24
Содержание
Введение 3
1. Первобытная община и тотемизм 4
2. Культ мертвых 7
3. Магия и религия 10
4 . От животного-родича к животному-предку 14
5. Брачные и пищевые запреты 19
6. От животного-тотема к животному-богу 22
Чтобы объяснить зарождение этих символов, мы должны всегда обращаться к фазе тотемизма.
На деле же, прежде чем войти в христианскую сим-волику, рыба была тотемом различных палестинских племен, промышлявших рыбной ловлей. С переходом к более развитым формам общественной жизни этот тотем преобразовался в персонифицированного бога. Божества с головой рыбы часто встречаются во многих других ре-лигиях той же эпохи.
Подобным же образом можно истолковать христиан-ский мотив голубки -- «священного» животного в Малой Азии и у ряда славянских племен -- или змеи, которую израильтяне района пустыни почитали как символ таин-ственного божества, иногда отождествляемого со «злой силой», а также упоминания о баране, агнце и козлище. Известна древняя тотемическая традиция «козла отпущения», которая вновь оживает в истории еврейского народа: животное, обремененное грехами целого пле Чтобы объяснить зарождение этих символов, мы должны всегда обращаться к фазе тотемизма.
На деле же, прежде чем войти в христианскую сим-волику, рыба была тотемом различных палестинских племен, промышлявших рыбной ловлей. мени, отягченное всем, что рассматривается как нечистое, изгоняется из поселения в пустыню, где издыхает, тем самым племя избавляется от проклятия или наказания.
И вот на этой стадии мы уже встречаем глубокие из-менения, происшедшие в структуре общества.
6. От животного-тотема к животному-богу
Вполне возможно, что особенные заботы по отноше-нию к животному-тотему способствовали приручению и выращиванию отдельных животных.
В самом деле, для магических обрядов, способствующих охоте, и для ритуальных трапез, которые в конце концов превратились в коллективное причастие верую-щих,-- для всего этого необходимо было иметь под рукой, в клетках или специальных загонах, «священных» животных. Если это объяснение верно, мы сталкиваемся с одним из типичных случаев обратного воздействия на экономическую структуру возникшей из нее идеологии, в какой-то мере изменяющей первоначальные производ-ственные отношения.
Несомненно, однако, что переход от первого фазиса общества, основанного на охоте, к скотоводству и ранним формам земледелия определяется не религиозными мотивами, а развитием новых орудий труда и формированием новых экономических и общественных отношений между людьми.
Возникновение земледелия, последовавшее вслед за открытием первых грубых земледельческих орудий для обработки земли, означало распад и уничтожение куль-тов, основанных на тотемизме. На смену магическим танцам, которые должны были способствовать успешной охоте, пришли различные обряды плодородия, вульвар-ные и фаллические культы, которые еще не представ-ляли собой ничего скандального или вакханального, а попросту считались благоприятными для плодородия полей.
Поклонение животному-предку мало-помалу растворяется в поклонении природе. Это очень медленный процесс, в котором различаются отдельные этапы.
Не все тотемы были животными. Бедность фауны в некоторых районах и быстрое увеличение количества объединенных между собой групп людей уже приводили и ранее к использованию отдельных органов или частей тела животных в качестве суррогатов тотема. Таковы, например, ягодичные утолщения кенгуру (в Австралии) или хвосты ряда животных. В других случаях тотемом постепенно, путем ассимиляции становились травы, овощи, растения. Когда же мы обнаруживаем использование в качестве тотемов неодушевленных предметов или явлений природы, это означает, что в недрах общества начались существенные изменения. Возникает новая форма разделения труда между группами охотников; появляется специализация, лежащая в основе ремесла; начинается возделывание земли, и солнце, ветер, дождь, луна, облака приобретают все большее значение в жизни общества.
Животное-предок, пока еще в свойственном ему образе зверя, начинает приобретать качества, характерные для явлений природы. Превратившийся в пастуха и земледельца человек чувствует себя в новых отношениях с атмосферными явлениями, которые постоянно воздействуют на его труд. Тотем все чаще переносит свое местопребывание с земли ввысь -- на небо, в горы, облака. Зарождаются олицетворенные силы, которые, как кажется человеку, главенствуют в развитии жизни и общества.
Здесь мы обнаруживаем другой, производный процесс. Одновременно с возникновением новых форм труда и организации общества зарождается частная собственность, появляются классы и возникает режим эксплуата-ции человека человеком.
Преобразование животного-тотема в животное-боже-ство, которое может также причинять зло и потому дол-жно быть обезврежено и умилостивлено,-- это религиоз-ное отражение новой общественной структуры, основан-ной на дискриминирующей власти касты, вождя, руково-дящего слоя.
Религия не появляется вместе с человеком. Сотни и, может быть, тысячи веков на нашей земле, возраст которой, вероятно, равен 4 миллиардам лет, группы людей, подобно животным, питались травами, кореньями, соками растений, улитками и насекомыми, бро-дили в теплых и сырых лесах доледникового периода.
Они еще не знали огня и не испытывали потребности в жилище и одеждах.
Первым орудием труда, которое вызвало подлинный переворот как в физическом облике людей, так и в их об-ществе в ходе все большего выделения человека из жи-вотного мира, явилась рука. Тот процесс, который антро-пологи назвали открытием руки, ставшей в одно и то же время орудием и продуктом труда, послужил образова-нию основных признаков человека: мышления, языка и вертикального положения тела.
В данной работе авторы попытались раскрыть становлении религии, ее зарождение в первобытном обществе, проследили путь ее возникновения от тотема до персонифицированного бога.
Список литературы
1. Гараджа В. И. Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. - М.: Аспект Пресс, 1995.
2. Донини А. Люди, идолы и боги. Очерки истории религий. М.: Издательство политической литературы, 1966.
3. Доусон К. Г. Религия и культура пер. с англ., вступ. ст. и коммент. К. Я. Кожурина.-СПб.: Алетейя, 2000.
4. Зыбковец В. Ф. Человек без религии. У истоков общественного сознания. М.: Издательство политической литературы, 1967.
5. Квеннелл М. Первобытные люди. Быт, религия, культура пер. с англ. Т. М. Шуликовой.- М.: Центрполиграф, 2005
6. Крывелев И. А. История религий. Очерки в двух томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1975.
7. Мень А. В. История религии в 7 т. В поисках пути, истины и жизни. Т. 2. Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей.- М.: Слово, 1991.
8. Померанц Г. С. Великие религии мира.- М.: Унив. кн.: Per Se, 2001.
9. Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре пер. с англ. Д. А. Коробчевского.-Смоленск: Русич, 2000.
10. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976.
11. Угринович Д. М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). - М.: Политиздат, 1982.
12. Философский энциклопедический словарь ред.-сост. Е. Ф. Губский [и др.].- М.: ИНФРА-М, 1999.
13. Хомутов А. Е. Антропология учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
14. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований При участии Г. С. Винер.- М.; СПб.: Рудомино: Унив. кн., 1997.
15. Миголатьев А.А. Философия культуры //Соц.-гуманит. знания.-2002.- № 6.-С.75-82.