Рефераты. Доктрина оправдания верой М. Лютера

В средние века благодать понималась не как отношение Бога к человечеству, а как некая сверхъестественная субстанция, вводимая в человеческую душу и способствующая искуплению. В подтверждение такой идеи использовался довод о различности природ Бога и человека и непреодолимом между ними разрыве. Для того, чтобы спасти человека и заполнить существующий разрыв и необходима благодать Божия.

Такой взгляд на концепцию благодати был подвергнут строгой критике еще до Реформации и к ее началу прекратил свое существование.

Кроме того, рассматривать доктрину оправдания верой невозможно без понимания еще одной основной темы христианской мысли - «искупление через Христа». Этого искупления нельзя было достичь иным способом. Для обозначения учения о спасении в богословии применяется термин «сотериология» (от гр. Soteria -спасение), который определяет ряд образов, связанных с этим учением.

1. Образы победы. Своим Воскресением Христос одержал победу над смертью и те из людей, которые примут Христа, могут надеяться на то, что эта победа будет и их победой.

2. Образ измененного юридического статуса. Христос, умерев на кресте, своей покорностью заслужил прощение для грешников и примирил Бога и человечество.

3. Образ измененных личных отношений. Люди в своей греховности отошли так далеко от Бога, что самостоятельно не в силах примириться с ним. Это становится возможным только через смерть Христа.

4. Образы освобождения. Находясь в плену сил зла, смерти и греха, человек может получить освобождение только через смерть Христа на кресте. Точно так же, как Он освободился от плена смерти, так и верующие могут сделать это.

5. Образ целостности. Благодаря Своей смерти и Воскресению, Христос может восстановить нашу целостность, поврежденную грехом душу, физическое и душевное здоровье.

Сотериология приобрела особое значение во времена Реформации, частично благодаря новому интересу к писаниям Св. Павла, в которых она занимает заметное место (особенно в Посланиях к Римлянам и Галатам). В центре программы реформ Лютера лежал вопрос о том, как грешники могли быть оправданы.

2.2. Начальный период становления доктрины.

Доктрину оправдания верой называют «богословским открытием» Лютера, хотя довольно подробно она разработана еще в трудах Августина. Открытием ее можно назвать только в новом смысле, применимом к конкретным историческим условиям Реформации.

Богословские достижения Лютера или «Опыт, пережитый в башне», касаются вопроса о том, как может грешник войти в общение с праведным Богом.

Лютер получил образование в Эрфуртском университете (1501/1505). Хотя первоначально после окончания университета он собирался изучать право, это намерение было оставлено после несчастного случая, случившегося с ним во время грозы, который имеет любопытные параллели с опытом Моисея у неопалимой купины. Приведенный в ужас молнией, которая ударила в землю неподалеку от него, Лютер поклялся стать монахом. Он поступил в эрфуртский августинский монастырь, где предпринял изучение богословия.

В 1508 г. он был приглашен преподавать нравственную философию во вновь основанный Виттенбергский университет, который проявлял тенденцию набирать преподавателей из Августинского ордена. После периода, в течение которого он выполнял различные поручения для своего ордена, в 1511 г. Лютер был назначен на кафедру библейских исследований в Виттенберге. В соответствии со своими обязанностями он читал лекции по различным Книгам Библии: Псалтири (1513-1515), Посланиям к Римлянам (1515-1516). Галатам (1516-1517), Евреям (1517-1518), затем он вернулся к лекциям по Псалтири (1519 - 1521). Мы обладаем текстами лекций Лютера (сохранившихся в различных вариантах), что позволяет нам проследить развитие его идеи в течение всего периода, предшествовавшего Девяносто пяти тезисам (1517 г.) и знаменитого Лейпцигского диспута (1519 г.).

Наш интерес особенно привлекает первый курс лекций по Псалтири, известный как "Dictata super Psalterion". В ходе этих лекций Лютер часто обсуждал вопрос о доктрине оправдания, что позволяет нам установить, какими были его ранние взгляды по этому вопросу. Бог заключил завет (pactum) с человечеством, по условиям которого Он обязуется оправдать всякого, кто будет отвечать определенным минимальным предварительным условиям ("quod in se est"). Лютер учил, что Бог оказывает милость смиренным, так что все, кто смиряется перед Богом, могут в итоге ожидать оправдания. Для пояснения этого принципа приведем две цитаты из "Dictata super Psalterium":

"Вот по какой причине мы спасаемся: Бог заключил с нами завет, согласно которому каждый, кто верит и крещен, будет спасен. В этом завете Бог правдив и верен, и связан Своим обещанием."

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает..." (Мф. 7. 7-8). Поэтому правильно говорят доктора богословия, что Бог неизменно оказывает милость всем, кто исполняет то, что внутри него ("Quod in se est")".

То, что грешник признает свою нужду в благодати и молит Бога о ниспослании ее, накладывает на Бога, по условиям завета, обязательство сделать это, оправдывая, таким образом, грешника. Другими словами, грешник своей мольбой берет на себя инициативу: он в состоянии кое-что сделать для обеспечения Божественного ответа в виде оправдания. Завет между Богом и человечеством установил структуру, в рамках которой относительно небольшое человеческое усилие приводит к непропорционально большой Божественной награде. Тем не менее, для наложения на Бога обязательств по награждению грешника благодатью требуется определенное человеческое усилие.

Такими были ранние взгляды Лютера на доктрину оправдания, сформировавшиеся под влиянием университетского образования и господствовавших в то время богословских взглядов.

2.2 Идея «праведности Божией».

Изучая Псалтырь, значительное место в которой занимает идея праведности Божией, Лютер подробно рассматривал эту идею в своих лекциях. На этой стадии своего становления он понял, что праведность является беспристрастным Божественным свойством. Бог судит людей, рассматривая их дела, и не может проявлять ни снисходительности, ни предрасположенности. Каждый получает то, что он заслужил - ни больше, ни меньше.

Чем дальше, тем более сложной представлялась Лютеру эта теория. Что происходит с грешником, который сам не в состоянии вырваться из греха и выполнить Божественные требования? На этом этапе Лютер начинает понимать и принимать учение Августина, утверждавшего, что человек не имеет возможности самостоятельно, без Божественного вмешательства и милосердия заслужить себе спасение.

Важную роль сыграли в понимании этой идеи и субъективные религиозные переживания Лютера. Будучи монахом и исполняя все обеты, он не мог почувствовать Божье благоволение к нему. Постоянное чувство греховности, нераскаянности даже после исповеди и осознание невозможности удовлетворить условиям спасения привели к тому, что идея праведности Божией стала для Лютера не Благой Вестью, а постоянной угрозой. Обещание спасения было реальным, но условия спасения - невыполнимыми, впереди его ждали лишь наказание и смерть.

То есть можно утверждать, что проблема спасения человека стала для Лютера не только богословской и чисто академической проблемой, она приняла экзистенциональный, личностный характер.

Затем произошло нечто, что стало рождением новой идеи спасения, и что исследователи называют «Опытом, пережитым в башне». Об этом нам известно из более поздних воспоминаний Лютера, путаных и неточных, однако, что бы это ни было, оно вывело Лютера в первые ряды реформаторов.

Из «автобиографического фрагмента» Лютера мы видим, как меняется его понимание слов Писания «праведность Божия». И на это влияет переосмысление еще одного фрагмента Писания «праведный верою жив будет».

Отличие принципиальное. Если ранее Лютер был убежден, что для спасения грешнику необходимо выполнить невыполнимое условие, то теперь «новое» понимание идеи «праведности Божией» дает ему возможность утверждать, что Бог Сам выполнят Свое же условие спасения грешника. Точнее, Он дает грешнику то, что необходимо для его оправдания - праведность. Бог перестает быть для Лютера карающим судьей, но становится милостивым и милосердным, предоставляя грешнику то, чего сам бы тот никогда не достиг.

Среди исследователей Лютера существует единое мнение о том, что его богословие оправдания подверглось коренному переосмыслению где-то в 1515 г. Тот Лютер, который в октябре 1517 г. обнародовал свои Девяносто пять тезисов, уже обладал взглядами, которые он позднее положил в основу своей программы реформ.

3.3. Природа оправдывающей веры.

Фундаментом всех богословских идей Реформации стало глубокое рассмотрение Лютером природы оправдывающей веры вообще, а в частности просто понятия веры. При этом он выделял три аспекта понятия «вера», каждый из которых впоследствии переняли и развили более поздние реформаторы.

1. Вера является личностной, а не чисто исторической категорией. Признание историчности Евангелия и личности Христа, даже признание того факта, что Он действительно Спаситель, но для других людей не является спасающей верой. Только принятие Христа как личного Спасителя - путь к спасению.

2. Вера касается доверия Божественным обещаниям. Понятие «доверия» и «уверенности» занимает значительное место в богословских взглядах Реформации. Здесь важен такой элемент веры, как полное и безоговорочное доверие обещаниям Бога оправдать тех, кто исповедует свои грехи. То есть на первое место здесь выходит не ценность исповеди, а ценность Божественного обещания оправдать всех тех, кто исповедуется. И, видимо, вопрос о искренности и полноте раскаяния у Лютера не возникает - имеет значение только факт.

3. Вера присоединяет верующих ко Христу. Согласно концепции Лютера, вера становится как бы мостиком, связующим грешника и Христа, при этом благодать, святость и праведность Христа становится достоянием грешника, а грехи и смерть человека принадлежать теперь Христу.

Таким образом, если в ранние годы Лютер рассматривал в качестве условия оправдания веру, выраженную в определенных человеческих действиях, то теперь он отводит человеку пассивную роль - «только верь, а Бог по своей милости Сам сделает все для твоего спасения». То есть, оправдание грешника основано на благодати Божией и получается через веру.

Многие критики сочли взгляды Лютера отрицающими всякую мораль и необходимость добрых дел. Однако можно говорить о том, что Лютер просто немного переиначил само восприятие и значение доброделания - из условия оправдания и спасения оно превратилось в следствие этого и в знак благодарности Богу за спасение. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение появления доктрины оправдания верой

Доктрина оправдания Лютера появилась как богословская позиция университетского преподавателя. Виттенбергский университет, где преподавал Лютер, не был в числе значительных университетов в Европе ни по числу студентов, ни по каким - либо иным показателям. Первоначальные взгляды Лютера касались не более чем изменений в богословской программе второразрядного университета, без какого-либо существенного значения для Церкви и общества. Как же могла незначительная академическая дискуссия превратиться в великое народное движение Реформации? Очень большое значение здесь имел социальный контекст богословских позиций.

В период позднего средневековья понятие греха становится социальным, рассматривается как нечто видимое и социальное, требующее видимого и социального прощения. В решении вопроса покаяния принимает участие не только человек и Бог, но еще Церковь и общество. В 1215 г. Четвертый Латеранский Собор объявил, что "все верующие обоих полов, достигшие совершеннолетия, должны лично исповедоваться в своих грехах священнику и стараться исполнить наложенную епитимию".

Спасение широко рассматривалось как нечто, что можно было заслужить добрыми делами. Запутанное и туманное богословие о прощении периода позднего средневековья, особенно относительно индульгенций, придавало вес предположению, что возможно приобрести как прощение грехов, так и освобождение от "очистительного наказания". Другими словами, вечное наказание, являющееся результатом греховных действий, можно было уменьшить, если не отменить, уплатив соответствующую сумму денег соответствующему церковному лицу.

Доктрина оправдания верой Лютера и связанная с ней доктрина "священства всех верующих" приобрела, таким образом, важность, выходящую далеко за рамки академического богословия. Прощение было делом между верующим и Богом: больше в этом не участвовал никто. Концепция чистилища, на которой основывалось многое из народных суеверий и их церковная эксплуатация, отвергалась как выдумка, не содержащаяся в Писании. Вместе с отрицанием существования чистилища изменилось отношение к смерти и умершим и обряды, которые были с этим связаны. Новый акцент на отношениях отдельного человека с Богом, частично обязанный своим появлением индивидуализму Ренессанса, а частично - Новому Завету, оставлял "за кадром" учреждения Церкви. Лютер нападал не только на доходы, получаемые от продажи индульгенций, - эта практика противоречила его взгляду на роль Церкви в отпущении грехов.

Акция Лютера, выразившаяся в том, что 31 октября 1517 г. (который в настоящее время отмечается в Германии как День Реформации) он прибил к дверям виттенбергского храма Девяносто пять тезисов об индульгенциях, была не просто протестом против рекламной кампании Тецеля. Не было это и требованием, чтобы Церковь прояснила свое учение о прощении. Она ознаменовала появление нового богословия о прощении (или, точнее, появление заново старого и, очевидно, забытого богословия спасения), которое грозило лишить официальную Церковь участия в процессе прощения, угрожая, таким образом, материальным интересам папы, большой части духовенства и некоторых князей. Доктрина оправдания одной верой подтверждала то, что Божественное прощение даровалось, а не покупалось, и было доступно всем, независимо от материального и социального положения. Связанная с ней доктрина "священства всех верующих" означала, что верующий, с благодатной помощью Божией, мог сам сделать все, что необходимо для его спасения, не прибегая к помощи ни Церкви, ни священников (хотя сам Лютер считал, что профессиональные проповедники и учреждения Церкви должны играть существенную роль в христианской жизни). Поэтому не вызывает удивления, что взгляды Лютера были с волнением восприняты церковными учреждениями и вызвали такой интерес у многих мирян того времени.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. Мак - Грат. Богословская мысль Реформации. - СПб.: Изд - во ХО «Библия для всех», 1998 г. - 136 с.

2. А. Мак - Грат. Введение в христианское богословие. - СПб.: Изд - во ХО «Библия для всех», 1998 г. - 495 с.

3. М. Лютер. 95 тезисов. Диспут о прояснении действенности индульгенций. - СПб.: Изд - во «Герменевт», 1996 г. - 10 стр.

4. Аугсбургский (лютеранский) символ веры. - СПб.: Изд - во «Герменевт», 2006г. - 10 стр.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.