Рефераты. Христианские обряды

Святые места - это места, связанные с событиями церковной истории, с чудесами божьими, служащие объектом паломничества верующих. В православии и католичестве почитается множество гор, водоемов, могил “божьих угодников”. Обычно в святом месте появляется образ Богородицы или другого ответственного лица христианского пантеона и обращается к верующим. С этими появлениями связывают наступление поворотных событий в жизни человечества или особую целительную силу данных мест. Иногда вместо самой Богородицы или другого святого появляется изображение - икона, выполненная на различных материалах, или предмет из разряда священных (легендарная Чаша Грааля, предметы старинной церковной утвари). Святые места привлекают к себе людей, отчаявшихся найти исцеление.

Культ святых основан на вере в то, что некоторые люди, достойно проявившие себя в жизни получают божий дар чудотворения и способность влиять на судьбы людей после своей смерти. Культ святых берет начало в культе героев присущем древним религиозно-мифологическим представлениям. Мало того, многие святые христианства были просто заимствованы из древнегреческого культа (древнеримский бог Сильван превратился в святого Сильвана, бог Аполлон - в святого Аполлона), даже их храмы просто приспосабливались под христианский культ. Каждому святому присвоена особая “специальность” - святой Петр покровительствует рыболовству, святая Елена - льноводству, святой Модест оберегает скот от падежа, святой Фалалей заведует уродаем огурцов. При головной боли следует обращаться к Иоанну Предтече, при болезнях глаз - к святому Никите и Симеону Праведному, при зубной боли - к священномученику Антипе, при желудочных заболеваниях - к Артемию Великомученику. Канонизация конкретной исторической личности в ранге святого или мученика обусловлена всегда политическими соображениями (как в случае с последним российским царем).

Посты играют важную роль в христианском культе. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами. Для верующего обязателен пост по средам и пятницам в течении всего года, в крещенский Сочельник, в день усекновения головы Иоанна Предтечи и в праздник Воздвижения Креста Господня. Великий пост начинается с понедельника, после сыропустной недели (Масленицы), и продолжается семь недель до Пасхи. Он разделяется на части: святую четыредесятницу и Страстную Седмицу. Успенский пост продолжается с 1 по 15 Августа. Рождественский пост длится сорок дней (с 28 Ноября по 7 Января).

КРЕЩЕНИЕ.

Общепринятые обычаи, которые соблюдались при крестинах, касались выбора и приглашения крестных отца и матери, подарков, делаемых ими новорожденному и т. п. По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния - двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времен появились “крестные” - люди за веру которых крестят младенцев (попутно следует заметить, что при крещении взрослых старше 18 лет крестные не нужны).

Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке - только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того и другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена - крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья, и сестры годятся в крестные родители. Если крестят мальчика, то во время совершения обряда крещаемого держит на руках крестный отец, а если девочку, то крестная мать.

Крестный отец и крестная мать не только должны во все продолжение детства их крестника помнить о нем и хоть изредка навещать его и дарить игрушки, но и в случае смерти его родителей заменить ему их и заботится о нем. Это не только обычай, но и священная обязанность.

После погружения младенца в купель Крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название - восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

Крестные родители всегда, до конца дней своих, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к Таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая , чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.

Прежде совершения таинства крещения бывает наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из Святых православной церкви. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединении через крещение к святой Церкви, сделать его участником вечного блаженства.

Когда же наступает время крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства. Крещаемый же отрекается от дьявола, дает обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою веру во Христа, как в Царя и Бога.

Когда же крестят младенца, то отречение от дьявола и всех дел его, а равно и Символ веры произносят от его лица крестный отец и крестная мать, которые являются поручителями за веру крещаемого и принимают на себя обязанность научить его вере, когда он придет в возраст, и заботу о нем чтобы он жил по- христиански.

Затем священник молит воду в купели и ,отогнав от нее дьявола, делает ее для крещаемого источником новой и святой жизни и при этом трижды делает в воде знамение креста сначала своею рукою, а потом священным елеем. Елеем он помазывает также и крещаемого в знак милости Божией к нему. После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося: “Крещается раб Божий (упоминает его имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, И Святого Духа, аминь”.

На крещенного возлагается белая одежда и крест. Белая одежда служит знаком чистоты души после крещения и напоминает ему, чтобы он и впредь сохранял эту чистоту, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа.

Сразу же после этого совершается таинство миропомазания. Священник помазывает крещенного святым миром, делая им, знак креста на разных частях тела с произнесением слов: «печать (то есть знак) дара Духа Святого”. Лоб помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, рот, уши - для освящения чувств; грудь - для освящения сердца; руки и ноги - для освящения дел и всего поведения. Троекратное хождение священника с новокрещенным и его крестными родителями вокруг купели - есть знак торжества и радости духовной. Зажженные свечи в их руках служат знаком духовного просвещения.

ВЕНЧАНИЕ.

Таинство брака совершается среди церкви перед аналоем, на котором находится Крест и Евангелие.

Таинство брака состоит из двух частей - обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.

Обручение совершается так. Жених становится по правую сторону, а невеста - по левую. Священник трижды благословляет их зажженными свечами и дает им в руки эти свечи, как знаки супружеской любви, благословленной Господом. Затем священник благословляет и обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения.

Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды - в образ Святой Троицы - переменяет их. По уставу кольцо жениха должно быть золотым, а невесты - серебряным, причем после тройной перемены у жениха остается кольцо невесты, серебряное, а у нее - золотое, как залог верности. Жених и невеста принимают эти кольца, как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить.

После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, ни обещались ли они кому- нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых спрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Выносятся венцы - богато украшенные короны, подобно царским, и возлагаются на головы молодым. Венец - это образ венца Царства Небесного, но и символ сродни мученичеству. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит:”Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!” - после чего читает отрывки из апостольского послания и Евангелие, рассказывает о том, как Господь благословил брак Канне Галилейской.

Приносится чаша с вином - символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит их вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг - символ того, что Таинство совершено навечно, хождение за священником - образ служения Церкви.

В завершение Таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.

Венчание не совершается:

- в течении всех четырех многодневных постов;

- во время Сырной седмицы (масленицы);

- на Светлой (Пасхальной) Седмице;

- от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);

- накануне двунадесятых праздников (Пасха, Вознесение, Троица, Вход Господен в Иерусалим(Вербное Воскресенье), Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Воздвижение Креста и Рождество Христово);

- по вторникам, четвергам и субботам в течении всего года;

- 10, 11, 26, и 17 Сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);

- накануне престольных храмовых дней (в каждом храме - свои);

При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Церковно-канонические препятствия браку.

Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в Загсе, может быть освящен в Таинстве Брака.

Церковь не допускается четвертый и пятый браки. Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.

Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим человеком.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства,(то есть с троюродным братом и сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а так же между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но не возможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.