Одесская Духовная Семинария
Реферат
По Литургике
на тему:
Историческое развитие древней Литургии
Воспитанника 2-б класса
Соболевского Николая
Одесса 2010г
Проявившийся сразу после сошествия Святого Духа харизматический порыв в первохристианской общине придал всему строю и быту апостольскому характер экстатичности, расплавленности и исключительной подвижности. Сами молитвы, имевшие своим образцом молитвы, произнесенные Спасителем во время Вечери, не были отступлением от привычных благодарений евреев.
Эта еврейская традиция определила характер христианского богослужения. Надо помнить, что с Храмом не было порвано сразу же после основания новозаветной Церкви. Традиции, и храмовая, и синагогальная, поддерживалась. Наряду с этим вошло в обычай "преломление хлеба по домам.
Ясно, что прототипом для апостольской Евхаристии была Вечеря Господня, которая сама была построена по типу еврейской вечери. Следовательно, на апостольскую анафору влияет прежде всего еврейский ритуал. Но из повествования апостола Павла совершенно правильный вывод делает епископ Фрир: апостол имел дело не с одним только иудейским влиянием Иерусалимской общины, но и с обычаями и идеями языческими. Язычники принесли с собой свой опыт, свои привычки и взгляды. И тут важны два момента:
Церковное жертвоприношение- противовес жертвоприношениям языческим.
Преломление хлеба рассматривалось, как регулярное богослужение Господнего дня. Благословлялся хлеб, и все причащались. После вечери благословлялась Чаша, и опять-таки все причащались. Слова Спасителя об установлении таинства. вошли в состав всех анафор. Вечеря есть воспоминание смерти Господней. Потому-то и молитва воспоминания, "анамнезис", так же составляет существенную часть евхаристического канона.
Евхаристия первых веков соединяет в себе элементы еврейского пасхального или субботнего ритуала с чертами античного культа. В первохристианском быту Евхаристия есть больше действие, чем слова.
Судя по Деяниям Апостольским, верующие "постоянно пребывали в учении апостолов, в общении, преломлении хлеба и в молитвах". Несколько ниже Дееписатель дополняет свой рассказ: "единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца". Характерно именно это сопоставление, а может быть, даже и противоположение храму - домов, в которых совершалось христианское преломление хлеба, для иудеев неприемлемое.
Если с этим богослужением первых дней первого года жизни христианской Церкви сопоставить одно свидетельство из времен лет на 25 позже, т.е. именно факт пребывания апостола Павла в Троаде, на возвратном пути из его третьего путешествия, то картина получится такая. В "первый день недели", т.е. в день воскресный, в день Господень, собираются христиане вкупе "для преломления хлеба". Павел ведёт беседу, слово его затягивается за полночь. После падения юноши Евтиха из окна третьего этажа и его исцеления апостолом Павлом этот последний преломляет хлеб, вкушает и продолжает беседу до рассвета (Деян.20:7-11).
Скудость источников этого периода не позволяет сказать ничего больше о чине и структуре апостольской Евхаристии.
над Чашей: "Благодарим Тебя, Отче наш, за святую лозу Давида, отрока Твоего, которую Ты явил нам чрез Своего Отрока Иисуса. Тебе слава во веки;"
над Хлебом: "Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты явил нам через Своего Отрока Иисуса. Тебе слава во веки. Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так да будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царство. Ибо Твоя слава и сила чрез Иисуса Христа во веки" и
по насыщении: "Благодарим Тебя, Отче Святый, за Святое Твое Имя, которое Ты вселил в сердцах наших …".
По-видимому, первая молитва соответствует молитве над ветхозаветной чашей; вторая молитва читалась над преломленным хлебом и только третья молитва характера евхаристического.
Третья молитва была харизматической, она произносилась "пророком" по вдохновению Святого Духа, в экстатическом порыве религиозного творчества. Но тем не менее следует заметить, что:
благодарили за то, что Бог всемогущ, т.е. что Он Творец и Промыслитель;
благодарили за то, что "чрез Отрока Своего Бог дал духовную пищу и питие;"
молились за Церковь.
B этом уже можно найти основные черты анафоры последующего времени, евхаристической молитвы, зафиксированной в определенных формах.
Наконец, еще одно замечание касательно этого краткого евхаристического чина. По Евангелию, Христос преподал сначала Хлеб и потом Чашу. Это же подтверждает и апостол Павел (1Кор. 11:23-25), с указанием, что он это принял от Господа. "Дидахи" же сначала излагает молитву над чашей, потом над хлебом, что вполне соответствует началу еврейской вечери.
По сравнению с "Учением 12-ти апостолов", святой мученик Иустин Философ дает нам значительно больше сведений о евхаристических собраниях своего времени. Он описывает Литургию, совершающуюся сразу после крещения катихуменов, так называемую Крещальную Литургию и евхаристические собрания, бывающие в "День Солнца", т.е. в обычный воскресный день.
Как ни скудны сведения, сообщаемые Иустином Философом, но из них мы можем сделать для себя ряд ценных выводов:
Христианство того времени смотрело на свое евхаристическое богослужение как на тайнодействие Жертвоприношения.
Произнесение установительных слов Спасителя указывает на то, что Евхаристия есть воспоминание Вечери Господней.
Евхаристия есть истинное Тело и Кровь воплотившегося Господа.
Важно, что у Иустина уже нет "Вечери Господней;" вместо нее выступает Литургия.
При попытках реконструировать схему всей литургии у Иустина Философа находим:
I. Преанафоральная часть
а) Чтение апостольских и евангельских отрывков и проповедь.
б) Уход оглашенных.
в) Общие молитвы.
г) Лобзание мира.
II. Анафора
д) Приношение хлеба и вина с водой.
е) Канон, в который входят благодарения за творение мира и искупление, установительные слова, воспоминание страданий.
ж) Преложение через "молитву Слова".
з) Причащение.
На Востоке Евхаристию по-прежнему совершали в домовых триклиниях. Это были парадные столовые для гостей -- большие общие залы в дальних частях домусов. Единственным новшеством здесь был особый престол, который греки называли "трапеза", а римляне -- "алтария". Участники божественной трапезы уже не возлежали (т.к. их было слишком много), а сидели на скамьях, за их спинами теснились оглашаемые, а потом выходили во внутренний дворик -- перистиль. Т.о. самое большое, что мы можем найти во II веке -- это молитвенные дома, которые, однако, принадлежали частным владельцам и ничем не выделялись среди остальных.
В конце II века Тертуллиан пишет к женщине, состоящей в браке с язычником: "Неужели муж не заметит, что ты тайком съедаешь перед каждым приемом пищи? А когда он узнает, что это всего лишь хлеб, что он в своем невежестве подумает о тебе?". Значит, уносили евхаристический хлеб домой и на буднях причащали себя сами даже по нескольку раз в день.