Рефераты. Индуизм как система духовных ценностей в постсоветской России

Придерживаясь подобных взглядов на мир, человек невольно совершенствуется в добродетели, совершенствуя свою интеллектуальную, духовную и физиологическую составляющую.

Как в адвайта-веданте, так и в философии махаяны первичная реальность считается недоступной ни какому описанию, но проявляет себя как Дхармакая, или Вседержитель Вселенной. Дхарма заботится о спасении всех страждущих, воплощается в различных духовных поводырях и защищает всех тех, кто защищает саму Дхарму. Санатана Дхарма же является универсальной практикой общечеловеческих ценностей и представляет собой строгую систему науно-этических концептов, выраженных в упанишадах, шастрах и пуранах.

Что значит достижение такого совершенства? Людей к учениям Востока сначала привлекает полное незнание подобных учений, их экзотичность. В последующем, они начинают изучать и сталкиваются с проблемой требований соответствия: кандидат на звание «совершенного» просто обязан знать и практиковать «ВЕДАНТАСАРАМ». Важными из «сути Веданты» будут «Шатсампат», или шесть дисциплин:

Сама, или ограничение направленного вовне внимания, удаление ума от всех объектов, кроме слушания наставлений учителя, полное внутреннее равновесие;

Дама, или ограничение (обуздание) внешних органов чувств;

Упарати, или удаление чувств от их объектов, воздержание от каких-либо действий, кроме тех, которые направлены на реализацию духовной практики йоги…, полный отказ от попыток достижения каких-либо внешних целей;

Титикша, или воздержанность (терпение), мужественное притерпевание различных пар противоположностей как холод и жара;

Самадхана, или погружение в себя, постоянная концентрация обузданного ума на постижении смысла Веданты и всего, что способствует Богореализации (реализации Брахмана);

Шрадха, или сильная вера, вера в истины Веданты, в соответствии с указаниями учителя (гуру).

Как следствие всего выше перечисленного, человек достигает Мумукшутва, или сильного стремления к обретению духовной свободы (мокша).

Подобные практики йоги способны очистить сознание человека от порока современной цивилизации, направить на поиск истины и ее практики, таким образом, способствуя переходу эволюции человека на новый виток «сверхчеловечества».

Достигнув такой стадии духовного развития, практикующий истинную йогу соединяется с мировым полем законов природы, определяемым как чистый разум. Для человека становится возможным постигать любые тайны мироздания при помощи только одного единственного помышления или желания познать объект. Такой рубеж своих возможностей и вдохновляет адептов йоги на ежедневные и упорные практики.

Йога дает знание, а знание - освобождение (мокша). Йога разрушает все побуждения чувственного мира. Она подчиняет ум и делает его спокойным. Таким образом, индуистские и буддийские учения являются психологическими практиками, оказывающими сильное лечебное действие на жизнь людей в социуме, семье, государстве. Самодостаточный человек, освобожденный от цепей иллюзии материального бытия, самоуглубленный и полный блаженства осознания истины трудится на благо процветания всего мира во всем мироздании.

Человеческая жизнь, согласно «Санатана Дхарме», упорядоченная цепь обязанностей, которые человеческому существу необходимо выполнить, чтобы достичь свободы:

Дхарма - свод правил, законов, регулирующих материальную и духовную жизнь индивида;

Артха - богатство, приобретенное честным путем (согласно Дхарме);

Кама - желания, самое основное - желание получить освобождение от оков страданий и печалей, рождения и смерти;

Мокша - освобождение от ограничений проявленного материального мира.

Следование этим целям в жизни каждого человека упорядочит то, что главное и то, что второстепенное. Поэтому цель жизни человека в практике Дхармы и получении Мокши.

Для объективизации понимания «СанатанаДхармы» в России сравним малую часть мировоззренческой составляющей обеих культур.

Корни русской древней культуры, согласно исследованию историка С.В. Жарниковой, те же, что и у индийцев, что говорит и об общности духовной культуры - ведической.

На Руси, как и в Индии особо соблюдались традиции почитания и преклонения перед природой, солнцем, родителями, предками, в том числе и умершими.

Согласно ведическому знанию, природа состоит из пяти элементов: эфира/пространства, огня, воздуха, воды и земли.

Эфир можно соотнести с космосом, огонь с энергией жизни и с самим огнем, воздух с небом и дыханием, воду с реками, озерами и морями, землю с планетой Землей. Почитание элементов связанно также с бережным отношением к ним, экономному и разумному использованию. Так, пространство оберегалось правильными помыслами, правильной речью, лишенной грубости и различных ругательств, особым ритуальным освящением пространства. Огонь-агни-агниво почитался как источник жизни, процветания, счастья. Ни один ритуал не мог обходиться без посредства огня и огненных приношений, что вынуждало простой люд боготворить огонь, восхвалять и беречь от врага. Святой огонь, с тех пор, прочно вошел в сознание всех людей планеты. Воздух - дыхание расценивалось как дыхание самого Бога. Веды являются самим дыханием Абсолюта, поэтому были созданы особые ритуалы почитания воздушной стихии. В человеке эта стихия проявлена также в легких и дыхании, а отсюда и стремление дышать чистым воздухом, лишенным токсических и отравляющих субстанций. Вода - особенно для жителей речных зон - основа благополучия. Она и вода для питья, и источник пищи (ловля рыбы), и средство переправления на длительные расстояния (судоходство). В теле человека вода представлена в виде циркулирующей крови. Поэтому древние по-особенному относились к воде как к источнику земной жизни. И наконец, земля - один из основных элементов в теле человека (костная система), а также сама планета Земля, олицетворяющая богиню мать, плодородную, несущую жизнь. Мать природа и Мать Земля - занимают особое место в ритуалах и обрядах поклонения, как у славян, так и у индусов.

Важное место, наряду с культом природы, занимает поклонение Солнцу - источнику света и радости. Ра-дость, Ра-зум, у-Ра, а также Ра-ма - везде встречается слог Ра, который в санскритской литературе обозначает силу святого Агни, огня. Именно Рама - происходит из солнечной династии, в то время как Кришна - из лунной. Сурья-намаскар - поклонение солнцу известно и по сей день всем практикующим йогу. Солнце олицетворяет высшее сознание, знание Атмана (Бога), высшую мудрость. Луна - это ум, отражающий свет Солнца - интеллекта (духовного разума). Славяне (от слова славить) издавна восхваляли солнце, являющееся символом Руси (Владимир Красно Солнышко).

Почитание родителей являлось как для славян, так и для индусов священным долгом. Веды заявляют: «Почитай Мать как Бога, почитай Отца как Бога, почитай учителя как Бога, почитай гостя как Бога». Таким образом, почитание Материнского аспекта бытия являлось обязательным, наипервейшим долгом каждого члена древнего общества. Существовало понятие поклонения пяти матерям: матери, рождающей детей (своей собственной матери); матери Веде (ведамата-сварупини); матери корове (Камадену, дающая пропитание: молоко, молочные изделия, шерсть); матери отчизне, Родине или матери планете, Земле (бхуми-дэви). Мать всегда являлась символом плодородия и процветания и изображалась с большими грудями и животом.

Интересным является тот факт, обеспечивающий процветание и силу нации, как культ почитания предков. Долг каждого сына перед государством и предками заключался в том, что он обязан был жениться и родить сына, желательно не одного. На рождение девочек не обращали большого внимания. Как только рождался сын - наследник, сразу же погашались все кармические долги перед старейшинами рода и предками. Каждый новый представитель своего рода обязан был знать свою родословную и подвиги своих предков. Вовремя проводить церемонию кормления усопших: оставшуюся пищу, как правило, раздавали соседям и бродягам.

Другим, объединяющим две культуры, а может и одну - славяноведческую, является ритуал погребения умерших. Как известно, в то время на Руси мертвых не хоронили, а сжигали. Если же муж умирал раньше жены, то живую жену - либо сжигали с ним заживо, либо вдова уходила в лес, становилась отшельницей-ведуньей. Такая же процедура осуществлялась и в Индии.

Выявив пять похожих друг на друга ритуалов поклонения, нельзя не согласиться, что в данном случае, мы имеем дело не со случайностью, а с абсолютно точным доказательством существования единого ведического сознания как у славян, так и у индусов. Отсюда, та древняя культура, заложенная веками скрываемой праистории славянских народов в ДНК (имеется в виду духовная ДНК - матрица «тонких оболочек» человеческого существа) современных постсоветских людей (именно энергетика России способствует проникновению в ДНК той древней ведической информации, которую сейчас черпаем из индуистской и буддистской литературы) является катализатором процесса обращения современных россиян к основам древнеиндийской культуры и цивилизации, духовным практикам Востока.

Смотря на жизнь современными глазами, отмечаем: европейско-экстравертный взгляд давно уже механизированного общества, сообщает о глупости всех архаичных и слепых верований и поклонений. Да уж, что и сказать, ведь каждый выбирает в этом мире свою истину, какой бы ложной она не оказалась по-сути, судит со «своего потолка»… Но, тем не менее, в древних культах есть и позитивное, которое необходимо взять на вооружение современному человеку - культуру понимания ценностей жизни. Осознание правильного обращения с природой, ее ресурсами создаст с течением времени гармоничное взаимодействие сил природы и человека, а значит, уменьшатся катаклизмы и стихийные бедствия, люди перестанут болеть. Правильное использование солнечной энергии позволит человечеству встать на путь экологического использования энергии как источника электропитания и позволит укрепить экономику государства, а практика йоги усилит интеллектуальную способность у людей. Правильное взаимодействие между детьми и родителями приведет к гармоничному содружеству людей всей планеты, а почитание предков станет залогом возрождения русского населения, увеличит рождаемость. Молодые граждане, воспитанные с детства в ведическом сознании будут идеальными патриотами своей страны, своего государства, а значит мощь России, ее авторитет распространится повсюду. Изучая духовную основу своей страны, граждане будут вести духовный, нравственный образ жизни, а наиболее достойные, смогут трансформировать свое существо в существо сверхчеловеческое, заложив тем самым новый этап развития сверхцивилизации (согласно Шри Ауробиндо).

Отсюда понимаем, выбор, или воскрешение, Индуизма как системы духовных ценностей в постсоветской России - это оптимальное решение вопросов демографии, национальной идеи, интеграции духовных систем - буддизма, христианства, ислама на основе ведичества: Веды - прадед, буддизм - сын, христианство - внук, ислам - правнук. Таким образом, также, решение национального и конфессионального вопросов, построение правильной экономики и политики - по образцу Рамаяны, вопросов продления жизни - долголетия и обретения мира и покоя в повседневной жизни.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.