Значительный рост объема перевозок грузов воздуш-ным транспортом объясняется теми преимуществами, ко-торые дает клиенту авиаперевозка по сравнению с другими видами транспорта. Главные преимущества - это более низ-кие страховые взносы, поскольку вероятность кражи, поте-ри и повреждения меньше, чем на наземных видах транс-порта; стоимость тары и упаковки также ниже. Снижение расходов на тару и упаковку объясняется тем, что перевозка в самолете, особенно по сравнению с морской, практически не причиняет грузу повреждений ввиду своей непродолжи-тельности и отсутствия ударов и качки.
В табл. 4 приведен типовой анализ стоимости перевоз-ки промышленного оборудования разными видами транс-порта в Хабаровском крае. Данные, приведенные в таблице, показывают, что если проанализировать перевозку в целом по всем ее эле-ментам «от двери до двери», то клиент может получить значительную экономию расходов, несмотря на более высокий тариф на авиаперевозку[9, 10 и др.].
Таблица 2
Структура стоимости перевозок промышленного оборудования по видам транспорта в Хабаровском крае, долл.
Виды расходов
Вид транспорта
Железнодорожный
Морской
Авиационный
Тариф
Страхование
Простой и другие расходы
Агентские расходы
Портовые сборы
Таможенная очистка
Тара и упаковка
204
12,24
19,20
7,56
-
6,96
97,14
104
47,46
5,76
157,14
190,04
7,14
18,00
28,02
Всего:
347,10
334,16
251,36
Кроме того, экономия расходов возможна в связи со сни-жением уровня товарно-материальных запасов на предприя-тии, обслуживаемом авиатранспортом. В свою очередь, сни-жение запасов ускоряет их оборачиваемость и снижает склад-ские расходы в расчете на единицу продукции.
Более того, привлекательность рынка авиаперевозок может быть обоснована при расчете экономии при передаче некоторых видов грузов на воздушный транспорт, который представлен ниже.
В качестве примера приведем расчет народнохозяйственной эффективности от передачи некоторых видов внешнеторговых грузов на воздушный транспорт Хабаровском крае.
Народнохозяйственный эффект от сокращения суммарных издержек в процессе транспортировки вследствие ускорения доставки может быть определен по формуле:
(1)
где Е -- эффект от ускорения доставки;
К - коэффициент эффективности капита-ловложений (К = 0,15);
П - годовой объем перевозок данного товара (т);
Ц - средняя цена данного товара (руб./т);
- разница в сроках доставки разны-ми видами транспорта.
Расчет эффекта от передачи грузов с железнодорожного на воздуш-ный транспорт приведем на примере перевозок товаров между Хабаровском и Москвой:
руб.
Суммарный эффект Е = 719 000 руб. Общий эффект от сокращения срока доставки при передаче грузов на воздушный транспорт с учетом экономии валютных расходов в пограничных пунктах при транспорти-ровке по железной дороге может быть определен по формуле
(2)
где - общий эффект от перевозки грузов воздушным транспортом;
- экономия валюты при передаче груза с железнодорожного транспорта на воздушный.
Таблица 3
Эффект от передачи грузов с железнодорожного на воздушный транспорт Хабаровского края
(3)
где - валютные расходы, приходящиеся на перевозку 1 т i-го товара;
- накладные расходы на пограничных станциях (таможенные и пр.);
- расходы на оплату грузовых перевозок воздушным транспортом , (4)
где - тариф на воздушную перевозку данной категории груза.
Тип самолета
Год выпуска
1996г.
2001г.
2006г.
2011г.
А-320-200
1992
33,1
28,4
24,5
20,8
Б-727-200
1978
2,5
1,8
1,3
0,6
Б-737-300
1990
23,9
18,0
15,4
12,4
Б-747-400
1993
111,2
104,5
90,3
76,9
Б-767-300
70,6
68,9
60,3
50,9
МД-11
85,1
77,7
67,0
56,9
Страницы: 1, 2, 3, 4