутствует. Прорезь беспрепятственно пропускает магнитный поток, и на выходе элемента появляется ЭДС. Обычно датчик Холла совмещают с микросхемой, стабилизирующей ток его питания и усиливающей выходной сигнал. В реальном датчике эта схема инвертирует сигнал, т. е. напряжение на его выходе появляется, когда выступ экрана проходит мимо чувствительного элемента.
а -- магнитоэлектрический генераторный с когтеобразным статором; б -- магнитоэлектрический коммутаторного типа; в -- датчик Холла; 1 -- катушка; 2, 3 -- клювообразные половины статора; 4 -- магнит; 5,6 -- клювообразные половины ротора; 7 -- приводная втулка; 8 -- зуб чатый ротор; 9 -- зубчатый статор; 10 -- экран (шторки); 11 -- чувствительный элемент датчика Холла; 12 -- микросхема
Рисунок 3.1 Датчики бесконтактной системы зажигания
Список используемых источников
1. Электрооборудование автомобилей, «За рулём», М. - 2005 г, 336 с.
2. Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта, НИИАТ, М. - Транспорт, 1976г.
3. Методы эксплуатации автомобильного транспорта: М. - 1997г.
Страницы: 1, 2, 3