Рефераты. История возникновения православных воскресных школ

В 1832 г. в Филадельфии состоял-ся 1-й национальный съезд работни-ков Воскресных школ, на котором присутствовали делегаты от 14 штатов и свободных территорий. В это время в Америке насчитывалось уже 600 тыс. уче-ников Воскресных школ. На 5-м съезде в 1872 г. (Индианаполис) присутствовало 338 делегатов из 22 штатов, 1 от сво-бодной территории и Канады. В этот период число учеников Воскресных школ достиг-ло 6 млн, а количество школ пре-высило 69 тыс. На съезде в сотруд-ничестве с Союзом британских вос-кресных школ был принят План унифицированных уроков для меж-дународного использования (Inter-national Uniform Lessons). Весь цикл обучения был рассчитан на 6 лет, каждый год был поделен на семест-ры (от 13 до 15 недель). Предполага-лось, что за это время ученики мог-ли изучить наиболее важные разделы Библии. Урок состоял из чтения из-бранного отрывка из Библии, темы для обсуждения в зависимости от возрастной группы, отрывка для за-учивания наизусть и рекомендаций для домашнего чтения. Коммента-рии к библейским текстам отсут-ствовали, и это позволяло использо-вать планы унифицированных уро-ков в школах любой конфессии.

В 1889 г. в Лондоне была создана Всемирная конвенция воскресных школ (World Sunday School Conven-tion), 900 ее членов представляли в основном Воскресные школы Великобритании и Ирландии, США и Канады; среди 400 представителей Воскресных школ Северной Аме-рики было 54 клирика. В 1907г. на-звание конвенции было изменено на Всемирную ассоциацию воскресных школ (World's Sunday School Associa-tion); в 1947г.-- на Всемирный совет христианского образования (World Council of Christian Education). Ос-новной задачей совета, объединив-шего национальные советы мн. стран мира, стала организация всемирных конференций и обучения лидеров национальных союзов. В период с 1889 по 1971г. в различных странах мира было проведено 15 всемирных ассамблей. На последней (Перу, 1971) было принято решение об объединении совета с Отделом обра-зования Всемирного Совета Церквей (Office of Education of WCC).

III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ.

1. XIX - нач. XXв.

Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что отдельные школы конфессионального типа появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в. Повсеместное распространение воскресные школы получают в середине XIX в. История Воскресных школ в России тесно связана как с европейскими традициями, так и с историей отечественных церковноприходских школ, в которых иногда приходилось дополнительное воскресное обучение. В середине XIX в. в России распространились различные формы воскресного обучения детей и взрослых с целью духовно-нравственного просвещения и распространения грамотности: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций. В этот период появились Воскресные школы в качестве самостоятельных учебных заведений. Воскресные школы учреждались церковными приходами, монастырями, а также общественными организациями и частными лицами. 1 марта 1859 г. 2 священника Нытвинского завода Оханского уезда Пермской губернии стали проводить по воскресным дням «открытые беседы по религиозным вопросам» для детей рабочих и назвали свои занятия «воскресной школой». Эта школа быстро развивалась и получила известность. В апреле 1859 г. в С.-Петербурге М. Шпилевская открыла у себя дома частную школу для бедных девочек; в будние дни Шпилевская давала платные уроки, а по воскресным дням обучала бесплатно. Одни из первых Воскресных школ были организованы в Киеве -- 11 и 25 октября 1859 г. по инициативе кружка студентов, с разрешения и одобрения попечителя учебного округа Н. И. Пирогова (он принимал участие в преподавании), надзор за обучением был поручен профессору П.В.Павлову. Вскоре подобные школы открылись в Могилёве, Одессе, Оренбурге, Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Рязани, Елисаветграде. К 1 января 1861г. в С.-Петербурге существовало 20 Воскресных школ, всего же в 1862 г. действовало свыше 300 школ.

Занятия в Воскресных школах были бесплатными, преподаватели трудились безвозмездно. Ученики (главным образом рабочие и солдаты) обучались Закону Божию, грамоте, арифметике, в некоторых школах -- «черчению и основным познаниям в ремеслах». Священники преподавали в Воскресных школах в дополнение к занятиям в сельских и городских начальных училищах и co-вершению богослужений, поэтому положение церковных Воскресных школ было стабильным, зависело от материальных возможностей приходов.

Частные Воскресные школы были узаконены циркуляром Министерства внутренних дел 22 марта 1860 г., приравнявшим их к начальным школам. В сентябре того же года Воскресные школы получили право занимать казенные здания училищ, гимназий и т. д. В период нарастания в обществе антиправительственных настроений некоторые Воскресные школы стали использоваться для пропаганды революционных идей. В 1860 г. было раскрыто Харьковско - Киевское тайное общество, в котором состояли педагоги Воскресных школ, в 1862 г. группа преподавателей и учащихся Воскресных школ в С.-Петербур-ге распространяла революционные воззвания. В ряде школ произвольно трактовались основы православной веры. Священник А. В. Гумилевский, открывший 2 Воскресные школы, протестовал про-тив подобных злоупотреблений и настаивал на том, чтобы Воскресные школы были исключительно приходскими. 8 янв. 186l г. было издано императорское повеление « О надзоре за воскресными школами и о назначении в них священни-ков». 9 и 10 июня 1862 г. Последовали повеления о закрытии всех Воскресных школ, включая церковные, до «преобразования означенных школ на новых основаниях». Тогда же было возбуждено следствие о «воскресном движении» и создана особая комиссия.

В 1864 г. Воскресные школы были разрешены вновь. Они в числе других учебных заведений упоминались в положении «О начальных народных училищax», утвержденном 14 июля 1864 г. Воскресные школы могли открываться правительством, городскими и сельскими обществами, частными лицами, обучение проходило без различия сословий и вероисповеда-ний. Согласно новому положению «О начальных народных училищах» от 25 мая 1874 г. Воскресные школы подчинялись губернским и уездным училищным советам. В 1866 - 1867гг. Воскресные школы открылись при большинстве Духовных Семинариях, в них преподавали студенты этих семинарий (в 1884-1885 школы данного типа были преобразованы и стали называться образцовыми). 13 июня 1884 г. вышли «Правила о церковно-приходских школах», в 7-м и 8-м параграфах которых говорилось о Воскресных школах. Они от-крывались с разрешения епархиаль-ного архиерея и состояли в ведом-стве Святейшего Синода. Таким образом, было законодательно оформлено суще-ствование 2 видов Воскресных школ: церковных и светских. Между духовным и гражданским ведомствами возник-ли противоречия. Министерство народ-ного просвещения претендовало на управление всеми школами, опи-раясь, в частности, на положение от 11 октября 1894 г., в соответствии с которым министерство имело право разре-шать народные чтения в уездных городах и селениях. Понадобилось специальное заседание Государственного совета по этому вопросу в 1900 г., чтобы за духовным ведомством была призна-на полная самостоятельность в деле устройства народных чтений.

Светские частные школы начали повсеместно открываться с 70-х гг. XIX в. 22 марта 1870 г. состоялось официальное открытие школы X. Д. Алчевской в Харькове. Здесь были созда-ны первые программы преподава-ния в Воскресной школе, литературно-педагоги-ческие труды «Что читать народу» и «Кни-га взрослых». Среди наиболее известных светских Воскресных школ - 2 школы на Шлиссельбургском тракте близ С.Петербурга (от-крыты в 1883), которые посещали бо-лее 700 учеников. С середины 90-х гг. на-блюдался быстрый рост городских Воскресных школ, в том числе при заводах. Устраива-лись школы при тюрьмах, например школа Г. Е. Дубовенко при тюрьме в Боровске Калужской губернии (откры-та в 1894). При Министерстве народного просвещения в 1905 г., по неполным данным, состояли 782 Воскресные школы (не счи-тая воскресных и вечерних курсов для рабочих), в 1907-1909 гг. в С.-Петербурге, Москве, Н. Новгоро-де появились первые народные ве-черне-воскресные средние школы. Новые «Правила об уроках и курсах для взрослых» от 20 марта 1907 г., которым подчинялись в том числе светские Воскресные школы, предоставляли свободу в вы-боре программ обучения. В резуль-тате многие Воскресные школы стали превращаться в рабочие клубы, которые активно ис-пользовались антиправительствен-ными силами для революционной пропаганды.

Церковные Воскресные школы первоначально представляли собой народные чтения религиозно-нравственного характера. В дальнейшем, чтобы не отставать от светских школ, они стали включать общеобразовательные дисциплины: отечественную исто-рию, литературу, географию, законове-дение, природоведение. Святейший Синод разрабатывал для Воскресных школ спе-циальные программы, учебники, по-собия, составлялись библиотеки, принимались меры для повышения образовательного уровня учителей. 1 апреля 1902 г. принято положение «О церковных школах Ведомства православного исповедания». В документе Воскресные школы упоминаются среди начальных учебных заведений, они открыва-лись с разрешения епархиального училищного совета. Программа обу-чения была составлена в объеме курса одноклассных церковнопри-ходских школ по учебникам и руко-водствам, одобренным Святейшим Синодом (Закон Божий) и Министерством народного просвещения (остальные предметы), были разрешены руко-дельные классы. Церковные Воскресные школы могли учреждаться не только при приходах, но и при фабриках и за-водах. Школы содержались за счет «местных средств», в том числе пожертво-ваний. Их посещали и дети и взрос-лые, допускалось совместное обуче-ние мальчиков и девочек.

В начале XX в. число церковных Воскресных школ быстро сокращалось (в том числе из-за распространения революционных идей, попыток превратить занятия в митинги). В 1899 г. было зарегис-трировано 487 школ, в 1905 г.-- 260, в 1907 г.-- 182. Впрочем, сохра-нялись очень крупные церковные Воскресные школы, например, в С.-Петербурге: Иоанно-Предтеченская на Выборгской стороне (479 учащихся в 1907), при Воскресенской церкви Общества распро-странения религиозно-нравствен-ного просвещения в духе православной Церкви (384 учащихся).

После Октябрьской революции 1917 г. традиции светских Воскресных школ по-лучили развитие в школах ликви-дации неграмотности (с 1919), шко-лах рабочей и сельской молодежи (с 1943), вечерних школах (с 1958) и других Система церковных Воскресных школ пре-кратила существование.

Воскресные школы сохранились среди русских эми-грантов. Во Франции в 1920-1939гг. существовала сеть воскресно-четверговых школ, организованных при православных приходах, русских колониях, их деятельность координировал ко-митет, объединявший 65 Воскресных школ. Ос-новной целью обучения было сохра-нение духовных связей с Россией.

Возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой жизненной необходимостью. Известно, что занятия, как в светских, так и в духовных учебных заведениях того времени, традиционно носили более образовательный, нежели воспитательный характер; что не могло способствовать гармоничному развитию личности. Именно это подвигло к поиску новых путей "распространения осмысленной грамотности". В воскресных школах применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), использовались лучшие учебники - "Азбука" В.А.Золотова, "Букварь южнорусский" Т.Г.Шевченко; при этом значительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса. Показательной здесь является позиция Н.И. Пирогова, который формулировал свое видение российского образования как образования религиозно-нравственного содержания.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.