Рефераты. Возникновение христианства и основные этапы его развития до периода "разделения вер" (1054 г.)

1.3 Период после Вселенских Соборов (IX--XI вв.)

В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переплавились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82% D0%B2%D0%BE» Категории: Религии мира | Христианство

В начале IX в. христианство приняла Дания, в 60-е гг. IX в. - Чехия и Болгария, на исходе X в. - Польша, на рубеже X-XI вв. - Венгрия, Норвегия, Ирландия, в первой половине XI в. - Швеция.

Христианизация ускорялась влиянием мощных христианских центров - прежде всего Римской империи, а позднее - папского Рима и Византийской империи. Народы, которые создавали варварские королевства на обширных землях Западной Римской империи, а впоследствии сокрушили ее, во многом восприняли римское цивилизационное наследство, в т.ч. и христианскую веру (франки, вестготы, лангобарды и др.). Церковная организация, принцип деления Европы на епископства выступили мощной централизаторской опорой новых варварских королевств. Церковь содействовала королевской власти, придавая ей сакральный, т.е. священный характер. В лице христианства новые государства получали мощную культурную и духовную поддержку.

Более медленными были темпы утверждения христианства в тех странах, где слабее ощущалось влияние Римской империи, Римской Церкви и где уровень общего развития был ниже. Это относилось к Британским островам, Скандинавии, Восточной Европе, где сильная центральная власть сложилась до принятия христианства.

Принятие христианства в той или иной стране наступало не сразу. Зачастую оно занимало длительный период. 100 лет потребовалось для победы христианства в Польше. Вскоре после введения христианства в Болгарии там произошло языческое восстание. В Швеции после принятия христианства король вынужден был пойти на компромисс с языческими кругами. Серьезный отпор распространившееся христианство получило в Норвегии. Обращение в христианство европейских стран и народов шло различными путями. В Венгрии, Польше, Швеции, Дании, где сильны были позиции язычества, поначалу крестились лишь сами короли, потом постепенно происходило крещение знати, а затем и всего населения. Там, где предпосылки к христианизации были сильнее, монарх сразу же крестился с дружиной. Именно так произошло в государстве франков при Хлодвиге. В Болгарии, находившейся под давним и сильным влиянием христианской Византии, в новую религию была сразу обращена вся страна.

Русь вместе с рядом стран и народов Восточной и Южной Европы, а также Северного Кавказа и Передней Азии оказались под влиянием Византийской империи. Оно стало сказываться значительно позднее по сравнению с Западом, по мере формирования и укрепления самой Византийской империи и ее Церкви. Поэтому возникновение централизованного государства в этих регионах часто предшествовало их христианизации. Так было и на Руси.

Начало проникновения христианства в земли восточных славян восходит к начальным векам новой эры. В Северном Причерноморье новую веру проповедовал один из христианских апостолов - святой Андрей Первозванный. Более широкое проникновение христианства на Русь произошло в 60-х гг. IX в., после того, как русская рать под предводительством князей Аскольда и Дира совершила поход на Константинополь. В результате русские вожди заключили с Византийской империей мир, одним из условий которого стало принятие Русью христианства. Русь получала своеобразное «дипломатическое признание», доступ на греческие рынки, а Византия замиряла опасного соседа, направляла его в русло своего религиозного и политического влияния. Это был компромисс, выгодный обеим сторонам.

В Киеве появился присланный из Византии митрополит. Русская епархия пополнила список других новообращенных византийских епархий. К этому времени Русь, где появилось два крупных государственных объединения с центрами в Киеве и Новгороде, вошла в тесные политические и торговые контакты со странами Европы и Передней Азии. Благодаря этому на Руси появлялось все больше христиан, в основном купцов из Византии, Франкской империи, Болгарии, Сербии и других стран, где христианство давно и прочно вошло в жизнь народов. Многие вчерашние язычники нередко возвращались на Русь уже новообращенными христианами и распространяли новую веру у себя на родине. Особенно интенсивно этот процесс шел в высших слоях древнерусского общества - среди князей, бояр, дружинников, купечества. Крещение в 60-х гг. IX в. русских князей Аскольда и Дира придало ему дополнительный стимул. Однако христианство продержалось в Киеве не более 20 лет. В 882 г. пришедший из Новгорода князь Олег захватил Киев, утвердил там новую династию и восстановил главенство языческих волхвов. Войско Олега в основном состояло из язычников: отрядов новгородских словен, кривичей, подвластных восточным славянам угро-финских племен, а также варягов. Таким образом, языческий Север победил христианизирующийся Юг.

Однако уничтожить новую веру было не так-то просто. Хотя видимые следы христианства были уничтожены, оно сохранилось в душах многих людей. В первой половине X в. в Киеве уже существовала большая христианская община, был построен христианский храм Святого Ильи. Среди приверженцев христианского вероучения было немало знатных руссов. Христиане вместе с язычниками давали присягу в соблюдении договора, заключенного в 944 г. князем Игорем с Византией. Это означало, что язычество и христианство имели в это время на Руси равные права.

Следующим этапом на пути христианизации Руси стало крещение в 957 г. главы государства Русь княгини Ольги, вступившей на киевский престол после гибели своего мужа - великого киевского князя Игоря. Правительница жесткой рукой восстановила единство страны, провела реформу управления государством, подтвердила дружеские отношения с Византией, посетив Константинополь. Там в храме Святой Софии она и приняла крещение. История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. - 232 с., с.55-58

Статус государственной религии христианство приобрело после массового крещения восточных славян, проведенным в 988-989 годах князем Владимиром Святославичем. С этого времени распространение христианства приобретает характер государственной акции, активно формируется церковная организация, как составная часть государства. Становление христианства как единой государственной идеологии способствовало сплочению территории и укреплению Древнерусского государства. Единство религии способствовало вхождению Древнерусское государства в мировое христианское общество, сблизило Русь с Византией. Русская церковь была частью Константинопольской патриархии, и Византия долгое время оказывала влияние на Русь. Принятие христианства привело к изменениям в культуре древнерусского общества и ее обогащению. Из Византии на Русь пришли живопись, архитектура, письменность и письменная литература. В то же время преследованиям подверглись языческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое. Введение христианства, встречало сопротивление народных масс, в XI в. волнения низов нередко приобретали форму движений против новой религии в защиту язычества.

К 1054 году было официально провозглашено разделение Церквей православной (с центром в Константинополе) и католической (с центром в Риме). За ним стоял конфликт византийской идеологии священной державы и латинской идеологии универсального папства, осложненный доктринальными и обрядовыми расхождениями. http:// www.km.ru / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.

Заключение

В процессе своего развития христианство распалось на три крупные ветви:

1. Католицизм (греч.????????? - всеобщий, вселенский). Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204 гг.; в XVI в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр -- папство, глава -- римский папа, резиденция которого -- Ватикан. Источники вероучения -- Священное Писание и Священное Предание. Особенности католицизма (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к «символу веры» (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат.

Католическое вероисповедание широко распространено среди населения Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Австрии, Латинской Америки, Польши, Словакии, Венгрии, Хорватии, Литвы, Восточной Латвии. На территории СНГ последователи католицизма проживают в основном в западных областях Украины и Белоруссии. Имеются католические приходы и в России. Около 950 млн. приверженцев.

2. Протестантизм (от лат. protestans, род.п. protestantis -- публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения -- Священное писание.

Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии. Общее число приверженцев протестантизма около 400 млн. человек (в том числе 100 млн. пятидесятников, 70 млн. методистов, 70 млн. баптистов, 64 млн. лютеран, около 75 млн. пресвитериан и близких к ним течений).

3. Православие (устоявшийся вариант перевода греч. ????????? от греч. ????? - прямой, правильный и ???? - мнение) - одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в IX-XI вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. с началом разделения христианской церкви на католическую и православную. Постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей, на Руси - с конца X в., с 1448 г. - Русская православная церковь. http:// www.km.ru / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.

Основу вероисповедания составляет священное Писание (Библия) и Священное Предание. Важнейшими постулатами православной веры являются догматы: тринитарные (догмат единосущия, личного бытия ипостасей Св.Троицы); христологические (касающиеся личности Иисуса Христа); мариологические (определяющие статус Божией Матери); хамартиологические (содержащие учение о грехе); сотериологические и эсхатологические (содержащие учение о спасении, Страшном суде и конце света); экклесиологические (раскрывающие учение о церкви) и проч.

Православие распространено преимущественно в странах Ближнего Востока, Восточной Европы и на Балканах. Православные и приверженцы Древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и несториане) составляют около 240 млн. человек, англикане -- около 70 млн., последователи Армянской Апостольской церкви -- 10 млн. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих. Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. - М.: Академический Проект, 2007. - 637 с. - (Gaudeamus). с.355

Список использованной литературы

1. http:// www.km.ru / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE»

Категории: Религии мира | Христианство

3. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. - М.: Политиздат, 1989. - 365 с.: ил. - (Б-ка атеист. лит.).

4. История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. - 232 с.

5. Протоиерий Смирнов П. История христианской православной церкви. - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000

6. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: Политиздат, 1987. - 336 с. - (Б-ка атеист. лит.).

7. Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. - М.: Академический Проект, 2007. - 637 с. - (Gaudeamus).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.