22
Министерство образования РБ
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Кафедра славянской истории и методологии исторической науки
Реферат на тему
«Золото и архетип солярного культа»
Подготовил:
студент 44 гр. исторического ф-та
заочного отделения
Проверил:
кандидат исторических наук
Бородин Сигизмунд Петрович
Минск
2008
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЧЕМУ ИМЕННО ЗОЛОТО?.............................................................................2
ДРЕВНЕЙШИЕ СЛЕДЫ СОЛЯРНОГО КУЛЬТА……..………………………2
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ…………………………..……………………3
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ……..……………………………………………………….3
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ…………………..…………………………………………...4
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ….……………….…………………………………………..5
ДРЕВНИЙ РИМ…………..………………………………………………………5
СОЛЯРНЫЙ КУЛЬТ В ХРИСТИАНСТВЕ………………..…………………...6
СОЛЯРНЫЙ КУЛЬТ В СКАЗКАХ НАРОДОВ МИРА…………..……………8
СИМВОЛИКА СОЛЯРНОГО КУЛЬТА……………………………..………….9
СЛЕДЫ СОЛЯРНОГО КУЛЬТА В АЛХИМИИ………..…………………….10
ЗОЛОТО И ВЛАСТЬ……..……………………………………………………..11
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………..…………………….12
ПОЧЕМУ ИМЕННО ЗОЛОТО И СЕРЕБРО?
В экономической теории считается, что замене товаров-денег непосредственно на деньги, представленные золотом и серебром, способствовали определенные качества, которые делали операции с ними более удобными: более высокая и неизменная их стоимость, компактность, хорошая делимость на доли и физическая долговечность. Складывается впечатление, что наши предки, несмотря на свое конкретно-образное мышление, были достаточно практичными людьми, раз сумели быстро понять экономические и физические преимущества благородных металлов и повсеместно закрепить их в практике торговых отношений. Но как объяснить тогда удивительную устойчивость золота на протяжении всего существования торговых отношений, в то время как появляются бумажные деньги, металлы с большей потребительной стоимостью и вроде бы такие удобные безналичные средства расчета? Почему в критические моменты люди доверяют больше золоту, почему, когда в белорусских банках разрешили продажу мелких слитков золота, за первые дни были скуплены самые мелкие номиналы? Экономические преимущества? Возможно, так оно и есть, но за этим стоит нечто большее, чем простая расчетливость, здесь скрывается что-то более древнее, что-то могучее, прячущееся в человеческом подсознании и оттуда управляющее им. Это сила Солнца, первого светила и божества, культ которого развивался и трансформировался с развитием человека, пока не отложился в мощнейший архетип человеческого сознания.
ДРЕВНЕЙШИЕ СЛЕДЫ СОЛЯРНОГО КУЛЬТА
Еще в эпоху палеолита уровень развития первобытных людей достиг такой степени, когда возникла необходимость как в эстетических переживаниях, так и во взглядах, которые давали бы представление об общей картине мира и объясняли место человека в ней. Так возникло первобытное искусство и первоначальные религиозные верования. Первобытный человек создает удивительную, поражающую своим динамизмом наскальную живопись, воспевает созидательную, материнскую силу природы через изготовление женских фигурок, названных палеолитическими Венерами, соединяет в своем сознании окружающий материальный мир и мир сверхъестественных сил в виде фетишизма, тотемизма и магии, которые, трансформируясь и переплетаясь, выливались в более сложные религиозные системы. Археологические данные отождествляют первые религиозные верования с неандертальцами, которые заботились уже о раненых и престарелых членах своего сообщества, хоронили умерших на границе своих поселений, отодвигая их от мира живых, но не теряя связи с ними, снабжали тела предметами бытового обхождения и проводили какие-то ритуалы (костяки часто посыпаны охрой). Именно у неандертальцев находят первые материальные следы солярного культа: большинство погребений сориентировано по линии восток-запад, что говорит о связи умершего с миром светил, а пещере Тешик-Таш (Узбекистан) вокруг погребенного тела рогами горного козла выложен круг, имитирующий движение солнца по небосклону. Первоначально солярный культ не выделялся среди прочих, составлял гармоничную часть первобытных верований, равнозначную остальным. Солнце было символом умирающей и возрождающейся природы, победы дня над полной опасностей ночью. Только с неолитической революцией, появлением более продуктивных отраслей хозяйства - земледелия и скотоводства - солярный культ резко вырывается вперед за счет тесной связи продуктивности этих отраслей с форс-мажорными обстоятельствами и становится одной из главнейших тем самых древних мифов и религиозных систем. Здесь встречается обожествление солнца, созидающих сил природы и, как это ни странно выявляется глубокая связь между ними и понятиями «золото» и «богатства».
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
По мнению известного исследователя мифологии М. Элиаде, любой ритуал имеет свою сакральную модель (священный пример), архетип (первообраз, первопример, оригинал). В памятнике древнеиндийской культуры «Читападха Брахмана» указывается: «Мы должны делать то, что делали сначала». Исходя из этого, считается, что всем религиозным актам дали начало боги, культурные герои или мифические предки. Среди первобытных народов любой человеческий поступок, не говоря уже про ритуалы, становится удачным только тогда, когда точно повторяет действия, которые исполнялись сначала богами, героем или предком. Согласно логике мифологического сознания, воображаемые акты создание космоса необходимо было повторять в виде ритуальных обрядов во время важнейших праздников, связанных с круговоротом природы или важнейшими событиями в жизни человека. Поэтому мифы закреплялись в социокультурном опыте человечества, оформлялись в архетипы в человеческом подсознании, где они были недоступны разрушающим последствиям смены культурных парадигм. Этот архетип глубокой взаимосвязи золота и солярного культа должна была непременно отразиться в мифах и религиозных системах. Возьмем для анализа богатый мифологический материал тех стран, где позиции солярного культа были сильны в большей степени - в Древнем Египте и Древней Индии, в Греции и Риме.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Гор, Осирис и Исида. 8 в. до н.э.
В древнем Египте солярный культ имел необычайно сильные позиции, солнцем был бог-демиург, единое начало, создавшее мир и остальных богов, солнечное божество имел практически каждый ном. Наиболее известными солнечными богами были Амон, Ра и Гор, причем последний связывается еще с периодом становления древнеегипетской цивилизации. Его происхождение и божественный
статус тесно связано с центральным мифом древнеегипетской мифологии - мифом об Осирисе и Исиде. Осирис представлял собой умирающую и воскресающую природу, Исида олицетворяла супружескую верность и материнство, была богиней плодородия и волшебства; в различных вариантах её изображения присутствуют рога коровы и солнечный диск. По отношению друг к другу они выступали как брат и сестра, муж и жена одновременно, вместе они судили мертвых. Сыном их был бог солнца Гор, покровитель власти фараона, который считался его земным воплощением. Что же касается позиций Амона и Ра, то они усилились несколько позже и часто выступали как одно божество. Их общей приметой был красный диск солнца на голове как у Исиды, а
Амон нередко изображался с головой барана. В древнеегипетских религиозных гимнах впервые солнцу приписываются эпитеты «золотой», «драгоценный», «дающий». Распространенным символом солнца был жук скарабей, наиболее часто изготовлявшийся из драгоценных металлов и золота и служащий амулетом и оберегом. Примечательно, что в результате реформы Аменхотепа IV на какой-то период установилось почитание единого бога - бога солнечного диска Атона. В своем абсолютном образе, который «не познал ни один ремесленник», он противопоставлялся остальным египетским божествам «из золота и драгоценных камней», но всё равно оставался «золотым» и «дающим». В своём единственном варианте изображения он представлялся как золотой диск, протягивающий к миру свои руки-лучи, в которых был заключен символ вечности и бессмертия - крест анх.
Возникает естественный вопрос: чем объяснить зооморфическое изображение некоторых египетских божеств, связанных с солнцем, в виде домашнего скота? Египтологи склонны считать это следствием тотемистических пережитков, но на самом деле эти связи могут иметь немного другой аспект. В своей работе «Тотем и табу» З.Фрейд имел такой побочный, но, тем не менее, достаточно интересный продукт своих рассуждений: тотем и табу являлись первыми формами общественных санкций, направленных против узколичностных интересов на благо коллектива. В этом плане логично предположить, что через причисление скота к тотемным животным родоплеменная верхушка пыталась защищать свое имущество от посягательств своих бедных соплеменников.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
РИС. 3 Храм бога солнца Сурья в Конараке.
В ведийском пантеоне индийской мифологии относительно солнечного божества нет единого представления. Сначала его как самостоятельного божества не существовало - особенность религиозных и мифологических воззрений древнейшего населения Индии в том, что они сильно абстрагированы, размыты, распылены по всему окружающему миру. В древнейшем произведении индийской мифологии - «Ригведе» - сказано, что бог Варуна «создал себе золотое качание солнца, как качели» (VII, 87, 5), то есть солнце было продуктом творения, не претендующим еще на функцию творца. Вскоре его функцию начал выполнял бог огня Агни, который в одном из своих образов идентифицировался с небесным огнем - Солнцем. В соответствии с таким пониманием новой сущности Агни выстроилась и новая мифологическая концепция его рождения, согласно которой он родился в золотой колеснице, влекомой четырьмя красными конями и имеющей колеса, в которых спицами стояли семь ветров. В этом образе «огнем богатый», как он назван в одном религиозном мифе, Агни изображался сидящим на золотом диске или стоящим на нем, причем - внимание - у него за спиной, как будто прячась, находился ягненок. Древним солнечным божеством индийского эпоса называется Митра, божество, восходящее еще к арийскому периоду. Веды представляют Митру постоянным спутником верховного бога Варуны; Митра владычествует над днем и солнцем, а Варуна - над ночью. Нужно отметить, что вообще первоначальный солярный характер Митры значительно побледнел у индийцев сравнительно с иранцами, видевшими в Митре световое божество. Как бог солнца, Митра уступил свое место богу Сурье и принял более отвлеченный характер верховного блюстителя нравственного света -правды и добродетели. Непосредственно богами Солнца в индийской мифологии называется Сурья или Савитар, которые, подобно Гелиосу, ездят по небу на золотых колесницах, изображение колеса которых как отдельного элемента считалось символом бессмертия и вечной жизни.
Страницы: 1, 2, 3