Рефераты. Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф. Ницше

Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф. Ницше

2

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет международных отношений

Кафедра культурологии

Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф.Ницше

Реферат

студента 1 курса

отделения культурологии

(специализация - гебраистика)

Пипетя Максима Александровича

Научный руководитель -

преп. М.Ю.Шода

Минск 2006

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Зороастризм в контексте мировых религий…………………..5

1.1 Истоки религии………………………………………………...5

1.2 Пантеон…………………………………………………………6

1.3 Священные тексты…………………………………………….7

1.4 Место культа в зороастризме………………………………....9

1.5 Концепция мироздания в зороастризме…………………….10

1.6 Зороастризм в современности……………………………….10

Глава 2. Образ Заратустры в историческом контексте………………..12

2.1 Можно ли считать Заратустру реальным историческим лицом?.............................................................................................................12

2.2 Происхождение имени Заратустры…....................................13

2.3 Жизнь и деятельность Заратустры………………………….14

Глава 3. Образ Заратустры в книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»………………………………………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………22

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов………………………………………………………………......23 Введение

Пророк Зороастр жил в такой глубокой древ-ности, что сами его последователи забыли, когда и где это было…

Зороастр (Заратустра, Заратуштра), пророк из Древней Персии, основатель зороастризма - «древнейшей из мировых религий откро-вения», по словам М.Бойс - личность крайне неординарная, человек, овеянный легендами. Посредством своего фундаментального учения он оказал огромное влияние на мировую культуру, дал пищу для раз-мышления многочисленным философам и мыслителям на сотни лет вперёд. Казалось бы, о таком человеке должны быть написаны много-томные издания, в которых самым подробным образом описывалась бы его жизнь и деятельность.

Однако до сих пор сведения о великом пророке, которыми мы на данный момент располагаем, противоречивы и скудны: нам неиз-вестно его происхождение, как неизвестно время и место его рожде-ния. Мифами и легендами обросла его жизнь. Даже имя пророка раз-ные исследователи толкуют по-разному. А если быть честным до конца, то со стопроцентной уверенностью никто не может сказать, яв-ляется ли Зороастр реальным историческим лицом, а не легендой. Эту мысль высказывает также Р.Фрай: «Можно попытаться выстроить в ряд свидетельства источников и заключить, что с его именем связана деятельность нескольких лиц или что его нельзя отнести к определён-ному периоду. Действительно, заслуживающих доверия сведений о пророке и времени его жизни почти нет». [1, с.49]

Это же мнение высказывает ряд других исследователей, напри-мер Дж. Хиннелс, С.Н.Соколов и другие.

Безусловно, данная проблема уже давно вызывает интерес у многих учёных.

Как уже упоминалось ранее, влияние идей Зороастра на мысли-телей последующих поколений колоссально. Учение древнего про-рока нашло своё отражение в работах многих философов, среди кото-рых не последнее место занимает Фридрих Ницше, гениальный не-мецкий мыслитель XIX века. Находясь под властью чар древнего мудреца, во многом отождествляя себя с ним и взяв за основу мысль о вечном возвращении, которая на тот момент царила в творчестве ве-ликого философа, Ницше, одинокий и забытый, слабый и болезнен-ный физически, создаёт поистине фундаментальный труд, жемчужину своего творчества - книгу «Так говорил Заратустра». В ней Заратустра предстаёт перед нами как реформатор, идущий по пути становления сверхчеловека.

Так благодаря Ницше, создавшего эту величественную поэму, образ великого мудреца вторично вошёл в историю мировой филосо-фии.

Однако, несмотря на скудность наших знаний о жизни древнего мудреца, нельзя не заметить, что образ Заратустры в книге Ницше ко-ренным образом отличается от имеющихся у нас реальных историче-ских данных. Другими словами, Ницше в своей работе интерпретиро-вал образ мудреца, наделив его чертами, которые соответствовали бы личному представлению философа о Зороастре и не противоречили бы его концепции вечного возрождения. Таким образом, Ницше устами великого пророка преподносит нам свои идеи, подкрепляя их непоко-лебимым авторитетом Заратустры.

Следует отметить, что Ницше не ошибся в выборе персонажа. В самом деле, ведь о Заратустре известно не так много; это позволяло Ницше искажать образ мудреца, подстраивать его под себя так, как ему представлялось удобным. Однако Ницше и не собирался приво-дить нам описание жизни древнего пророка на основе реальных исто-рических фактов, ему просто нужно было приковать внимание чита-теля с первой страницы своей книги, погрузить его в невероятную и загадочную атмосферу древнего мира. Достоверность же описывае-мых в книге событий отходила на второй план.

Здесь мы, собственно, и подошли к основной цели данной ра-боты, которая заключается в следующем: сопоставить образ Заратуш-тры как реальной исторической личности и как главного действую-щего лица произведения Ф.Ницше «Так говорил Заратустра».

Для достижения данной цели были поставлены следующие за-дачи:

· Выявить основные черты Заратустры как исторического деятеля, опираясь на имеющиеся научные данные;

· Рассмотреть зороастризм как результат деятельности Зара-тустры в контексте религий мирового масштаба;

· Раскрыть основные черты Заратустры в представлении Ф.Ницше;

· Сравнить два полученных образа, выявить их сходства и различия.

В ходе нашего исследования мы будем опираться на работы та-ких учёных, как М.Бойс, З.Косидовский, Р.Фрай, Дж. Хиннелс, С.Н.Соколов, а также на вышеупомянутое произведение Ф.Ницше.

В Заключении будут проведены основные итоги данного иссле-дования.

Глава 1. Зороастризм в контексте мировых религий

«Их религия была религией горных вершин, храмом служил им небесный свод, центром их жертвопри-ношений являлся огонь, взятый из обычного домаш-него очага…»

Дж. Хиннелс

Очевидно, что невозможно полностью раскрыть образ Заратуш-тры, не рассмотрев результат его деятельности, плод всей его жизни, а именно учение великого мудреца - зороастризм. Поэтому вкратце рассмотрим основные черты этой религии.

1.1 Истоки религии

Для начала разберёмся с её названием. В.А.Кулаков приводит следующие варианты названий этой религии: маздаизм (по главному богу, наиболее древнее ее название), авестизм (по названию священ-ного писания - Авесты), зороастризм (по имени ее пророка и основа-теля, Зороастра), огнепоклонство (по характерным особенностям ее обрядов), парсизм (от «парсы» - название ее современных последова-телей в Индии). Также одно из направлений зороастризма называется митраизм, по имени главного божества - Митры.

Зороастризм зародился, по данным различных источников, в Юго-западном Иране или на западном побережье Индии. Однако не все исследователи придерживаются данной точки зрения. Например, как полагает известная английская исследовательница Мери Бойс, «исходя из со-держания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что пророк Зороастр жил в азиатских степях, к востоку от Волги».

Временные рамки возникновения зороастризма достаточно чётко определены. Одни исследователи приводят дату 1500 лет до н.э., другие полагают, что зарождение зороастризма произошло ок. 1 тыс. до н.э.

Первыми последователями зороастризма принято считать одну из групп индоевропейских племён; учёные называют её индоиран-ской. Сами себя эти племена называли ариями (арийцами), «благо-родными». Земли их обитания в древности представляли собой, по словам А.М.Прохорова, «"огромный котел", в котором кипела, а за-частую выплескивалась через край сложная, противоречивая и богатая национальная, духовная и политическая жизнь». [4, с.285]

О самом создателе зороастризма - Зороастре - мы поговорим подробнее в Главе 2 данной работы, а сейчас остановимся на божест-вах, составляющих зороастрийский пантеон.

1.2 Пантеон

С.Н.Соколов при систематизации божеств зороастрийцев счёл нужным разделить их на две группы: «Божества одной группы назы-вались дайва (древнеинд. дэва), а другой - асура (авест. ахура, древ-неинд. асура). В одних и тех же племенах могли почитаться и дайвы и асуры или же почитались только, скажем, дайвы, а асуры становились враждебными, или наоборот». [2, с.6]

Такое чёткое разделение божеств на две противостоящие группы - добрые, созидательные боги, олицетворяющие доброе, светлое начало (агуры, ахуры), и злые, разрушительные демоны (дэвы) - является ха-рактерной чертой зороастризма и называется дуализмом. Исходя из этого, можно назвать зороастризм типичной дуалистической рели-гией, в которой отсутствуют промежуточные состояния и «полутона» и всё делится на две части - добро и зло.

Во главе добрых богов стоял Ахура-Мазда (Ормазд в пехлевий-ском варианте и Ормузд - в древнегреческом). Имя бога в переводе означает "Господь Премудрый" или “Владыка Мудрости”. В религии древних персов всё время подчеркивается, что Ахура-Мазда - жрец, молитвенник, духовное начало, что коренным образом отличает её от остальных древних мифологий, где верховным богом был громовер-жец, воин (Зевс, Индра, Перун). Иногда Ахура-Мазда изображался в виде совершенного человека-царя с крыльями птицы, перья которой символизировали солнечные лучи. Однако какого-либо определенного изображения Ахура-Мазды, как и других богов, у древних персов не было.

Вообще для персидской религии характерны свои особенные черты, не встречающиеся больше ни в каких верованиях. Например, божества зороастрийцев олицетворяют собой абстрактные начала, та-кие как мысль, справедливость, воля, смирение, здоровье, совершен-ство, бессмертие и т.д. Этот факт представляет загадку для исследова-телей, так как в остальных мифологических религиях боги обычно связаны с силами природы, олицетворяют небо, землю и т.п., им также присущи антропоморфные (как у шумеров) и зооморфные (как у древних египтян) черты. По этому поводу Дж.Хиннелс пишет сле-дующее: «Они [индо-иранцы] не представляли своих богов в челове-ческом облике, а видели их в окружающих человека понятиях - боги Правды и Гостеприимства, боги Договора и Победы. Их демоны были такими же абстрактными: Ярость и Алчность, Ложь и Нерешитель-ность. Мир был полон духов, которых людям следовало опасаться и которым следовало делать щедрые приношения, чтобы они не разо-злились». [5,с. 80]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.