Сунна включает необыкновенно разнообразный материал, связанный с религиозными, правовыми, морально-этическими аспектами жизни мусульман. Многочисленные хадисы освещают в мельчайших деталях культово-обрядовую сторону ислама и его догматические принципы. «Исторические» хадисы легли в основу сиры - жизнеописания пророка Мухаммеда. Особое место в Сунне занимают «священные» хадисы. Содержащиеся в них высказывания считаются словами Аллаха. Среди них выделились три, как наиболее авторитетные -мединский, который отличался строгим традиционализмом и особым интересом к биографии Мухаммеда, -сирийский с центром в Дамаске и иракский с центром в Куфе. Иракский центр стал источником активного формирования догматико-правовой системы ислама. IX-X в хадисы были сведены в объемные сборники. В алфавитном порядке перечислялись соратники Пророка, и сообщалось, какие хадисы исходили от конкретного сахаба. Такой тип сборников назывался муснад (фундированный) т.к. сборники составленные по рассказчикам были очень неудобны в использовании, наибольшую популярность у мусульман получили сборники более позднего типа - мусаннаф, в которых хадисы располагались по содержанию, по предметам высказывания (о хадже, о молитве, об омовении и т.п.).XII-XIII в было признано, что шесть тематических сборников содержат достоверный материал и могут считаться основными источниками сунны. Передатчиков хадисов называли мухаддисами. Они играли существенную роль в жизни ранней мусульманской общины и составляли значительную часть интеллектуальной элиты того времени.
Основные догматы веры вытекают из содержания Корана. Термин ислам близок по значению двум другим терминам, которые встречаются в тексте Корана: один (религия как система ритуальной практики, являющаяся основой жизни исламской общины) и иман (вера в истинность Аллаха и всего, что сообщил пророк Мухаммед) и исхан (нравственная добродетель, совершенствование в искренности веры). Основных догматов ислама пять. Первый - единобожие (таухид). Таухид обозначает признание единственности Аллаха и категорическое отрицание многобожия («нет Бога кроме Аллаха») Второй догмат - вера в божественную справедливость, в правосудие Аллаха (адл), воздающего в равной мере, как за добрые деяния, так и за предосудительные. Справедливость Аллаха считается высшей ее формой, недоступной пониманию человека. Третий догмат - признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него. В Коране названо 28 пророков, хотя в общем число их определяют в более чем сто тысяч. Среди них упоминаются Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Исхак (Исаак), Якуб (Иаков), Дауд (Давид), Сулеуман (Соломон), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и др. Мухаммед как и все другие пророки считается обыкновенным человеком и не может стать объектом обожествления. В то же время пророки, посланные Богом для проповеди Священного Писания, относятся к категории избранных, приближенных к Богу людей. Ислам признает полную непогрешимость Мухаммеда как посланника Божьего. Четвертый догмат - вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир. Пятый догмат связан с учением об имамате - халифате.
Все мусульмане верят в «шесть постулатов веры» и обязаны следовать «пяти столпам»:
1. Мусульманское свидетельство веры шахада.
2. Ритуальная молитва - салат.
3. Обязательная милостыня - закят.
4. Пост - саум.
5. Паломничество - хадж.
Шахада - мусульманское свидетельство веры и первый из «Пяти столпов Ислама». Слово шахада в арабском языке означает «свидетельство.» Шахада свидетельство о двух вещах:
Никто не достоин поклонения, кроме Бога (Аллаха).
Мухаммад - посланник Бога (Аллаха).
Мусульманин - попросту уверовавший человек, свидетельствующий, что «ничто не заслуживает поклонения, кроме Бога, и Мухаммад - Его посланник». Всякий, произнёсший эту простую декларацию, становится мусульманином.
Эта фраза должна быть произнесена каждым мусульманином по крайней мере раз в жизни с полным пониманием его смысла и с согласием в душе. Мусульмане произносят её, когда они пробуждаются ото сна, и прежде, чем уснут ночью. Она повторяется пять раз в призыве на молитву в каждой мечети. Человеку, произнёсшему шахаду последними словами в этой жизни, обещан Рай.
Никто не достоин поклонения, кроме Бога (Аллаха)
Первая часть этого свидетельства заявляет, что Бог имеет исключительное право на внутреннее и внешнее поклонение, сердцем и членами. Согласно Исламской доктрины мало того, что никому нельзя поклоняться кроме Него, но также абсолютно никому нельзя поклоняться и наряду с Ним. Он не имеет никаких сотоварищей или партнеров в поклонении. Поклонение, в его всестороннем смысле и всех его аспектах - только для Него одного. Право бога на поклоннение - значение основы исламского свидетельства веры: Ля илляга илля Алла. Человек становится мусульманином, свидетельствуя о божественном праве на поклонение. Это - отправная точка исламской веры в Бога, даже всего Ислама. Это свидетельство считается центральным сообщением всех пророков и посланников, посланных Богом - сообщение Авраама, Исаака, Исмаила, Моисея, еврейских пророков, Иисуса и Мухаммада, да благословит их Аллах. Например, Моисей объявлял:
«Слушай, о Израиль, Господь наш - один Бог». (Второзаконие 6:4)
Иисус повторил это же послание спустя 1500 лет, сказав:
«Первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый». (От Марка 12:29)
…и напоминает Сатане:
«Отойди от меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.» (От Матфея 4:10)
Наконец, слова Мухаммада, спустя приблизительно 600 лет после Иисуса, разносятся над холмами Мекки, «И ваш Бог - Один и нет иного божества, кроме Него» (Коран 2:163). Они все объявляли ясно:
«Аллаху поклоняйтесь! Кроме Него, у вас иного Бога нет». (Коран 7:59, 60, 73, 85; 11: 50, 61, 84; 23, 32).
Сала - ежедневная ритуальная молитва, предписываемая всем мусульманам как один из пяти столпов Ислама. Она выполняется пять раз в день всеми мусульманами. Сала - точное поклонение, отличающееся от мольбы по вдохновению в зависимости от момента (дуа). Мусульмане молятся или, пожалуй, правильнее сказать, поклоняются пять раз в течение дня:
· Между первым лучом солнца и рассветом.
· Ровно в полдень.
· Между полднем и закатом.
· Между закатом и последним светом дня.
· С наступлением ночи.
Каждая молитва занимает около 5 минут, но может быть продлена настолько, насколько пожелаешь. Мусульмане могут молиться в любом чистом месте, по одиночке или вместе, в мечети или дома, на работе или в дороге, в закрытом помещении или на свежем воздухе. В особых случаях, таких как болезнь, поездка, война, - при молитве делаются определённые послабления, для облегчения её совершения.
Наличие ежедневно определенного времени, отведённого для приближения к Богу, помогает мусульманам постоянно осознавать важность их веры и роли, которую она играет в любом проявлении жизни. Мусульмане начинают свой день с ритуального омовения и последующего стояния перед Богом в молитве. Молитвы состоят из чтения сур Корана на арабском языке и последовательных движений: стояние, полупоклон, поклон-ниц и сидение. Всё это: и декламации и движения телом - выражают подчинение, смирение и уважение Богу. Различные позы, принимаемые мусульманами во время молитвы, выражают подчинение Всевышнему; слова напоминают им об обязательствах перед Ним. Молитва также напоминает каждому о Судном Дне и о том, что каждый должен предстать перед его Создателем и даст полный отчёт о своей жизни. Вот так мусульманин начинает свой день. В течение дня мусульмане выделяют время, несмотря на все мирские обязательства, предстать на несколько минут перед Богом. Это служит напоминанием о реальной цели жизни.
Готовясь молиться, мусульмане поворачиваются лицом к Мекке, святому городу, в котором находится Кааба. В конце молитвы произносится шахада (свидетельство веры) и приветствие мира: « Мир всем Вам, милосердие и благословения Аллаха», (повторяется дважды).
Хотя индивидуальное совершение сала допустимо, коллективное поклонение в мечети имеет особые достоинства и мусульмане поощряются исполнять определённые салават совместно. Обращаясь лицами в направлении Каабы, верующие соединяются в параллельных рядах позади имама, или лидера молитвы, который направляет их при выполнении физических действий и чтении Корана. Во многих мусульманских странах «призыв к молитве» или «Адан», отзывается эхом над крышами.
Пятница - еженедельный день совместного поклонения в Исламе. Еженедельная пятничная молитва - самое важное богослужение. В пятницу молитва отличается следующими особенностями:
· Её время - время полуденной молитвы, которую она заменяет.
· Она должна быть выполнена совместно во главе с «имамом». Её нельзя совершить индивидуально. Мусульмане на Западе пытаются построить свой распорядок дня так, чтобы выкроить время на молитву.
· Пятница - не просто день отдыха или выходной, это - день, благочестия и дополнительного поклонения. Мусульманам разрешается нормальная работа в пятницу как в любой другой день недели. Они могут продолжать обычную жизнь, но должны прерваться для пятничной молитвы. После того, как поклонение закончено, они могут возобновить свои мирские действия.
· Как правило, пятничная молитва совершается в мечети, если возможно. Иногда, если нет мечети, можно провести её в арендованном помещении, парке и т.д.
· Когда наступает время молитвы, произносится адан. Имам обращается к аудитории с проповедью (известной как хутба в арабском языке), - существенной частью службы, без которой молитва недействительна. В то время как Имам говорит, каждый присутствующий слушает проповедь спокойно до конца. Большинство имамов на Западе произносит проповедь по-английски, но некоторые делают это на арабском языке. Те, кто говорит на арабском языке, обычно предваряют проповедь короткой речью на местном языке.
· Проповедь разделяется на две части, разделённые одна от другой короткой передышкой имама. Проповедь начинается словами восхваления Бога и мольбой благословения пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
· После проповеди совершается молитва под лидерством имама, который читает вслух «Фатиху» и другую кораническую суру. На этом молитва заканчивается.
· Специальные большие молитвы, включающие проповедь, также совершаются по утрам в два праздничных дня. Один из них следует за месяцем поста, Рамадана, и другой - после паломничества, или хаджа.
· Несмотря на то, что не являются обязательными, почитаются индивидуальные дополнительные молитвы, особенно в течение ночи, обычно практикующиеся набожными мусульманами.
Третий столп Ислама: обязательная милостыня
Милостыня не только рекомендуется Исламом, это обязанность каждого мусульманина, имеющего устойчивое материальное положение. Подача милостыни тому, кто её заслуживает - черта характера мусульманина и один из пяти столпов Исламской практики. Закят рассматривается как «обязательное милосердие»; он обязателен для получивших своё богатство от Бога, чтобы помочь нуждающимся членам общества. Некоторые лишённые общественного сознания люди знают только, как копить богатство и увеличивать его за счёт процентов. Учение ислама - прямая противоположность этому. Ислам поощряет распределение богатства и помогает людям укрепиться на ногах и стать производительными членами общества.
Страницы: 1, 2, 3, 4