Рефераты. Вознесенская Давидова пустынь

Вознесенская Давидова пустынь

Вознесенская Давидова пустынь

Есть ряд обителей, появившихся в эпоху создания централизованного Русского государства и сохранивших более чем скудные сведения о первых десятилетиях своего прошлого. Среди них -- и Давидова в честь Вознесения Господня мужская пустынь под Москвой.

Во второй половине XV -- первой трети XVI вв. в жизни нашего Отечества произошли разительные перемены. После нескольких столетий феодальной раздробленности, длительной изнуряющей подвластности Золотой Орде было создано централизованное Русское государство. Оно стало крупнейшей в Европе державой, единственным независимым православным государством мира. Эти грандиозные и безумно интересные события, произошедшие пятьсот лет назад, давно заволокла дымка времен. Они едва различимы, и мы, пытаясь вглядеться в них, вынуждены признать, что из глубины веков выступают лишь смутные контуры, в которых изредка можно распознать отдельные детали.

В полной мере эта особенная черта прошлого характерна и для русской церковной истории. Развитие Церкви полтысячелетия назад мы представляем довольно неплохо в целом, а вот многие частности от нас сокрыты.

Среди таких частностей -- прошлое монастырей. Лишь история единичных обителей может быть воссоздана в достаточно полной мере. Не так уж много и таких, о которых можно составить хотя бы цельное представление. Историю же основной массы монастырей приходится собирать по крупицам, довольствуясь отдельными и зачастую оторванными друг от друга на многие годы фактами. Давидова пустынь относится к их числу.

Согласно записи в монастырском синодике 1602 года, пустынь основана преподобным Давидом Серпуховским 31 мая (по старому стилю) 1515 года. В 1515 году этот день выпал на четверг и пришелся на первую (Троицкую) неделю по празднику Пятидесятницы. 31 мая Православная Церковь издревле вспоминает апостола от семидесяти Ерма, а также мучеников Ермия и Философа. Помимо того, сам день четверга в церковной традиции посвящен прославлению апостолов и святителя

Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. Запись синодика Давидовой пустыни свидетельствует: «В лета 7023 (от сотворения мира, а от P. X. -- 1515) при державе царства Росийскаго государя и великаго князя Василия Иоанновича Московскаго и всея Руси при священном архиепископе Иасафе, митрополите Московском и всея Руси, прииде в сию пустынь старец преподобный отец наш игумен Давид со двема старцама и с двема простыма мужи майя в 31 день...»

Кроме этой записи синодика, иных свидетельств об основании Давидовой пустыни до нашего времени не дошло. Между тем, сама запись, составленная через восемьдесят с лишним лет после упоминаемого в ней события, грешит неточностями. Так, митрополит Иоасаф на самом деле возглавлял Русскую

Церковь с 1539 по 1542 год (в 1515 году у ее кормила стоял митрополит Варлаам), а великие князья Московские в лице Василия III Ивановича еще не носили царского титула. Однако ставить под сомнение собственно свидетельство об основании пустыни нет особых причин -- братия свято хранила память о том, когда и с кем преподобный Давид пришел на место будущей обители.

Та же запись синодика свидетельствует, что монастырь был заложен в волости Хатунь. Она являлась самой южной частью Московского уезда по реке Лопасне и граничила с Серпуховским и Коломенским уездами. В начале XVI века Хатунская волость в церковном отношении составляла округ (десятину) особой митрополичьей области (Владимиро-Московской епархии). Владельцем Хатуни являлся князь Василий Стародубский: «А Хатунь была всеми волостми и со уездами за князем Василием Семеновичем Стародубским». По нормам того времени обладатель волости должен был дать разрешение на строительство монастыря в пределах своих владений. И хотя синодик ничего об этом не сообщает, наверняка такое разрешение преподобным Давидом было получено.

О деятельности преподобного Давида в качестве настоятеля основанного им монастыря известно крайне мало. Запись синодика 1602 года лаконично сообщает лишь самое важное: «И яко-же пришед и вселився на святое место се и постави церковь во имя боголеп-наго Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятые Владычицы нашее Богородицы и Приснодевы Мариям честного и славнаго Ея Успение, а с трапезой постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы

Чюдотворца и сьзда обитель, и постави келий, и созва братию». Помимо этого, сохранились предания о том, что преподобный Давид посадил рядом с монастырем липовую рощу, остатки которой до сих пор показывают паломникам. Присутствует и общее для жизнеописания любого подвижника упоминание, что он был кормильцем -- отцом всего окрестного населения.

Можно только догадываться, почему основатель монастыря посвятил закладываемые в нем храмы Вознесению Господню, Успению Пресвятой Богородицы и святителю Николаю Мирли-кийскому. Вознесение Господне -- один из важнейших православных праздников, Божия Матерь издревле воспринималась как покровительница Руси, почитание Николая Чудотворца было также очень распространено в русских землях. Однако стоит обратить внимание на то, что основание монастыря произошло в четверг, посвященный святителю Николаю. В эпоху Средневековья было принято искать во всем происходящем глубокий внутренний смысл. Многочисленные символы и знамения определяли поведение людей. С особенно пристальным вниманием относились к дням календаря. Святые, на день памяти которых приходилось рождение человека, часто становились его покровителями; успехи и неудачи, случившиеся в тот или иной церковный праздник, непосредственно сопоставлялись с этим праздником. Возникает вопрос: не было ли связано строительство одного из монастырских храмов в честь святителя Николая с воспоминанием о том, что именно в день, посвященный святителю, и заложили обитель?

Согласно еще одному монастырскому преданию, вскоре после основания Давидовой пустыни, 15 августа 1515 года, обитель посетил преподобный Иосиф Волоцкий, близкий друг преподобного Давида со времен их иноческого служения в Пафнутиево-Боровском монастыре. Примечательно, что этот визит состоялся за несколько месяцев до преставления Иосифа Волоцкого. Преподобный Давид пережил своего духовного друга на четырнадцать лет. Он отошел в лучший мир 19 сентября 1529 года, как об этом свидетельствует все та же запись монастырского синодика.

После кончины основателя монастыря обитель не бедствовала и даже получила определенные привилегии со стороны государственной власти. Известно, что царь Иван Грозный выдал Давидовой пустыни грамоту «на вотчины и на рыбные ловли и на всякие угодья». Грамотой также предусматривалось право суда игумена над братией и монастырскими крестьянами, помимо случаев убийства, разбоя и воровства. А боярам, воеводам, дьякам и всем прочим государевым людям в случае притеснения братии грозила царская опала. В дальнейшем благосостояние обители росло, хотя монастырь никогда не был богатым. В XVII веке Давидова пустынь владела несколькими деревнями в разных уездах под Москвой, десятком пустошей, несколькими десятками крестьянских дворов, причем их количество постоянно увеличивалось. В 1664 году у монастыря появилось подворье в Москве, при одной из приходских церквей на улице Ордынке, а с 1689 года существовала и монастырская часовня возле Арбатских ворот.

Но не только благоденствие знала обитель в неспокойные времена бун-ташного XVII века. Как и вся страна, пережила Давидова пустынь лихолетье Смутного времени, а потом примерила на себя его последствия. В 1619 году литовцы и удалые люди гетмана Петра Сагайдачного в числе многих храмов и монастырей Подмосковья разорили и обитель преподобного Давида. Несколько лет находилась пустынь в запустении, пока первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, не обратил на нее внимание и не возобновил 1 апреля 1625 года грамоту, даровавшую монастырю льготы.

Считается, что преподобный Давид, как и его ближайший духовный друг Иосиф Волоцкий, горячий сторонник общежительных монастырей, ввел в основанной им пустыни общежительный устав. Но в документах первой половины XVII века Давидова пустынь упоминается как «обитель-особняк», то есть келиотский или особножительный монастырь. По всей видимости, попытка преподобного Давида утвердить редкие для того времени и строгие правила, подразумевавшиеся общежительными принципами, сошли на нет после его смерти. Такое явление было характерным для монастырской практики тогдашней Руси. Выдающийся историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков) писал об этом: «Общежитие как-то мало прививалось в наших монастырях. Когда преподобный Иосиф Волоколамский (в 1478 году) обходил эти монастыри, то заметил, что даже лучшие из них, основанные преподобным Сергием Радонежским и его учениками на правилах общежительных, уже клонились „к лаврскому обычаю", т. е. обычаю, по которому каждый инок живет особо, сам собою».

Заметные подвижки в жизни Давидовой пустыни произошли в середине XVII столетия. 1650-е годы ознаменовались грандиозной деятельностью Патриарха Никона. Помимо глубокой церковной реформы, затронувшей весь церковный организм, Патриархом была развернута эпохальная строительная программа. С 1653 по 1656 год Никон основал три монастыри, которые по вторяли «в меру и подобие» главнейшие христианские святыни Палестины и Афона. Важнейшая роль среди этих обителей отводилась Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю на реке Истре под Москвой, задуманному в качестве центра Святых мест. Такой монастырь нуждался в особом монастырском хозяйстве. Чтобы обеспечить его, многие рядовые обители стали приписываться к Ново-Иерусалимской. Среди них в 1657 году мы находим и Давидову пустынь. Тогда в ней проживали казначей, два иеромонаха, пять рядовых старцев, четверо слуг, конюх, хлебник и белец -- церковный дьячок.

Недолгим был триумф Патриарха Никона, не навсегда оказалась приписанной к его главному детищу и Давидова пустынь. В 1667 году по указу царя Алексея Михайловича обитель преподобного Давида исключается из ведения Ново-Иерусалимского монастыря. Последнюю треть XVII столетия можно считать временем экономического благополучия, если не расцвета, в истории Давидовой пустыни. Именно в это время появляются монастырские подворье и часовня в Москве; кроме того, владения обители располагались в Московском и Коломенском уездах, городе Серпухове. В одном только Московском уезде к 1700 году пустынь владела 95 крестьянскими дворами. В начале 1680-х годов настоятелем монастыря являлся Авраамий, будущий митрополит Рязанский и Муромский (1687--1700).

В XVIII веке наступает упадок Давидовой пустыни. Он был вызван начавшимися секуляризационными мероприятиями правительства. Все доходы монастыря стали поступать в Монастырский приказ, который по распоряжению Петра I решал административно-финансовые и судебные вопросы церковного управления, а после упразднения приказа -- в Коллегию экономии. Часть этих доходов выплачивалась братии. Подорвали монастырское благополучие и новые приписки Давидовой пустыни к другим обителям. С 1712 года пустынь находилась во владении московского Чудова монастыря, с 1721 по 1727 годы -- московского Златоустовского монастыря. О положении Давидовой пустыни в то время свидетельствует состояние одного из ее храмов -- Успенского: при его описании в 1732 году отмечалось, что глава церкви развалилась, своды разрушились, полы опали и сгнили, совершать богослужение в нем невозможно.

Особой вехой в жизни каждого русского монастыря, основанного до второй половины XVIII столетия, является 1764 год. Указом императрицы Екатерины II все обители Российский империи тогда были разделены на три класса, каждому классу соответствовало содержание, назначаемое государством. Значительная часть маловотчинных обителей вовсе осталась «за штатом», то есть на своем содержании, но уже без земельных угодий, отобранных в казну правительством. Среди заштатных оказалась и Давидова пустынь. Однако уже на следующий год, 17 марта, к обители была приписана часовня в Москве, у Москворецкого моста, в которой находился древний, особо почитаемый образ Всемилостивого Спаса. Доход от часовни (молебны, продажа свечей) достигал 130 рублей в год и позволял несколько улучшить содержание всего монастыря.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.