Рефераты. Суннизм и Шиизм

Географическая локализация

Сунниты составляют большинство мусульманского населения всех стран мира ислама, за исключением Ирана, Ирака и Азербайджана, где они уступают по численности шиитам.

Общая численность сторонников Шиизма - 180 млн. человек, что составляет около 16% всех мусульман, или около 3% всего населения мира. Подавляющее большинство шиитов сосредоточено в странах Юго-Западной и Южной Азии: Иране (49 млн. чел., или 87% всего населения), Пакистане (32 млн., или 26%; по другим данным, численность шиитов в этой стране значительно меньше), Ираке (11 млн., или 59%, в основном на юге страны), Индии (ок. 10 млн., или 1%), Турции (8,9 млн., или 16%, главным образом курды-заза), Йемене (4,8 млн., или 38%, в основном на северо-востоке страны), Азербайджане (4 млн., или 56%), Афганистане (3,5 млн., или 21%, в подавляющем большинстве хазарейцы), Саудовской Аравии (2 млн., или 14%, преимущественно на востоке страны), Сирии (1,9 млн., или 15%, гл. обр. в исторических областях Латания и Джебель-Друз), Ливане (1,2 млн., или 40%, в основном на юге и востоке), Кувейте (429 тыс., или 20%), Бахрейне (330 тыс., или 64%, преимущественно в сельских районах), Объединённых Арабских Эмиратах (318 тыс., или 17%), Омане (103 тыс., или 7%, главным образом персы), Катаре (49 тыс., или 11%). В XVI в.

Шиизм в Иране

Считается, что сближение Шиизм с персидским национализмом произошло довольно рано и одной из причин этого явилась женитьба сына Али на дочери последнего сасанидского царя. Шиизм умеренного толка установился в Иране в качестве официальной государственной религии с династии Сефевидов (1502). Вначале власть шахов этой династии, ведших своё происхождение от основателя шиитского суфийского ордена Сефевийя, не оспаривалась духовными лидерами Ирана. Но по мере упадка династии и особенно по отношению к последующим династиям (Каджары и особенно Пехлеви) религиозные лидеры шиитов всё более определённо подчёркивали, что власть шаха - лишь временное правительство, существующее до прихода Махди. Это стало общепризнанным тезисом, нашедшим своё отражение в иранской конституции 1906 г. Шиитскими центрами в Иране первоначально были Кум и Сабзавар.

Последнее означало, что в случае радикальных перемен, не соответствующих духу шиитского ислама, либо обострения политических взаимоотношений в стране позиции духовенства - особенно неофициального, то есть не состоящего на службе, но зато свободного в выражении своих взглядов и к тому же обладающего почти харизматическим авторитетом, - могут оказаться резко антиправительственными. Такая ситуация, практически незнакомая суннитскому исламу, не раз возникала в шиитском Иране, причём в особенно острой форме - в XX в., в периоды попыток реформ. Сопротивление этим реформам, в которых шиитские лидеры всегда видели угрозу упадка веры, ослабления сложившихся религиозных норм, а также своего влияния, обычно вело к резкому росту религиозно-политической активности улемов и муджтахидов. Наиболее заметные из числа, чьи знания, набожность и авторитет создавали им исключительное положение, приобретали право на почётное наименование аятоллы (знамение Аллаха). Пользуясь огромной поддержкой религиозно активного населения, они поднимали знамя священной борьбы против тех или иных нововведений, против упадка веры и иноземных влияний. Такие заметные на политической сцене Ирана XX в. аятоллы, как Кашани, Боруджери, Хомейни, были способны поднять под этим знаменем народ, что и привело, как известно, к свержению власти шаха.

Теченияия внутри суннизма и шиизма

Течения суннизма

Суннитское богословие, развивавшееся усилиями немалого количества богословов-философов концентрировало своё внимание на проблемах, в основном касавшихся мировоззренческих аспектов ислама: сотворённость/несотворённость Корана, судьбы людей в загробном мире, свобода воли, взаимоотношений человека с Аллахом. Во многом это были сколастические упражнения учёных богословов. Однако суннитский калам, хотя он возник на базе фикха, был многими корнями связан с правоведением. Задача толкования Корана и увязывания строгих догматов с реальными потребностями всегда была в первую очередь обусловлена решением спорных вопросов религиозно-правогого характера. Для решения этих проблем было выработано несколько методов:

v Рай - индивидуальное толкование кого-либо из авторитетов ислама;

v Иджма - согласное мнение богословов -- законоведов по отдельным религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране или Сунне, и выражает мнение всей мусульманской общины суннитов;

v Кияс - суждение о непредусмотренных Кораном и Сунной положениях по аналогии с предусмотренными положениями;

v Истислах - признание возможности изменения некоторых хадислв Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом.

В VIII - IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей: Абу Ханифа (ок. 699-767), Малик ибн Анас (708/715-795), аш-Шафии (767-820) и Ибн Ханбаль (780-855)). Ханифизм руководствуется в основном раем и киясом, также не отрицает иджму и истислах (им пользуется меньше всего); маликизм руководствуестя истислахом, но не отрицает рай и иджму; шафиизм руководствуется иджмой и истислахом; ханибализм - раем, иджмой и киясом. Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие три школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения.В мире более третьей части мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка. Они проживают в Афганистане, Индии, Пкистане, Китае, Турции, Египте, России. Сторонники маликитской школы преобладают в Северной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка распространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке и Пакистане. Ханбалитская школа получила распространение в Аравии. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет, они мирно сосуществуют, хотя и спорят друг с другом по вопросам права, методики и обрядности.

В VIII - IX вв. в суннизме возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (конец IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.

Течения шиизма

Шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Основная часть шиитов, наиболее многочисленная в наши дни, принадлежит к числу так называемых имамитов, то есть тех, кто почитает всехдвенадцать имамов, включая скрытого. Предпосылки для зарождения множества течений и ветвей шиизма, а также образования различных догматических школ и сект содержались в раннем шиитском движении (вторая половина VII - начало VIII вв.) С одной стороны, они обуславливались неудачей внутреннего курса самого Али, спровоцировавшего споры в стане своих сторонников, а также отсутствием единства внутри самого рода Али. С другой стороны, раннешиитское движение не обладало собственным идейным источником (роль которого впоследствии стал играть сборник изречений халифа Али “Путь красноречия” и труды создателей шиитской догматики) и опиралось Коран. Единый принцип передачи духовной власти преемникам Али - имамам (араб. руководители общины) изначально не был установлен, что создавало сложные, порой неразрешимые проблемы при определении законного претендента. После кончины каждого шиитского имама возникали разногласия о преемнике, и каждая алидская ветвь отстаивала интересы своего ставленника.

Первый раскол среди шиитов произошёл в VII в., когда после мученической смерти Хусейна возник спор о четвёртом имаме. Группа шиитов во главе с Кайсаном провозгласила четвёртым имамом сводного брата Хусейна, сына Али от наложницы. Движение кайсанитов не получило заметной поддержки и к XI в. прекратило своё существование. Следующий раскол был связан с именем Зейда, которого его сторонники провозгласили пятым имамом. Хотя в битве 740 г. с Умаййадами Зейд был убит, его сторонники образовали секту зейдитов, укрепившуюся на севере Ирана и просуществовавшую около трёх веков. Зейдиты были близки к мутазилитам и хариджитам, выступали против обожествления вождей и за право каждого благочестивого мусульманина стать верховным имамом. В конце IX в. зейдиты обосновались в Йемене, где их потомки обитают и ныне (на севере Ирана остатки зейдитов известны под именем ноктавитов).

Наиболее крупный и значимый по последствиям раскол произошёл в середине VIII в., когда шестой имам шиитов Джафар (в шиизме юридическая школа джафаритского толка пользуется влиянием) лишил своего старшего сына Исмаила права стать седьмым имамом в пользу другого своего сына. Несогласные с этим решением шииты сплотились вокруг опального Исмаила и объявили его седьмым имамом, что положило начало созданию нового и весьма своеобразного учения исмаилитов. Исмаилизм - принципиально новое течение мысли в шиитском исламе, многое заимствовавшее как у неоплатонизма (точнее, из орфико-пифагорейской древнегреческой философии), так и из зороастризма с его культом священной семёрки и индийских учений о карме, перерождениях, Брахмане-Абсолюте. Кроме того в учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.Согласно учению исмаилитов, ипостасью Высшего Божества, Аллаха, является, Мировой Разум, обладающий всеми божественными атрибутами. Проявление его в феноменально-чувственном мире - пророки, которых насчитывается семь: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммад и Исмаил. Эманацией Мирового разума является Мировая Душа; она, в свою очередь, ответственна за создание материи и жизни, включая человека. Проявление её - семь имамов, толкователей семи пророков. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается "мировая душа". Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. Соответственно числу пророков и имамов история тоже делится на семь периодов, в процессе смены которых все живое рождается и умирает по закону перерождений. Цель существования у исмаилитов - достижение высшего знания (аллегория знания - рай, невежества - ад). Достижение его ведёт к спасению, что равно возвращению к Мировому Разуму, то есть к прекращению существования и перерождений.

Сложное эзотерическое учение исмаилитов предполагало семь степеней познания, причём высшие из них были доступны лишь немногим и окутаны ореолом таинственности. Для подавляющего большинства исмаилитов суть учения упрощённо сводилась к ожиданию Махди с его царством высшего истинного знания и пути к спасению. На рубеже IX - X вв. этот исмаилитский Махди всё более ассоциировался со скрытым имамом шиитов-имамитов, чем, в частности, воспользовался некий Убейдаллах, который в начале X в. выдал себя за Махди и основал с помощью североафриканских берберов Фатимидский халифат, просуществовавший с центром в Египте вплоть до 1171 г. Выдававшие себя за алидов, Убейдаллах и его потомки сыграли важную роль в укреплении и развитии исмаилизма как влиятельного течения шиитской мысли. Течение это вскоре тоже распалось на несколько сект, часть которых отличалась крайними, весьма радикальными нормами поведения. Секта исмаилитов распространена ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов - демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века.

От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово "assassin" - убийца).

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

В недрах шиизма в тех же VIII - X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань), позже проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников - мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры - экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: "Ху!".

Заключение

Несмотря на наличие у суннитов и шиитов множественных точек соприкосновения, в различные периоды социальная напряжённость в отдельных частях мира ислама провоцировала суннитско-шиитские противоречия. При отсутствии факторов, порождавших конфликтные ситуации, сунниты и шииты мирно уживавлись друг с другом. В конце XX столетия по мере усиления роли “исламского фактора” с присущей ему ярко выраженной политической окраской суннтско-шиитские разногласия интенсифицировались как на уровне межгосударственных отношени (военные конфликты Ирана и Ирака), так и во внутренней жизни отдельных стран (Ливан, Саудовская Аравия). Всё же во многих случаях эти противоречия либо носили второстепенный характер, либо их преодоление не вызывало исключительных труднростей.

Список использованной литературы

1. Л.Ф. Васильев “История религий востока”, г. Москва, 1999 г.

2. Д.Е. Еремеев “Ислам: образ жизни и стиль мышления”, г. Москва, 1990 г.

3. И.Н. Яблоков “История религий”, г. Москва, 2002 г.

4. И.Н. Яблоков “Основы религиеведения”, г. Москва

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.