Рефераты. История старчества Оптиной пустыни

Вспоминают, что проскомидию о. Василий совершал всегда четко, разрезал Агничную просфору быстрым и точным движением. Но этой Пасхой он как-то медлил... „Ты что, о. Василий?" - спросили его. „Так тяжело, - ответил он, - будто себя закалаю...".

Совершив проскомидию, он в изнеможении присел на стул. Сказал: «Никогда так не уставал». В конце пасхальной Литургии он вышел канонаршить. «Отец Василий, вы же устали, - сказал ему регент. - Вы отдыхайте. Мы сами справимся». - «А я по послушанию», - ответил о. Василий. И вот раздался его голос: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!..».

Служба кончилась в 5 час. 10 мин. утра. Народ весело выходил из храма, многие христосовались, пели... Кто-то заметил: маленького роста иеродиакон Р. христосуется с высоким о. Василием. «Ну что, батька? - смеется иеродиакон, - Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» - отвечает тот. Жизнеописание Оптинских новомучеников. Благословенно воинство. О. п. 2003. - с. 99-102

§2. Инок Ферапонт

О жизни убиенного инока Ферапонта известно довольно мало.

Когда о. Ферапонт пришел из мира в монастырь (а пришел он в Оптину Пустынь), он написал в канцелярии необходимую бумагу - краткую автобиографию. Этот листок бумаги из монастырского дела - едва ли не самый пространный документ, относящийся к его жизни. «Я, Пушкарев Владимир Леонидович, - писал он, - родился в 1955 году, 17 сентября, в селе Кандаурово Колыванского района Новосибирской области. Проживал и учился в Красноярском крае. Прошел воинскую службу в СА с 1975 по 1977 г., а с 1977 по 1980 г. - сверхсрочную службу. До 1982 г. работал плотником в СУ-97. Затем учеба в лесотехникуме по 1984 г. После учебы работал по специальности техник-лесовод в лесхозе Бурятской АССР на озере Байкал. С 1987 по 1990 г. проживал в г. Ростове-на-Дону. Работал дворником в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время освобожден от всех мирских дел. Мать проживает в Красноярском крае, Мотыгинский район, п. Орджоникидзе. Старшая сестра замужем, имеет двоих детей, младшая сестра учится в школе. 13. 09. 1990 г. Жизнеописание Оптинских новомучеников. Благословенно воинство. О. п. 2003. - с. - 112

При Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы Владимир (будущий инок Ферапонт) прожил довольно долго. Он мечтал уйти в монастырь, и в отпуск ездил по монастырям, пытаясь найти обитель «по сердцу». Однажды он сказал: «Хорошо тем людям, которые умирают мученической смертью за Христа. Вот бы и мне того удостоиться!» Жизнеописание Оптинских новомучеников.http://optina1993.narod.ru/.(30. 05. 2008)..

Летом 1990 года он, наконец, собрался ехать в Оптину. Трубящий ангел, которого он там видел на башне, как бы призывал его... «Если в Оптиной Пустыни меня не примут, - сказал он, - то уйду в горы. И больше на этой земле вы меня не увидите».

Он прошел пешком 75 километров от Калуги до Козельска и поздним вечером, почти ночью, подошел к запертым воротам обители. Сделал земной поклон, помолился, но не решился стучать. Так всю эту ночь и провел у ворот Оптиной. На рассвете его заметил бригадир паломников. После некоторых расспросов его направили на послушание в паломническую трапезную. На житье Владимир был определен в скитскую гостиницу, в общую келлию на третьем этаже. Первое время он нес послушание в паломнической трапезной на втором этаже, после пострига - в братской трапезной.

Отец Ферапонт был человеком молчаливым и мягким, любил молиться. Еще он любил читать святоотеческую литературу делать выписки из нее. Самые значимые для него он вешал на стену в своей келье. Любое послушание принимал со смирением и готовностью, уповая на промысел Божий.

§3. Инок Трофим

Оптинский инок Трофим (в миру Леонид Иванович Татарников) родился в поселке Даган Тулунского района Иркутской области 4 февраля 1954 года, в день памяти святого апостола Тимофея.

Отец его, Иван Николаевич Татарников, был местный житель, а мать, Нина Андреевна, приехала сюда вместе с родителями в 1933 году из Белоруссии, спасаясь от голода. Младенец появился на свет болезненным и кричал почти беспрерывно, думали, что он не жилец на свете... Около двух лет Нина Андреевна маялась с ним, а потом, по настоянию своей бабушки, окрестила его в православном храме, и он затих, стал здоровым и улыбчивым.

Он был крещен, но в семье кроме дедушки Кузьмы и бабушек Марии и Зоей, никто не имел веры в Бога. Храм был очень далеко.

Когда отрок Леонид подрос и стал учиться в школе, он решил помогать семье, жившей в бедности. Все летние каникулы он трудился подпаском, - пасли коров. Пастух был строгий, и отроку, случалось, крепко попадало, но он не сердился и не жаловался на пастуха. Стадо было большое, и они ездили верхом на конях, объезжая его, догоняя отбившихся коров. Им помогали собаки.

Когда Леонид стал юношей, у него выработался спокойный и незлобивый нрав, хотя силой его наделил Господь весьма незаурядной. Он нравился девушкам, иные прямо сами предлагали ему жениться, но он не знал для них другого слова кроме как „сестренки" и предпочитал оставаться в одиночестве. Молодые парни завидовали ему, даже пытались бить, но всегда неудачно: он не отвечал на удары, а лишь уклонялся от них, и ни одного синяка на нем не бывало. „Не умеете бить - и не лезьте", - говорил он добродушно, не чувствуя никакой злобы на обидчиков. Жизнеописание Оптинских новомучеников. Благословенно воинство. О. п. 2003. - с. 138

Заработки в колхозе были небольшие, а дети в семье подрастали, надо было одевать и обувать их, в школу снаряжать. Леонид и здесь помощник родителям. Они с матерью собирали грибы, ягоды и сдавали в сельпо.

Закончив сельскую восьмилетку, Леонид поступил в железнодорожное училище, а потом до призыва в армию трудился машинистом мотовоза. О его службе в армии почти ничего не известно, кроме того, что он получил там специальность электромонтера. После демобилизации Леонид отправился в дальнее плавание на траулере Сахалинского океанического рыболовства. Из плавания он привозил много модных и дорогих вещей, которые тут же разбирала родня. Ему часто ничего не оставалось. Всю зарплату он отдавал матери.

Много было у него и других увлечений - он занимался ремонтом и шитьем обуви, был скотник на ферме, работал в фотоателье, состоял в яхт-клубе и плавал под парусом… Но он по-прежнему был одинок, молчалив, и чувствовалось, что в противоположность наружной разбросанности в нем крепнет некий внутренний стержень.

В августе 1990 года Леонид приехал в Оптину Пустынь, где начал трудиться на послушаниях. Вскоре он заметил в себе большую перемену и ощутил, что наконец нашел то, что искал всю свою молодость, не удовлетворяясь полностью ни одним делом. В миру, кажется, никому не рассказывал о своей внутренней жизни, искании веры, - во всяком случае решение его сначала трудиться в храме, а потом идти в монастырь созревало тайно.

Говоря о разнообразии его занятий в миру, надо, вероятно, выделить главное: поиски Бога. Нет сомнений, что Сам Господь вел его. Недаром, как только он оказался в Оптиной, его покинуло беспокойство, исчезли усталость и скорбные напряженные размышления. Многое стало ясно. „Как же я раньше не знал про монашество! - сказал он. - Я бы сразу ушел в монастырь". Благодушие и радость о Господе наполнили его душу. Жизнеописание Оптинских новомучеников. Благословенно воинство. О. п. 2003. - с. 140

Как и о. Ферапонт, о. Трофим был поселен в скитской гостинице. Очень скоро он смог не только применить на деле свои разнообразные знания, но и поучиться. Чего только он в обители не делал! Был трактористом, пек хлеб, чинил часы, занимался кузнечными и слесарными работами, был незаменим как электрик.

Еще в Бийске он начал учиться звонить, и вот здесь, в Оптиной, достиг больших успехов как звонарь, умеющий и наладить звон технически. Это разнообразие коренным образом отличалось от того множества дел, которыми о. Трофим занимался в миру: здесь - послушания, здесь - все с Иисусовой молитвой. Там же. - с. 142

Поселившись в келлии, он сразу стал брать на прочтение книги из монастырской библиотеки. Это были творения святых Отцов. Раньше он читал беспорядочно, хотя и много. Теперь появилась система и один предмет православная аскетика.

Раньше о. Трофим не занимался переплетным делом, но здесь, видя ветхую, зачитанную книгу, не мог ее не починить. Он так и делал, быстро постигая переплетное искусство. Вскоре он и послушание получил - трудиться в переплетной мастерской.

Понемногу стала собираться и небольшая келейная библиотека. Многое - на церковнославянском языке. Однако главное - пятитомное «Добротолюбие», составленное святителем Феофаном, - на русском. Это собрание таких текстов, такая школа аскетики, такое многообразие единого по духу, что, пожалуй, нелегко было бы воспринять это на церковнославянском языке при начале обучения иноческому деланию. Отец Трофим, открыв для себя это чтение, всей душою припал к нему.

Когда через семь месяцев после его появления в обители он был принят в число братии (это произошло в Неделю Торжества Православия, 27 февраля 1991 года), он внутренне уже жаждал постоянной молитвы и покаяния. А 25 сентября того же года был совершен над ним и постриг в рясофор. Он наречен был именем Трофима, апостола от семидесяти. Когда случалось ему дать кому-нибудь совет, - он поражал силой убедительного слова, ободряя унылого, утешая скорбного. Эти слова его потом люди вспоминали с благодарностью.

Пост он держал в подвижническом духе. В Четыредесятницу на первой и последней седмицах не вкушал ничего. Несмотря на упадок сил, продолжал усердно трудиться на послушаниях. Как бы поздно ни возвращался с работ - первым приходил на полунощницу, на которой советовал всем бывать обязательно. Конечно, ему, как и о. Ферапонту, помогала здесь его большая физическая сила. Однако „не в силе Бог, а в правде", - он это понимал и усердно подвизался в Иисусовой молитве. Господь помог ему утвердиться в ней. Свидетельствуют, что он много молился по ночам, делая земные поклоны.

§4. Пасха 1993 года

Иеромонах А., направляясь в Скит на раннюю Литургию, проходил мимо братского корпуса и услышал стук сапог - это сбегал по деревянной лестнице о. Трофим. «Благословите, батюшка, - сказал он, - звонить иду». Тот спросил: «Да как же ты будешь один звонить?» - «Ничего, сейчас кто нибудь подойдет», - сказал о. Трофим. Он заглянул в храм, - там уже началась уборка… И вдруг увидел о. Ферапонта, который тоже собирался звонить. И они начали славить Воскресение Христово, два лучших оптинских звонаря.

Первым был убит инок Ферапонт. Он упал, пронзенный мечом насквозь, но как это было, никто не видел. В рабочей тетрадке инока, говорят, осталась последняя запись: «Молчание есть тайна будущего века». И как он жил на земле в безмолвии, так и ушел тихим Ангелом в будущий век.

Следом за ним отлетела ко Господу душа инока Трофима, убитого также ударом в спину. Инок упал. Но уже убитый - раненый насмерть - он воистину «восста из мертвых»: подтянулся на веревках к колоколам и ударил в набат, раскачивая колокола уже мертвым телом и тут же упав бездыханным. Он любил людей и уже в смерти восстал на защиту обители, поднимая по тревоге монастырь.

У колоколов свой язык. Иеромонах Василий шел в это время исповедовать в скит, но, услышав зов набата, повернул к колоколам - навстречу убийце.

В убийстве в расчет было принято все, кроме этой великой любви Трофима, давшей ему силы ударить в набат уже вопреки смерти. И с этой минуты появляются свидетели. Три женщины шли на хоздвор за молоком, а среди них паломница Людмила Степанова, ныне инокиня Домна. Но тогда она впервые попала в монастырь, а потому спросила: «Почему колокола звонят?» - «Христа славят»,- ответили ей. Вдруг колокола замолкли. Они увидели издали, что инок Трофим упал, потом с молитвой подтянулся на веревках, ударил несколько раз набатно и снова упал. Пасха Красная. Братиков убили! Журнал «Православие и мир». http://www.pravmir.ru/article_1960. (31.05.2008)

Было мирное пасхальное утро. И мысль об убийстве была настолько чужда всем, что оказавшийся поблизости военврач бросился делать искусственное дыхание иноку Ферапонту, полагая, что плохо с сердцем. А из-под ряс распростертых звонарей уже показалась кровь, заливая звонницу. И тут страшно закричали женщины. Собственно, все это произошло мгновенно, и в смятении этих минут последние слова инока Трофима услышали по-разному: “Господи, помилуй нас!”,- “Господи, помилуй! Помогите”. Убегавшего от звонницы убийцу видели еще две паломницы, как раз появившиеся у алтарной части храма и вскрикнувшие при виде крови. Рядом с ними стояли двое мужчин, и один из них сказал: “Только пикните, и с вами будет то же”. Внимание всех в этот миг было приковано к залитой кровью звоннице. И кто-то лишь краем глаза заметил, как некий человек убегает от звонницы в сторону хоздвора, а навстречу о. Василию бежит «паломник» в черной шинели. Как был убит о. Василий, никто не видел, но убит он был тоже ударом в спину.

Вот одна из загадок убийства, не дающая иным покоя и ныне: как мог невысокий щуплый человек зарезать трех богатырей? Инок Трофим кочергу завязывал бантиком. Инок Ферапонт, прослуживший пять лет близ границы Японии и владевший ее боевыми искусствами, мог держать оборону против толпы. А у о. Василия, мастера спорта в прошлом, были такие бицепсы, что от них топорщило рясу, вздымая ее на плечах, как надкрылья. Значит, все дело в том, что били со спины? Вспоминают, у инока Трофима был идеальный слух, и стоило о. Ферапонту чуть-чуть ошибиться, как он поправлял: «Ферапонт, не так!» Он не мог не услышать, как упал о. Ферапонт и умолкли его колокола. Вся звонница, наконец, размером в комнатку, и постороннему человеку здесь невозможно появиться незамеченным. Но в том-то и дело, что в обитель пришел оборотень, имеющий вид своего монастырского человека. «Друг пришел, - отвечает за сына мать о. Трофима.

Он любил людей и подумал: друг».

Однажды в юности о. Василия спросили: что для него самое страшное? «Нож в спину», - ответил он. Нож в спину - это знак предательства, ибо только свой человек может подойти днем так по-дружески близко, чтобы предательски убить со спины. «Сын Человеческий предан будет»,- сказано в Евангелии (Мк. 10, 33). И предавший Христа Иуда тоже был оборотнем, действуя под личиной любви: «И пришедше, тотчас подошел к Нему и говорит: «Равви, Равви!» И поцеловал его» (Мк. 14, 15). Пасха Красная. Братиков убили! Журнал «Православие и мир». http://www.pravmir.ru/article_1960. (31.05.2008)

Следствие установило, что о. Василий встретился лицом к лицу с убийцей, и был между ними краткий разговор, после которого о. Василий доверчиво повернулся спиной к убийце. Удар был нанесен снизу вверх - через почки к сердцу. Все внутренности были перерезаны. Но о. Василий еще стоял на ногах и, сделав несколько шагов, упал, заливая кровью молодую траву. Он жил после этого еще около часа, но жизнь уходила от него с потоками крови.

Потом у этой залитой кровью земли стояла кружком спортивная команда о. Василия, приехавшая на погребение. Огромные, двухметровые мастера спорта рыдали, как дети, комкая охапки роз. Они любили о. Василия. Когда-то он был их капитаном и вел команду к победе, а потом он привел их к Богу, став для многих духовным отцом. Горе этих сильных людей было безмерным, и не давал покоя вопрос: «Как мог этот «плюгаш» одолеть их капитана?» И теперь на месте убийства они вели разбор последнего боя капитана: да, били в спину. Но о. Василий еще стоял на ногах. Они знали своего капитана - это был человек-молния с таким ошеломляющим мощным броском, что даже в последнюю минуту он мог обрушить на убийцу сокрушительный удар, покарав его. Но… не покарал.

Даже годы спустя дело об убийстве в Оптиной полно загадок. Но однажды в день Собора исповедников и новомучеников Российских молодой приезжий иеромонах говорил проповедь. И помянув о. Василия, вдруг будто сбился, рассказав о том, как на преподобного Серафима Саровского напали в лесу трое разбойников. Преподобный был с топором и такой силы, что мог бы постоять за себя. «В житии преподобного Серафима Саровского говорится, - рассказывал проповедник, - что, когда он поднял топор, то вспомнил слова Господа: «Взявшие меч, мечом и погибнут». И он отбросил топор от себя”. Вот и ответ на вопрос, а мог ли о. Василий обрушить на убийцу ответный смертоносный удар? Дерзость злодеяния была на том и построена, что здесь святая земля, где даже воздух напитан любовью. И верша казнь православных монахов, палач был уверен - уж его-то здесь не убьют. Первой к упавшему о. Василию подбежала двенадцатилетняя Наташа Попова. Зрение у девочки было хорошее, но она увидела невероятное - о. Василий упал, а в сторону от него метнулся черный страшный зверь и, взбежав по расположенной рядом лесенке-поленнице из дров, перемахнул через стену, скрывшись из монастыря. Убегая, убийца сбросил с себя шинель паломника, а чуть позже сбрил бороду - маскарад был уже не нужен.

Заключение

Благодатное старчество есть одно из высочайших достижений духовной жизни Церкви, это ее цвет, это венец духовных подвигов, плод безмолвия и Богосозерцания. Оно органически связано с иноческим внутренним подвигом, имеющим цель достижения бесстрастия, а потому и возникает одновременно с монашеством на заре христианства. Но в беге времен старчество процветает местами, достигая апогея своего развития, потом ослабевает, приходит в упадок и даже совсем забывается, чтобы, может быть, снова возродиться, подобно волнообразной кривой, то вздымающейся, то падающей и снова восстающей. Оптинское старчество - это расцвет старчества. Старец - искусный духовный врач. Он должен ясно видеть «устроение» своего ученика, характер его души и степень духовного развития его. Он должен непременно обладать даром рассуждения и «различения духов», так как ему все время приходится иметь дело со злом, стремящимся преобразиться во ангела света. Но, как достигший бесстрастия, старец обычно обладает и другими духовными дарами: прозорливости, чудотворения, пророчества.

Старчество на своих высших степенях, как, например, преподобные старцы Оптинские, получает полноту свободы в своих проявлениях и действиях, не ограниченных никакими рамками, так как уже не старец живет, но в нем живет Христос и все его действия - в Духе Святом, а потому всегда в гармонии с Церковью и ее установлениями.

Преподобных старцев Оптинских почитают не только в Русской православной Церкви, но и далеко за ее пределами. Эти подвижники благочестия у многих людей ассоциируются с примером святости, творения «умной» молитвы, ведения подвижнического образа жизни, а самое главное - пламенной любви к Богу и ближним.

Список использованной литературы

1. Жизнеописание Оптинских новомучеников. http://optina1993.narod.ru/. (30. 05. 2008.)

2. Жизнеописание Оптинских новомучеников. Благословенно воинство. Свято-Введенская Оптина пустынь. 2003. - 342 с.

3. Жития преподобных старцев Оптиной пустыни. http://www.russian-inok.org/books/optinskie.html (28. 05. 2008)

4. Иеросхимонах Амвросий, старец Оптиной пустыни. Москва, 1892 -185

5. Краткая биография иеромонаха Василия. http://seyat.tversu.ru/zhitie.htm. (29.05.2008)

6. Неизвестная Оптина. Иеромонах Ераст (Вытропский). Изд. «Знамение», С-Пб., 1998. - 552 с.

7. Оптинские были. Виктор Афанасьев. Изд. «Русский хронограф», Москва, 2003. - 732 с.

8. Оптинские новомученики. http://www.pravmir.ru/article_2855.html. (29.05.2008)

9. Оптинский патерик. Саратовская епархия,2006. - 161 с.

10. Оптинский старец Лев. http://www.optina.info/main/3_0_17/ (29.05.2008)

11. Оптинские старцы. http://www.4oru.org/slovo.1157.1.html (20.05.2008)

12. Пасха Красная. Братиков убили! Журнал «Православие и мир».

http://www.pravmir.ru/article_1960. (31.05.2008)

13. Первый Оптинский старец преподобный Лев. http://www.odos.ru/13/13-sobor-opt.php. (30.05.2008)

14. Письма великих Оптинских старцев. Издание Сретенского монастыря. Москва, 2003. - 654 с.

15. Преподобные старцы Оптинские. Жития и наставления. Свято-Введенская Оптина пустынь, 2002. - 508 с.

16. Старец Макарий. http://www.optina.info/main/3_0_18/. (30.05.2008)

Приложение

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Макарий Оптинский

Преподобный Лев Оптинский

Оптина пустынь

Инок Трофим

Инок Ферапонт

Иеромонах Василий

Колокольня, на которой убили иноков Трофима и Ферапонта

Убиенные иноки Пасхальная открытка с изображением новомучеников

Фотографии новомучеников

Могилы новомучеников

Могилы новомучеников

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.