- любовные песни, - Песни песней, Бытие 2:23
- плач - более 60 плачей-псалмов только в книге Псалтирь, а также 2 Царств 1:17-27,3:33-34 гимны прославления
- гимны благодарения назидательные псалмы
Важно отметить тот факт, что вышеназванные типы поэтических текстов обычно имеют определенную структуру, с соответствии с которой создаются песни или гимны.
а) Параллелизм. Исследование библейской поэзии показывает, что параллелизм является основой поэтического жанра, но чем больше изучается не только древнееврейская, но и другая семитская поэзия, тем больше мнений относительно классификации параллелизмов по типам. Рассмотрим два вида -синонимический и антитетический параллелизм.
Синонимический параллелизм. Данный параллелизм построен так, что первая строка выражает определенную мысль, вторая строка повторяет ее при помощи синонимов, то есть одна и та же мысль повторяется дважды.
Пс. 2:2-3
Восстают цари земли
И князья совещаются вместе Против Господа
И против помазанника Его:
«Расторгнем узы их,
Свергнем с себя оковы их».
Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
Тогда скажет им во гневе Своем
И яростью Своею приведет их в смятение.
Антитетический параллелизм. Данный параллелизм построен так, что вторая часть стиха выражает ту же мысль, что и первая, но при помощи антонимов, слов противоположных по значению или через отрицание
глаголов из первой части.
Притчи 3:1, 5
Сын мой! наставления моего не забывай, И заповеди мои да хранит сердце твое.
Надейся на Господа всем сердцем твоим И не полагайся на разум твой.
Существуют и более сложные формы такого параллелизма, например Псалом 29:9-11 (схема АБ БА)11
К Тебе, Господи, взывал я И Господа умолял:
«Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу?
Будет ли прах славить Тебя? Будет ли возвещать истину?
Услышь, Господи, и помилуй меня Господи! Будь мне помощником».
Чаще всего мы встречаемся с параллелизмом между двумя стихами - дистих, но также существуют и тристих (Псалом 7:6; Притчи 1:22), тетрастих (Псалом 5:10; Еккл. 12:3), пентастих (Песн. 3:10).
б) Изобразительные средства.
В библейской поэзии можно выделить два типа изобразительных средства - риторические (хиазм, параномасия, аллитерация, акростих, ассонанс) и лексические (сравнение, метафора, синекдоха, гипербола). Рассмотрим для примера упомянутые изобразительные средства.
Риторические средства - средства формы поэтического отрывка.
хиазм - ступенчатое расположение слов, фраз, предложений;
параномасия - игра слов;
аллитерация - каждая строка начинается с одной и той же буквы;
акростих Сравни хиазм (АБВ:ВБА) в Исайя 6:10:
(А) Ибо огрубело сердце народа сего,
(Б) И ушами с трудом слышат,
(В) И очи свои сомкнули,
(В) Да не узрят очами,
(Б) И не услышат ушами,
(А) И не уразумеют сердцем
Смотри Пс. 25, 34, 37,111,112,119,145 в еврейской Библии. - каждая линия (каждая строфа) последовательно начинается с букв алфавита;
ассонанс - употребление одинаково звучащих слов.
Лексические средства - средства содержания, слов поэтического отрывка.
сравнение - уподобление предмета, факта, события, характеристик и т.д. чему-либо - «сильный как бык», «упрямый как осел», «высокий как дерево» и тому подобное, При сравнении имеется сравнительная частица «как» («подобно»);
- метафора Буквально - «перенос» - когда слово используется не в прямом, а в переносном значении, мы говорим о метафоре, прямое значение слова не имеет ничего общего с переносным значением, лишь косвенное сходство. Томашевский, стр. 52-53 Метафорическими могут и прилагательные («золотой луч», «сердитая гроза», «веселая волна»), и глаголы («земля кричит», «вкушать сон»). Метафоры постоянно появляются и умирают, они должны быть привлекающими внимание и сообщающими что-то новое о предмете.
- Гипербола - преувеличение, предназначенное для выражение отношения к чему-то.
- Синекдоха - называя часть имеют в виду целое («сто голов скота»), или называя целое имеют в виду часть («начальство» вместо «начальник», «насекомое» вместо «таракан»)
Несомненно, существует масса других изобразительных средств, но их рассмотрение займет много времени - в рамках данного курса важно понять сам факт их действия в поэзии для выражения смысла.
2. Принципы толкования поэзии.
Основные характеристики поэтического жанра, рассмотренные выше, помогают нам сформулировать некоторые принципы толкования библейской поэзии.
Поэзия выражает определенное содержание при помощи строго определенных форм, поэтому перед толкованием необходимо тщательно их исследовать. Как было сказано, поэтические тексты гораздо сильнее зависят от той формы в которую они облечены, поэтому для их понимания и толкования необходимо иметь ясное представление о структуре текста - наличие параллелизмов, их тип, общее построение текста, наличие риторических приемов, повторений и т.д. Нарушение данного принципа часто ведет к ошибкам типа: «Раз это повторяется два раза, значит Бог хотел сказать, что это имеет двойную силу (особое значение, относится к двум областям жизни и так далее в зависимости от силы воображения истолкователя)».
В поэзии используется много изобразительных средств - для верного понимания текста необходимо тщательно изучить эти средства. Именно невнимание к этому важному принципу приводит к буквальному пониманию того, что говорится в переносном смысле. Библейская поэзия использует массу различных изобразительных средств, поэтому правильное понимание поэтических текстов напрямую зависит от знания и понимания языковых средств, предназначенных для украшения текста. Если при толковании повествований незнание языка оригинала, то есть использование хорошего перевода, не мешает верному пониманию значения текста, то тщательное глубокое изучение поэзии без знания еврейского практически невозможно. Это не означает, что знание греческого или еврейского не поможет при изучении повествований, просто повествования проще точно перевести на другие языки, поэзия же при переводе теряет определенные формы, важные для ее понимания (например, Псалом 118 построен так, что каждая строфа начинается с буквы алфавита (акростих), а каждая строка в строфе начинается с той же буквы, что и первая строка в строфе (аллитерация) - в русском варианте этого не видно).
Поэтические тексты были написаны в определенной исторической ситуации, необходимо принимать ее во внимание при толковании текста. Изучение «места в жизни» (Sitz im Leben) поэзии помогает нам понять, что именно значила поэзия в жизни тех людей, которые ее писали. Плач приобретает совершенно иное значение, если мы знаем о тех условиях, в которых он был написан, песнь прославления, упоминающая конкретные дела, также помогает нам самостоятельно оценить события, за которые псалмопевец славит Бога.
Поэзия сориентирована на сопереживание, поэтому при толковании необходимо принимать это факт во внимание. Псалмы как поэтические тексты чаще всего читаются и истолковываются так, что становятся источником учений, выводов, принципов, хотя главным в поэзии является сопереживание, соучастие - именно поэтому они использовались в богослужений, в совместном поклонении.
3. Пример жанрового анализа поэтического текста.
Рассмотрим в качестве примера Псалом 36.
1. Анализ поэтических форм.
Для анализа форм рассмотрим часть псалма 1-14 (см. схему). В этой части псалма можно встретить те два типа параллелизмов, который были рассмотрены выше.
Синтетический параллелизм - «не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие» Антитетический параллелизм - «делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю»
Какого типа этот псалом? Скорее всего это назидательный псалом, то есть псалом предназначенный для поучения. Ничем особенным с точки зрения наличия форм не отличается - нет сложных параллелизмов, хотя каждая строфа начинается с соответствующих букв алфавита (акростих).
2. Анализ изобразительных средств.
Сравнения - «беззаконники как трава, как зеленеющий злак»; «выведет правду как свет, справедливость как полдень»; «исчезнут как тук агнцев»; «расширявшегося подобно дереву»;
Метафоры - «предай (отдай) Господу путь свой»; «Господь посмеивается)); «приходит день»;
Гипербола - «еще немного, и не станет нечестивого; просмотришь на него и нет его»; «праведники будут жить на земле вовек»;
Синекдоха - «мышцы сокрушатся»; «просящими хлеба»; «уста изрекают премудрость»; «язык произносит правду»; «закон в сердце»; «стопы не поколеблются»; «просить хлеба»;
3. Анализ содержания.
В псалме фигурируют две группы людей - грешники и праведники.
грешники - КТО - злодеи, делающие беззаконие, лукавствующий, делающий зло, нечестивый, проклятые;
грешники - ЧТО ДЕЛАЮТ - злоумышляют против праведника, скрежещет зубами, обнажают меч, натягивают лук, берут взаймы и не отдают, подсматривает за праведником и ищет умертвить его;
грешники - ЧТО С НИМИ БУДЕТ - будут подкошены и увянут, меч войдет в их сердце, луки их сокрушатся, мышцы сокрушатся, погибнут, истребятся, потомство их истребится,
праведники - КТО - благословенные, кроткие, святые, непорочные;
праведники - ЧТО ДЕЛАЮТ - милует и дает взаймы, изрекает премудрость, говорит правду,
праведники - ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ - не ревновать, не завидовать, уповать на Бога, делать добро, жить на земле и хранить истину, утешаться Господом, предать Богу путь свой, покориться Господу, надеяться на Бога,
праведники - ЧТО С НИМИ БУДЕТ - наследуют землю, насладятся множеством мира, не будут постыжены, достояние их пребудет вовек, Господь поддержит его, не будут оставлен, не будут просить хлеба, будут жить вовек, им поможет Господь.
Псалом призывает не завидовать грешникам, и называет для этого различные причины.
3. Пророческая и апокалиптическая литература.
1. Обзор истории пророческого движения.
а) Истоки пророческого движения.
Трудно однозначно сказать об истоках пророческого движения в Израиле, имеются попытки представить его как движение противопоставляющее себя священству или как подражание служению пророков у языческих народов. Не вдаваясь в подробности аргументации, можно сказать, что пророческое движение в Израиле, несомненно, могло заимствовать какие-то формы у окружающих народов и не являлось чем-то новым, но все же имело собственное лицо и отличительные черты. Во Втор. 18:15-22 Моисей говорит о пророке, который будет после него и будет КАК он, таким образом, пророк в Израиле - не входящий в экстаз и говорящий о будущем человек, но, прежде всего, праведный человек, которого Бог избрал для общения со Своим народом. В указанном тексте мы читаем о цели пророков - Израиль не должен был подражать окружающим его народам, пророк должен был помочь ему в этом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22