Рефераты. Особенности богородичного движения в России

Как и все катакомбные молитвенные помещения, обители располагаются в домах, мало чем отличающихся от прочих построек. Например, в Подмосковье они находятся в коттеджных посёлках. Некоторые детали являются общими для них. Например, во дворе обители устраивается подобие святого места, связанное с дорогими для каждого члена церкви образами: крест белого цвета среди камнейвалунов, символизирующих Соловецкую Голгофу (в Гефсиманской обители братия говорят, что эти камни в самом деле очень похожи на те, которые можно встретить на Соловках) и напоминающий о Кресте, по преданию церкви являвшемся в небе над Соловками. Абрис этого места очертание Соловецкого острова, внутри заложен булыжниками, в центре возвышается белый деревянный крест высотой до трёх метров. Также можно встретить (например, в Триникольской обители) статую Божией Матери, тоже среди камней, в память о явлении Девы Марии в каменном гроте (в Лурде). Во дворе обители также выкапывается бассейн купель для омовений. Совершать омовения завещала преп. Евфросиния.

На территорию обителей паломники и посторонние допускаются по благословению игумена. Мирской человек при любых обстоятельствах несёт в себе сферу мира, ценности, несовместимые с монашеской жизнью, отвлекающие от молитвы. Общение священников с верующими происходит в Центре русской духовности, при необходимости в домах верующих.

Здесь же нужно отметить, что священнослужители по этой же причине считают необходимым безусловное отделение церкви от государства. Они объясняют это тем, что когда церковь в Византии стала государственной, в неё потянулись бывшие язычники, иногда всего лишь преследовавшие какието корыстные цели, например, получение государственных должностей, а в душе так и оставшиеся язычниками. Без сомнения, они несли в себе языческую сферу. Впоследствии изменилась сфера всей православной церкви.

Внутреннее устройство обителей различно в одних более аскетичный порядок, насельники имеют больше времени для индивидуальной молитвы, в других больше внимания отдаётся общим молитвам. Но, во всяком случае, молитва занимает очень большое место в жизни монахов. Кроме специально отведённого для неё времени, они молятся в любое время, во время выполнения любого дела. Главной молитвой является Псалтырь. В откровении архиеп. Иоанну преп. Евфросиния говорит о том, что "Псалтырь отвоёвывает пространство, занятое бесами, возвращает в лоно Отчее. Если хотя бы сто подвижников молитвы читали по несколько часов в день Псалтырь в Москве, дьявол потерял бы силу"39. Другой важной молитвой является Лествица (идентична Розарию в Католической церкви), читается по чёткам, может, действительно, совершаться постоянно, в любой момент. Все священнослужители, монашествующие и многие миряне всегда имеют с собой чётки. В отличие от чёток, составленных из зёрен (каменных, деревянных, стеклянных), они вяжутся из узлов и при перебирании не создают посторонних звуков. Именно такие чётки всегда использовались в Катакомбной церкви.

Распорядок жизни насельников обителей почти одинаков в каждой из них, хотя, по словам монахов [благочинный, о. Василий], устава, регламентирующего жизнь буквально по минутам, обители не имеют. Подъём осуществляется в 6.00 или 6.30 часов утра, потом в течение получаса монахи и послушники, по личному желанию, совершают омовение в купели [иные успевают совершить пробежку], затем начинается утренняя молитва. Эти два момента постоянны во времени, дальнейший распорядок дня зависит от того, сколько по времени длится молитва. Как и все богослужения в церкви (кроме Евхаристического канона) она совершается не только по записанным текстам, но и даётся много возможности для молитвы "от сердца". В некоторые дни служится Литургия, она длится более двух часов. После утренней молитвы игумен назначает послушания, большая часть которых вне обители. Их выполнение тоже не укладывается в какойто определённый отрезок времени. Приблизительно к 12 часам дня братия, оставшаяся к этому времени в обители, собирается для трапезы. Это первое принятие пищи за день.

Согласно наставлению преп. Евфросинии, питаться можно не раньше 12 часов дня и не позже 20 часов, но в обители во времени допускаются отступления. Во время трапезы, по древней традиции, читаются духовные тексты Евангелие, откровения Божией Матери, житие и откровения св. Серафима Соловецкого, преп. Евфросинии, Жития Святых, описания подвига Новомучеников Российских. Могут также проводиться и духовные беседы, просматриваться видеозаписи духовного содержания, прослушиваться музыка. В обителях не принято употреблять в пищу мясные продукты, иногда допускаются кисломолочные продукты, сливочное масло. По словам монахов, мясные продукты отягощают и приземляют души, но вообще их употребление не запрещено. Если ктото изза проблем со здоровьем не может питаться как все, то есть возможность составления индивидуального меню.

Точного распорядка постов в обителях также не существует, каждый из насельников благословляется духовником на определённое количество дней поста. После трапезы насельники обители снова идут на послушания. Возвращаются они к вечерней трапезе или позже, начинается она обычно в 19 часов (иногда в другое время, но никогда не позднее 20 часов). Пришедшие позже, как и вернувшиеся в обитель после выполнения послушания, вкушают трапезу, им оставленную, или вновь приготовленную. Какихлибо санкций за опоздание или нарушение устава обители нет.

Одна из форм послушания благовeствование. Оно осуществляется монахами, монахинями, священниками, отдельными мирянами в общественных местах за пределами обители. Во время благовествования рассказывается о живой вере, о духовном понимании Православия, о святых подвижниках, о подвиге Новомучеников Российских, о явлениях и откровениях Иисуса Христа и Божией Матери, особенно в XIXXXI вв., о путях духовнонравственного возрождения святого Российского Отечества, об укреплении семьи, здоровом и высоконравственном образе жизни,ведется работа против употребления наркотиков, распущенности, также предлагается и литература, изданная церковью.

Ночной отдых начинается в 24 часа, по благословению можно отдыхать в другое время. Многие монахи используют часть ночного времени для молитвы. Это может быть 1 час, иногда, наиболее преуспевающим в духовной жизни, духовник даёт благословение молиться ночью в течение трёх часов.

Келии в обителях рассчитаны на двух человек. Комфортные условия для сна нередко отвергаются, то есть не применяются пружинные матрацы, но тёплые, мягкие одеяла, подушки и спальные мешки используются. В Гефсиманской обители некоторые насельники спят на полу, постелив специальные матрацы, спальные мешки; другие же отдыхают на деревянных кроватях; в Императорской обители на самодельных деревянных кроватях, немного напоминающих кушетки в поликлиниках или топчаны в воинских подразделениях.

В архитектуре и интерьерах некоторых келий Гефсиманской обители отражена идея ухода от земного и стремления к небесному окна устроены таким образом, что в них видно небо и могут быть видны верхушки деревьев. Правда, это диктуется и архитектоникой мансардной части дома.

В каждой обители, в наиболее тихом месте, удалённом от остальных зданий, имеется скит, куда, по благословению настоятеля, может удаляться на несколько дней монах, чувствующий потребность в уединённой молитве.

Главной обителью церкви, её духовным центром является Гефсиманская обитель. Ее название в настоящее время обитель Марии Небесной Доброты, она была переименована в память бывшей насельницы этой обители матушки Марии, отошедшей в декабре 2003 года. В этой обители находится резиденция архиеп. Иоанна, где он проводит семинары для священников и некоторых прихожан, встречается с посетителями, зарубежными гостями, с учёными. Там же выполняются небольшие издательские работы.

В алтаре катакомбного храма обители Марии Небесной Доброты пребывает великая для церкви святыня мощи преп. старицы Евфросинии, обретённые нетленными и мироточащими в 1998 году.

Здесь же следует отметить, что устройство храмов в трёх подмосковных обителях разное. Только в обители Марии Небесной Доброты (Гефсиманской) храм имеет алтарь, отделённый иконостасом. Вместо Царских врат в нём катапетазма (тёмновишнёвый бархатный занавес). Святыней этой обители также является мироточащая икона Божией Матери "Таинственная Роза". На этой иконе Божия Матерь изображена с тремя розами это Её любимые цветы. Белая роза символизирует Премудрость Божию, свет, чистоту; красная Божию Любовь, Силу, Справедливость, Милосердие, Кровь Христа; золотая царственность. В руках Дева Мария держит чётки. В храме присутствует также и статуя Божией Матери "Таинственная Роза".

В этом храме обители можно увидеть иконы преп. Евфросинии, св. Серафима Соловецкого, св. Иннокентия Балтского, свв. Царственных Мучеников…, но есть иконы, которых нет в других обителях. К ним относится икона, изображающая преображённую в Царстве Небесном св. Евфросинию. Она представлена в образе небесной воительницы. В правой руке держит жезл (кадуцей) символ Св. Духа, в левой меч, символизирующий меч духовный. В нижних углах иконы изображение символов поверженной дьяволоцивилизации: справа Содом, слева Сатаноград. Сверху иконы надпись "Святая солнечная матушка, воительница, помазанница Евфросиния царица". Как считает церковь, это икона III тысячелетия. Она была открыта игумену о. Иакову как явление славы св. Евфросинии.

В настоящее время ведется благоустройство Императорской обители. Она посвящена св. Николаю II и его мученически погибшей семье. В обители осуществляется подготовка священнослужителей: священников и игумений. Распорядок её жизни от упомянутого выше отличает особый режим ночной молитвы в течение каждого часа на протяжении всей ночи обязательно молится ктото из братьев или сестёр. Литургия совершается, как правило, ежедневно, один из священников начинает проскомидию в 5 часов утра.

Заслуживает внимания хранящаяся в Императорской обители хоругвь с изображением чудотворной Гваделупской статуи Девы Марии, обретённой в 1326 г. и являющейся одной из главных святынь Испании. Она была подарена обители испанскими верующими.

Следующая Триникольская обитель посвящена трём святым по имени Николай св. равноапостольному Аскольду (в крещении Николаю), св. Николаю Мирликийскому и св. Царюмученику Николаю II. Они изображены на большой храмовой иконе, её копии можно увидеть и в других обителях. Св. Аскольд Николай первый христианский князь на Руси, преданный забвению официальной церковью. В Триникольской обители хранится также икона св. Николая Белогорского старца Белогорского монастыря (под Пермью), который был, по преданию, признаваемому Церковью Божией Матери, духовником чудесно избавленного от смерти Императора Михаила II, принявшего затем имя Серафима Поздеева, рукоположенного через три месяца после этого св. Патриархом Тихоном во епископы и ставшим тайным Патриархом Катакомбной церкви.

Недалеко от Триникольской обители находится поселение. На участке земли площадью 5 гектар (эта площадь, возможно, будет расширяться, так как имеются возможности для этого) ведётся строительство домов для семейных священников, в перспективе постройка отдельного храма высотой в сорок метров. Также будут возведены хозяйственные постройки, художественные мастерские (народные промыслы), овцеводческая ферма, несколько овец уже гуляет по территории поселения. В планах есть устройство постоянно действующей выставки, которая будет рассказывать об истории церкви, её деятельности, о её связях с международным Марианским движением. Вокруг территории возводится кирпичная ограда с башнями. Всё это предполагается построить в течение ближайших пяти лет. Правда, как отметил о. Георгий, "может, и намного раньше". Хотя такого рода хозяйства традиционны для русских монастырей, но церковь указывает на мистический смысл организации такого поселения. Согласно ряду откровений Божией Матери, в последние дни земной истории крупные города подвергнутся различным катастрофам, но люди, прислушавшиеся к этим откровениям, могут избежать катастроф вдалеке от крупных городов. Итак, рядом с обителью, создаётся оригинальный природноархитектурный комплекс. В нём будут проживать сами священнослужители церкви со своими семьями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.