Основные отличия протестантизма от православия и католицизма касаются следующих положений:
Ш отвержение церковного предания и авторитета
Ш церкви в вопросах веры и церковной организации,
Ш своеобразный подход к пониманию учения о спасении;
Ш отказ от почитания святых;
Ш отказ от таинства священства;
Ш с6воеобразие понимания и практики причастия;
Ш особенности крещения и миропомазания;
Ш отказ от таинства покаяния;
Ш отказ от почитания креста, икон и святых мощей;
Ш отвержение церковной иерархии;
Ш отказ от молитвы за умерших.
Отвержение церковного предания и авторитета
Протестантизм был реакцией верующих на злоупотребления Римской церкви, которые выразились в претензиях священнослужителей к истинному пониманию Слова Божьего и интерпретации Священного Писания и включение этих суждений в состав Священного Предания.
Представителями Реформации вопрос о Предании рассматривался, как чисто человеческое добавление, которое не имеет никакого отношения к Писанию христиан. Лютер и Кальвин провозгласили Слово Божие единственным источником и авторитетом в спасении верующих, в вопросах веры и церковного устройства. Тем самым протестантизм отверг авторитет Священного Предания, санкционированный учителями церкви, ее отцами, решениями Соборов, и оставил за верующими возможность каждому, исходя из собственного опыта, трактовать и понимать Святое Писание. Так, в лютеранском катехизисе говорится, что "мы из одного только Священного Писания можем научиться, во что веровать и как мы должны жить". Отвергнув Предание, протестантизм в некой мере впал в противоречие со своим собственным учением, так как вместо церковного Предания он возвел на пьедестал Лютера, Кальвина, Цвингли, Меланхтона и их труды. Отказавшись от церковного предания, протестантом должен был отказаться и от носителей его.
Поэтому в ходе Реформации были упразднены церковная иерархия и таинства, которые возводили представителей церкви на разные ступени этой иерархии.
Учение о спасении
Рассматривая учение о спасении, протестанты отвергли положения католических и православных богословов о том, что спасение человека основывается на вере и добрых делах, убеждая, что для спасения достаточно только одной веры.
"Человек вполне пассивно относится к своему обращению, он совсем ничего не делает, а лишь переносит то, что делает с ним Бог". Спасение совершается Самим Богом, не делами человека, но одной верою, обладание которой всецело зависит только от Бога; Он дает веру по своему изволению, и эта вера - единственный путь спасения; она человека делает праведным. Верой своей человек приближается, приобщается к Богу и, ради Христа, получает от него спасительную благодать.
Протестантизм игнорирует католический и православный взгляд на участие церкви в деле спасения, заключающийся в том, что верующий может получить спасение только в церкви и только через нее.
Учение о церкви
Отвергнув учение о Предании и спасении, протестантизм упростил и понимание роли церкви в жизни человека и общества. Борясь с засильем католической церкви, реформаторы отвергли ту церковную иерархию, которая исторически сложилась в христианстве. Главная задача, которая осуществлялась в ходе реформирования церкви, сводилась к упрощению и уменьшению влияния католической церкви на жизнь общества, возвращение к первоначальным истокам раннего христианства.
Протестантизм исключал: поклонение святым, иконам и святым мощам. Духовное священство, по мнению протестантов, не является уделом избранных, а принадлежит всем христианам. "Все мы, - учил Лютер, - священники, т.е. мы дети Христа, Высшего Священника. Мы не нуждаемся, поэтому ни в каком другом священнике, кроме Христа, так как каждый из нас поручил назначение от самого Бога... Все мы через крещение делаемся священниками".
Всякий верующий может в церкви проповедовать Слово Божие и совершать таинства.
Протестантизм отвергнул систему церковной иерархии, заменив ее на "буржуазно-демократическую организацию" с соответствующей системой подчинения, отвечающей потребностям нового общества. Свободный бюргер должен иметь свободу в решении религиозных вопросов, что и было осуществлено в период реформирования церкви.
Таинства
Протестантизм признает два таинства - крещение и причащение (евхаристия).
Англиканская церковь
Англиканство представляет собой объединение католицизма, лютеранства и кальвинизма. История английской церкви началась со стремления английской короны избавиться от влияния папства. Еще за несколько веков до Реформации в Англии постепенно назревала оппозиция церковному владычеству Рима. Эта оппозиция возросла на почве национальной и экономической: англичане возмущались постоянным вмешательством римского епископа во внутренние дела страны, чрезмерными претензиями Пап на руководство делами чисто светского, политического характера, чрезмерными денежными поборами и доходами клира, распущенностью духовенства. Наряду с политико-экономической оппозицией нарастала и религиозная, на почве уклонения римской церкви от апостольской традиции, как в учении о вере, так и в церковном управлении и жизни.
Наиболее популярным выразителем этой оппозиции был - Виклеф (1324-1384). Освободительные церковные идеи вновь хлынули в Англию только в XVI в., теперь уже с континента, в эпоху Лютера. Поводом для преобразования римской церкви в Англии послужил бракоразводный процесс короля Генриха VIII (1509-1547) с королевой Екатериной и женитьба на Анне Болейн. Папа не разрешил развод Генриха VIII, опасаясь прогневать германского императора Карла V, которому жена короля, Екатерина Арагонская, приходилась теткой.
При энергичной поддержке нации Генрих VIII заявляет о непризнании власти Папы на территории английского королевства. Но, отвергнув власть римского престола, король и его окружение отстаивали собственные интересы, а развитие событий с участием народа требовало удаления самих принципов, на которых покоилась папская власть, и создания форм религиозной жизни. В 1536 г. король Англии, от имени парламента, обнародовал десять членов вероучения в качестве символической книги англиканской церкви. Этот документ преследовал цель примирить католиков и протестантов, так как к этому времени страну наполнили континентальные реформисты, и спор между сторонниками Реформации и латинянами разгорался все сильнее. Протестанты требовали не только окончательного разрыва с Римом, но и ускоренного проведения реформы церкви.
Символическая книга англиканской церкви (в десяти членах) предлагала следующие нововведения:
Ш Из семи таинств оставить только три: крещение, покаяние, причащение. (Причем в покаянии, в отличие от лютеран, сохранялась устная исповедь, а в причащении не отменялась вера в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа;
Ш установить новую форму поставления епископов;
Ш принять учение об оправдании человека верою, но с признанием необходимости совершать добрые дела для спасения);
Ш отменить почитание икон, но в храмах иконы, как возбуждающие благочестие, сохранить;
Ш почитать святых и осуществлять при богослужениях целование Святого Креста;
Ш признать верной идею о чистилище, но отменить индульгенции как кощунство;
Ш священнослужителям дозволить совершать службу в традиционном церковном одеянии.
Но и после этого споры между католиками и реформаторами по проблемам вероисповедания не только не прекратились, но разгорались с новой силой. В 1548 г. со вступлением на королевский престол Эдуарда VI была издана "Книга общих молитв", в которой излагались основные положения богослужения по новым правилам, а в 1552 г. издается и само новое исповедание веры уже в 42 членах. Обнародование "Книги общих молитв" в 42 членах вероисповедания навеяло в стране сильную католическую оппозицию и массовое восстание. В 1555-1558 гг. не прекращались кровавые столкновения католиков и протестантов. Королева Елизавета (1558-1603), пытаясь примирить враждующие стороны, выбрала средний вариант между требованиями крайних протестантов и домогательствами католиков. Для этого она потребовала пересмотреть "Книгу общих молитв", а также содержание 42 члена нового вероисповедания. Завершена эта процедура была только в 1571 г., когда парламент утвердил новое вероисповедание уже в 39 членах. В итоге английские христиане получили сплав католицизма, лютеранства и кальвинизма, с ярко выраженной антипапской тенденцией. В вероучении англиканской церкви, изложенном в 39 членах, как для духовенства, так и для мирян, содержатся:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7