В “Вайдурья-онбо”, самом авторитетном комментарии к “Чжуд-ши”, составленном Дэсрид Санчжяй-чжамцо (1653--1705), мы находим следующие переложения древнеиндийского мифа о появлении медицины в мире людей: во времена золотого века люди жили бесконечно долго, они не питались материальной пищей, а обходились пищей самадхи. Но один человек как-то съел выступившее из земли вещество, похожее на мед, и у него случилось несварение. Услышав его стенания, Брахма посоветовал ему выпить кипяченой воды. Человек излечился. И вот с этого времени начали считать, что первым врачом был Брахма, первой болезнью - несварение и первым лекарством - кипяченая вода. Но, добавляют буддисты, Брахма сам ничего не придумал, он просто к случаю вспомнил медицинский текст, изложенный ему некогда буддой Шакья Тхубчен. Буквально на этом же листе “Вяйдурья-онбо” мы встречаем другой вариант этого же мифа, начинающийся с истории о пахтании богами и асурами молочного океана для добычи нектара бессмертия - амриты. Во время борьбы богов и асур за право выпить добытый нектар Брахма был ранен в щеку acypoй Paxy. Боль была настолько сильной, что он потерял сознание. Придя в сознание, Брахма вспомнил медицинский текст, изложенный ему некогда буддой Кашьяпа, и вылечил себя.
Подобно аюрведической литературе, “Чжуд ши” изложен не от лица автора, а от лица будды Шакьямуни, вернее его “медицинской” ипостаси Бхайшаджья-гуру, который для этой цели погружается в созерцание и эманирует из себя пятерых риши, представляющих ею личность в таких аспектах, как язык, душа, тело, деяния и достоинства. Постоянными действующими лицами на протяжении всего текста остаются Бхайшаджья-гуру и персонификация языка - риши Маносиджи. Будда не принимает участия в процессе изложения, он перед каждой тантрой погружается в созерцание и выходит из него после завершения тантры. Отвечают на вопросы Маносиджи по очереди остальные четверо риши, которые появляются из разных частей тела будды и рассказывают по одной тантре.
Китай.
Происхождение китайской медицины окутано легендами. Ее основателем считается император Шэнь-нун (ок. 2700 до н.э.), который, согласно преданию, составил первый травник с описанием более 100 лечебных средств. Он также считается изобретателем техники акупунктуры. Самый древний и великий китайский медицинский труд - трактат Нэйцзин (Канон медицины) - приписывается императору Хуан-ди (2698-2599 до н.э.); подлинное время его создания неизвестно.
Китайская медицина была первоначально магической; однако в дальнейшем накопились эмпирические знания о лекарственных средствах растительного происхождения. Основой медицинской теории служило абстрактное учение о пяти элементах и о противоположных силах инь и ян, т.е. женском и мужском началах; в нарушении равновесия или гармонии между ними усматривалась главная причина болезни. Китайцы не практиковали вскрытий, их анатомические и физиологические представления были довольно фантастичны.
Создание оздоровительной гимнастики, которая известна под названием "Игры пяти зверей" ("У цин си"), приписывается медику эпохи Троецарствия Хуа То (190-265). Легенда о невероятных способностях Хуа То слагались уже при его жизни. Хуа То был обожествлен и вошел в число 10 богов -- покровителей врачевания. Легенды о невероятных способностях, этой, вполне исторической личности, слагались уже при его жизни, а в памяти потомков образ этого уроженца царства Пэй приобрёл сверхъестественные свойства
"Игры пяти зверей" Хуа То, передававшиеся от одного носителя традиций к другому, дошли до нас в целости и сохранности. Они состояли в копировании определённых движений медведя, тигра, оленя, обезьяны и журавля.
«Тело, - учил Хуа То, - требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги. Дверной порог, который регулярно используется по назначению, никогда не гниёт. То же и с человеческим телом. У меня есть своя система упражнений под названием «Игры пяти зверей». В ней используются движения тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Система эта излечивает болезни, укрепляет ноги и сохраняет здоровье надолго. Заключается она в прыжках, наклонах, раскачивании, ползании, вращении и сокращении мышц путём напряжения». Комплекс упражнений, разработанный Хуа То усовершенствовал и дополнил уже имевшиеся к тому времени гимнастические и боевые методы, а также вошёл в число даосских систем развития - Дао Инь.
Об образности данной системы и спорить не приходится. Разработанная на древних даосских принципах, впитавших не менее древние шаманские методики погружения в изменённые состояния сознания и техники психических воплощений, предназначенная, в основном, для лечения и профилактики различных заболеваний, эта система по сей день изучается, как специалистами, так и простыми людьми.
Греция.
Расцвет человеческого гения, известный как греческая культура и породивший шедевры архитектуры, скульптуры, поэзии, драмы, философии и науки, проявился и в медицине. Дух исследований и размышлений разбил оковы догмы и побудил к прямому наблюдению и эксперименту, необходимым для развития медицины. Греческая медицина прошла три основных этапа: догиппократов период, классический, или гиппократов, и греко-римский. Каждый имеет специфические особенности
Догиппократов период начался с минойской цивилизации, процветавшей на острове Крит с 4-го по 2-е тысячелетие до н.э. Египтяне приписывали многие из своих лечебных средств критянам. Среди развалин великого дворца в Кноссе был обнаружен удивительно современный водопровод, свидетельствующий о высоком уровне гигиены.
По древней мифологии врачевание открыл бог солнца, света и покровитель искусств, "исцеляющий" Аполлон. Аполлон почитался как изобретатель искусства исцеления. Греки почитали его как бога, очищающего человека от скверны пролитой крови, бога карающего, насылающего болезни и исцеляющего их.
Его сын - Асклепий стал богом врачей и врачебного искусства. Кентавр Хирон считался основателем медицины и учителем Асклепия. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошёл своего учителя. Асклепий не только исцелял болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс метнул молнию и поразил Асклепия. Но люди почитали Асклепия как бога-целителя.
Знаменитый культ Асклепия, зародившийся в Фессалии, был введен в Афинах в 5 в. до н.э. Храмы его выросли по всей стране. Расположенные в живописных местностях со здоровым климатом, около минеральных источников, они были в сущности санаториями. Исцеление происходило в ходе т.н. инкубации. Сначала больной должен был особым образом подготовиться: поститься, совершать омовения и молитвы; после этого ему позволялось провести одну или несколько ночей в храме, у ног статуи бога в ожидании целительного сновидения. Лечение проводилось жрецами, которые, возможно, прибегали к гипнотическому внушению. Поскольку врачевание в основном состояло из лечебного сна на свежем хвойном воздухе Эпидавра, Асклепий отныне являлся больным во сне Существует множество легенд о чудесных исцелениях, некоторые их них совершенно фантастичны.
Сейчас от святилища, в подвале которого кишели змеи - спутники статного Асклепия, - практически ничего не осталось, но воздух по-прежнему напоминает ялтинский ботанический сад. Часто рядом с Асклепием изображалсч юный демон выздоровления Телесфор.
Дочерьми Асклепия считались Гигиея (богиня здоровья) - покровительница предупредительной медицины и Панацея (Всецелительница) - покровительница лекарственной терапии. В современном языке панацея - всеисцеляющее средство, лекарство от всех бед (часто иронически).
Гигиея изображалась в виде молодой женщины в длинной одежде, со змеёй, которую она кормит из чаши (в наши дни чаша со змеёй - эмблема медицины). От имени Гигиея - слово «гигиена».
У Асклепия были также сыновья - Махаон и Подалирий, врачи греческого войска, участвовавшие в Троянской войне.
Другие боги и богини также могли насылать или предотвращать смерть или болезнь по своей воле. К их числу можно отнести Зевса, владеющего тайной врачевания; Геру, которая была богиней брака и супружеской любви, помощницей беременных и рожениц; Артемиду, исцеляющую болезни и благословляющую рождение; Илифию, богиню деторождения; Гермеса, который мог погружать любого из богов и людей в сон.
Имя богини любви и красоты Афродиты упоминается в ряде медицинских терминов, оно же является и символом пластической хирургии.
Древний Рим
Следует напомнить, что многие боги Древней Греции, перекочевали в культуру и мифологию Древнего Рима, получив новые имена.
Так, имя Асклепия было латинизировано в Эскулапа, Афродита стала Венерой, Артемида греческого Олимпа - Диана у римлян, Гера известна римлянам как Юнона Матрона или Юнона Лецина.
Медицина римлян вначале почти полностью основывалась на магии, и они почитали великое множество высоко специализированных врачующих божеств. У римлян профессия врача не пользовалась уважением, она считалась ниже достоинства римского гражданина. Часто медицинской практикой занимались рабы. На греческих врачей, которые стремились укрепить свое положение в Риме, смотрели подозрительно и с презрением. Катон Старший предостерегал против них своего сына. Однако проникновение иммигрантов продолжалось, и, наконец, Юлий Цезарь дал греческим врачам римское гражданство. Предубеждение постепенно развеялось, врачи стали популярны, богаты и знамениты. Соран (ок. 100 до н.э.), принадлежавший к школе методиков, может считаться основателем акушерства и гинекологии; он оставил чрезвычайно ценные советы по уходу за ребенком и предпринял первые попытки дифференциального диагноза.
Византия
С падением Рима, приходом христианства и возникновением ислама новые мощные влияния полностью преобразовали европейскую цивилизацию. Эти влияния отразились и на дальнейшем развитии медицины.
Еще до нашествия варваров с севера центр Римской империи переместился из Рима в Византию. Там, несмотря на упадок античной цивилизации, была сделана попытка сохранить медицинское наследие предшествующих столетий.
Новое христианское учение, обещавшее спасение, было принято со слепым фанатизмом. Распространение мистики привел к подъему религиозного целительства. Братья Косма и Дамиан, мученики эпохи Диоклетиана, благодаря чудесным исцелениям стали христианским святыми - покровителями медицины. Если язычники римляне наделяли особыми целительными силами различных богов и богинь, то теперь эти функции были распределены между многочисленными святыми. Считалось, что святой Рох и святой Себастьян предохраняют от чумы, святой Иов от проказы, святой Антоний Фивский от отравлений.
Даже само представление о болезнях регрессировало. Они уже не связывались с естественными причинами, а считались наказанием за грехи. Молитвы, пост, покаяние стали основными лечебными средствами. Хотя христианское милосердие требовало ухода за больными и для этой цели учреждались больницы, методы лечения не основывались на медицинских знаниях.
Отцы церкви, естественно, вносили христианские догматы в медицинские учения. Мистицизм, суеверия и догматизм вытеснили научное знание и исследование. Канонизированные тексты были объявлены высшими авторитетами как в религии, так и в науке.
Религия славян
Исторически существовавшие в славянских культурах формы религиозной жизни, возникли в дохристианский период как исконная религия славян и перешли после введения христианства на положение «неофициальных», народных верований. Исторически религия славян восходит к религии древнейших индоевропейцев. По мере освоения новых земель к древнейшей индоевропейской мифологии и к праславянской религиозной традиции добавлялись некоторые формы религиозной жизни, заимствованные славянами у соседних народов.
Славяне стояли на позициях многобожия, причём состав богов, их имена, функции в разных ареалах славянской культуры значительно отличались, хотя существовали и общие праславянские боги.
Наряду со многими мужскими божествами славяне почитали женских, связанных прежде всего с браком, рождением, здоровьем и рукоделием. У восточных славян таковы рожаницы и богиня Мокошь (Макошь). Женские божества образовывали с мужскими брачные пары, однако точные соответствия пока не установлены.
В православии святой апостол Лука, обладающий даром врачевания, является покровителем всех болящих и страждущих.
Заключение
Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами. Поэтическим вымыслом древние заменяли научное объяснение непонятных для них явлений природы. И в этом смысле история стоит позади мифологии, но далеко не всегда, ибо большинство мифов о богах и героях и самые образы этих героев суть образы, возникшие силой свободной игры воображения в той мере, в какой свободна игра воображения у поэта и писателя, у художника и мыслителя.
Помимо богов здоровья, покровителей медицины за многие века до нашей эры были известны врачи-хирурги, глазные, зубные, венерологи и др.
Известностью пользовались школы по подготовке врачей и особенно славились школы на Средиземноморском побережье Малой Азии, в Косе.
Так, из школы на острове Кос вышел знаменитый врач Гиппократ - отец медицины, основатель рациональных способов терапии.
Крупнейшим римским врачом был Клавдий Гален из Пергама. Его трактат "О видах пульса" долгое время оставался настольной книгой врачей.
В фармацию вошел связанный с именем Галена метод приготовления лекарств (галеновы препараты).
Вполне естественно. что в истории античной медицины много было и других замечательных имен, оставивших значительный след на многие века.
В эпоху феодального общества, в средние века, возникают высшие медицинские школы типа университетов, создаются крупные больницы и аптеки.
Значительное развитие получила медицина в феодальных мусульманских державах - халифатах. Врачам халифатов принадлежит ряд высказываний о преимуществе предупреждения заболеваний, о гигиене и диете.
Абу-Бакр Ар Рази (Разес) основал крупную больницу в Багдаде, центре халифата, и школу врачей при ней. Из его сочинения "Книга об оспе и кори" известно, что Разес знал о невосприимчивости к повторному заболеванию и применял оспопрививание.
В период расцвета государства Саманидов жили выдающиеся ученые-энциклопедисты врачи Абу Али ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценны и Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни.
О замечательной и трудной жизни Авиценны написано много интересных книг. Авиценна (Абу Али Ибн Сина, 980-1037), перс по происхождению, которого часто называли «князем всех врачей», - обладал яркой индивидуальностью и предприимчивым характером. Он был отличным врачом и в своих работах пытался примирить догмы Галена и Аристотеля.
Труды Авиценны знаменуют высшую точку развития арабской медицины, особенно на Востоке.
Чтение и изучение "Канона врачебной науки", величайшего по своему значению и содержанию памятника человеческой культуры, доставит много счастливых минут общения с мыслями Авиценны, великим врачом, мыслителем и ученым.
Бируни был одним из основоположников экспериментального метода и опытной науки. В "Книге о распределении климата" Бируни впервые коснулся вопросов медицинской метеорологии.
В наибольшей степени помогли врачам в правильном лечении больных открытия в строении и функции систем человеческого организма.
Вильяму Гарвею принадлежат заслуги в разработке учения о кровообращении, основанного на фактах и доказательствах. В опытах на животных Гарвей доказал обращение крови в организме по большому и малому кругу.
Эпоху в развитии естествознания и медицины составило значительное усовершенствование микроскопической техники знаменитым голландским естествоиспытателем Антони ван Левенгуком.
Гениальным русским ученым-энциклопедистом был М. В. Ломоносов, один из основоположников современного естествознания, сделавший значительный вклад и в развитие медицины, науки о народонаселении.
М. В. Ломоносов впервые в России говорит о необходимости широких государственных мер для охраны здоровья матери и ребенка.
Литература
Фрэзер Д.Д Золотая ветвь / пер.с англ.Рыклина М.К. -- 2-ое изд. -- М.: Изд-во полит. л-ры, 1986. -- 702с.
Основы религоведения / под ред.Яблокова И.Н. -- М.: Высшая школа, 2001. -- 480с.
Мифологический словарь -- М.: Просвещение, 1984. -- 175с.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции -- 5-е изд. -- Минск: Народная асвета, 1989. -- 462с.
Мифологии Древнего мира / пер.с англ Дьяконова И.М. -- М.: Просвещение, 1977. -- 534с.
6. Токарев С.А. Религии в истории народов мира -- М.: Изд-во полит.л-ры, 1965. -- 435с.
Страницы: 1, 2