Рефераты. Религиоведение как система теоретического знания

Наиболее крупной, самой массовой разновидностью христианства является католицизм. Согласно данным ООН приверженцами католицизма являются более 900 миллионов человек, что составляет более 18% всех жителей планеты. Это намного превышает число последователей других направлений христианства.

Католицизм, православие и выделившийся из католицизма протестантизм являются основным ветвями христианской религии. Католицизм (грец католикос - вселенський, всемирный). Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-IV веках, когда нарастали и усугублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

Расколом Христианства на Западную и Восточную Церкви принято считать великую схизму 1054 г., порожденную разногласиями, начавшимися приблизительно с IX века. Окончательный раскол произошел в 1274 г.

В России 1991 год стал для католической церкви временем возрождения.

Папа Иоанн Павел II назначил первых епископов для европейской и азиатской части России, а так же епископа для Казахстана. Сейчас на территории европейской части России 93 прихода в которых служат более 100 священников.

2. Основные положения вероучения католицизма?

Источники:

· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. - изд. Эксмо 2005. с. 148-170.

· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 78-81.

Католицизм разделяет с православием основные положения вероучения и культа. В основе вероучения католицизма лежит общехристианский символ веры, "Кредо", включающий в себя 12 догматов и семь таинств (как и в православии). Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.

Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище - промежуточном между адом и раем месте. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Католики считают чистилище местом, где судьба умершего грешника может быть изменена. Они горят там в очищающем огне.

Римско-католическая церковь отдает приоритет преданию, т.е. наряду с Библией, трудами отцов Церкви и решениями первых Вселенских соборов она поднимает до уровня непререкаемого авторитета для верующих официальные документы, подготовленные папой и высшими органами центрального церковного управления. Римско-католическая церковь не рекомендовала (до II Ватиканского собора) верующим самостоятельное изучение Библии, настаивая на чтении в присутствии священнослужителя, который дает официальное толкование. Только в иерархии латинского христианства есть кардиналы. Важные нововведения были внесены католиками в таинства. Крещение совершается только путем обливания. Таинство конфирмации (с лат. - миропомазание) проводится в возрасте 7 - 13 лет. Евхаристия совершается не на квасном хлебе (как у православных), а на пресном (облатка), миряне причащаются только хлебом, младенцев не причащают вообще. Исповедь (покаяние) превращается в своеобразное расследование священником преступлений грешника. Крестное знамение совершается не справа налево, как у православных, а слева направо.

Священникам римско-католической церкви предписано строгое безбрачие (целибат), и этим фактически стерто различие между белым и черным духовенством. Кроме того, в церковную иерархию была введена должность кардинала, ближайшего советника папы. Кардиналы в католической иерархии считаются выше епископов, хотя формально могут иметь различные священные чины (епископов, пресвитеров, диаконов).

3. Особенности культа католицизма.

Источники:

· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. - М.: высш. шк., 2002. с. 194-195

Католический культ представляет собой узаконенную «Кодексом канонического права»(1983 г., книга IV - «Освящающая задача Церкви») и церковной традицией систему ритуалов и обрядов, с точки зрения верующих возможность непосредственного общения с богом и святыми. В целом католический путь сводится к культу Бога, культу ангелов и святых, культу икон и реликвий, а так же культу святых мест (область Палестины, связанные с ветхозаветными событиями и жизнью Христа, Девы Марии и апостолов) и священных мест (места захоронения святых, места связанные с видениями чудесами).

К особенностям католицизма относится более развитый культ, нежели в др. направлениях христианства Девы Марии. Культ Марии получил широкое распространение, т.к. оказался более понятен широким массам, чем абстрактная Троица. Католический культ Богородицы выражается в различных формах: в розарии (в посвященных ей специальных молитвословиях), в так называемых «марийных» празднествах, в связанных с ее образом святынях, в посвящаемых ей летних паломничествах. В католицизме Мария выступает в качестве попечительницы всей семьи, в то время как в православии она - покровительница земледельцев.

Центрами католического культа считаются прежде всего храмы. Иконы в католических храмах почитаются, так же как и в православных. Большое значение в католицизме имеет литургическая (сакральная) музыка.

В храме совершается главное действие католического культа - месса, или католическая литургия.

Католицизм, как и православие, признает семь таинств: причастие, крещение, конфирмация, покаяние, соборование, священство, брак. Но в католицизме они исполняются несколько иначе.

Крест на себя католики возлагают пятью перстами, а не тремя как это делают православные, и сначала на левое, а потом на правое плечо.

Католический культ занимает важное место в жизни верующих, полагающих, что через культовые действия Католическая церковь может передавать людям невидимую Божью благодать.

4. Каковы особенности его организационной структуры.

Источники:

· Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. - М.: высш. шк., 2002. с. 197-200

Католицизм имеет единую, строго централизованную и иерархизированную церковную организацию. Центр католицизма и резиденция его главы - Римского Папы - Ватикан, крохотное, но чрезвычайно влиятельное город-государство на территории Рима (44 га), конгломерат современности и средневековья.

Государство - град Ватикан имеет свой флаг, гимн, почту, радио, телеграф и прочие атрибуты государственной власти. Подлинным правительством Ватикана является Римская курия (орган папской администрации). В состав курии входят: 6 канцелярий, 3 трибунала и 9 своеобразных министерств - священных конгрегаций: по вопросам вероучения; восточных церквей; соблюдений таинств; канонизации; делам епископов и т.п. В римскую курию входят так же 12 папских советов, деятельность которых направлена на расширение и укрепление связей церкви с внешним миром. Это советы по делам мирян, по вопросам семьи, по проблемам милосердия и справедливости, по культуре и др.

Первичной ячейкой католической церкви является приход, который управляется священником. Приходской священник назначается епископом и подчиняется только ему. Несколько приходов образуют так называемый деканат, но деканат является лишь связующим звеном между приходом и епископской курией. Деканаты в свою очередь объединены в более крупные подразделения - епархии (диоцезы), которыми управляют епископы.

В католицизме, как и в православии, существуют три степени иерархии: епископство, пресвитерство и диаконство. К числу особенностей здесь следует отнести надстроенные над указанной иерархией должности кардиналов и примасов. Кардинал - высший после Папы чин в Католической Церкви. Примасами - называются старшие епископы местных национальных церквей.

Папа Римский - абсолютно пожизненный правитель церкви.

Монашеские ордены представляют собой особую структуры в Католической церкви. Основоположником западноевропейского монашества принято считать католического святого Бенедикта Нурсийского (480-550), составившего устав для первого монашеского ордена. Монашеские ордены бывают мужские и женские. Внутренняя жизнь ордена определяется его собственными правилами, предусматривающими более или менее высокую централизацию власти, безусловное подчинение указаниям с верху. Монашеские ордены подразделяются так же на контеплятивные или созерцающие (их члены посвящают большую часть жизни молитвам и богослужению), и активные непосредственно участвующие в полезном труде и акциях милосердия. Самый известный среди Католических Орденов - Орден Иезуитов (1534г.)

Тема 6. Протестантизм.

1. Каковы основные характеристики протестантизма? (время, место возникновения, география современного распространения, численность, история возникновения).

Источники:

· Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. - изд. Эксмо 2005. с. 189-190.

· История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005 с. 81-82..

Протестантизм возник в результате Реформации (от лат. преобразование, исправление) - движения в ряде европейских стран направленное на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представлялось отходом от этих идеалов.

В Англии IV - IV вв. проповедовали учение профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320-1384), который требовал подчинение английской церкви в гражданских делах королю. Виклиф выступал против поборов римских пап с Англии, отвергал материальных характер «пресуществления», усомнился в праве иерархии отпускать грехи, выдавать индульгенции, настаивал на приоритете Священного писания над церковным преданием. Идеи Виклифа оказали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гуса (1369-1415), проповедовавшего отказ церкви от богатства и продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415 г. по приговору Констанцкого собора вызвало возмущение в Чехии. Приоритет Священного Писания над приданием и требование причащения мирян не только хлебом, стали идейными основаниями мощного национального движения гусистов. Пять крестовых походов, которые велись против них с 1420 по 1431 г. потерпели поражение. Поэтому Базельский собор заключил 30 ноября 1433 г. соглашение с умеренными гуситами и разрешил мирянам в Чехии причащение под обоими видами.

Торговля индульгенциями послужила поводом к выступлению немецкого богослова Мартина Лютера (1483-1546). 31 октября 1517 г. он прибил на дверях церкви в Витенсберге 95 тезисов об отпущении грехов. В них Лютер выдвинул принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианина, критиковал учение об индульгенциях, о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых. В последующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.