Рефераты. Египетские боги: их взлеты и падения как отражение ситуации в стране

И, говоря о политеизме египетской религии, нельзя обойти стороной миф об Осирисе - судье мертвых и боге загробного мира, хотя история эта знакома каждому еще со школьной скамьи. Но поскольку Осирис в пантеоне египетских богов занимал одно из центральных мест, и культ его в жизни Египта был одним из главнейших, приведем в сокращении этот миф.

Осирис был на земле коварно убит своим братом Сетом, расчленившим его тело. Исида, сестра и супруга Осириса, собрала эти части и передала их Анубису - богу бальзамирования с телом человека и головой шакала. Он мумифицировал Осириса, чтобы тот мог ожить и получить власть над загробным миром, поскольку сохранность мумифицированного тела обеспечивала вечную жизнь. С течением времени из бога умирающей и воскрешающей природы Осирис превращается в царя загробного мира, первого царя Египта и покровителя царской власти, и поэтому часто изображался в виде фараона со всеми знаками царской власти.

Вывод: именно многобожие египетской религии создавало предпосылку к тому, что в разные периоды египетской истории, в зависимости от внешней или внутренней ситуации в стране, культ того или иного бога становился главенствующим.

Глава 2. Ранний династический (протодинастический) период (3110 - 2665 гг. до н.э.). Гор или Сет?

Начало цивилизации в Египте отмечено значительным событием - объединением страны в единую нацию, границы которой простирались от моря на севере до первого асуанского порога на юге. Известно очень мало о том, что предшествовало этому объединению. Очевидно, мелкие племенные группы постепенно сливались и формировали более крупные социальные и политические группировки. Одно время Египет мог состоять из десятков мелких государств под управлением местных вождей Барбара Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 37.. Эти мелкие группы в конце - концов объединились в два значительных по размеру царства. Каждое царство имело собственный набор символов и знаков высшей власти - инсигний, собственных богов и богинь. Царь верхнего Египта (Юга) носил особую белую корону, царь Нижнего (Севера) - красную. По одной из версий, верховным богом Юга считался Гор, еще один участник мифа об Осирисе, а Севера - бог Сет. Согласно этому мифу, Гор являлся сыном Осириса и Исиды и в жестокой рукопашной битве победил своего дядю Сета и вернул себе трон.

В египетской мифологии Гор и Сет - антагонисты, и антагонизм этот многозначителен. С одной стороны он отражал противоречия, заложенные в природе: Гор представлял небо и свет, Сет - землю, бурю, мрак. С другой стороны здесь нашли отражение политические столкновения между воюющими египетскими областями Липинская Я., Марциняк М. Мифология ДревнегоЕгипта. Москва, Искусство, 1983. Стр. 207..

Основатель I династии царь Верхнего Египта Менес завоевал Север и сделался первым царем обеих египетских земель. Завоевав Север, Менес принял его инсигнии - символы власти, его обычая и богов. В свою титулатуру цари I династии обязательно включали имя Гора, бога - победителя, бога - сокола, который отождествлялся с царем. Имя Гора писалось в прямоугольной рамке серех, представлявшей собой упрощенное изображение фасада царского дворца. На крыше дворца сидел Гор, и его фигура читалась как титул: Гор такой-то и такой-то (как царь такой-то и такой-то Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 41..

Казалось бы, Гор победил Сета не только в мифе. Однако во времена II династии произошли события, которые вывели Сета на время в ранг победителя. Царь, который первоначально именовал себя Гор Сехемиб, вдруг меняет свое имя, меняет всю структуру. Его имя стало Перибсен, и его серех был увенчан животным Сета (похожим на лань) вместо Гора - сокола. Такая смена ритуала могла означать лишь значительные события с важными последствиями. Не было ли это попыткой ввести монотеизм? Большинство египтологов отвечают отрицательно Там же, стр. 63.. Надписи в этот период столь скудны, что их, можно сказать, практически не существует. Трудно узнать все подробности и причины религиозной борьбы в период II династии.

Документально известно лишь то, что конфликт продолжался несколько поколений. Нижний Египет был во власти сепаратистских настроений. Задачу по окончательному воссоединению страны завершил царь Хасехемуи ( «Вид Двух Властей»). Его имя могло означать две власти старых врагов Гора и Сета, под покровительством которых теперь находился правитель. Серех этого царя был увенчан обоими богами. Очевидно, именно таким образом Хасехемуи дал понять, что именно он решил задачу окончательного объединения Египта в централизованное государство.

Вывод: извечная борьба Гора и Сета, являвшаяся на протяжении этого периода отражением борьбы двух отдельных царств, закончилась их мирным сосуществованием, означавшим объединение Египта.

Глава 3.Древнее царство (2664 - 2181 гг. до н.э.)

1. Усиление культа Осириса во времена Ш и 1V династий.

Объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство имело огромное значение. Именно в этот период были заложены основы древнеегипетской государственности. Значительные успехи в экономике, развитие ремесел, продуктивное земледелие, внешнеполитическая стабильность, - все это способствовало усилению и централизации власти царя, который носил теперь титул правителя Верхнего и Нижнего Египта. Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время могущественных царей и великих мудрецов, а «в руках господствующей рабовладельческой верхушки религия стала мощным идеологическим орудием угнетения народных масс» М. Матье. Древнеегипетские мифы. Изд. Академии Наук СССР. 1956. Стр. 7.. Фараон отныне считался богочеловеком, земным воплощением божества, поэтому и приказы его требовали безусловного выполнения. Египетская мифология Древнего царства насквозь пронизана идеологией жесткой царской власти. Одним из важнейших культов в эпоху Ш и 1V династий считался культ Осириса - мертвого царя, вождя и мертвого бога плодоносящей земли.

Общеизвестно, что ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне, для которых смерть была естественным продолжением жизни. И возвышению культа Осириса как раз и способствовала вера египтян в особую божественную силу царя, вера в то, что от его земного благополучия и загробного блаженства зависит судьба страны.

«С усилением власти фараона даже бог приобретает черты земного владыки: подобно фараону, он передавал власть своим детям по наследству, носил титул правителя Верхнего и Нижнего Египта; словно фараон, он обрушивал гнев свой на непокорных своей власти» Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. Москва, Искусство. 1983. Стр. 190..

Кульминацией или апогеем воплощения неограниченной царской власти времен Ш - 1V династий явилось строительство грандиозных усыпальниц - пирамид фараонов Джосера, Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаура, которые до сих пор остаются символами абсолютного могущества их владельцев.

2. V династия. Возвышение бога Ра.

Египетский бог солнца, наиболее широко известный как Ра, всегда был важным божеством. Считался «богом солнца, странствующим в ладье по небосклону, создателем богов и людей» Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. Москва, Искусство. 1983. Стр. 211. Центром его культа был город Иуну (Гелиополь). Но во времена правления V династии «случилось нечто, так возвысившее его, что он сделался верховным богом Египта» Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 96 . Со времени V династии культ Ра получает официальное признание и имя Ра становится теперь составляющей частью титулатуры египетских царей.

Что же это «нечто», так возвысившее солнечного бога?

Б. Мертц называет это «религиозным переворотом, скорее всего организованным при помощи хитрых махинаций группы ловких жрецов» Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 96.. Однако, как известно, все имеет свои причины. Какова же причина этого переворота? Существует популярная сказка, которая дает нам аллегорическую версию триумфов Ра. Эта сказка - «История Хуфу и чародеев». Она состоит из нескольких частей и в третьей, заключительной части, рассказанной от имени принца Дедефера, повествуется о том, что Мудрец по имени Джеди предсказывает рождение детей, которые затем станут царями Египта. «Сейчас они во чреве жены одного из жрецов Ра, но отец их не кто иной, как сам солнечный бог» Там же, стр. 98.. Сказка не оставляет сомнений, что будущие цари - это правители V династии. Очевидно, что цари V династии были из другой семьи, нежели их предшественники, и, скорее всего, скромного происхождения. Родом они, вероятно, были из Гелиополя, где издавна существовал культ бога Ра, и вдвойне вероятно то, что смена одной династии другой произошла насильственным путем. Огромная централизация власти при фараонах IV династии (все высшие должности находились в руках родственников фараона), усиление эксплуатации населения - все это не могло не вызвать недовольства как номовой знати, так и простого народа и привело, в конце концов, к насильственной смене царя. Внешне же это, как мы видим, проявилось в установлении культа солнечного бога Ра как общегосударственного.

С воцарением V династии царь, не переставая восприниматься в качестве живого Гора, стал одновременно рассматриваться и как сын Ра. Святостью своей личности он словно наследовал власть богов над Египтом, что, по тогдашним меркам, было равнозначно власти над всем миром. Я. Липинская, М. Марциняк. Мифология Древнего Египта. Москва. Искусство. 1983. Стр. 116.

Правление VI династии знаменовало собой начало ослабления централизованной власти и общего упадка. Последние правители - Мернера, Пепи II - были, видимо, слабыми администраторами, что способствовало сосредоточению власти на местах, в отдельных номах. Некогда могучий Египет распадается на множество самостоятельных княжеств.

Вывод: В начале эпохи Древнего царства, в период усиления централизации царской власти, одним из главнейших общегосударственных культов стал культ Осириса - царя загробного мира, который должен был обеспечивать блаженство фараона в загробной жизни, от которой, в свою очередь, по мнению египтян, зависело благополучие страны. Но во второй половине эпохи, когда к власти приходят правители родом из Гелиополя, общегосударственным становится культ местного солнечного бога Ра, а фараон провозглашается его «сыном по плоти», чем обосновывается его божественная сущность.

Первый переходный период (2180 - 2134 гг. до н.э.).

Этот период был периодом смут, социального хаоса и бедствий. «Земля повернулась подобно колесу горшечника» и «Я покажу тебе сына как злодея, брата как врага, и человека, убивающего своего отца. Мужчины возьмут оружие войны. Страна будет жить в запустении»Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр.119. - эти цитаты взяты из двух великих жалоб, составленных пророками Ипусером и Неферти. Насилие всех видов сделалось обычным делом, грабители нападали на мертвых и живых. Возникла острая необходимость восстановления прежнего порядка.

Борьба за это опять разгорелась и на Севере, и на Юге. Около 2150 г. до н.э. в Фаюмском великом оазисе к югу от Дельты (т.е на севере страны) в городе Гераклеополе могущественная семья захватила контроль и установила порядок на собственной территории. Кроме того, властители Гераклеополя вскоре заключили союз с другим благородным семейством, правившим в Ассиуте, в Среднем Египте.

Вместе они установили контроль над значительной частью страны и сообщали: «Каждый чиновник был на своем месте, и никто не сражался. Не мучили ни ребенка рядом с его матерью, ни горожанина рядом с его женой» Там же, стр.123.. Ахтой, номарх Гераклеополя, установивший порядок на подвластной ему территории, стал основателем IX и X династий, все цари которых стали считать своим покровителем гераклеопольского бога Херишефа.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.