Рефераты. Жизнь и литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского

Жизнь и литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского

40

Жизнь и литургическое наследие

святого праведного Иоанна Кронштадтского

Калуга 2008 г.

Содержание

  • Глава 1. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского
    • Школьные годы
    • Студенческие годы
    • Начало пастырского служения
    • Дела благотворительности
    • Блаженная кончина
    • Глава 2. Учение святого праведного Иоанна Кронштадтского о Православном богослужении
    • О Божественной литургии
    • Взгляды отца Иоанна Кронштадтского на таинства (по его духовно-литературному наследию)
    • Заключение
    • Список использованной литературы

Введение

Мы же в молитве и служении слова пребудем (Деян.6,4)

(Любимый эпиграф отца Иоанна).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский проходил свой земной путь в эпоху, которая занимает в истории Русской Церкви, да и в гражданской истории России неординарное место. Это было время социально-политических потрясении, с одной стороны, и духовно-религиозного застоя, с другой Конец XIX и начало XX столетия были временем завершения синодального периода в жизни Церкви. В этот период в обществе были поколеблены нравственные устои, посеяно среди народа Божия неверие, попытки поисков других "истин", а порой - в светском обществе - и откровенный атеизм.

Отсутствие Предстоятеля Поместной Церкви, как земного образа Христа, проповедника великих и благодатных милостей, образовало пустоту в церковном организме. И эту пустоту заполнил государственный обер-прокурорский аппарат, который, хотя и был по плоти русским, но по духу - чуждым Церкви.

Это привело к тому, что большинство российского духовенства, и без того скованного социальными узами, к XX столетию перестало быть авторитетом для русского народа, каким оно было в допетровское время. Обездоленное, бедное, не имеющее голоса и прав, полностью зависящее от благотворителей, оно невольно пустило на произвольное развитие нравственный порядок жизни населения России. Западное влияние свободомыслия, гигантское развитие капиталистических форм промышленности, развал патриархальных устоев крестьянства - все это породило в России индифферентное отношение к церковной жизни. Поэтому неслучайно наиболее образованное привилегированное городское духовенство, в лице его передовых представителей, осознавая пагубность состояния духовно-нравственной жизни страны, задумало провести ряд организационных реформ для поднятия авторитета Церкви среди народа, и, в первую очередь, среди интеллигенции. Конец XIX - начало XX века - время назревающих бурь после двухсотлетнего затишья в стане Русской Православной Церкви. Это стремление к реформам, а также острая социальная несправедливость, расслоение на далеко не равные классы стали основными отличительными чертами эпохи протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского).

С развитием многочисленных частных форм владения собственностью большая часть народа вела нищенскую жизнь. Проведенная правительством земельная реформа раскрепостила крестьян, и многие исконные земледельцы стали покидать свои веками обжитые места, увеличивая число рабочих, многие из которых, в силу своего сельского происхождения и необразованности, не смогли достичь успехов в ремесленном деле и тем самым пополнили обездоленные слои чернорабочих. В стране процветали пьянство, воровство, проституция, толпы людей мигрировали из одного места страны в другое. Такое положение простого народа не могло не отразиться на его духовной жизни. Священники не могли, в силу постоянной сменяемости паствы, влиять на духовный уровень своих прихожан. В результате пастырская деятельность пришла в упадок, а духовенство, в особенности сельское, вместе со своей паствой катилось в духовно-нравственную пропасть. Наряду с безрадостным состоянием простого народа те, кого называли "отечества отцами", придавались разгульной, роскошной жизни. Постоянные пирушки, отмежевание от церковных законов - вот образ жизни высших слоев общества того периода.

Суббота с ее Всенощным бдением накануне воскресного дня, которая всегда считалась в народе днем обязательного посещения церкви, перестало быть для аристократии вечером молитвы, она стала вечером отдыха и развлечений. "Развлекались по субботам в царской России, - констатирует архиепископ Никон, - вопреки закону и церковному и даже гражданскому, против чего непрестанно высказывалась Церковь. Эта практика неуклонно расширялась и упрочивалась, принимая характер чего-то оправданного, - грозный то был симптом расцерковления общероссийского" Архиепископ Никон. Лже-православие на подъеме. - Джорданвиль, Нью-Йорк. - 1954. (эл. вариант).

Бедность и роскошь различных слоев нации - эти две крайности вели к окончательному упадку нравственности: в народе иссякла любовь, появились озлобление, ненависть друг к другу, маловерие, а порой - и чистый атеизм. Кроме того, это было время многочисленных ересей, родителями которых становились некоторые видные представители российской интеллигенции; время необычного (после закона 1905 года о свободе вероисповедания) подъема сектантской деятельности.

Многие понимали, что Церковь может и должна внести ясность в сложную жизнь России, помочь разуверившимся во всем людям приобрести веру, вдохнуть живой дух в измученное народное тело. Для достижения таких высоких целей нужны были и соответствующего уровня пастыри, ибо на них возложена великая и святая обязанность - пасти Церковь Христову - словесное стадо (Деян. 20, 28).

Много тогда было в России пастырей, но один из них был особенным. Его особенность проявлялась во всем: в его богослужениях, в его проповедях, словах, речах, в требах, совершаемых им, в его заботах о бедных, больных, в его внешнем облике и манерах, наконец, в его особых дарах - любви, исцелениях, чудесах.

Это был настоятель Андреевского собора в Кронштадте отец Иоанн Сергиев, более известный в народе как отец Иоанн Кронштадтский в 1990 году причисленный Освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви к лику святых.

Вопреки весьма распространенному, особенно среди секуляризованной части общества, мнению, что почитание отца Иоанна и его влияние ограничивалось темными, безграмотными и забитыми слоями русского общества, следует отметить, что круг почитателей о. Иоанна был обширнейшим. Без преувеличения можно сказать, что это были практически все сословия русского общества, и влияние о. Иоанна на жизнь этого общества было весьма заметным.

Лучшим опровержением расхожего мнения о влиянии и авторитете о. Иоанна в узком кругу экзальтированных богомолок и темной, необразованной бедноты может служить обширная переписка о. Иоанна с самой образованной и влиятельной частью русского общества, которая любила о. Иоанна не меньше, чем облагодетельствованная им беднота, для которой он был также близок и дорог.

В телеграмме от 20 декабря 1907 года Император Николай II писал отцу Иоанну: "Радуюсь сердечно и благодарю Бога, даровавшего Вам улучшение здоровья, а всей России драгоценной Вашей жизни. Николай". Значение личности отца Иоанна в жизни Церкви и общества было осознано уже его современниками. Сразу после кончины отца Иоанна 12.01.1909 года вышел за подписью Императора Николая II Высочайший рескрипт, данный на имя митрополита Санкт-Петербургского Антония, о ежегодном поминовении отца Иоанна. На основании этого рескрипта было принято Определение Святейшего Синода, согласно которому Учебному Комитету было поручено внести в учебную программу изучение жизни, деятельности и духовного наследия отца Иоанна. Таким образом, жизнь и творения отца Иоанна Кронштадтского его современниками ставилось в один ряд с жизнью и творениями святых отцов и учителей Церкви.

Трудно переоценить значение личности святого праведного Иоанна Кронштадтского и его наследия для церковного народа и в наше сложное время.

Все духовное наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского говорит о вере в Бога и настойчиво устремляет мысли и чувства людей к Небу, учит нас отрешаться от мирских пристрастий и жить в Боге. Голос отца Иоанна - как бы голос среди бури, голос успокаивающий, зовущий к мужеству, к борьбе и терпению во Христе. Его цель - спасти человека, возродить его нравственно. Не это ли цель, только в еще более острой духовно-нравственной ситуации, стоит сегодня и перед нами? Общество сегодня стремится к очищению, к возрождению, что определяет нынешнюю благородную и высокую миссию Церкви в современном мире.

Наша работа, возможно, не представляет никакой исторической ценности, но имеет своей целью основательно изучить жизнь и труды святого праведного отца, а в особенности его учение и мысли о православном богослужении, которое неустанно совершалось и совершается в храмах Божиих.

Глава 1. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского

Детство

Родился святой праведный Иоанн Кронштадтский в Архангельской губернии в селе Сура в семье бедного сельского причетника Ильи Сергиева и его жены Феодоры Власьевны. Платонова А. Пастырь молитвенник. (Очерк жизни отца Иоанна Ильича Сергиева). - С-Пб., 1912. (эл. вариант) 19 октября 1829 года, в день памяти великого болгарского святого преподобного Иоанна Рыльского, в честь которого он и был наречен Семенов-Тян-Шанский Александр, священник. Отец Иоанн Ильич Сергиев. - Нью-Йорк, 1955. (эл. вариант).

"За слабостью здоровья крещен в доме священником Сергиевым; восприемники: Иван Кунников и священника Сергиева дочь Дарья", - такова подлинная запись о рождении отца Иоанна в метрической книге Алабовский М., священник. Великий пастырь русского народа. (Блаженной памяти отца Иоанна Ильича Сергиева). - Киев, 1909. (эл. вариант).

Отец Иоанна, Илья Михайлович Сергиев, был не очень грамотным человеком, однако служил псаломщиком в местном сельском храме Семенов-Тян-Шанский А. Цит. соч. (эл. вариант). Этот приход был небогат. В церкви даже священные сосуды были оловянные Сурский И.К. Отец Иоанн Ильич Сергиев. - т. 1.М., Паломник. 1994. - с. 41..

Сведений об отце дошло мало, но известно, что дед отца Иоанна был священником, также как и большинство предков в роду отца, и это в течение, по крайней мере 350 лет.

Впоследствии, в беседе с игуменьей Таисией, отец Иоанн рассказывал: "Отец мой родился в 1802 году. В 1824 году он окончил учение в духовном уездном училище, в 1828 женился, а в 1829 году я, по милости Божией, родился на свет. Он женился на 26 году жизни" Сергиев Иоанн Ильич, протоиерей. Путь к Богу. - С-Пб., 1905. - С. 201.. "Родители мои были бедны; притом, отец постоянно хворал; от тяжелых трудов у него сильно болел живот, в котором были не то грыжа, не то рак, от которого он умер рано, 48-ми лет Письма отца протоиерея Иоанна Сергиева к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумении Таисии (149 писем). С-Пб 1909. С. 25., в 1851 году".

Феодора Власьевна, мать отца Иоанна, прожила сравнительно долго и увидела занимавшуюся славу своего сына. Она была женщиной простой и глубоко верующей. Мальчик был слаб здоровьем, часто болел, однажды едва не умер от оспы. Не раз приходилось Иоанну видеть свою мать в слезах перед иконой Богоматери. Он видел, как она молилась за него, и сам учился глубокой проникновенной молитве Михаил (Семенов), иеромонах. Отец Иоанн Ильич Сергиев (Полная биография с иллюстрациями). - С-Пб., 1903. - с. 5-6..

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.