Рефераты. Женщины в религии Востока

Протестантизм с самого начала своего развития ориентирован на иное отношение к привычному, "традиционному". На смену старой религиозной философии приходит новая, где нет места прежним стереотипам. Идолопоклонство в любых его формах неприемлемо для последователей учения Реформаторов. Отсюда - попытка отринуть от себя "старое" и стремление к переосмыслению всего того, что имеет отношение к нему.

Может быть, поэтому женщины в протестантизме не ограничиваются своим соучастием в служении Богу, а, стремясь к равноправию, претендуют на "святое святых", привилегию мужчин - служение в Церкви. Было бы не лишним вспомнить о "Женской Библии" ("Woman's Bible") Элизабет Кэйди Стэнтон - критический комментарий, в котором утверждалось, что мужчины манипулируют религией для того, чтобы узаконить свою власть.

Известны факты появления женщин в среде католических священников. Однако чаще всего сами женщины придерживаются мнения, которое высказала Ж. Круассан - о служении, которое не принижает достоинства женщины, но возвышает его - о священстве сердца.

"…и ей (женщине. - М.В.) дано участвовать в богослужении: она приносит Господу не внешние, но внутренние дары -- себя самое, боль своего сердца. Ее жертвой становится ее страдание.

… Полностью отдавая себя Богу, женщина соединяет свое приношение с Жертвой Христовой -- таинством живого присутствия Бога среди нас. Сила этого таинства преображает мир. В этом смысле женщина -- “священник” по натуре.

Она может нести служение дьяконии, духовного водительства, в наше время можно встретить даже женщину -- раввина. Но священником в общепринятом смысле слова она быть не может, ибо священник представляет в этом мире Самого Христа".

Точка зрения большинства православных священнослужителей на данный вопрос подчас консервативна. Женщина принимается церковной традицией как сестра или мать. Состояние между девственностью и материнством оценивается как блуд. Любая попытка возвысить женственность зачастую воспринимается православной традицией сродни возвышению "вавилонской блудницы", а, следовательно, - предвестием царства антихристова.

Наше исследование не ставит перед собой цели апеллировать к каким-либо оценкам по поводу сказанного. Нам представляется важным сделать акцент на разнообразии мнений на этот счет. Поэтому мы лишь попытались очертить контуры проблемы, показать ее глубину и необходимость пристального внимания со стороны исследователей, занимающихся гендерной проблематикой. Лишь обратившись к религиозной сфере мы можем открыть для себя истоки многих интересующих нас вещей, таких как власть, сила и вытекающая из нее проблема насилия.

Заключение

Тема женщины в религии была и продолжает оставаться актуальной в наши дни. Поднимая вопрос о роли женщины в политике, образовании, семье и других областях социальной жизни, мы не можем пройти мимо такой важной сферы, как религия, ибо именно в этой сфере лежат корни многих проблем, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, отстаивая права женщины.

Не секрет, что религиозные парадигмы общества зачастую являлись доминирующими по отношению к другим областям общественной жизни. Исходя из этого, мы можем говорить о стереотипах, которые изначально сложились в сфере религии, а затем выплеснулись за ее пределы.

Итак, положение женщины в трех религиях, так как они выражены в их основных источниках, существенно отличаются от того, что мы можем наблюдать в практической жизни последователей этих религий. Поэтому мы опирались в большинстве случаев на доказательства, взятые мной из Корана, высказываний Пророка Мухаммада (мир ему), из Библии, Талмуда, из речей наиболее влиятельных отцов Церкви, чьи взгляды существенно способствовали формированию и оформлению христианства.

Интерес к этим источникам соотносится с тем, что понимание религии нельзя строить исходя из наблюдения за поведением отдельных ее последователей, поскольку это не дает о ней верного представления. Одни путают религию с культурой, другие не знают того, о чем говорится в их религиозных книгах, а третьи вообще не задумываются о подобных вещах.

Итак, сравним три религии и отношение к женщине в них:

1. Прелюбодеяние считается грехом во всех религиях. Библия выносит смертный приговор для прелюбодея и прелюбодейки (Левит, 20:10). В Исламе также предусмотрено одинаковое наказание для прелюбодея и прелюбодейки (Коран, 24:2).Однако определение прелюбодеяния в Коране отличается от библейского.

Прелюбодеяние, в соответствии с Кораном, - вступление женатого мужчины или замужней женщины во внебрачную связь.

Библия же считает преступной только внебрачную связь женщины (Левит, 20:10, Второзаконие, 22:22, Притчи, 6:20 - 7:27).

"Если мужчину найдут спящим с женою другого человека, и тот мужчина, и та женщина должны умереть" (Второзаконие, 22:22), "Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею; если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего: да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка" (Левит, 20:10).

В соответствии с библейским определением, если женатый мужчина спит с незамужней женщиной, то таковое вообще не считается преступлением. Женатый мужчина, имеющий внебрачные связи с незамужней женщиной, не является прелюбодеем, равно как и незамужняя женщина, вступившая с ним в связь, не является прелюбодейкой.

Прелюбодеяние считается преступлением только в том случае, когда мужчина женатый или неженатый, спит с замужней женщиной. В этом случае, мужчина считается прелюбодеем, даже если он не женат, и женщина считается прелюбодейкой. Иными словами, прелюбодеянием является любая запретная половая связь замужней женщины. Внебрачные связи женатого мужчины не являются преступлением для него.

Почему существует такой двойной стандарт в морали? В соответствии с "Энциклопедией Иудаизма", жена является собственностью мужа, и прелюбодеяние нарушает его исключительное право на нее; жена же, будучи собственностью мужа, не имеет прав на него. Таким образом, если мужчина вступает в связь с замужней женщиной, то нарушает право собственности другого мужчины и, следовательно, должен понести наказание.

До настоящего времени в Израиле существует практика, что если женатый мужчина поддерживает внебрачную связь с незамужней женщиной, его дети от этой женщины считаются законнорожденными. Но если замужняя женщина поддерживает внебрачную связь с другим мужчиной, женатым или неженатым, ее дети от этой связи являются не только незаконнорожденными, но считаются внебрачными. Им запрещено жениться на еврейках, за исключением новообращенных или прижитых вне брака. Этот запрет распространяется на десять последующих поколений, пока тень прелюбодеяния окончательно не померкнет.

В Коране, с другой стороны, нет упоминаний того, что женщина является собственностью мужчины. В Коране красноречиво описываются супружеские отношения: "[Другое] из Его знамений - то, что сотворил Он жен для вас из вас самих, чтобы находили вы успокоение в них, и установил [Он] любовь и благосклонность [взаимную] между вами. Воистину, во всем этом - знамения ясные для людей размышляющих" (Коран, 30:21).

Такова кораническая концепция супружеских отношений: любовь, милосердие, покой, отсутствие права собственности друг на друга и двойной морали.

2. Отношение к одному и тому же виду женского головного убора в разных культурах существенно различается. В одних случаях платок на голове у женщины почитается как знак святости, когда его надевают католические монахини, а в других - подвергается брани, как знак притеснения, когда его надевают мусульманские женщины из соображений скромности и благочестия.

3. Три религиозные системы поразительным образом различаются в отношении развода. Христианство полностью отрицает развод. Новый Завет безоговорочно настаивает на нерасторжимости брачных уз.

Это отношение основано на словах Иисуса (мир ему), сказавшего:"А я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать: и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Евангелие от Матфея, 5:32).

Такой бескомпромиссный идеал является, без всякого сомнения, недостижимым. Он предполагает такой уровень морального совершенства, которого человеческие общества вряд ли когда-либо смогут достичь. Когда супружеская пара понимает, что семейная жизнь не удалась, то запрет на развод не приводит ни к чему хорошему. Принуждать такие пары к продолжению совместной жизни против их воли не является ни эффективным, ни разумным. Неудивительно, что весь христианский мир добился разрешения на развод.

Иудаизм, с другой стороны, позволяет развод без всякого повода к нему. В Ветхом Завете мужу дается право на развод с женой, если она ему просто не нравится: "Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего. И она выйдет из дома его, пойдет и выйдет за другого мужа; и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жены, то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жены, после того, как она осквернена: ибо сие есть мерзость перед Господом, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел" (Второзаконие, 24:1-4).

Вышеприведенные стихи вызвали серьезные дебаты среди еврейских теологов, у которых возникли разночтения таких слов, как "неприятный"(displeasing), "непристойность" (indecency), "отвращение" (dislike), упомянутых в стихах. В Талмуде "зарегистрированы" эти разные точки зрения: "Школа Шаммай придерживается мнения, что муж не должен оставлять свою жену, пока не обнаружит ее вины в половых отношениях, в то же время, согласно учению Хиллел, считается, что он может развестись с ней, даже если она просто разбила блюдо в его доме. Ребе Акиба говорит, что развод возможен, если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена" (Гиттин, 90 а-б).

Новый Завет придерживается шаммаитской школы, иудейские же законы основаны на мнении последователей гиллелитской школы и Ребе Акиба. Поскольку возобладала точка зрения гиллелитов, то восторжествовала нерушимая традиция иудейского права давать мужу свободу в инициации развода без всякой причины на это.

Ветхий Завет не только дает мужу право разводиться с "разонравившейся" женой, он считает развод с "плохой" женой обязанностью мужчины: "Плохая жена несет унижение, потупление взоров, ранит сердце. Опускаются руки и слабнут колени мужчины, жена которого не способна дать ему радости. Женщина - источник греха, и через нее мы гибнем. Не храни воду в худом сосуде и не позволяй дурной жене вести речи, какие ей хочется. Если же она восстает против воли твоей, дай ей развод и отправь от себя" (Екклесиаст, 25:25).

Талмуд указывает на те особые действия, которые может совершить женщина, и после совершения которых, муж обязан дать ей развод: "Если она ела на улице, если она жадно пила на улице, если она кормила грудью на улице, в каждом случае, как говорит ребе Мейер, она должна покинуть своего мужа" (Гиттин, 89а).

Талмуд также рекомендует развод с бесплодной женой (у которой нет детей в течение десяти лет): "Наши ребе учат: если муж взял себе в жены женщину и прожил с ней десять лет, и она не зачала, он должен дать ей развод" (Е.,64а).

Жены, напротив, по иудейскому праву не могут быть инициаторами развода. Еврейская жена, однако, может просить права на развод перед иудейским судом в случае, если у нее существуют для этого веские причины. Существует совсем немного таких причин, в соответствии с которыми женщина может обратиться с просьбой о разводе. Эти основания таковы: наличие у мужа физических недостатков или кожной болезни, или в случае невозможности мужем выполнять свои супружеские обязанности и т.п.

Суд может поддержать просьбу женщины о разводе, но не может расторгнуть брак. Только ее муж может расторгнуть брак с ней, выдав ей разводное письмо. Суд может осудить, наложить штраф, взять под стражу, вынести общественное порицание с тем, чтобы заставить его выдать необходимое разводное письмо его жене. Однако если муж достаточно упрям, он может отказаться дать жене развод и она будет связана с ним. Хуже того, он может покинуть ее, не дав развода, и она будет незамужней и неразведенной.

Он же имеет право жениться на другой женщине или сожительствовать с незамужней женщиной без совершения свадебного обряда и иметь от нее детей, которые в соответствии с иудейским правом будут считаться законнорожденными. Покинутая жена, напротив, не сможет выйти замуж за другого человека, пока она является замужней перед законом и не может сожительствовать с другим мужчиной, поскольку в этом случае она будет считаться прелюбодейкой, а ее дети от этой связи будут считаться вне закона на десять последующих поколений.

Женщина, находящаяся в таком положении, называется "агуна" ("связанная"). В США сегодня по приблизительным данным от 1000 до 1500 таких женщин, а в Израиле их около 16000. Мужья способны вымогать тысячи долларов у своих "связанных" жен за дачу разводного письма по еврейскому закону.

Ислам занимает усредненную позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.

Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Сначала следует сказать о признании развода. Ислам признает право обоих супругов прекратить их матримониальные отношения. Ислам дает мужу право для совершения талак (развод), более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием "кула".

Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, данные ей как свадебный дар. Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные подарки независимо от того, насколько дорогими и ценными они были: "Если захотели вы заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами [в качестве махра] даже кинтар золота, то не забирайте ничего из [богатства] этого. Неужели станете вы отбирать что-либо несправедливо и совершая грех явный?" (Коран, 4:20).

Если жена хочет расторгнуть брак, то она может вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его.

Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака: "О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по-хорошему, или отпустить ее достойным образом (т.е. без споров об имуществе и оговора). Не дозволено вам удерживать что-либо из дарованного [в качестве махра], если только не возникли у обеих сторон опасения, что нарушают они этим законы, Аллахом установленные. А если же опасаетесь вы, что нарушат муж и жена законы эти, то не совершат они греха, если выкупит она развод [за счет махра, при замужестве оговоренного]. Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Всевышнего, - нечестивцы" (Коран, 2:229).

Однажды женщина пришла к Пророку Мухаммаду (мир ему), ища поддержки в деле о расторжении брака, и сказала, что у нее нет никаких жалоб на мужа или его обращение. Единственной ее проблемой является то, что она не может больше поддерживать с ним узы брака. Пророк (мир ему) спросил ее: "Вернешь ли ты ему его сад (данный ей в качестве свадебного дара)? И она сказала: "Да". Пророк (мир ему) велел тому человеку забрать свой сад и принял решение о расторжении брака (Бухари).

В некоторых случаях, мусульманка желала бы сохранять брак, но должна требовать развода по основательным причинам, к которым относятся: жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем супружеских обязанностей и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак.

Иными словами, в Исламе женщине предлагается некое равноправие: она может прекратить брак посредством процедуры кула и может добиться развода. Упрямством муж не сможет привязать к себе жену-мусульманку. Именно наличие таких прав у женщины приводили к тому, что иудейки, жившие в раннеисламских обществах VII в., прибегали к помощи мусульманского суда в деле получения разводного письма от мужа. Ребе отвергали правомочность добытых таким образом разводных писем и аннулировали их действие. Для того, чтобы прекратить такую практику, ребе дали новые права и привилегии еврейским женщинам в попытке предотвратить их обращение в мусульманские суды.

Еврейские женщины, жившие в христианских странах, не обретали и этих привилегий, поскольку практика разводов на территориях распространения Римского права была не более привлекательна для них, чем практика еврейского права.

Посмотрим теперь, как Ислам борется с разводами. Пророк (мир ему) говорил своим последователям так: "Из всех дозволенных действий, развод более всего ненавистен для Всевышнего" (Абу Дауд).

Мусульманин не может развестись с женой только потому, что она ему разонравилась. Коран наставляет мусульман хорошо относиться к женам даже в том случае, если чувства мужа к жене остыли или он не любит ее: "Обращайтесь достойно с женами вашими. Если же неприятны они вам, то ведь может случиться так, что неприятное обратит вам Аллах во благо великое" (Коран, 4:19).

Пророк Мухаммад (мир ему) давал такие же указания: "Верующему не дозволено относится недоброжелательно к верующей. Если ему ненавистно дурное в ней, то пусть удовлетворится тем, что в ней есть доброго" (Муслим).

Пророк (мир ему) также подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто - лучший для своих жен. "Уверовавшие наилучшим образом проявляющие свою веру те, кто у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, кто добры к своим женам" (Тирмизи).

Однако Ислам - это практическая религия и в ней действительно признается, что существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно. В этих случаях добрый совет и контроль над собой не могут разрешить проблему. Что же делать, чтобы сохранить брак в этих случаях? В Коране содержится несколько практических советов для супругов (мужа или жены), если один из них (муж или жена) поступает дурно.

Для мужа, жена которого своим поведением создает угрозу браку, в Коране имеется четыре типа советов, которые детально рассматриваются в следующих аятах: "Мужья - попечители жен [своих], поскольку одним (т. е. мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т. е. женами) и поскольку расходуют мужья [на содержание жен] из имущества своего. Преданы женщины добродетельные [мужьям своим], и хранят честь и имущество, которое велел беречь Аллах. А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте [сначала], [потом] избегайте их на ложе супружеском и [,наконец,] побивайте их. Если же повинуются они вам, то не обижайте их. Воистину, возвышен Аллах, превелик. Если опасаетесь вы развода между супругами, то назначьте по представителю справедливому [как] со стороны его семьи [так] и [со стороны] ее семьи. Если оба они пожелают помириться, то помирит их Аллах" (Коран, 4:34-35).

Сначала должны быть испробованы первые три способа. Если они не помогают, то следует обратиться за помощью к семьям. Следует заметить, что в свете вышеприведенных аятов, физическое наказание взбунтовавшейся жены рекомендуется как временная мера и последнее средство в случаях крайней необходимости, употребляемое в надежде обуздать поступающую дурно жену. Если оно срабатывает, то мужу возбраняется продолжать "искать пути против" жены, что и выражено ясно в этом аяте. Если же это средство не срабатывает, то мужу все равно не разрешается продолжать использовать его, а требуется обратиться к семьям родственников за помощью в разрешении конфликта.

Пророк Мухаммад (мир ему) наставлял мусульманских мужчин избегать использования этих крайних мер, кроме тех случаев, когда жена совершает явную мерзость. Даже и в этих случаях наказание должно быть легким и, если жена повинуется, то муж не имеет права терроризировать ее. "Если же они совершают явную мерзость, вы можете покинуть их на постелях их и назначить им легкое наказание. Если они станут покорны вам, то не ищите пути против них и не докучайте им" (Тирмизи).

Далее, Пророк (мир ему) осуждает всякое несправедливое физическое наказание. Некоторые мусульманские жены жаловались ему на то, что их мужья бьют их. Услышав об этом, Пророк (мир ему) категорически заявил: "Те, кто бьет жен своих, не из числа лучших среди вас" (Абу Дауд).

И нужно еще помнить, что по этому поводу Пророк (мир ему) также сказал: "И лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший среди вас для своей семьи" (Тирмизи).

Одной женщине по имени Фатима бинт Кайс Пророк (мир ему) отсоветовал выходить замуж за человека, известного тем, что он бил своих жен: "Я пришла к Пророку и сказала: Абул Джам и Муавийа ищут моей руки. Пророк сказал: "Муавийа беден, а что до Абу аль Джама, то он бьет женщин" (Муслим).

Следует отметить, Талмуд разрешает применять физическое наказание по отношению к жене в качестве дисциплинарной меры. Муж не ограничивается такими особыми случаями, как "открытая мерзость". Ему разрешено бить жену даже если она только отказывается выполнять домашнюю работу. Более того, не существует такого ограничения, как использование легкого наказания. Ему предоставляется возможность обуздывать строптивую жену бичеванием или морить голодом.

Для жены, муж которой отличается дурным поведением, создающим угрозу браку, в Коране дается следующий совет: "И если почувствует жена, что неласков супруг с ней или избегает ее, то не грех им уладить по доброму [возникшую неприязнь], ибо примирение [для супругов] - лучше" (Коран, 4:128).

В этом случае жене следует искать примирения с мужем (через посредство родственников или без него).

Важно отметить, что Коран не советует жене прибегать к тем двум мерам - отказывать в сексе или применять физическую силу. Некоторые исламские теологи предлагали применение таких мер против мужа со стороны жены. Так, предлагалось сначала увещевать поступающего дурно супруга, затем запрещать ему посещать по ночам супругу и, наконец, подвергнуть его символическому побитию.

Подводя итог, следует сказать, что Ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется в соответствии с Кораном делать все возможное, чтобы сохранить священные узы. Если ни один из способов не приводит к результату, то, по Исламу, супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно.

4. Среди немногих наставлений в Исламе, которых мусульмане строго придерживаются до сего дня, - особое отношение к матери.

5. В Коране впервые рождение девочки было описано как божественный дар.

Литература

1. Абрамович Н.Я. Женщина и мир мужской культуры. Мировое творчество и любовь. М., 1913.

2. Альбедиль М.Ф. Женская энергия - основа семейных отношений в индуизме // Индийская жена. - М., 1996. - С.68-77.

3. Андреев Д. Роза мира. -- М., 1992.

4. Библиоман М. Исторические этюды о женщинах (женщина первобытная). СПб, 1967.

5. Библия.

6. Блаватская Е. Тайная доктрина. -- В 2 т. -- Л.,1991.

7. Брайсон В. Политическая теория феминизма/ Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. - М.: Идея-Пресс, 2001.

8. Браун Л. Женский вопрос, его историческое развитие и экономическое значение. СПб.,2002.

9. Браун Л. Женщина и политика. СПб.,2000.

10. Вагабов М.Н. Ислам и семья. М., 1980.

11. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. -- М.,1990.

12. Василевский Л.М. Женский вопрос. СПб.,2001.

13. Воробьева М.В. Женский образ верховного божества в формировании традиций и стереотипов// Общество в гендерной перспективе. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.

14. Грюнебаум Т.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1991.

15. Гунский А.Ю. Женщины в Буддизме (ПО МАТЕРИАЛАМ ПАЛИЙСКОГО КАНОНА) - Самара, 2003.

16. Дин Э. Знаменитые женщины Библии / Пер. с англ. Блейз А.И. - М.: Крон-Пресс, 1995. - 331 с.: 15 л. ил. - (Академия). - На обл. авт. не указ. - Пер. изд.: All of the Women of the Bible / Deen E.

17. Женщины в семейной и социальной жизни. /Ред. И.Р.Г. СПб.,2001.

18. Живописное путешествие по Азии, сост. на фр. яз. Пер. Е.Корша. Изд. А.С. Ширяева, М., Тип. Н.Степанова. 1999, Т.3.

19. Зыбина А. Взгляд на значение женщины в исторической жизни народов. М.: 1970. Тип. В.Готье.

20. Кнотт Ким. Индуизм/ Пер. с англ. - М., Изд-во "Весь Мир", 2001. С. 121- 138.

21. Кнотт Ким. Индуизм/ Пер. с англ. - М., Изд-во "Весь Мир", 2001. С. 111- 112.

22. Коран. Уфа, 1991.

23. Косвен М.О. Матриархат. -- М.-Л.,1948.

24. Круассан Ж. Призвание женщины или священство сердца/ Пер. с фр. Г. Могилевской. - М., "Полиграфкнига", "Триумф Сердца", 1996.

25. Ланге Е. Женский вопрос в его современной постановке. М., 2000.

26. Лафарг П. Женский вопрос. 2001.

27. Легуве Э. Вопрос о правах женщин // Библиотека для чтения. 1862. N 11.

28. Микушевич В. Женщина и христианство // Преображение. - М., 1993.

29. Миль Дж. О подчинении женщины. -- СПб., 1882.

30. Михайлов М.Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе // Современник. 1860. №4.

31. Михайлов П.П. Роль и значение первобытной женщины. СПб.,2002.

32. Мусульманское право. М., 1984.

33. Первый Конгресс по проблемам женского священства в Дублине // "Благовест-инфо", 25 апреля 2001г.

34. Постернак А. Женское служение в ранней христианской Церкви (I-VI вв.) // Альфа и Омега. - М., 1996. - N 2/3.

35. Постернак А.В. Служение женщин в раннехристианской церкви // Античность и Средневековье Европы. - Пермь, 1996.

36. Свенцицкая И.С. Женщина в раннем христианстве // Женщина в античном мире. - М., 1995.

37. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. -- СПб., 1998.

38. Учок Бахрие. Женщины-правительницы в мусульманских государствах. М., 1982.

39. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М., 1978.

40. Шариф Абдель Азим. Женщина в Исламе и в иудео-христианском мире.

41. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. -- М., 1993.

42. Элизабет Бер-Сижель. Служение женщины в церкви. - М., Библейско-Богословский Институт св. Апостола Андрея, 2002.

43. http://woman.upelsinka.com/history/ind_1.htm

44. http://subscribe.ru/catalog/religion.woman

45. http://woman.upelsinka.com/modern/christ_1.htm

46. http://www.shaivam.org/hipfaq_r.htm

47. http://www.islam.ru/woman/woman_islam/

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.