Рефераты. Фетишизм

Большое место в первобытной мифологии занимали и космогонические сюжеты, т. е. предания о происхождении земли и неба, солнца и луны, растений и животных, наконец, человека. В мифах отчетливо прослеживается влияние тотемизма: духи нередко обладают волшебным свойством перевоплощаться, менять свой облик; обычным делом считаются брачные связи между человеком и животным, а то и фантастическим монстром.

В мифологии в образной форме обычно запечатлевались те важнейшие связи между жизнью и смертью, природой и культурой, мужским началом и женским, которые ранее всего осмыслялись человеком в процессе его наблюдений, изучения законов мира.

Боги и герои в мифологии греков, особенности древнегреческих культов

На более высоком, чем тотемизм и фетишизм, уровне развития религиозного мышления человек мыслит божество как самого себя - об этом писал древнегреческий философ Ксенофан Колофонский. Воображаемые люди, созданные фантазией реального человека, обладали особыми, как бы надреальными качествами: они существовали, но были невидимы и неосязаемы, они управляли природой, людьми, каждым человеком в отдельности. В противоположность реальному человеку, обладающему ограниченными возможностями, они были всемогущи, и этот реальный человек полностью зависел от их воли, а посему должен был служить богам (культ и ритуал), дабы заслужить их милостивое отношение (этика и мораль, во всяком случае, их весьма существенная часть). Но боги греков и сами были антропоморфны, они испыты-вали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.

Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Итак мифология была древнейшим типом мировоззрения - т.е. это совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека. Разновидностями мифологии являются, например, анимизм, связанный с одушевлением неживой природы, тотемизм, согласно которому животные обладают сверхъестественными качествами, фетишизм, в котором сверхъестественные свойства приписываются некоторой вещи или стихии и т.д.

Первые шаги в осмыслении мифа были сделаны уже в античности М.И. Никола "Античная литература" учебное пособие, М., "Флинта", "Наука", 2001 (с. 343) (Эмпедокл, Анаксагор, Платон). В эпоху Возрождения тенденция к изучению мифологии была продолжена Боккачо ("Генеалогия богов"), Ф. Бэконом ("Мудрость древних"). Новый период изучения мифа начат Дж. Викко Дж. Викко "Основания новой науки об общей природе наций", 1725, его идеи о мифе как особом способе освоения мира, специфике мифологического сознания, его "поэтичности" и т.д. получили дальнейшее развитие в эпоху немецкого романтизма (Я. Гримм, Шеллинг и др.). ХХ век отмечен особенно активным обращением к изучению мифов. Это проявилось в обилии новых научных теорий мифа, возникновению которых способствовало развитие таких наук, как психология, антропология, этнология. Именно в мифах можно увидеть образ жизни древнегреческих героев, богов, которым активно поклонялись, чьи культы чтились на протяжении столетий и ревностно охранялись традициями. В мифологическом мышлении также ярко проявляется слабое развитие абстрактных понятий. Мифологическое мышление характеризуется преобладанием конкретно-чувственных представ-лений, заметным воздействием на них эмоциональной сферы; оно не отличает субъекта от объекта, части от целого, вещи от свойства, общего от частного, предмета от имени и т.д. Возможно, именно по этой причине древним грекам было свойственно наделять неодушевлённые предметы сверхъестественными свойствами, делая их объектами фетишизма.

Древнейшие и наиболее почитаемые греческие религиозные святыни, как, например, те, которые находились в Дельфах и Додоне, обслуживались жрицами и прорицательницами. Во время Олимпийских состязаний жрица Деметры занимала почетное место, подобно весталкам при организации массовых зрелищ в Риме, и в Галикарнасе ее называли жрицей демоса, представительницей народа. В ранних религиозных культах Греции эта преобладающая роль женщин была выражена еще более отчетливо, и почти несомненно, что в тех из них, из которых позднее развилась религия Диониса, не только основные, но и все без исключения жреческие функции выполнялись женщинами

Древние религиозные памятники греков, которые часто состояли из простого столба, доски, неотесанного камня или бревна - а между тем все окрестные жители поклонялись им и приносили дары. Афине Палладе (победила самого Посейдона в споре за обладание Афинами, даровав афинянам священное дерево - маслину, и стала покровительницей афинского народа) афиняне воздвигали впоследствии такие художественные статуи, первоначально изображая богиню в виде простого необтесанного столба.

Гермы (англ. herma)- в древнегреческой религии священные каменные объекты, связанные с культом Гермеса, бога плодородия. Как утверждают некоторые ученные, имя Гермеса является производным от слова герма (по-гречески - межевой камень). Гермы представляли собой каменные столбы квадратного сечения, сужающиеся к низу, а сверху их венчала голова Гермеса. Всенепременно, греки прикрепляли к гермам фаллос, изображая таким образом бога плодородия. Гермы использовались не только как объекты культа - они служили межевыми знаками и отметками расстояния вдоль дорог. Путешественник мог пересчитывать сами гермы, а мог пересчитывать отдельные декоративные детали этих статуй и таким образом развлекаться во время путешествия.

Гермы пользовались не только уважением, их даже боготворили. Гермы встречались также в римских скульптурах и представляли собой голову лесного бога Сильвануса или голову верховного бога Юпитера.

Когда мы говорим о греческих богах, мы прежде всего представляем себе обитателей горы Олимп -- прекрасных олимпийцев. Но это сравнительно поздний миф. Более древние греческие мифы знают других богов, очень близких по духу к богам первобытных народов. Это боги-горы, боги-реки, боги-деревья, на-половину одушевленные, наполовину сливающиеся с плотью дерева, горы, реки. Человек одухотворяет и обожествляет природу. Все божественно и требует послушания: грозный и ласковый океан, молчаливое небо и земля. Прежде всего земля, рождающая все живое, кормящая и принимающая в себя новое семя. Гея -- первый облик, первое существо, возникшее из хаоса (непонятного, непости-жимого). Даже небо (Уран) рождено Геей, а все дальнейшие формы жизни произошли от сочетания земли и неба, Геи и Урана. Уран, согласно мифам, -- отец мира. В начале от этого брака рождались бесформенные чудовища, и отец, испуганный их видом, ввергал их обратно в недра матери. Так вверг он в землю стору-ких, одноглазых и гороподобных великанов. Пока не родила Гея детей, прозванных титанами, ставших первообразами для мира, в котором возникли и жи-вут люди.

Мир титанов - это мир одушевленной природы. В родниках живут серебристые наяды, в реках -- нереиды, дочери титана Нерея. Быстро-ногие, пенноволосые океаниды поют в волнах. Титанида Фетида обтекает великой рекой весь мир. Солнце -- это не кто иной, как титан Гелиое, едущий по небу на своей гигантской колеснице. По утрам над миром восходит титанида Эос ("розовоперстая Эос", как называет ее Гомер). По вечерам на синем небе появляется тысячеглазый титан Аргус. Звезды -- глаза Аргуса, вечно молчащего и в то же время говорящего непосредствен-но с душой человека. Мир подобен Аргусу -- завора-живающий и завороженный, прекрасный и страшный, и, прежде всего, -- таинственный.

В древнегреческой мифологии существовали также дриады - нимфы, покровительницы деревьев (греч. "дуб", "дерево"). Нельзя безнаказанно разрубить дерево -- потечет кровь дриады. Иногда дриады именовались по названиям деревьев. Самые древние из известных нимф - дриады, родившиеся из капель крови Урана и обитающие в ясене, мелиады. Дриады, рождающиеся вместе с деревом и умирающие вместе с ним назывались гамадриадами. Считалось, что дриады неотделимы от дерева, с которым связаны, а люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, пользуются особым покровительством древесных нимф.

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм (вера во множество богов), но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непре-одолимой грани между миром лю-дей и миром богов, посредству-ющим звеном между ними высту-пали герои. Такие герои, как Ге-ракл, за свои подвиги приобщались к миру богов, повсюду воздвигались их статуи. Изображениями героев украшались предметы быта, ставшие впоследствии произведениями искусства.

Влияние фетишизма на античный мир

Одним из важ-ных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в обществе (в частности, в римском), взглядов греческих философов на религию и богов. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассмат-ривала религию как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в низших массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подры-вало официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, конфискаций, проскрипций  вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустрой-ства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы -- Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который при-дет, дарует блаженство страждущим, накажет гонителей.

Древнегреческие культы оказали влияние не только на современные древнегреческой культуры. Было проведено множество исследований античной культуры. Евгений Георгиевич Кагаров (1882-1942 гг.), видный специалист в области древнегреческой религии, много потрудился в области изучения религиозной жизни древних греков: изучал религиозные воззрения греческих драматургов и ораторов, исследовал элементы фетишизма и культы растений и животных Магистерская диссертация "Культ фетишей, растений и животных в древней Греции", СПб., 1913. Евгений Георгиевич написал большую работу о греческих заговорах, известных нам, в частности, благодаря многочисленным находкам, так называемых табличек заклятий Докторская диссертация, Харьков, 1920. К сожалению, эта работа (по крайней мере, полностью) так и не была опубликована ни на Украине, ни в России.

Пережитки фетишизма древнегреческих культов в современном мире

Фетишизм, начиная с де Бросса, долгое время считали самой низшей и первобытной формой религии; но это воззрение явилось лишь результатом неверного представления о фетише, как о мертвом объекте, поклонение которому могло иметь место только на самой низшей ступени умственного развития. На самом деле фетишизм появляется лишь в период полного развития анимистического мировоззрения, гораздо позже возникновения родовых и общих божеств, а некоторые формы его, как, например, поклонение инструментам, орудиям и т. д., являются непосредственным результатом крайнего развития политеизма, с его особыми божествами для каждого занятия, для каждого отдельного рода предметов (особенно ярко это находит отражение в древнегреческих культах).

В центральной Австралии самые священные объекты культа - палки и камни, которым приносят жертвы крови. Дакоты поднимают с земли простые булыжники, раскрашивают их и приносят им жертвоприношения, величая дедами. Бразильские племена втыкают палки в землю и приносят им жертвы. На Новых Гебридах поклонялись голышам, промытым водой. Даже у более цивилизованных народов, как древние перуанцы, индусы, семиты, мы находим подобные же факты: вспомним священные камни Мекки, камни и другие фетиши ведического культа, камни древних, которым делали возлияния маслом, дорожные камни индусов. В Европе поклонение камням сохранилось до сравнительно недавнего времени. Еще в 1851 г. жители о-ва Инниски (Ирландия) бережно заворачивали камни в кусок фланели и выставляли их на поклонение в известные дни. В Норвегии до конца ХVIII в. существовал обычай собирать круглые камни, которые каждый четверг вечером мыли, смазывали маслом перед огнем, клали на почетное место, а в определенные дни купали в пиве, чтобы они послали в дом счастье и довольство. Другие объекты фетишизма поражают своей странностью. У североамериканских индейцев, например, каждый человек с юных лет получает во сне указание свыше, какой объект должен ему служить на всю жизнь лекарством. Это могут быть самые разнообразные предметы - целое животное или часть его, кожа, когти, перо, раковина, растение, камень, ножик, трубка и т. и. Данный предмет становится для данного лица божеством-покровителем, которому приносятся жертвы и т. д. У более культурных народов распространено поклонение орудиям ремесла. Так, меч пользуется поклонением у раджпутов; в Бенгале плотники поклоняются топору, пиле, бураву, брадобреи - бритве, зеркалу, ножницам, писцы - своей чернильнице и перьям и т. д.; в земледельческом населении существует поклонение ситу. Поклонение плугу было известно древним германцам.

Своеобразными пережитками фетишизма являются вера в амулеты, обереги, талисманы. Фетишизм сохранился в современных религиях - почитание чёрного камня в Мексике (ислам), креста и мощей (христианство). Кстати, прообразы всех наших леших, водяных и домовых привольно жили в древнейших мифах Греции.

Заключение

Каждая из великих культур бессмертна: что-то самое существенное остаётся от неё навсегда, и будет составлять частицу духовной культуры человечества. На протяжении веков греки чтили своих богов, верили в мифы, пытаясь жить, как завещали им предки, зная, что мудрые боги не оставят человека в беде. Боги Греции бессмертны не потому, что живут много веков, а напротив - живут столько веков потому, что крупица бессмертия - прикосновение к смыслу жизни - была в них всегда.

Через века, века цивилизованные, обученные на-укам и искусствам люди будут приходить к древнему Пану (греческому богу лесов и пастбищ), чтобы вгля-деться в его загадочные глаза и попросить у него цельности, слияния с сердцем жизни, которой им, все имеющим, так не хватает. Образ Пана будет вечно жить в искусстве. И в XX веке он снова взглянет с полотна Врубеля -- удивительный древний бог с про-зрачными вечными глазами, вмещающими в себя «ми-ровую бездну».

Список использованной литературы:

1. "Ранняя греческая лирика: Миф, культ, мировоззрение, стиль", ред. И.В. Шталь, СПб.,"Алетейя",1999

2. Андреев Ю.В. "Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации" СПб., "Алетейя",1999

3. Леви - Брюль К. "Сверхъестественное в первобытном мышлении", М., 1937

4. Миркина З., Померанц Г. "Великие религии мира", М. "Рипол", 1995

5. Никола М.И. "Античная литература" учебное пособие, М., "Флинта", "Наука", 2001

6. Нильссон М. "Греческая народная религия" (Пер.с англ. С. Клементьевой); СПб., Алетейя,1998

7. Прохоров А.М. "Советский энциклопедический словарь", Москва, "Советская энциклопедия", 1987г.

8. Тахо-Годи А.А., А.Ф Лосев. "Греческая культура в мифах, символах и терминах", СПб., "Алетейя",1999

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.