Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти [3, c. 54]:
· Правдивость (ас-сидк).
· Надёжность и верность (аль-амана).
· Искренность (аль-ихлас).
· Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).
· Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
· Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
· Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
· Скромность (аль-хайя).
· Достоинство и самоуважение (аль-изза).
· Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
· Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
· Щедрость (аль-джуд валь-карам).
· Терпение (ас-сабр).
· Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
· Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
· Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
· Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).
Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.
Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама -- как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства.
Одно из самых основных прав ребенка - это воспитание, и поэтому на основе Священного Корана, хадисах и Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) мы рассмотрим этот вопрос шире.
Ислам - религия, которая воспитывает детей в духе свободы, которая исходит из чувства рабства перед Всевышним. В последствии, воспитываясь в духе поклонения Создателю, молодые люди освобождаются от зависимости от страстей, похоти, желаний. В этом суть прав детей в Исламе [2, c. 28].
Считая себя несовершеннолетними, и таким образом, безнаказанными некоторые молодые люди не почитают старых, нарушают порядок в обществе, совершают преступления. В отличие от других законов, которые до восемнадцати лет считают человека ещё ребёнком, Ислам смотрит на права детей трезво и объективно. Ислам делает человека ответственным за поступки, как перед Всевышним, так и перед родителями и обществом с момента полового созревания. С этого момента человек считается полноценным взрослым, имеющим право распоряжаться своим имуществом, своими делами.
Ислам защищает права детей задолго до их появления на свет, так как Ислам призывает молодых людей, желающих вступить в брак, задуматься о своём потомстве при выборе будущего супруга (супруги). Это объясняется тем, что, выбирая жену, юноша должен помнить, что девушка будет не только его женой, но и матерью его детей, которая, как правило, проводя основное время с детьми, должна воспитывать их. То же самое касается и девушки, которая при выборе супруга должна помнить, что тот или иной юноша будет не только её мужем, но и отцом её детей.
Таким образом, религия Всевышнего призывает задумываться о воспитании детей ещё до вступления в брак. Однажды сын спросил отца: «Когда ты начал меня воспитывать?». На вопрос сына отец ответил, что еще до того, как жениться на его матери, он уже начал его воспитание. Действительно, если девушка выбирает в мужья человека, не имеющего веры в Аллаха, или грешника, который несерьёзно относится к своим религиозным обязанностям, она должна знать, что и к супружеской жизни он будет относиться несерьёзно, воспитывая детей далеко не совершенным образом. Также и юноша, который уделяет много внимания внешней красоте будущей супруги, не руководствуясь при этом её нравственностью, покорностью Всевышнему, должен задуматься, сможет ли такая женщина дать должное воспитание детям. Об ответственности за воспитание будущего поколения, за воспитание наших детей Аллах напоминает в Священном Коране (смысл): «О, вы, которые уверовали! Вы оберегайте свои души и свои семьи от Ада, топливом которого будут люди и камни». (Сура Ат-Тахрим, аят 6). Мы несём ответственность не только за себя, но и за своих жён и детей [1, c. 34].
К примеру, в священный месяц Рамадан, когда каждому умственно полноценному и достигшему полового созревания человеку необходимо соблюдать пост, беременные женщины освобождаются от соблюдения поста, если пост представляет какую-либо опасность ее здоровью и здоровью будущего ребенка. Таким образом, Всевышний защищает права детей, даже если матери придётся прекратить на время совершать возложенные на неё обязательства перед Творцом.
После рождения ребёнка, важной сунной Пророка Мухаммада является, чтобы первое, что услышит новорождённый младенец, был азан (призыв к молитве) и икамат. К сожалению, многие упускают эту важную сунну в связи с тем, что матери находятся в родильных домах, и было бы хорошо, если бы отец находился поблизости, чтобы сразу после появления на свет ребёнка прочитать ему азан и икамат. Для этого вовсе необязательно ждать имамов, так как цель сунны в том, чтобы первыми словами, услышанными новорожденным, стали слова призыва к молитве.
Пока ребёнок в родильном доме, его несколько раз может покормить грудью другая женщина. В таком случае Ислам обязывает поставить в известность отца. Осведомлять является обязательным, потому что, если женщина кормит двух разных детей, и не один, а пять раз, то эти дети становятся молочными братьями и сёстрами. Молочные брат и сёстра равносильны, как родные брат и сестра. И поэтому люди и сами дети должны знать, кто являются их молочным братом и сёстрой. Потому что с этим связаны строгие правила, которые должны быть учтены, когда заключается брак, во избежание заключения брака с молочной сестрой, так как это запрещено и такой брак не будет действителен. Поэтому матери тоже должны очень строго подходить к таким вопросам, также руководители родильных домов тоже должны учитывать принципы Ислама и проследить, чтобы молоко рожениц не перемешивали и не давали разным детям, как это делают в некоторых родильных домах [4, c. 231].
Следующая сунна Пророка Мухаммада, которую следует выполнять - тахник, то есть, когда кто-то из праведных людей, взяв часть мякоти финика и прожевав ее, просовывает кончиком пальца в рот новорождённого, прикладывая к нёбу. Подобный ритуал совершал и сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники.
На седьмой день после рождения ребёнка долгом родителей является дать красивое, с наилучшим значением, благозвучное имя. В категорию таких имён входят имена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): Мухаммад, Ахмад и т.д. Также особенно приветствуются имена, в которых звучит «раб Аллаха» - Абдулла, Абдурахман и т.д. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день вас будут призывать по вашим именам и по именам ваших родителей, вы давайте только красивые имена», таким образом, очень важно, чтобы имена были красивыми, исламскими. Однажды некий человек подошёл к Умару ибн Хаттабу (да будет доволен им Аллах) с жалобами на собственного сына. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил его: «Как зовут твоего сына?», тот человек назвал очень некрасивое имя, на что Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Ты в своё время провинился перед ним, назвав некрасивым именем, а теперь он не выполняет своего долга перед тобой».
Следующий долг родителей - это акика (заколоть жертвенное животное). После рождения девочки в жертву приносят одну овцу, после рождение сына - двух овец. Если нет возможности принести в жертву двух овец, то для исполнения сунны следует принести в жертву, хотя бы одну. Требования к животному такие же, как и к жертвенному животному, в праздничные дни Курбан-Байрама. Мясо желательно сварить и, разделывая мясо, постараться не сломать кости животного, так как это символ того, что Всевышний сохранит здоровье ребёнка. Далее, сварив и разделав мясо, следует угостить этим мясом родных, близких, знакомых, соседей и т.д. Некоторые стараются полеглому отделаться, передав деньги кому-либо, чтобы за них исполнили этот ритуал, но ведь этому следует придавать важное воспитательное значение. Если условия не позволяют принести в жертву животное у себя дома, то можно принести его туда, где условия позволяют это сделать. Так мы выражаем радость и благодарность дару, которым наделил нас Аллах.
Следующий долг - обривание головы новорождённого, так как это также является важной сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Не секрет, что всякая сунна обязательно таит в себе не только пользу для вечной жизни, но и мирскую пользу, так как сунна является для нас милосердием. После бритья следует определить вес срезанных волос и отдать на милостыню деньги, стоимостью золота весом равного весу волос ребёнка.
Обрезание
Уже с седьмого дня от рождения можно исполнить эту сунну.
Заключение
В результате выполненной работы: проведен анализ литературы по теме исследования; охарактеризован Ислам как монотеистическая мировая религия; выделены идеологические и воспитательные основы ислама; проанализировано влияние религии на воспитание и образ жизни в Исламе; рассмотрены особенности воспитания в Исламе; выявлены важные моменты воспитания в Суннах Пророка Мухаммада.
Анализ процессов влияния религии на воспитание в Исламе позволил сформулировать следующие выводы:
1. Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
2. Исламская религия оказывает большое влияние на воспитательный и образовательный процессы.
3. Наблюдая за развитием ребёнка, следует проследить за тем, чтобы первым словом, которое он произнесёт, было, имя Всевышнего, для чего ему надо постоянно повторять имя Создателя. Далее, постепенно обучать ребёнка произнесению слов «Бисмилля!», поскольку эта фраза не содержит каких-либо сложных по произношению букв, и эту фразу очень легко произносить детям, особенно имя Создателя - Аллах. Произнесение этой фразы и имени Всевышнего является весьма желательным, так как в них скрыто множество неописуемых благ и, с произнесением этих слов, постепенно взрослея, подрастающий человек непременно будет воспринимать их благодать. Есть надежда, что эти слова сыграют очень важную роль в его жизни и в целом очень важны для дальнейшего его воспитания. Поэтому не следует торопиться обучать детей произносить такие слова, как «мама», «папа» и т.д.
4. Также следует обучать тому, на что следует смотреть, а на что нет, что разрешено слушать и что запрещено, какие части тела необходимо скрывать от людей и т.д. В этом деле самым лучшим является пример самих родителей. Если ребёнок становится свидетелем того, как родители не пропускают намазы, то ещё тогда, когда он, ползая по полу, уже будет стремиться к молитвенному коврику, стараясь подражать родителям. Таким образом, пример для подражания - всегда самый лучший метод воспитания детей.
5. Когда дети становятся юношами, самым важным становится своевременный брак. Большинство распутств происходят по той причине, что юноши остаются без семьи до 27 лет и выше лет. В среднем к двадцати годам молодые люди должны вступать в брак, и не следует обращать внимание ни на какие обычаи, которые ведут к откладыванию вступления в брак. Пророк сказал: «Когда к вам приходит тот, чья религиозность и нравственность вас устраивает, выдайте за него замуж свою дочь. Если так не будете поступать, будет широкая смута в обществе».
6. В Исламе проявляют огромное усердие в воспитании детей, обучении их религии Ислам, так как дети относятся к категории тех явлений, которые даже после смерти родителей, приносят своим родителям пользу. Таким образом, если правильно воспитанный, праведный сын, подняв руки, станет молить: «О Аллах, прости грехи моим родителям!», то ничто не сравнится с этим. Подобная мольба сына за родителей будет в помощь им.
Таким образом, цель работы, заключающаяся в рассмотрении и анализе процессов влияния религии на воспитание в Исламе достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
1. Ислам и проблема национализма в странах Ближнего и Среднего Востока - М., 2006.
2. Кузьмина С.Л.: XIX век: наука и религия в искусстве воспитания // Педагогика. - 2009. - №2 - С.76 - 81.
3. Мень А. История религии в поисках пути, истины и жизни. - М.: Инфра-М, 2006.
4. Писманкина М.Г. Религия в истории и культуре. - М.: Юнити, 2007.
5. Смирнов Г.В. Мистика. Религия. Наука.- М.: Канон, 2008.
6. Солдатова А.В. Основы религиоведения. - М.: Высшая школа, 2007.
Страницы: 1, 2