Рефераты. История дзен-буддизма

История дзен-буддизма

Министерство науки и образования Украины

Донецкий национальный технический университет

Реферат

по религиоведению

на тему:

Дзен-буддизм

Выполнила:

студентка гр. ЭФ-06А

Шелестюк О.

Проверила:

Лемешковенко Е.А.

Донецк, 2008

Содержание

Вступление

1. Китай в начале VI в. и возникновение дзен-буддизма

2. Идейные принципы дзен-буддизма

3. Влияние дзен-буддизма на развитие японской национальной культуры

4. Дзен-буддизм и европейская культура ХХ века

Заключение

Литература

Вступление

Чань-буддизм представляет собой одно из наиболее интересных явлений не только в восточной, но и в мировой религиозной традиции. Чань - это китайское название, хотя в мире оказалось более широко распространено японское прочтение иероглифа, обозначающего это направление буддизма, - Дзен.

В истории религии Дзен уникален во многих отношениях. Его доктрины в теоретическом виде могут показаться, по меньшей мере, странными. Но они представлены таким образом, что только посвященные, посредством долгой тренировки, действительно достигшие прозрения на этом пути, могут понять их подлинный смысл. Для тех, кто не обрел этого проникновения знания, т.е. для тех, кто не испытывает Дзен в повседневной деятельности, его учение или, скорее, изречения, принимают непонятный и даже загадочный смысл.

Многие считают Дзен абсолютно абсурдным и бессмысленным, или намеренно запутанным с целью скрыть его глубокие истины от непосвященных. Однако последователи Дзен говорят, что кажущиеся его парадоксы возникли потому, что язык человека является плохим средством для выражения глубочайших истин. Истины эти не могут быть превращены в предмет, умещающийся в узкие рамки логики. Они должны быть пережиты в бездонной глубине души, после чего впервые станут осмысленными.

Большинство затруднений, возникающих при изучении дзен-буддизма, связано, в основном, с незнанием китайского мышления. Существует распространенное мнение, будто бы "восточный склад ума" представляет собой нечто мистическое, иррациональное и непостижимое. Однако английский исследователь Р.Х.Блис показал, что основные прозрения Дзен носят универсальный характер.

Фундаментальное влияние Дзен на культуру Японии, одной из самых развитых в настоящее время стран мира, и рост его влияния на культуру других стран заставляет признать важность и актуальность изучения идей дзен-буддизма для понимания путей развития философской мысли.

Целью данной работы является рассмотреть основные идейные принципы дзен-буддизма, охарактеризовать его влияние на японскую национальную культуру, отличающуюся глубокой символичностью, а также показать значение философии дзен-буддизма для европейской культуры ХХ века.

1. Китай в начале VI в. и возникновение дзен-буддизма

Дзен (яп., кит. - чань от санскр. дхьяна, т.е. "медитация") - одна из наиболее влиятельных буддийских школ в Японии. Согласно традиции, это учение пришло из Индии, но в действительности оно возникло в Китае в начале VI в. н.э., впитав в себя элементы многих буддийских направлений: мадхъямиков, йогачаров, Хуаянь-цзун; несомненно, некоторое влияние на идеи чань оказал даосизм.

Считается, что учение Чань распространил в Китае в VI в. индийский монах Бодхидхарма. Считается, что Бодхидхарма прибыл в Китай из Южной Индии около 520 г. На вопрос принявшего его известного покровителя буддизма императора Уди из династии Лян, как будут оценены его заслуги (строительство монастырей и храмов, копирование сутр, предоставление буддистам льгот и пожертвований), Бодхидхарма ответил, что все эти деяния ничего не стоят, все суть прах и суета. После беседы с императором Уди, разочаровавшись в неверном понимании основных принципов буддизма, Бодхидхарма удалился в монастырь Шаолинь на горе Суншань, где провел девять лет в неподвижной медитации перед стеной [2, c. 47].

С именем Бодхидхармы связывают многие легенды: о создании им "шаолиньского стиля" самообороны, о появлении в буддийских монастырях традиции чаепития и др. Например, одна из легенд рассказывает, что патриарх во время медитации в монастыре Шаолинь погрузился в состояние глубокого самосозерцания и однажды он заснул. Проснувшись, Бодхидхарма в гневе на самого себя вырвал себе ресницы и бросил их на землю. Их подобрал сам Будда, посадил в землю, и из них выросли кусты ароматного чая, который пьют буддисты в периоды долгой медитации, взбадривая сознание. Именно отсюда, по преданию, берет свой смысл чайная церемония.

С начала IV в. история Китая в течение двух с половиной веков протекала в условиях разделения страны на северную и южную части. Это обособление является одним из стержневых моментов истории Китая начала VI в.

В политическом плане отмеченное разделение проявлялось наиболее ярко. Север страны был превращён в арену вражды быстро сменяющих друг друга царств и мини-империй, основывавшихся, как правило, некитайскими племенами и народами. Борьба северных аристократов, бежавших на юг из-за постоянных войн, и представителей южных китайских влиятельных кланов ослабляла двор и государство, вела к милитаризации страны, усилению роли армии во внутриполитической жизни. Распри и междоусобицы, восстания и смены придворных клик шли почти беспрерывно [6].

Раздробленность страны не могла не сказаться на экономической жизни страны. От войн и междоусобиц больше всего к началу VI в. пострадали наиболее процветавшие прежде центральные районы. Войны сопровождались уничтожением городов, разграблением накопленных запасов, угоном и пленением населения, гибелью людей, влекли за собой голод и эпидемии. Однако вряд ли можно однозначно говорить об экономическом упадке Китая в начале VI в. Приходившие к власти правительства в целях налаживания поступления средств в казну в большей или меньшей степени занимались организацией хозяйства. Трудные, смутные времена, переживаемые страной, принуждали их искать наиболее отвечавшие нуждам момента формы такой организации [6].

Политические и экономические события привели к тому, что в начале VI в. продолжали происходить глубокие перемены в социальной структуре. Разложение имперского порядка, а также вторжение кочевых народов приводили к определенной архаизации общественной организации и углублению распада общества на обособленные местные сообщества. Находясь на более низкой, чем Китай, стадии общественного развития, многие приходившие сюда кочевые народы приносили с собой и более примитивные общественные институты, более жесткие методы управления и эксплуатации китайского населения. Целые районы или части страны становились своего рода добычей, военным трофеем различных полководцев и группировок кочевой знати [6].

Укрепление замкнутости местных сообществ явилось прямым следствием ослабления централизации власти, натурализации хозяйства и военизации внутриполитической жизни страны.

Характерной чертой общественной жизни в Китае в начале VI в. являлось глубокое социальное неравенство.

В начале VI в. Китай продолжал переживать кардинальные, имевшие далеко идущие последствия перемены в своем этническом развитии, тесно связанные с политическими изменениями. Войны и вторжения иноземных племён вызывали отток и перемещение населения, смешение и противоборство этнических групп и культур.

Несмотря на политическую нестабильность, в начале VI в. в Китае продолжала развиваться материальная и духовная культура, накапливаться научные знания. Продолжали также расширяться представления об окружающем мире, в частности, о странах Юго-Восточной Азии, пополнялась новыми знаниями историческая наука, совершенствовалось право.

В начале VI в. продолжалось "завоевание" Китая буддизмом. Росло количество монастырей и монахов, при храмах появлялись общины мирян, переводился на китайский язык обширный буддийский канон, продолжали появляться оригинальные китайские буддийские сочинения. С начала VI в. буддизм завоевал положение государственной религии в южной империи Лян. Монастыри, пользуясь покровительством властей, не только являлись в начале VI в. центрами образования, но и приобретали значительные земельные владения, накапливали богатство.

В искусстве и литературе прослеживались большая утонченность, аристократизация, мощное влияние буддийской идеологии и активное проникновение иностранных культурных достижений. Вырабатывались и закреплялись новые эстетические представления в живописи. Под сильным и непосредственным воздействием буддийской традиции происходило становление китайской скульптуры как самостоятельного вида искусства.

Несмотря на всю сложность политической ситуации в начале VI в., не прекращались дипломатические связи и культурные контакты Китая с отдаленными странами.

Значимость и многогранность обрисованных перемен, которые начались в Китае несколько веков назад и продолжали происходить в начале VI в., позволяют назвать этот период в истории Китая переходным. Радикальность произошедших и происходивших сдвигов подтверждается эпохальными переменами в идеологии и мировоззрении китайцев.

Таким образом, китайское общество начале VI в. представляет собой неоднородную и весьма сложную картину. Однако именно эта пестрота и является показателем переходности периода, когда появился чань-буддизм.

2. Идейные принципы дзен-буддизма

В Китае расцвет дзен-буддизма приходится на время правления династии Тан (618-907). В это время первоначально относительно однородное учение после шестого патриарха Хуэйнэна разделилось на "пять домов и семь школ", дробление которых продолжалось и в дальнейшем. В это время жили такие прославленные наставники Дзен (Чань), как Мацу Даои, Байчжан Хуайхай, Хуанбо Сиюнь, Линьцзи Исюаньи и другие.

Центральная и наивысшая цель религиозной практики в традиции Дзен - сатори ("пробуждение"). "Сатори - это душа Дзен, и без него нет Дзен", - пишет японский исследователь буддизма Д.Т.Судзуки. Сатори присущи некоторые важнейшие черты:

Иррациональность, необъяснимость, непередаваемость.

Интуитивное проникновение в сущность природы.

Ощущение необычности состояния сатори.

Невыраженность сатори в цвете, запахе, звуке, образе. Д.Судзуки отмечает, что сатори приходит в сером цвете, без запаха и в крайне непривлекательной обстановке.

Испытание чувства восторга, как результата реализации чего-то неосознанного.

Краткость, внезапность, мгновенность сатори.

Дзен различает "малое сатори", то есть неполное и неокончательное, когда истинное понимание природы вещей только приоткрывается на короткий момент, и "большое сатори", ведущее к духовному преображению [2, c. 224-225].

Так в чем же состоит сущность сатори? Например, Кайтен Нукарийя, профессор буддийского колледжа SO-TO в Токио пишет о просветлении следующее: "Освободив себя от ложного понимания, Я, мы далее должны пробудить нашу внутреннюю мудрость, чистую и священную, называемую мастерами Дзен Умом Будды [...]. Это - священный свет, внутренний рай, ключ ко всем моральным сокровищам, источник всех влияний и власти, обитель доброты, справедливости, [...] человечности и милосердия, мера всех вещей. Когда эта внутренняя мудрость пробудится, мы становимся способными осознать, что каждый из нас идентичен в духе, в сущности, в природе с универсальной жизнью или Буддой, что все люди лицом к лицу с Буддой, что каждый окружен изобильной милостью Священного, [...] что Он дарует ему новые способности, что Он определяет его миссию, и что жизнь - [...] священный храм Будды, Чистая Земля, где каждый может наслаждаться блаженством Нирваны. Тогда [...] нас больше не беспокоят гнев и ненависть, не сотрясают злоба и амбиции, не жалят обиды и жалость, не переполняют меланхолия и разочарование и т.д.".

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.