Рефераты. Библия современности

Библия современности

Библия современности

Содержание

Введение

1. Библия - священная книга христиан

2. Основные идеи и мотивы Библии

Заключение

Список литературы

Введение

Религиозные воззрения и заповеди первобытных верований передавались изустно от поколения к поколению.

В процессе развития и усложнения общественной жизни людей, с появлением письменности различные религиозные направления осознали необходимость в письменном закреплении своих положений. Появилась религиозная литература, в которой излагались вероучения и мифы. В дальнейшем некоторые из многочисленных религиозных книг приобрели ореол святости в глазах приверженцев той или иной религии, их стали называть священными, заповеданными самим богом.

Так появились в разных странах в разное время Веды, Тора, Танах, Библия, Авеста, Коран и другие книги.

Греческое слово «та библиа» означает множественное число от слова «библос» - книга. Библия - это целая библиотека древних идеологических, исторических и литературных памятников, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков десятками и сотнями известны или неизвестных; сюда еще надо добавить редакторов и обработчиков этих книг в разных веках истории.

В наши дни религиозная деятельность обрела новый размах и новые формы. Проповедь абсолютных (вечных и неизменных) нравственных ценностей была характерна для всех религий мира и осталась актуальной в наш полный зла и насилия век. Поражает мудрость заповедей в Нагорной проповеди Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду», «Когда творите милостыню, не трубите об этом», «Не собирайте себе сокровищ на земле». «Не судите, да не судимы будете».

Приведенные нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели новый глубокий смысл, так как обращены к внутреннему, духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Да и служители культа способствуют тому, чтобы человек пришел поразмыслить именно в храм: они находят время для неспешной беседы, умеют слушать, помочь советом и делом. Они часто обращаются со словами утешения даже к самым «потерянным» слоям общества - преступникам.

1. Библия - священная книга христиан.

Библия -- священная книга христиан и иудеев. Ее еще называют Священным Писанием, так как христиане верят в то, что она была написана конкретными авторами по внушению самого Бога (поэтому иудаистская, а позже и христианская традиция считали эти тексты богодухновенными). Библия составлялась в течение I тысячелетия до н. э. и I--II вв. н. э. путем отбора, редактирования и канонизации текстов.

В состав Библии входят книги Ветхого Завета и Нового Завета. В основе названия «завет» лежит библейская идея о соглашении, союзе Бога с избранным народом и со всем человечеством.

Первая часть Библии, рассказывающая о союзе Бога с древнееврейским народом, называется Ветхим Заветом и является священной для иудеев. Вторая часть -- Новый Завет -- рассказывает о союзе Бога со всем человечеством через Иисуса Христа. Для христиан священны обе части Библии.

На отдельные книги разделяют Ветхий Завет и Новый Завет. Библия состоит из 66 книг в протестантских изданиях, 72 книг -- в католических и 77 -- в православных. Противоречия у христиан существуют только относительно состава ветхозаветной ее части. Двадцать семь книг Нового Завета разногласий не вызывают.

Самые древние тексты Ветхого Завета относятся к XIII в. до н. э. -- еще к дописьменным временам древнееврейской культуры, а самые поздние датируются Ш-П вв. до н. э. Принято считать, что устное изложение впервые было записано в VII-VIII вв. до н. э. Канонизацию Пятикнижия (Торы) связывают с формированием в Палестине теократического государства, центром которого стал Иерусалимский Храм (окончательная канонизация Торы датируется 397 г. до н. э.). Актом канонизации Пятикнижия иудеи отделили себя от соседних народов, в частности от самарян, исповедовавших тот же культ.

Независимо от количества, все христиане различают в Ветхом Завете следующие группы книг:

Пятикнижие Моисея -- книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Книги исторические -- книги Иисуса Навина, Судей израилевых, Руфи, четыре Книги Царств и две книги Хроник (Паралипоменон), Ездры, Неемии, Есфири. Среди не канонических книг к этой группе принадлежат три книги Маккавейские, Товита, Иудифи, Иисуса, сына Сирахова, вторая и третья книги Ездры.

Книги пророческие -- книги «великих пророков»: Исайи, Иеремии, Плач Иеремии, Иезекинля, неканоническое Послание Иеремии; книги «малых пророков»: Дании ла, Осин, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии, пять неканонических дополнений к книге Даниила.

Книги учительные, или поэтические -- Иова, Екклезиаста, Притчи Соломона, Песнь Песней, Книга Псалмов (Псалтирь), неканоническая книга Премудрости Соломона.

Формирование новозаветного канона тесно связано со становлением и распространением христианства. Священные книги были нужны для правильного понимания и ветхозаветных книг, и нового учения. Кроме того, требовалось закрепить письменно и освятить религиозные и моральные достижения основателей и первых проповедников христианства. Эта необходимость объясняется тем, что руководители Церкви чувствовали опасность религиозной и философской критики со стороны эллинистической философии. Систематизация основ вероучения, морали и культа была нужна и для защиты христианства.

Новый Завет состоит из 27 книг.

Четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Первые три Евангелия, объединенные сюжетами и стилями изложения, называются синоптическими. В отличие от синоптических, Евангелие от Иоанна является образцом христианской мистики.

Историческая книга Деяний Святых апостолов.

Двадцать одно Послание Святых апостолов (14 написаны апостолом Павлом, остальные -- апостолами Иаковом, Петром, Иоанном, Иудой).

Пророческая книга Откровения Иоанна Богослова , или Апокалипсис.

Книги Библии делятся на главы (разделы), главы -- на стихи; к тому же стихи и главы пронумерованы. Это позволяет находить любой фрагмент текста, независимо от издания, по принципу книга -- глава (раздел) -- стих.

Тексты, близкие по содержанию, но не вошедшие ни в один из вариантов канона Библии, получили название апокрифов (греч.:тайный, скрытый).

Большинство апокрифов было запрещено Церковью. Однако те, которые не противоречили догматам, разрешалось читать, а некоторые из них даже стали источниками христианской церковной практики.

Первые тексты Ветхого Завета были написаны на древнееврейском и арамейском языках, Нового Завета -- на греческом диалекте койне.

Восточное христианство (позже -- православие) пользовалось греческими переводами Библии, западное -- латинскими переводами. Самым известным латинским переводом является перевод, выполненный в 383-405 гг. с еврейских и греческих манускриптов под руководством Иеронима Блаженного (347-420 гг.) и получивший в XV в. название «Вульгата» (лат.:Vulgata -- обычная, общепринятая). Этот перевод Библии, канонизированный Тридентским собором в 1546 г., и сейчас является официальным в Католической Церкви.

История славянских переводов Библии начинается в IX в. и связана с деятельностью святых Кирилла и Мефодия. На Русь Библия пришла в древнеболгарской церковнославянской версии.

В XVIII в. выходит так называемая Елизаветинская Библия, которая была издана в 1751, 1756, 1757 и 1759 гг. на церковнославянском языке.

На русском языке Библия в России появляется в начале XIX в. благодаря усилиям Российского Библейского общества выполнены переводы Псалтыря и Пятикнижия.

Еще один перевод был сделан профессором-семитологом Г. Павским в 1818-1835 гг. В 1876 г. вышел так называемый Синодальный перевод Библии, осуществленный с разрешения Священного Синода профессорами Петербургской, Киевской, Московской, Казанской духовных академий. Для этого были использованы европейские, греческие, славянские списки библейских книг. Синодальная Библия была признана Церковью наравне с церковнославянским текстом и в настоящее время является основой для большинства изданий Библии на русском языке.

За сто с лишним лет, прошедшие после выхода в свет Синодального перевода, неоднократно предпринимались попытки пересмотреть его или же сделать новый перевод Библии. Наиболее известным стал перевод Нового Завета, выполненный в 1950 годы русскими эмигрантами в Париже и Брюсселе под редакцией епископа Кассиана (Безобразова), но он, как и другие выполненные в последнее время переводы, достаточно широкого распространения не получил. Российское Библейское общество, учрежденное в 1990 г. после почти стосемидесятилетнего перерыва, считает одной из главных своих задач подготовку и издание нового русского перевода Библии, понятного современному читателю и опирающегося на последние достижения науки.

2. Основные идеи и мотивы Библии

Библия раскрывает перед нами священную историю человечества. Бог предстает в ней как создатель, сотворивший мир и установивший те законы, по которым этот мир должен существовать. Он является не только Творцом, но и Богом, участвующим в судьбе каждого народа и каждого человека. В соответствии с Библией в основе человеческой жизни лежит зависимость от воли Бога, искреннее ему поклонение и его почитание. Ветхий Завет повествует об отношениях Бога с народом Израиля за столетия до рождения Христа. Ветхозаветный Закон, опирающийся на Десять заповедей, данных древнееврейскому народу через пророка Моисея на горе Синай, стал основой культурно-религиозной и этической традиции иудаизма, а в переосмысленном виде -- и христианства.

Исторические книги Ветхого Завета отражают реальные события, происходившие на Ближнем Востоке в I тыс. до н. э.

Пророческие книги -- это авторские произведения пророков (религиозных и моральных учителей, иногда политических идеологов, иудейского общества в I тыс. до н.э.), основными идеями которых являются ответственность «избранного народа» перед Богом за несоблюдение Завета, а также пророчества о будущем духовном обновлении.

Учительно-поэтические произведения имеют религиозно-философский, художественно-эстетический и морально-этический смысл и посвящены вопросам отношений человека с Богом, а также определению места человека в жизни. В них предприняты попытки сопоставить Божественную и человеческую мудрость, показать смысл человеческого существования. Главным событием библейской истории является деятельность на земле Иисуса Христа как Божественного Мессии и, в первую очередь, его искупительная жертва. Христиане считают, что эта жертва является Божьей, искупающей первородный грех и дающей человечеству надежду на обновление Завета с Богом -- единственного пути к спасению души.

Ветхозаветная традиция ожидания Мессии, отраженная в произведениях библейских пророков, находит свое продолжение в Новом Завете в образе Христа. Эта идея особенно пронизывает Евангелие от Матфея. Именно поэтому здесь большое внимание уделяется проблеме исполнения ветхозаветного Закона, переосмыслению старых библейских заповедей, указывается на то, что приход Иисуса -- это исполнение ветхозаветных пророчеств. В Евангелиях от Марка и от Луки образ и учение Христа отвечают потребностям всех народов (они проповедовались эллинизированным иудеям и неевреям -- «язычникам»), и это отличает их от Евангелия от Матфея, где большую роль играет отношение к ветхозаветному Закону. Синоптические Евангелия имеют ярко выраженный дидактический, поучительный характер. Евангелие же от Иоанна, в котором основное внимание уделяется Божественной, мистической природе Христа, является выдающимся образцом христианской мистики.

О мистическом возникновении (действием Святого Духа) Христианской Церкви и о начале миссионерской деятельности апостолов рассказывает книга Деяний святых апостолов. В ней подчеркивается, что источником спасения человека является вера в Иисуса Христа и благодать Духа Святого, передаваемая через апостолов. В книге Деяний приводится также немало сведений о жизни первых христианских общин, что позволяет считать ее достоверным источником ранней христианской истории.

Послания апостолов представляют собой деловую переписку между апостолами и руководителями разных христианских общин, и в то же время это образцы богословского и религиозно-морального учения. Самая большая группа Посланий связана с именем апостола Павла -- основателя христианского богословия. Именно он первым ясно сформулировал суть христианского Символа веры -- веры в искупительную жертву Иисуса Христа, в его чудесное воскресение и второе пришествие. Именно Павел говорил, что, ожидая второе пришествие и конец света, христиане должны вести праведную жизнь. Он неоднократно указывал на роль ветхозаветного Закона для подготовки человечества к спасению, но отмечал, что после искупительной жертвы Христа люди спасутся верой в Христа и любовью к Богу и ближним. Таким образом, утверждает Павел, богоизбранным является все человечество. В посланиях Павла заложены основы социального поведения христиан: уважение к светской власти, достойное профессиональное служение, добродетельное поведение, крепкий брак и т. п. Кроме того, Павел сформулировал основные принципы христианского служения и внутреннего церковного устройства (выборность духовенства, церковная иерархия и т. п.). Соборные послания посвящены проблемам церковной дисциплины, религиозно-морального воспитания, христианской стойкости в языческом окружении.

Апокалипсис Иоанна Богослова, главными идеями которого стали торжество Христа в битве с силами Дьявола и его победа над Антихристом, установление тысячелетнего Царства Божьего, идея Последнего Суда и обновления неба и земли, является ярким образцом христианской эсхатологической мистики. Прообразом обновленного мира -- небесного Иерусалима -- выступает здесь Христианская Церковь.

В центре Библии -- личность Иисуса Христа, с образом которого связан целый ряд богословских, философских и нравственных проблем. Новозаветная традиция сформулировала качественно новое понимание религиозности и нравственности, в основе которого лежали оправдание верой, спасение через приобщение к искупительной жертве Христа, преимущество внутреннего религиозного чувства перед внешними обрядами. В Библии поставлено много богословских и социальных проблем: общечеловеческое и национальное в религии, вера в Бога и жизнь в «миру», труд и жизнь человека как религиозное служение, Церковь как нравственный центр и образец идеального общества.

Христиане воспринимают Библию как Слово Божье, главным признаком которого является богодухновенность. Согласно концепции богодухновенности, содержание священных книг имеет божественное происхождение. Оно внушалось земным авторам или путем прямого откровения, или же путем Божественного вдохновения Духом Святым. Именно богодухновенность стала критерием для включения тех или других произведений в библейский канон.

Танах у иудеев, а также Ветхий и Новый Заветы у христиан являются источником догматического и литургического богословия. Библия -- неотъемлемая часть христианских богослужений. Чтение и пение библейских текстов -- обязательная принадлежность христианских обрядов. На Библии построены все остальные вероучительные и богослужебные книги. Талмуд -- свод религиозной иудейской литературы -- опирается на Танах, а в особенности -- на Тору. На Ветхом Завете и Новом Завете основаны постановления христианских соборов, писания святых отцов, катехизисы, пособия для учащихся но «Закону Божию», богослужебные книги. На Библию опираются различные богословские труды, сочинения иудейских и христианских религиозных философов.

Со временем возникла потребность в многочисленном использовании и объяснении библейских понятий и высказываний. Поиск их в Библии облегчают такие вспомогательные источники информации, как Симфонии, Толковые Библии, Библейские энциклопедии, справочники и словари. Развитие информационных технологий способствовало разработке новых компьютерных версий разных библейских переводов и информационно-справочного обеспечения для изучения Библии.

В настоящее время Библия в целом или отдельные ее книги переведены почти на все языки мира. Как свидетельствует статистика, Библия является самой тиражированной и самой популярной книгой в мире. Библия также стала первой из напечатанных книг в Европе: это было сделано немецким первопечатником Иоганном Гуттенбергом в 1452-1455 гг.

Распространяется Библия главным образом благодаря миссионерской деятельности разных христианских конфессий и специальных Библейских обществ -- международных и национальных. В 1804г. было основано первое из них -- Британское и Иностранное Библейское общество, которое вначале издавало уже существующие переводы Библии, а со временем занялось подготовкой новых переводов. К тридцатым годам XIX в. начали свою работу и другие Библейские общества: Нидерландское Библейское общество, Американское Библейское общество и Национальное Библейское общество Шотландии. В Индии, Африке и арабских странах наряду с протестантами над переводами Библии трудились и католические миссионеры. После Второй мировой войны в деле библейского перевода произошли огромные изменения. В 1934г. было основано Уиклифовское общество переводчиков Библии, которое является сейчас самым большим в мире миссионерским обществом (более трех тысяч миссионеров осуществляют программу по переводу Библии примерно на 700 языков). Еще более широкая программа, охватывающая многие из основных языков мира (хинди, китайский, арабский), разработана организацией «Объединенные библейские общества», в которую входят более ста национальных обществ на всех континентах. В ее работе принимают участие христиане всех направлений.

Помимо всемирных программ, переводами Библии занимаются и небольшие миссионерские организации, и отдельные переводчики. Тысячи специалистов работают над тем, чтобы сделать Библию более понятной, и все же в мире остаются еще сотни национальных групп, преимущественно небольших, на языках которых до сих пор не существует приемлемых переводов. Кроме того, нужно учитывать, что языки всегда находятся в процессе изменения. Эксперты Объединенных библейских обществ считают, что в связи с этим на каждом языке не реже, чем один раз в 30 лет, должны издаваться новые редакции, а возможно, и новые переводы Библии.

За последние полвека возникли специальные библейские институты, основано множество журналов (научных, богословских, популярных), посвященных изучению Библии, составлены разнообразные комментарии и словари к текстам Священного Писания. Существуют издания Библии для детей, для молодежи, иллюстрированные и снабженные примечаниями, записанные на электронные носители и напечатанные для слепых.

Заключение

Библия оказала большое влияние на письменную культуру человечества. Ее активное распространение (в течение почти двух тысячелетий она была главной книгой для чтения и обучения грамоте) помогало развитию письменности разных народов. В той или иной степени с Библией связаны символика, обычаи, общественные идеалы, искусство и литература большинства стран. Готические соборы и древнерусские иконы, Рафаэль и Рембрандт, Дайте и Бах -- все это мир Библии, воплощенный в искусстве. Вплоть до начала XVII в. искусство Европы с полным правом можно назвать библейским; воздействие Библии на мироощущение и вдохновение художников, скульпторов, писателей, композиторов было таким всеобъемлющим, что без знания библейских текстов трудно понять европейское классическое искусство. Идеи, сюжеты и образы Библии легли в основу крылатых выражений, пословиц, поговорок: «Нет пророка в своем отечестве», «Время жить и время умирать», «Не хлебом единым», «Кесарю -- кесарево», «Кто не работает, тот не ест»; библейскими являются и сотни других известных выражений: «блудный сын», вавилонское столпотворение», «манна небесная», «хлеб насущный», «соль земли».

Библия способствовала обогащению национальных языков, просвещению многих народов, приобщению их к христианской культуре, лучшему взаимопониманию народов. Библейские призывы к ненасилию, миротворчеству и милосердию особенно актуальны для современного мира с его глобальными проблемами.

Список литературы

1. Бугаева И.В. Церковнославянский язык в ХХI веке //Россия православная. - 2005. - № 7. - с. 176-177

2. Кучер О. Н. Христианство. История и современность. - Ростов н/Д: Феникс, Харьков: Торсинг, 2004. - 320 с.

3. Настольная книга атеиста /Под ред. С.Д. Сказкина. - М.: Политиздат, 1987. - 431 с.

4. Никольский А. Откровения святого Иоанна Богослова // Свет. - 2002. - № 11. - с. 48-51.

5. Посохов А. Евангелие живущее: Духовно-педагогический комментарий // Духовно-нравственное воспитание. 2002. № 2. - с. 96-98.



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.