Рефераты. Психология человека в Исламе

4. Идея самообновления.

Идея подлинного самообновления ислах вклю-чает в себя понятие свободы выбора обновить свою жизнь. В истории ислама уже происходили горячие дискуссии на тему свободы выбора и предопреде-ления. Осталось немало документов, посвященных описанию позиций двух главных оппонентов -- ашаритов, с их идеей предопределенности, и мутазилитов, поддерживавших мнение о свободе выбо-ра.

Необходи-мо принять идею свободы (возможности) изменить свою личную и социальную жизнь, поскольку лишь подобная предпосылка способна придать подлин-ную ценность моему существованию и укрепить веру в Божественную справедливость. Уверенность в ис-тинности данной свободы и той ответственности, которую она возлагает на мусульманина, -- ответственности вести сознательную жизнь -- первое условие для подлинного развития.

Второе условие представляет критическую и чест-ную оценку самого себя и тех игр, которые человек ведет с собой и с другими. Подобные игры служат для маскировки истинных отношений к себе и к другим.

Третьим условием является необходимость ува-жать себя. Жизнь трудна; величайшая извращенность нашей эпохи заключается в отчаянном стрем-лении сделать ее еще труднее. В мире существует немало людей, которые отказываются признать нас и нашу ценность. Не стоит присоединяться к их точке зрения. Условие самоуважения вовсе не является тем покрывалом, что закроет нас от возможных изме-нений; это всего лишь способ остаться в дружбе с самим собой несмотря на собственные ошибки и заблуждения, без чего, заметим, невозможно под-линное обновление. И точно так же, как Аллах ни-когда не оставляет нас, невзирая на наши слабос-ти, мы должны оставаться верными самим себе.

Именно в этом заключается четвертое условие роста. Не сбиваться с пути подлинного са-мообновления, честности, критической самооцен-ки и самоуважения далеко не одно и то же, что упрямое отстаивание устаревших взглядов, дискре-дитированных теорий и неверной оценки собствен-ной значимости; последнее неизбежно привело бы

5. Понятие свободы.

Свобода оставаться свободным стоит выше человеческого “я” и того положения, в котором оно находится.

Решение самому определять свое собственное поведение несет человеку не только освобождение, но и немало страданий, поскольку именно это ре-шение возлагает на наши плечи груз невероятной ответственности. Так, человек уже не имеет права сказать: “Я не желаю иметь с ней никакого дела, поскольку она все время настроена против меня”; или же: “Я страшно зол, поскольку еда все еще не готова”. Теперь человек должен сказать себе: “Она делает то что делает, и я тоже делаю то что делаю -- и я один в ответе за свои поступки. Я больше не могу возлагать на нее вину за свое настроение или поведение”.

Разумеется, это совсем не то же самое, что пас-сивно подставить другую щеку; это значит, что если вы ударили меня по щеке, то я всегда свободен в выборе: уйти прочь или ответить вам тем же. С этим согласуется и заключенная в Коране идея о том, что ни одна душа не может нести на себе чужую ношу (другими словами, отказ перекладывать ответствен-ность за собственную реакцию на плечи других). Бу-дучи конкретной личностью, мусульманин имеет право время от времени проявлять твердость и останавливать не-подобающие поступки другой личности. Однако его поведение должно исходить из понимания самих себя как существ, находящихся в непрерыв-ном движении по направлению к Аллаху, что ис-ключает слепую реакцию на внешние воздействия.

Вот интересный текст из Корана, показываю-щий, с одной стороны, суть свободного обраще-ния и поведения, с другой же -- суть такого пове-дения и обращения, что заключает человека в не-видимую темницу:

“Разве ты не видел, как Аллах приводит, притчей доброе слово -- оно, как дерево доб-рое; корень его тверд, а ветви в небесах... Оно приносит свои плоды в каждый миг с соизво-ления своего Господа. И приводит Аллах прит-чи людям, -- может быть, они опомнятся! А притча о скверном слове -- оно, как сквер-ное дерево, которое вырывается из земли, -- нет у него стойкости” (К. 14:24--26).

Приведенная цитата из Корана упоминает о временах года; и человеку необходимо свыкнуться с мыслью, что в его жизни бывают периоды осе-ни, когда он мало что может предложить своему окружению, и периоды весны, когда он является более целостными и щедрыми существами. Но тем, кто искренне стремится быть мусульманином, та-кая смена не должна помешать в их стараниях “ши-роко раскинуть свои ветви”. Им необходимо про-должать попытки тянуться своими ветвями как мож-но дальше, касаясь ими других, -- даже если это проявляется в искреннем стремлении разделить с близкими их собственную осень.

Для того чтобы он мог творчески подойти к про-блеме, большая часть его личности должна была умереть. Говоря словами Джалаладдина Руми, про-славленного персидского поэта: “Ты должен уме-реть, прежде чем ты умер. И ты должен родиться, пока ты еще жив”. Такое возможно лишь в том слу-чае, когда человек разрушили все “стены” и живет от-крыто -- то есть подлинной жизнью

6. Колесо развития.

Пророк однажды сказал: “Человек, дни которого совершенно одина-ковы, -- явный неудачник”. Альтернатива этому представлена на следующей иллюстрации, где каж-дый шаг является ступенью на пути к раскрытию самого себя, пока в конце концов человек не достигает своей глубинной сущности и предстает пред лицом Аллаха, осуществив предсказазанное в хадисе: “Человек, который познал самого себя, познал и своего Господа”.

С завершением полного оборота “Колеса развития” человек становится более свободным для любви, более способным идти на уступки и более ранимым. Затем вновь происходит что-то неприятное, и колесо снова начинает вращать-ся -- но на этот раз путешествие значительно короче. Человек двигается быстрее, и по бо-лее короткому пути. Каждое внешнее воздействие отправляет человека для совершения еще одного круга развития -- однако радиус такого круга все меньше и меньше, так что я как бы двига-юсь по спирали, которая завершается в самых глубинах человеческой сущности, там, где обитает Бог, где человек уже не чувствую боли и не должен поэтому отправляться в следующее кругообращение.

Колесо развития.

7. Значение человека в Исламе.

Аллах “почтил сынов Адама” (К. 17:70), причем сделал это, невзирая на все наши несовершенства, зная также, что мы погрязнем в разрушениях и кро-вопролитии. Значение человека подчеркнуто в акте назначения его наместником Аллаха на земле. Бо-лее высокое значение Адама заметно также в его знании “имен” и предоставленной ему свободе воли. Именно это побудило ангелов поклониться ему (К. 2:30--32).

Величайшим грехом в Коране является “куфр” -- неблагодарность по отношению к великим дарам Аллаха. Щедрость Его по отно-шению к нам возрастает по мере того, как человек на-чинаем проявлять свою благодарность за уже даро-ванное нам (К. 14:07).

Неспособность признать их как раз и порождена отсутствием в человеке самоуважения. Необходимо проникнуться осознанием множе-ства прекрасных качеств, которыми человек был наде-лен при рождении. Отказываясь признавать их, будь то под видом смирения или униженности, тем самым отвергает милости Аллаха.

Способность разглядеть все те ма-ленькие чудеса, что наполняют жизнь человека, являются предпосылкой для искренней благодарности Аллаxy, что, в свою очередь, служит предпосылкой для нового обогащения Божественными дарами. Хадис, в котором приводятся слова Пророка:

“Наша вера не будет искренней до тех пор, пока вы йе- пожелаете своему брату того же, что вы желаете самому себе” (Бухари), -- обычно рассматривается лишь в связи с вашими чувствами к другим людям.

Для должного отношения к другим неизбежной предпосылкой является пожелание добра самому себе. И до тех пор, пока моя жизнь проходит в бес-конечных терзаниях по поводу моего несовершен-ства, пока я мучаюсь осознанием того, что недо-стоин вашей любви и доброты, от меня не следует вкидать, что я буду активно желать всех этих благ другим братьям и сестрам”.

Данная идея является “взаимодополняющим набором”: когда человек любит соседа, как себя самого, это значит, что он любит и соседа, и себя самого.

Однако все вышесказанное не может не поро-дить в человеке страха наполниться самомнением. Ведь придерживаясь давно привычной и в чем-то такой удобной ненависти к самому себе. Придерживаться того самого хадиса, в котором приводятся слова Пророка о том, что ни один че-ловек, чья душа хотя бы на йоту заполнена горды-ней, не сможет попасть в Рай. И когда кто-то готов признать, что он умеет хорошо общаться с людьми или же что он прекрасный учитель, или же что у него замечательный почерк... разве все это не явля-ется той самой гордыней, которая осуждена Алла-хом? Муфтий Мухаммад Шафи в своих комментариях к Корану Маарифал Коран сообщает, что однажды Пророку был задан похожий вопрос, на что Пророк ответил, что самоуважение является отражением того почтения, которое мы испытыва-ем к самим себе по причине нашего существования. В самоуважении заключается также признание того, что все эти дары пришли к нам от Аллаха. И он также добавил, что в высокомерии заключена идея того, что некто представляет из себя что-то только потому, что тот, на кого он смотрит свысока, яв-ляется никем.

Все хадисы Пророка, осуждающие гордыню, разъясняют ее, как высокомерное отношение к дру-гим людям. Возьмем для примера историю Худай-фы (да пребудет с ним милость Аллаха), соратника Пророка, который объявил молитвенному собранию, что он слишком часто проводит молитвы: “Братья, найдите другого руководителя или молитесь одни, поскольку я начал ощущать собственную важность благодаря руководству над вами”. Таким образом, он вовсе не стал утверждать, что его руководство было не-компетентным или что он недостаточно сведущ в религиозной практике. Он лишь выразил свою не-способность совладать с проявившимся в нем са-момнением, которое заставило его думать слишком много о себе, определенным образом принизив про-чих мусульман.

Самоуважение -- это подтверждение того важ-ного факта, что “я есмь”, а отнюдь не того, что “тебя нет” (иначе говоря, “ты никто”). Напротив того, мысль о том, что “ты никто, и поэтому я что-то значу” является полной противоположностью самоуважению, как пишет об этом Эрик Фромм в своей книге “Бегство от свободы”:

“Самомнение ничуть не похоже на само-уважение; напротив, они прямо противопо-ложны. Самомнение в каком-то смысле явля-ется одним из видов алчности. Подобно вся-кой алчности, в самомнении заключена ненасытность, особого рода бездонная яма, побуждающая человека совершать все новые и новые усилия для достижения насыщения без реальной надежды на это достижение... Такой человек по сути своей совершенно не любит себя самого; напротив, он себе глубоко не-приятен. Именно в этом недостатке любви к самому себе и коренится любое самомнение”.

Следует помнить, что я существую в единствен-ном экземпляре. Никогда этот огромный мир не видел (и не увидит) существа, во всем подобного мне. Отпечатки моих пальцев, цвет моих глаз и звук моего голоса являются поистине уникальными. В этом заключается истинное проявление Славы Аллаха. Я фарид (единственный), и вы являетесь таковыми же (я надеюсь, моя книга выйдет в продажу до того, как начнется клонирование человеческих существ!).

Мы все аманах (доверены) Аллахом нам самим. Поэтому нам следует присматривать за доверенным и не слишком портить его до той поры, когда оно должно быть возвращено. Если мы причинили ему ущерб в моменты духовного безразличия или за-пачкали его на жизненном пути, мы можем попы-таться “залатать” его или почистить. Но мы не дол-жны ненавидеть доверенное нам или же смотреть на него сверху вниз. Все мы, наши тела и души, являемся свидетелями могущества Аллаха. Поэтому нам следует относиться к самим себе с почтением, бесконечно поражаясь чуду создания и гению Создателя, восклицая при этом: “Господи наш! Не создал ты этого попусту. Хвала тебе! Защити нас от наказания огня” (К. 3: 191).

Заключение.

Ислам -- не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Мусульманские каноны регламентируют самые различные стороны быта, существенно влияют на особенности психологии приверженцев ислама. Ислам формирует повседневные навыки поведения, бытовые привычки (омовение, регулярную молитву, месячный пост). Все это становится практически условными рефлексами, входящими в плоть и кровь не только правоверного мусульманина, но и его родственников, не считающих себя верующими.

Именно такой "бытовой" ислам наиболее устойчив. Мусульманин может легко освободиться от исламской идеологии и религиозного сознания под влиянием образования, жизненного опыта, изменения условий социальной среды или каких-либо иных причин, но бороться с привычками не так-то просто и возможно, не нужно. Чаще всего "вера" мусульманина проявляется в следовании будничным предписаниям ислама, его обыденным регламентациям, в исполнении ставших привычными ритуальных действий, совершаемых без малейшей религиозной экзальтации.

Ислам, будь то в отношении узкого внутреннего мирка человека или в смысле взаимосвязи его со всем макромиром, является самой подходящей для его характера и природы, идеальной системой, не имеющей аналогов в плане удовлетворения его потребностей.

В мире Корана существо, вещь и природа внезапно преображаются и обретают иную форму, человек и его духовные, материальные ощущения достигают иной глубины, разум, благодаря этому чудесному сведению обретает уровень восприятия окружающего мира таким какой он на самом деле, сердце, раскрывшись в этой атмосфере, может расшириться и душа, только этими поступлениями, окрылившись, может возвыситься.

Список литературы:

Исак Ф. Быть мусульманином. - М., 2002.

Максуд Р. Ислам. - М., 2001.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1995.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.