Рефераты. Церковный раскол XVII века

Стр. - 2

Заканчивая эту скромную работу, можно сказать, что старообрядчество как явление изучено гражданскими и научно-историческими исследователями недостаточно. Первыми исследователями возникновения старообрядчества и его истории принадлежит лицам господствующего исповедания. Всех этих исследователей-историков можно разделить на две половины, точнее на две школы: миссионерскую и народническую.

Миссионерская школа имеет своего родоначальника в лице Димитрия Ростовского и заканчивается современными преподавателями семинарий и профессорами академий, обучающими юношество «истории и обличению старообрядчества». Для миссионерской школы история старообрядчества есть история невежд, и само старообрядчество есть невежественное явление, могущее иметь место только среди грубого, дикого и непросвещенного народа.

Совсем иначе смотрит на старообрядчество народническая школа. Сущность ее воззрений состоит в развенчании, осуждению отношений к старообрядчеству господствующей церкви (РПЦ!!!). Церковные и гражданские власти, а также и высокомерное общественное мнение пред старообрядчеством не совсем правы: старообрядчество неповинно в тех преступлениях и проступках, какие желают взвалить на него властители церкви и государства, неповинно оно и в той темноте, умственном убожестве, некультурности, в каких обвиняет его так называемое высокое, интеллигентное общество.

Знаменателен и такой факт: старообрядцы в целом были всегда грамотнее и культурнее никонианской массы. Николаевская (Николая I) эпоха особенно ярко явила это различие. В то время были созданы в каждой губернии особые комиссии для обследования умственного состояния местного населения. Изрядно показательны обследования Нижегородской комиссии: «…Подъезжаем, - пишут члены комиссии, - к селу, спрашиваем название его: «Василёвы», - отвечают.

- Кто живёт? - Раскольники** см. стр. 33. - Грамотные есть? - Все грамотны. И, действительно, оказывается, сплошь все грамотны. Едем дальше.

- Что за деревня? - Сукино. - Кто живёт? - Православные. - Есть грамотные? - Один деревенский писарь. И так - по всей губернии», - удостоверяет губернская комиссия.** см. стр. 33

Даже высокие чины армии бывали вопиюще безграмотны и невежественны. «Генералы, читавшие почти по складам и не умевшие писать без грубейших грамматических ошибок, стали, - как утверждает одно академическое издание нашего времени, - довольно частым явлением к концу царствования Николая I».** см. стр. 33 Николаю I, занятому по горло просвещением евреев, некогда было заняться просвещением не только народа русского, но даже верхушки русской армии. Но у него было много свободного времени для уничтожения древлеправославных школ и древлеправославных монастырей, которые для ревнителей древлеправославной Веры были такими же многозначительными университетами, каковыми были они и в Древней Руси - при Антонии и Феодосии Печерских, Зосиме и Савватии Соловецких, Сергии Радонежском, Александре Свирском и многих, многих других...

…Почти 700 лет, Армия Великая, Воинство Российское святых угодников и святых жён земли Русской, - от Святого Крещения Руси Киевской до страшного потрясения - никоновского переворота церковного - не за страх, а за совесть несли все тяготы Службы Божией, веровали, молились, почитали своих святых предшественников, совершали таинства церковные. Кто сегодня посмеет сказать, что Сергий Радонежский, Александр Невский, Димитрий Донской, Даниил Московский, Александр Пересвет, Илия Муромский** см. стр. 33 и все остальные святые Христовы воины российские ошибались, кто дерзнёт сказать: «Они заблуждались. Они неправильно молились, неверно крестились, погрешительно, еретично и неверно служили Богу и Руси…»? - Тогда, 350 лет назад, это посмели сказать Алексей Михайлович Романов и Никон. Правда, здесь насущно необходимо напомнить, что Никону было не под силу разработать, продумать, просчитать, выносить и родить идеологию, стратегию и концепцию церковной реформы. Быть идеологом он не мог по определению: по убогости, ущербности и скудости ума и образования своего, а вот быть локомотивом бунта и мятежа, лесоповальной, - так сказать, - зубодробильной машиной - это была его стихия. В деле раскола Никона использовали в качестве торпеды, тарана, а потом - выкинули…

Заключение.

В течение веков до Никона патриарха русский народ накопил очень большие запасы церковных знаний и веропонимания. В своей народной толще он далеко не был таким невеждою, каким изображали его историки до последнего времени. Хотя отсутствовало образование официальное, зато широкими волнами разливалось по всему народу просвещение в самой жизни. Монастыри, приходы, почти без числа по своему количеству, являлись истинными рассадниками истинно народного просвещения. Монастырские библиотеки, а нередко и приходские храмы в старину были более богаты книжными сокровищами и произведениями высокого церковного художества, чем в наше время, в расцвете книгопечатания. Процветала не одна обрядность, но и религиозные истинные знания. В духовных повестях чисто русского происхождения нередко даже в наше время можно любоваться и глубиною богословского и философского мышления. Московские богословы при своем, так сказать, доморощенном образовании, случалось, вели очень тонкие словопрения с представителями западной богословской науки, и не только не пасовали перед ними, но и побеждали их глубиною своего собственного разумения. Отношения иерархии и мирян, чисто культурное значение Церкви нашим предкам были более глубоко известны, чем даже современным богословам.

Никоновские реформы имели то значение, что ими русский народ отстранялся от непосредственного участия в делах церковных, и накопленные в течение долгих веков религиозные знания откладывались куда-то в сторону. Наряду с этим главенствующее значение получала бесконтрольная воля и власть иерархии, и взамен народного веропонимания выдвигалось на первое место понимание иное, принесенное из чужих стран.

Эти народные знания не могли быть заглушены никакими новыми течениями, никакою властью они не могли быть исторгнуты из духа народного. Старообрядчество и есть история того, как русский народ проявляет свои веками скопленные религиозные знания, как эти знания, иногда совершенно неожиданно, выбиваются на Божий простор и распускаются в пышные и дивные творения.

Древлеправославная культура - особенная. Это - древнерусская культура, религиозная, церковная, народно-бытовая. Она является полной противоположностью западной - внерелигиозной, внецерковной, языческой и во многом безбожной культуры. По признанию современных учёных, исследователей древлеправославия, «…староверие было и остается поныне творческим этапом в русской церковной жизни, в реализации идеи церковной культуры».** см. стр. 33 «В этом отношении необходимо отметить, что отделение старообрядцев происходило не только по линии церковных споров, но и по линии всей культурной психологии, в старообрядчество уходила РУСЬ, верная не только религиозному, но и культурному своему прошлому, не хотевшая никаких новшеств ни в Церкви, ни в жизни. Церковная и культурная неуступчивость не были только зловещими симптомами замыкания в самих себе, но в них с полной уже ясностью выступает мотив «самобытности», творческий замысел раскрытия и исторического проявления «своего».** см. стр. 33

На этом история старообрядчества не заканчивается, а наоборот все больше развивается. Старообрядчество живет жизнью народа в народе, включая в себя все атрибуты не только гражданского общества, но и глубокое духовное наследие «седой старины».

Сноски:

*1 Слово «обряд» - новое: оно придумано уже в Петровскую эпоху и с того времени прочно вошло в обиход новой, никоновской, церкви и стало многозначным: и богословы, и литургисты и прочие писатели этой церкви выражаются: «обряд крещения», обряд причащения», «обряд венчания» и т.п. Все стало обрядом. Слово - «обряд» - не церковное, оно чуждо церковно-литургической терминологии. Церковь знает «чин» и «последование» но не знает слова «обряд». Это слово придумано врагами древлеправославной Церкви. (И я ,Ваш покорный слуга, вынужден по невежеству своему использовать это словосочетание в этой скромной работе.)

*2 ...Время же действительного появления Христианства на территории Руси, в Великой Степи - Придонье, - колыбели всего, верного Христу, Казачества, - датируется I веком нашей эры, а не 988 годом официального крещения Руси Равноапостольным Великим Князем Владимиром... Христианские общины на территории Руси (Придонье, Таманский полуостров, - где уже в III в. были построены Христианские Храмы) появились в I веке н.э. …

К 988 г. на Руси было уже четыре епархии!

*3 Рукоположение - богослужение, во время которого совершается таинство священства - поставление в священнослужители. Иначе хиротония (греч. рукоположение). Рукоположение совершается в дьяконы (из иподьяконов), в священники (из дьяконов) и в архиереи (из священников). Соответственно существуют три чина рукоположения. В дьяконы и священники рукоположение совершать может один архиерей; в архиереи рукоположение совершается собором архиереев (по крайней мере двумя архиереями - 1 Правило Св. Апостолов).

*4 «Мы одурачили, одурманили и развратили гоевскую молодежь посредством воспитания в заведомо для нас ложных, но нами внушенных принципах и теориях», прот. № 9.

*5 «…а молодежь их (гоев) одурела от классицизма и раннего разврата, на который ее подбивала наша агентура - гувернеры, лакеи, гувернантки - в богатых домах, приказчики и проч., наши женщины в местах гоевских увеселений. К числу этих последних я причисляю и так называемых «дам из общества», добровольных последовательниц из по разврату и роскоши», прот. № 1.

*6 Для исполнения послушания под присмотром наставника.

*7 «...Чтобы не уничтожить раньше времени гоевских учреждений, мы коснулись их умелой рукой и забрали в свои руки концы пружин их механизма. Пружины эти были в строгом, но справедливом порядке, а мы его заменили либеральным беспорядочным произволом...», прот. № 9.

*8 III. C. 21.

*9 III. C. 48.

*10 III. C. 50.

«... Одни иезуиты могли бы в этом (в искусстве управлять массами; прим. редакции) с нами сравняться, но мы их сумели дискредитировать в глазах бессмысленной толпы, как организацию явную, сами со своей тайной организацией оставшись в тени...», прот. № 5.

…«Из инструкции Самозванцу, как ввести унию в России»: «… д) Самому государю заговаривать об унии редко и осторожно, чтоб не от него началось дело, а пусть сами русские первые предложат о некоторых неважных предметах веры, требующих преобразований, и тем проложат путь к унии; е) издать закон, чтобы в Церкви Русской всё подведено было под правила соборов отцов греческих, и поручить исполнение закона людям благонадёжным, приверженцам унии: возникнут споры, дойдут до государя, он назначит собор, а там можно будет приступить и к унии; з) намекнуть чёрному духовенствуо льготах, белому о наградах, народу о свободе, всем - о рабстве греков; и) учредить семинарии, для чего призвать из-за границы людей учёных, хотя светских» (для преподавания в духовном учебном заведении привлечь людей только лишь мирских…); (Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 6. Т. 10. С. 93.) По материалам журнала Уральской епархии Русской Православной старообрядческой Церкви «Остров Веры», № 3, 2003.

*11 Белоозёрские монастыри доставляли Никону ежегодно: 15 вёдер вина церковного, 10 вёдер романеи, 10 вёдер рейнского, 20 пудов патоки на мёд, 30 пуд. мёду-сырцу, 20 вёдер малины на мёд, 10 вёдер вишен на мёд, 30 вёд. уксусу; 50 осетров, 20 белуг, 400 тошей междукостных, 70 стерлядей свежих, 150 щук, 200 язей, 50 лещей, 1000 окуней, 1000 карасей, 30 пуд. икры, 30 пучков вязиги; 2000 кочней капусты, 20 вёдер огурцов, 20 вёд. рыжиков, 50 вёд. масла конопляного, 50 вёд. масла орехового, 50 вёд. сметаны, 10000 яиц, 30 пуд. сыру, 300 лимонов, полпуда сахару головного, пуд пшена сорочинского, 10 фунтов перцу, 10 ф. имбирю, 5 четвертей луку, 10 четв. чесноку, 10 ч. грибов, 10 ч. репы, 5 ч. свеклы, 500 редек, 3 ч. хрену, 100 пудов соли, 80 ч. муки ржаной, 20 ч. пше-ничной, 50 ч. овса, 30 ч. муки овсяной, 30 ч. ячменя, 50 ч. солоду ржаного, 30 - ч. яичного, 10 ч. овсяного, 15 ч. крупы гречневой, 50 ч. овсяной, 3 ч. проса, 12 ч. гороху, 5 ч. семени конопляного, 20 ч. толокна; да работникам - 40 стягов говядины, или 150 полотьев ветчины (Т. 11. С. 401, изд. 4). От Кириллова монастыря Никон получал ежегодно: … сена 20 возов, дров 15 сажен; из Спасокаменного монастыря: сена 12 копен, дров 8 сажен, да служка для посылок; из Спасоприлуцкого: сена 15 копен, дров 7 сажен, один портной; из Троицко-Устьшекснинского: се-на… и служка с лошадью; Кириллова-Новгородского:… и один псаломщик; Никитского-Благовещенского:… и один келейник; к этому нужно еще прибавить, что в распоряжении бывшего «патриарха-реформатора» были: 11 лошадей, 36 коров, 22 человека прислуги…. При этом Никон нередко жаловался царю на все монастыри, что они будто бы обсчитывают его и присылают провизию не совсем хорошую…

В таком «заточении» прожил «великий святейший» почти 15 лет.» (у Соловьёва, стр. 400-402). III. С. 52-54.

*12 III.C. 54.

*13 Исключено по сей день: «… какому же духу молится РПЦ, если не истинному»?

*14 (греч. - от евр. «хвалите Бога») - словосочетание, часто встречающееся в еврейских богослужебных текстах (напр., в псалмах). Вошло в христианское богослужение без перевода.

*15 Троеперстие или щепоть - то есть, упразднив, таким образом, Христа принизили перстосложение до мелочности типа: щепоть соли, щепоть муки или еще хуже табака.

*16 Ст.славянское

*17 Ст. славянское

*18 … изданные Софьей в 1685 г. против людей древнего благочестия 12 статей, справедливо получили в истории название «драконовских» за введение ужасных пыток, которыми добивались отречения, и за тем казнили по требованию этого указа «…смертью без всякого милосердия» - самой мучительной. Знаменитый историк В.О.Ключевский (о времени царствования Софьи) замечает: «Усиление карательных мер против старообрядцев нельзя ставить целиком на счет правительства царевны Софьи: то было профессиональное занятие церковных властей, в котором государственному управлению приходилось служить лишь карательным орудием». «…Духовенство и гражданское правительство с дьявольской жестокостью истребляло своих же братьев - русских людей - за их верность заветам и преданиям святой Руси и Христовой Церкви». Именно этот патриарх «…Иоаким вычеркнул из лика святых княгиню Анну Кашинскую, скончавшуюся за триста лет до церковного рас-кола, запретил службу ей и самые мощи её скрыл под спудом только потому, что они имели руки святой с двоеперстным сложением».

*19 Потомки ариев.

*20 … (греч. - вместо и лат. престол) - плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Ан-тиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. Антиминс находится на престоле: когда не совершается литургия, заворачивается в илитон. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII - IХ вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.

*21 Ст. славянское

*22 Вопреки исторической правде, иезуитски лукаво требуя от старообрядцев именоваться «раскольниками», власти предержащие старались свалить вину с больной головы на здоровую: приём известен - «Держи вора!» - кричит вор, бегущий впереди погони.

*23 VIII. С. 203

*24 IX. С. 61.

*25 В этот список со всей неумолимостью попадают Святыи Великии Иоанн Предотеча и Креститель Господень, Святые Апостолы, Евангелисты, Пророки, Патриархи, Праотцы, Псалмопевцы, Василие Великии, Григорие Богослове, Иоанне Златоусте, Николае Чудотворец и тысячи Святых просиявших во вселенной до раскола в Церкви Христовой...

*26 Проблемы русского религиозного сознания. Сборник. Берлин, 1924. С. 252

*27 Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Париж. С. 10.

Именно это - «своё» - самобытное, уникальная неповторимость и индивидуальность каждого народа (этноса, субэтноса) Земли (гоев), в программе под названием «Сионские протоколы», - поставлено целью разрушить для воцарения всеземного сверхправительства...

иллюстрации.

Сожжение протопопа Аввакума.

Семен Денисов.

Интерьер Покровского Кафедрального собора на Рогожском кладбище в Москве. Современная фотография.

Колокольня на Рогожском кладбище в Москве. Современная фотография.

Используемая литература и другие источники.

I. Евангелие От Матфея.

II. Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. Издательство Церковь. Москва 1995 г.

III. Ф.Е.Мельников. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул. 1999 г.

IV. «Глас вопиющего…». Ижевск, «Полиграф - мастер» 2003

V. В. О. Ключевский. «Курс русской истории» М., 1957).

VI. Сергей Нилус. «Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле». Сергиев Посад, 1911 г.

VII. Протоколы собраний сионских мудрецов.

VIII. Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений. Т. VII.

IX. Тарле Е.В., Нахимов. М. АН СССР, 1942 г.

X. Православный церковный календарь 2004. Издательство: Международный просветительский центр при Московской Патриархии. Москва 2003. [http://www.days.ru/]

XI. Ветхий Завет. Книга премудрости Исуса, сына Сирахова.

XII. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Париж.

XIII. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996 г.

XIV. Журнал Уральской епархии Русской Православной старообрядческой Церкви «Остров Веры», № 3, 2003 г.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.