Эти обряды, через которые должен был пройти каждый, сопро-вождались пением, в котором давалось толкование этих обрядов -- мифы о происхождении и развитии мира с точки зрения тотемис-тических представлений. Это была своего рода школа, обучение, которое давало детальные представления, касающиеся мира и того, как управлять им, дополнявшее обучение на практике приемам охоты, приготовления пищи и т. п. Обряд посвящения включал присвоение имени, что считалось особенно важным и священным как установление связи посвящаемого с тотемом и, следовательно, со всем миром. Тотемистические мифы, связь которых с ритуалами считалась необходимой для сохранения жизни рода, со временем стали соединяться, образуя более или менее связную систему -- мифологию.
Свидетельством развития ритуалов и мифов в палеолитических стоянках являются погребения. Живые начали заботиться о мерт-вых, которые и после смерти продолжали считаться членами рода. Но их еще и боялись, поэтому засыпали землей, камнями или забрасывали ветками. Люди считали, что умерший продолжает жить, поэтому его снабжали пищей, убивали и хоронили вместе с ним животных, а погребали его неподалеку от костра, чтобы умершему было тепло, и т. д. Иными словами, представлялось, что продолжающаяся жизнь вполне «материальна», не было представ-лений о жизни «духа». Однако уже такой обычай, как окрашивание трупа охрой в подражание цвету крови, говорит о применении магических приемов. Об этом свидетельствует и пещерная живопись, изображение целого комплекса ритуалов -- танцев, воспроизводящих успешную охоту. На этих рисунках были обна-ружены отдельные фигуры переодетых мужчин, изображающих животных. Можно предположить, что подражание животным име-ло магическое значение. Если это так, то это -- прообраз колдуна, или шамана, человека, частично освобожденного от повседневных трудов, занятого специально обеспечением общего благополучия с помощью магических приемов, отвечающего за выполнение риту-алов. Возможно, в это время наряду с тем представлением о мире, которое выражено в символической магии (когда изображение или смысл вещи отождествляется с самой вещью настолько, что счита-ется, что, воздействуя на изображение, воздействуешь с помощью таинственной силы и на оригинал), зарождается и представление о духах, демонах. Скорее всего, оно возникает как попытка объяс-нить смерть -- мгновение назад человек еще жил, теперь он мертв, хотя тело здесь. Отсюда представление о том, что умереть -- значит «испустить дух». Предполагалось, что духи действуют и продолжа-ют общение с людьми. Первоначально считалось, что их сила не превосходит силы человека. Так возникла вера в «духовные сущес-тва» -- анимизм.
Таким образом, данные археологии позволяют думать, что зарождение тотемизма, магии, фетишизма, мифологии, анимизма относится к времени существования поздних неандертальцев, про-исходит еще в древнекаменном веке.
В IX--VII тысячелетиях до н. э. в истории человечества проис-ходит крупный перелом, получивший наименование неолитичес-кой революции. Было изобретено земледелие -- одно из крупней-ших достижений человечества, благодаря которому оно перешло от присваивающего хозяйства к производящему. Период неолита охватывает промежуток времени между изобретением земледелия и появлением первых городов в начале IV в. до н. э., знаменующим собой начало истории цивилизации.
В эпоху неолита (новокаменный век, пора шлифованного камня, около 7-5 тысяч лет назад) в большинстве облас-тей Европы и Ближнего Востока совершился переход к зем-ледельческому и скотоводческому хозяйству; лишь в север-ных районах сохранялся охотничий и рыболовческии уклад. Неолитические роды и племена представляли собой в боль-шинстве оседлые и полуоседлые группы с устойчивой базой хозяйства. Внутри общин уже начинало обнаруживаться неравенство, но классового расслоения еще не существова-ло. Новые условия жизни должны были отразиться и в об-ласти религии.
Несмотря на сравнительное обилие памятников, несмотря на наличие этнографических параллелей, религиозные верования людей неолита остаются для нас неясными. Возможно, что почита-ние женского божества было связано с культом плодородия или, как считает Георг Вильке, с культом луны. Социальной основой этих культов служил, вероятно, материнский род, который в эпоху неолита в связи с ростом земледельческого хозяйства должен был уже оформиться.
Характер погребального культа тоже неясен. Несомнен-но, что он получил значительное развитие, и представления о душе и загробной жизни стали более сложными; об этом свидетельствует разнообразие и изощренность форм захоро-нения. Родовой строй наложил на них свой отпечаток: доль-мены, цисты, искусственные и естественные гроты были, ве-роятно, родовыми усыпальницами. Зародившееся имущест-венное неравенство между членами рода также отражалось на погребальных обрядах и, что не исключено, на связан-ных с ними верованиях. Появление обычая кремации тру-пов, видимо, сопровождалось развитием веры в душу. Но как себе представляли люди душу, что думали о ее посмерт-ной судьбе -- эти вопросы остаются пока без ответа.
Переход к земледелию привел к появлению нового типа общес-тва, нового отношения человека к природе и человека к человеку. Появилось имущество, которое надо было сохранять, и, следова-тельно, собственность, которая сначала была общинной, но впос-ледствии возникла частная собственность, а с ней и неравенство. На первых порах общество еще сохраняло тотемистическую орга-низацию, расширяя и усложняя ее. Со временем она претерпевала все большие изменения в направлении, ведущем к религиям древнейших цивилизаций. С развитием земледелия в тотемистических ритуалах, имевших целью получение урожая, наиболее характерными становятся обря-ды плодородия, изображения половых органов, выделяется роль женщины. Подражательная магия вызывания дождя становится еще одной важнейшей целью обрядов. Посев зерен, который воспринимается как необходимость похоронить, убить всходы, чтобы родилась новая жизнь, приводит к идее жертвоприношения, даже человеческого. Появляются и становятся все более регуляр-ными весенние праздники и праздники урожая. Возникающая необходимость упорядочить ритуал и магию, обеспечить выполне-ние важнейших функций жизни и управления обществом приводит к появлению религии, организованной в новых масштабах об-щества.
Таким образом, религия получает развитие в первобытном обществе как составная часть жизнедеятельности первобытных людей, их социальной организации; ее появление связано с появ-лением искусства, праморали. На этой стадии развития общества все явления духовной жизни еще очень тесно связаны между собой, переплетаются, так что разделять их можно довольно условно. Это явление обозначается понятием синкретизма -- нерасчлененности первобытной духовной культуры.
В первобытном обществе возникают тотемизм, магия, фети-шизм, мифология, анимизм. В этой связи появляется представле-ние об особой, не похожей на другие -- сверхъестественной -- силе, которая может передаваться от человека к человеку, от предмета к предмету. Со временем эта сила стала представляться в виде особых самостоятельных существ -- духов или демонов. Это -- домовые, русалки, лешие и т. п., к ним относятся и души умерших. Сначала духи помещались в том же мире, что и люди, но затем сложилось представление об особом мире обитания сверхъестественных су-ществ, отличном от естественного. Вместе с появлением представ-лений о сверхъестественных существах появляются и люди, ко-торые считаются способными вступать с ними в контакт. Это -- маги, колдуны, шаманы.
Первые мифы были тотемистическими. Ритуальные тотемисти-ческие пляски, исполняемые ряжеными под тотемное животное, стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, представлявшихся одновременно как люди и как животные. Отсю-да и изображения полулюдей-полуживотных. В мифах природные и социальные явления изображались как действия персонажей этих повествований. Особую роль в мифологии приобретает дух сильно-го человека -- героя, со временем преобразующийся в дух бога. Так складываются предпосылки религии, основывающейся на теизме -- вере в богов (многобожие, политеизм) и позже -- в единого бога (монотеизм).
Тотемы -- еще не божества, однако они носители особой, «нуминозной» силы, и потому они священны, их нельзя убивать. Тотемизм -- разновидность религии, связанной с верой в некие особые «силы». Такие религии иногда называются «динамически-ми религиями» (от греч. dynamis -- сила). В основе этих религий лежит особого рода переживание, когда объект культа (в данном случае -- животное) воспринимается как нечто совсем отличное от других объектов (животных), представляющее собой некую таин-ственную силу. Хотя тотем не является объектом благоговейного почитания, но индивиды или данный клан хотели бы обладать связью с заключенной в нем силой. Эта мистико-магическая связь достигается за счет того, что происхождение клана ведется от животного -- тотема. И происходящее в особых случаях убийство и сакраментальное поедание тотемного животного также утвержда-ет магическую связь между ним и родом. Человек, стоящий на том уровне развития, о котором идет речь, в животном видит не единичное животное, а воплощение рода, обладающего необозри-мо долгим существованием, поэтому связь человека с тотемным животным может представляться как обеспечивающая его роду неограниченно длительное существование.
Если тотемизм является достоянием народов, стоящих на на-чальных ступенях развития культуры, тог фетишизм встречается везде, где существуют «священные вещи». Фетиш -- (амулет, волшебство) буквально значит «наделенный магической силой». Мы видим проявления фетишизма, когда пользуются для определенных целей «святой водой» или над входной дверью прибивают подкову «на счастье». Фетишами становятся как создаваемые человеком вещи, так и естественные, обладающие необычным обликом, Чаще всего усматриваемая в них сила представляется как безличная, но со временем допускается предположение, что в фетише живет некий дух. В таком случае мы имеем дело с анимизмом.
С мотивом силы связана идея табу. Обладающие силой личнос-ти (как, например, вожди или знахари) и предметы (фетиши) становятся табу. Это означает, что они выделяются из круга обычных объектов и к ним предписывается относиться с соблюдением определенных правил. Само слово «табу» полине-зийского происхождения и означает «нечто примечательное», требующее внимания, особое. Табу являются поэтому все нуминозно значимые объекты: жрец и вождь; все, относящееся к культу священных предметов; животные и растения определенных видов, в особенности тотемные; покойники, воюющие люди, женщины при родах и т. д. Действие табуированных объектов является двойственным -- опасным и полезным. Эта двойственность прису-ща всем нуминозным объектам. И они вызывают у человека двойственное отношение -- боязни, отталкивающей от них, и притяжения к ним. Например, глава рода для «подданных» однов-ременно является «предметом», которого сторонятся и к которому в то же время тянутся. Из переживаний, связанных с табу, вырас-тают полярные ценности -- чистое и нечистое. Наполненным этой двойственной силой и потому табулированным объектам противос-тоят профанные, не имеющие нуминозного значения. В последу-ющем этическом развитии обладающие характером табу «вещи» разделяются на позитивные, полезные и поэтому этически «хоро-шие» сущности -- чистые -- и на вредные, этически негативные нуминозные сущности -- нечистые. Так, евреи, например, считали свинью нечистым и потому непригодным в пищу животным не потому, что свинья -- профанное животное, тогда ее можно было бы есть, но, напротив, -- потому, что она нуминозно негативна и оттого является табу.
Тотемизм, фетишизм, культ предков, анимизм и т. д. -- все эти элементы присущи религиям в их ранней, элементарной форме. Однако у каждого народа они образуют некоторое неповторимое единство, своеобразное целое. Элементарная форма религии пред-ставлена многими, различающимися между собой религиями, каж-дой из которых перечисленные выше элементы присуши в разной степени и в различных вариациях. И в то же время всем этим религиям присуще нечто общее, они образуют некое единое целое -- религию «примитивных» культур, отличную от всех других в своей основополагающей жизненной позиции. Одна из распрос-траненных и признанных квалификаций этот позиции состоит в том, что это религия магического единения, связи. Человек этой культуры во всех существах и во всех имеющих для него значение вещах ощущает некую тайную и подлинную жизнь, овладение которой, подчинение или достижение которой является главным стремлением всех членов рода. Очертания внешнего мира еще не приобрели той определенности, постоянства, неизменности, как у человека более развитой культуры. Это совсем другое видение действительности, из которого проистекает все мышление и дея-тельность людей. Все может стать всем, чем угодно, как это бывает в сновидениях или грезах. В этом воззрении на мир, более эмоциональном, чем интеллектуальном, лежит объяснение того, почему столь велика роль мифа в жизни и культе «примитивных» народов. В мифе выражается такое осознание действительности, которое не знает ограничений возможного, присущих естественнона-учно обусловленному, рациональному миропониманию, оно явля-ется наглядно-фантастическим, а не абстрактно-логическим. В элементарной форме религиозной жизни доминирует магия: чело-век того времени воспринимает мир не «объективно», а как проекцию своих чувств и оценок на внешний мир. Мир, следова-тельно, чувствует так же, как и он. И на основе этого ощущения единства человек способен -- как в сновидениях -- подчинять себе этот так называемый внешний мир. Желания должны сбываться и изменять мир.
Древний человек в мифах выражает свои страхи и свои желания, выносит их вовне и верит в миф, связанный с определенным культом, как в действительность, т. е. воспринимает и переживает миф как некую священную и все вновь и вновь осуществляющуюся действительность. В этом мире индивид, единичный человек еще не обладает самостоятельными отдельным существованием, жизнью. Это не значит, что в определенных областях отдельный человек совсем не может принимать самостоятельных решений, в частности в сфере профанной жизни. Но на этом уровне элементарной формы религиозной жизни все сознательно-религиозное существование человека полностью зависимо от окружающего его сакрального сообщества -- селения, тотемного сообщества, мужского союза и т. д. Эти общности охватывают и воплощают в себе подлинную жизнь индивида, тогда как единичное, отдельное, особенное в нем носит лишь второстепенный характер. Здесь, в этой главной сфере жизнедеятельности, нет места для «частных зон». Это «связанное существование» в самых главных своих проявлениях.
2. Первобытные верования в эпоху партиархата
Патриархат (от греч. -- отец) чаще всего понимается как «господство мужчин». В этнографии это период перехода от доклассового общества к классовому, характерный конституированием рода по отцовской линии родства при сохранении пережитков материнского рода (матриархата). Хронологически период возникновения патриархата совпадает с отделением скотоводства от земледелия для многих народов, но, учитывая разнообразие хозяйственной деятельности людей, точнее будет определять время возникновения патриархата появившейся экономической потребностью пересчета с материнской линии родства на отцовскую. Патриархат в равной степени (как любая переходная форма) может быть и последней стадией доклассовой и начальной стадией классовой эпохи.
Род --основная социальная ячейка доклассового общества. Союз кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка. В античном мире русскому слову «род» соответствовал термин «гене», отсюда понятие вентильный, гентильная организация -- родовой, родовая организация.
Материнский род--союз кровных родственников, связанных родством по линии матери. Отцовский род -- союз кровных родственников, связанных родством по линии отца. В западноевропейской литературе синонимом отцовского рода является термин «клан» -- так называлась отцовско-родовая организация у шотландцев.
Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и религию, что, несомненно, отразилось в искусстве. В языческой религии сформировались два принципиально отличных типа верований.
Пастухи-кочевники поклонялись мужскому началу - богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Они переходили с одного пастбища на другое, а их единственным постоянным местом были захоронения, которые они обозначали условными знаками. Огромные валуны (менгиры) указывали места культового почитания предков.
Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот составляли их имущество. Дом, очаг, семена и благодатная почва отождествлялись с плодородием в образе женщины. Основными символами женщины как носительницы жизни были геометрия пространства, разделенного на четыре стороны света, циклы Луны и воды. Вместо верований в бога-мужчину появились представления о Великой Матери, В Месопотамии это была Иштар, а в Египте - Исида. Фигурки Великой Матери стояли во всех жилищах земледельцев. Однако по мере своего дальнейшего развития все древневосточные цивилизации отошли от женского начала в культуре. Его вытеснило мужское начало. Понятие патриархата антропологи прочно связывают с древневосточными цивилизациями зрелого периода.
Эпоха патриархата - время разложения первобытного общества и формирования ранних государств. Иными словами, феномен государства и феномен патриархата настолько тесно связаны между собой, что оторвать их друг от друга просто невозможно. И оба они стали предтечами зарождения культуры и цивилизации в современном понимании.
Заключение
Проблема происхождения любого общественного яв-ления, в том числе и религии, может быть правильно решена лишь при учете того, что всякое социальное явление возникает на основе определенной общественной потребности. Раскрывая при-чины возникновения государства, Ф. Энгельс в пись-ме К. Шмидту говорил: «Общество порождает извест-ные общие функции, без которых оно не может обойтись» Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 416
Таков должен быть и подход к проблеме возник-новения религии. Здесь также прежде всего следует определить, каковы те специфические социальные потребности, которые вызвали к жизни это общественное явление. Без этого нельзя понять ни их сущности, ни их социальных функций.
Важно учитывать также, что определенная соци-альная потребность реализуется в той или иной сис-теме деятельности людей. Ведь общество не есть некая самостоятельная сущность или субстанция, существующая вне взаимодействия отдельных инди-видов. Напротив, общество, как специфическая система, существует реально лишь как продукт взаимодействия составляющих его людей. Поэтому любая социальная потребность является одновре-менно потребностью взаимодействующих в обще-стве людей и реализуется в этом взаимодействии, т. е. в их деятельности.
Сложный, но весьма важный для понимания проб-лемы происхождения религии вопрос состоит в следующем: реализуется ли каждая спе-цифическая социальная потребность с самого нача-ла в особом, качественно-специфическом виде дея-тельности людей, или же первоначально в одном виде деятельности могут реализоваться несколько, притом принципиально отличных друг от друга, социальных потребностей? При ответе на этот вопрос следует учитывать, что в первобытном обще-стве дифференциация и специализация видов чело-веческой деятельности только зарождалась и была лишь в очень слабой степени закреплена возникав-шим половозрастным разделением труда. В чем со-стояли зачатки дифференциации видов деятельно-сти в родовом обществе примерно за 10-20 тысяче-летий до н. э. (верхний палеолит)? Прежде всего в том, что охота на крупных животных (мамонта, зубра, пещерного медведя, оленя и т.п.), став исключи-тельным делом взрослых мужчин, отделилась от со-бирательства и охоты на мелких животных, кото-рыми занимались женщины и дети. Так возникло зачаточное разделение труда в производственной сфере. Но кроме собственно трудовой, производ-ственной деятельности в родовом обществе суще-ствовала и сфера внепроизводственной деятельно-сти первобытной общины. Она включала в себя помимо потребительской деятельности и зачатки духовной деятельности, которые, по нашему мне-нию (это будет подробно показано в дальнейшем), находили свое объективное, предметное выраже-ние прежде всего в обрядах. Именно обрядовые действия были, с нашей точки зрения, тем видом деятельности, в котором одновременно реализова-лось несколько качественно разнородных духов-ных потребностей первобытной общины: эмоционально-экспрессивная, познавательная, эстетическая, магическая (т. е. религиозная).
Список литературы
1. Гараджа В. И. Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. - М.: Аспект Пресс, 1995.
2. Донини А. Люди, идолы и боги. Очерки истории религий. М.: Издательство политической литературы, 1966.
3. Доусон К. Г. Религия и культура пер. с англ., вступ. ст. и коммент. К. Я. Кожурина.-СПб.: Алетейя, 2000.
4. Зыбковец В. Ф. Человек без религии. У истоков общественного сознания. М.: Издательство политической литературы, 1967.
5. Квеннелл М. Первобытные люди. Быт, религия, культура пер. с англ. Т. М. Шуликовой.- М.: Центрполиграф, 2005
6. Крывелев И. А. История религий. Очерки в двух томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1975.
7. Мень А. В. История религии в 7 т. В поисках пути, истины и жизни. Т. 2. Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей.- М.: Слово, 1991.
8. Померанц Г. С. Великие религии мира.- М.: Унив. кн.: Per Se, 2001.
9. Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре пер. с англ. Д. А. Коробчевского.-Смоленск: Русич, 2000.
10. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976.
11. Угринович Д. М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). - М.: Политиздат, 1982.
12. Философский энциклопедический словарь ред.-сост. Е. Ф. Губский [и др.].- М.: ИНФРА-М, 1999.
13. Хомутов А. Е. Антропология учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
14. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований При участии Г. С. Винер.- М.; СПб.: Рудомино: Унив. кн., 1997.
15. Миголатьев А.А. Философия культуры //Соц.-гуманит. знания.-2002.- № 6.-С.75-82.
Страницы: 1, 2