Рефераты. География национальных религий. Религиозная обстановка в России и Пермском крае

География национальных религий. Религиозная обстановка в России и Пермском крае

35

Содержание

  • Введение
    • 1. История возникновения религий
      • 2. Национальные религии
        • 2.1 Индуизм
        • 2.2 Даосизм
        • 2.3 Конфуцианство
        • 2.4 Синтоизм
        • 2.5 Иудаизм
        • 3. Религиозная обстановка в Российской Федерации
        • 3.1 Буддизм в России
        • 3.2 Протестантизм в России
        • 3.3 Ислам в россии
        • 3.4 Христианство в России
        • 4. Религиозная обстановка в Пермском крае
        • Заключение
        • Список литературы

Введение

Тема данной курсовой работы «География национальных религий. Религиозная обстановка в России и Пермском крае». Данная тема выбрана не случайно. Интерес к различным формам веры, религии, поклонении у меня развился с детства. Неподдельный интерес к религии как науке возникает из-за её мифического происхождения, её неоднозначности, загадок.

Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. Современная наука полагает, что «человек разумный» появился 30--40 тыс. лет назад. Примерно к тому же времени относятся обнаруженные учёными наскальные рисунки и предметы быта, уже подразумевающие существование веры. Своеобразные религии существовали в древнем мире у египтян, греков, вавилонян, евреев и других народов. Религия сопровождала историю всех народов с истоков цивилизации и пронизывала едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Религия - особая сторона духовного мира, главный признак которой - вера в сверхъестественные силы и существа. Религиозная вера неизменно связана с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов. Религиозная вера и ритуалы составляют органическое единство, без которого не может быть религии. Верования, специфические для каждой религии, составляют их духовное ядро. Все остальное в них - осуществление этого духовного, идеального начала.

Тема религии и веры актуальна сегодня, ведь к концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие -- в то, что его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым -- точнее, внутри которых -- он живёт: действует, мыслит и чувствует. Чтобы разобраться в этой нелегкой теме, мной был использован ряд книг по истории религий, а так же Интернет источники.

Основным источником для написания данной работы была выбрана книга Майкла Кин - Религии мира. В книге подобран очень хороший материал по мировым и национальным религиям. Несомненным плюсом этого источника я считаю доступность не только мировых, но и национальных религий. Для написания основной части, я, в большей степени, использовал именно эту книгу.

Также, для написания работы была использована книга М.Г. Письменника и др. Религия в истории и культуре. Книга написана пермскими авторами, изложена в понятной, и интересной форме. Основное достоинство этого источника - очень хорошо дан материал по истории религий в Прикамье. Так как одной из основных задач данной курсовой работы была задача рассмотреть религиозную обстановку в Пермском крае, данный материал я нашел в этой книге.

Еще одним интересным и полезным источником оказался труд И.А. Крывелева. История Религий. Книга в двух томах. Дан очень хороший и подробный материал по истории мировых религий. Огромным плюсом данной книги считаю подробное описание основных религиозных конфессий. Представлена подробная информация о религиозной обстановке в России. Для написания одной из частей работы о религиозной обстановке в России был использован материал данного источника. Книга будет интересна для углубленного изучения материала по религиоведению. Недостаток книги И.А. Крывелева - отсутствие описания национальных религий.

Стоит также отметить Интернет ресурсы www.gorodperm.ru и www.gks.ru. Наглядно и доступно представлен материал о численности верующих по различным конфессиям на 2009 год, количестве храмов, церквей и других молитвенных домов. Материал данных источников помог мне написать раздел о современной обстановке в пермской крае.

Так же, для ознакомления с данной темой, мной был использован сборник статей - Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 6. Сборник состоит из научных трудов разных авторов. Книга была полезна для ознакомления с религиозными вопросами и разногласиями, вызванными разными точками зрения авторов.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение религии в общемировом масштабе, проследить географию различных религиозных учений, более глубокое изучение материала по религии и религиозной обстановке в России и Пермском крае. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучение истории становления религий, разновидности национальных религий.

2. Рассмотрение религиозной обстановки в Российской Федерации.

3. Рассмотрение религиозной обстановки в Пермском крае.

На рубеже XX - XXI столетий стало до конца очевидным, что человечество переживает настоящий религиозный бум. Этому явлению даются разные объяснения: от укорененности веры в самой природе человеческой души до недовольства людей царящей в обществе социально-экономической несправедливостью, заставляющей их переносить поиск идеалов в сферу священного. Бытует так же мнение, что возросли и многогранность окружающего мира в результате его преобразования наукой и техникой, наглядным показателем которых стало телевидение с его десятками каналов. В зыбкой действительности значительная часть людей волей-неволей вынуждена искать определенные точки опоры, способные устоять при любых политических, социальных и культурных переменах. Одной из таких опор является, безусловно, религия.

Феномен религиозного бума проявляется в самых разных формах, однако наиболее показателен, в частности для нашей страны, повсеместный рост числа и удельного веса верующих. Если на рубеже 80-90х годов, когда впервые стали проводиться социологические исследования в масштабах всего СССР, соотношение верующих и неверующих составляло примерно один к двум, то к 2000-му году картина изменилась: от сорока до шестидесяти процентов опрошенных и в Украине, и в России стабильно причисляли себя к верующим. Вместе с тем тщательное и длительное международное исследование состояния религиозности в наших странах выявило весьма любопытные факты.

Оно показало, что современная религиозность носит поверхностных характер и часто сводится лишь к принятию соответствующей атрибутики и соблюдению формальных требований (крещение, ношение нательного крестика, неупотребление в пищу свинины и т.п.). Другие же религиозные предписания (периодическая молитва, посещение не реже одного раза в месяц религиозных служб, регулярная исповедь, соблюдение постов, чтение религиозной литературы) не соблюдают до половины опрошенных, назвавших себя верующими.

К тому же религиозное мировоззрение у части верующих, особенно у тех, кто склонен, следуя своеобразной моде, к внешней, показной религиозности отличается во многом размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания. Как правило, такие люди признают существование Бога как нематериальной и непознавательной разумом силы и верят в наличие научно не объясняемого потустороннего мира с раем и адом.

Наконец, многие взрослые люди сочетают с религиозной верой так называемые «парарелигиозные идеи» (магия и колдовство, астрология, гадания).

Одновременно наблюдаются и ослабление позиции сознательного безверия (лишь до десяти процентов людей не верит ни в какие сверхъестественные силы - их-то и можно записать в разряд собственно «атеистов»). Современные «неверующие» отмечают религиозные праздники (например, Пасху - свыше восьмидесяти процентов) и посещают храмы.

Такой поверхностный характер современной религиозности, помимо прочего, возможно, проистекает из недостаточной информированности людей о сущности религии, об основных положениях вероучения, культовой практики и организационных структурах наиболее распространенных и влиятельных религий.

Данная курсовая работа направлена на восполнение недостающих знаний, усвоения нового материала и повышение образовательного уровня в целом.

1. История возникновения религий

Проблема определения возраста религии стала занимать учёный мир начиная с конца XVIII в. Знаменитый американский этнограф и историк первобытного общества Льюис Генри Морган (1818--1881 гг.) относил начало религиозных идей к средней ступени дикости (в его периодизации имелось три этапа: дикость, варварство, цивилизация). Археологические находки захоронений стали рассматриваться учеными в качестве фактов, свидетельствующих о наличии погребального культа, то есть обрядов и веровании, связанных с умершими уже у неандертальцев. Если говорить о времени появления захоронений, то это приблизительно 100 тысяч лет назад.

Однако ряд ученых выразили сомнение в такой датировке. Б. Ф. Поршнев полагал, что человеческая история началась с появлением человека разумного, а не с неандертальца, следовательно, и религиозные представления появились только 40 тысяч лет назад. С. А. Токарев считал, неандертальские захоронения простым полуинстинктивным действием - избавиться от гниющего трупа или сохранить его вблизи себя.

Почти два столетия религиоведы вели и ведут упорные поиски самой первой, древней и примитивной религии. Выдающийся английский этнограф Эдуард Бернетт Тайлор (1832--1917) в своих работах остановил свой выбор на анимизме. Он определил анимизм как «минимум религии». В переводе с латинского «анима» означает «душа», или «дух». Духовными существами являлась душа и дух.

Ряд известных ученых, в том числе и советских: Ю.П. Францев, И.А. Крывелев и др. -- считали первой исторической формой религии -- фетишизм. Фетиш - это материальный предмет (камень, дерево, палки, кости священных животных или людей), обладающий магическим, сверхчеловеческим могуществом.

Уважаемый советский этнограф С.А. Токарев (1899--1985 гг.), справедливо полагая нецелесообразным рассматривать в качестве специфических форм религии анимизм, магию, фетишизм, тем не менее называл «глубоко» древней формой религии тотемизм. Тотем - это растение или животное, воспринимаемое как предок, от которого зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. На языке североамериканских индейцев оджибве «тотем» или «ототем» буквально означает «его род». Впервые этот термин стал употребляться в европейской литературе в конце XVIII в Религия в истории и культуре. М.Г.Писманик и др.- Пермь. 1995 г., стр. 100..

Для Джеймса Фрэзера (1854--1941 гг.) такой предрелигией была магия. В переводе с греческого «магия» означает «колдовство». Магия - это вера человека в свою способность с помощью сверхчеловеческих сил добиться сверхчеловеческого результата.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.