7
Четвертая старая заповедь гласила: « люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»; Иисус же существенно ее корректирует: « А Я говорю, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф. 5:43,44).
Иисус советует: будьте подобны природе, солнцу, например, которое равно восходит и над злыми и над добрыми; дождю который льет свои живительные струи и на праведных и на неправедных. Какая заслуга говорит Христос любить любящих вас. Это не требует от человека никаких внутренних усилий. Но если любить «врага своего», это, значит, пересмотреть все свои установки, что требует нового самоощущения, нового миропонимания. Следуя этой заповеди ,человек как бы поднимается над ситуацией , не идет вслед навязанной ему вражде и ненависти ,остается свободным в своем осознанном выборе. Он сознательно принимает посланное ему испытание, используя его для самосовершенствования, для культивирования в себе любви как одной из важнейших христианских добродетелей. Благодарить врагов надо за то, что они позволили человеку понять, каков он на самом деле, что ему необходимо исправить в себе в процессе нравственного самосовершенствования : ведь не имея врагов ,не пройдя испытаний , нельзя узнать ,что ты из себя представляешь . Сила твоя- в тебе самом : самовоспитание , вечное восхождение к высотам духа , к любви, смирению и вере- вот путь настоящего христианина.
Разумеется, это только малая часть заповедей.
В Евангелии от Матфея сделан упор на сопоставлении духовных и бездуховных идеалов, которые и дают человеку либо спасение, либо гибель: « Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль истребляют их и где воры подкапывают и крадут», « Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и Мамоне» (Мамона - бог богатства)(Матф. 6:10,24).
В Новом Завете некоторые заповеди Моисея получили новый смысл (« не противься злому», «любите врагов ваших»). Тем самым христианство выходило за рамки иудейской религии и отделяло себя от нее, при этом обращаясь ко всему миру. В конце Евангелия Иисус посылал апостолов идти к людям и проповедовать всем народам: « Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа» (Матф.28:19).
Нравственные заповеди христианства, изложенные в Нагорной проповеди Христа ,выражали принципиально новый взгляд на человека: оценка его духовного потенциала и нравственно- религиозных качеств перемещалась от внешних факторов ( от общественного мнения , родоплеменных и общинных норм ) внутрь сознания субъекта.
Человек обретал иной масштаб, иные критерии самооценки : его внутренний мир, личностное самосознание, совесть становились объектами самоанализа, полем борьбы Добра и Зла. Внешнее принуждение теряло силу, человек обретал личную свободу, право на выбор и право на ответственность не за то, что сделали другие, а за то, что сотворил он сам.
Библия содержит россыпь человеческой мудрости:
-дерево познается по его плодам;
8
- не следует вливать новое вино в старые мехи;
- нет пророка в своем отечестве;
- никто не может служить одновременно двум господам;
-оскверняет человека не то, что входит в него, а то, что выходит из уст его;
- не ищи сучок в глазу брата твоего, сначала вынь бревно из своего глаза;
-не человек для субботы, а суббота для человека;
-не трудящийся да не ест
и многие другие « крылатые» выражения. Из Библии черпаются образы и сюжеты, имеющие общечеловеческий смысл. Каждая эпоха, каждый народ человек вычитывают из « Книги книг» то, что соответствует их чаяниям, потребностям, уровню развития, степени веры.
В Библии отражалось монотеистическое мировоззрение, связанное с представлениями об абсолютности ,вездесущности , благости ,незримости единого для всех Бога .Христианский монотеизм был связан с выработкой нового миропонимания и мировоззрения ,в котором человек рассматривался как образ и подобие Бога ,а мир - как им сотворенный, имеющий смыслы и цели своего существования . Христианство создало новое представление об историческом бытии человека и его будущем- Царстве Божием , в которое войдет преображенное богочеловечество. В Библии изложены новые представления о нравственности, о свободе воли, о добродетели, грехах и воздаянии. В книгах Ветхого Завета сформулированы требования Закона , соблюдая который люди должны строить межличностные отношения . В книгах Нового Завета передано учение , которое призвано подсказать тем, кто этого хочет ,как построить свою жизнь . Бог в христианстве не является отдаленным от человека и абстрактным , а- любящим Отцом , готовым прийти на помощь, когда в нем нуждаются. В книгах Нового Завета предельно четко ощущается ценность Любви как сильнейшего чувства, как космической силы, как смысла жизни. Уже более двух тысячелетий миллионы людей обращаются в Библии в дни страданий или радости, Библия- источник и подлинной нравственности , и познания мира , и самопознания .
Бесчисленны в Библии указания на божественную инспирацию писания, мы находим повеления Бога записать сказанное: « И сказал Яхве Моисею: запиши сие в книгу памяти…»
(Исход).
В книге пророка Исайи читаем: «Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки… высеки в бронзе.»(30:8)
В книге пророка Иеремии подчеркнута божественность источника: « Ты будешь Моими устами».
Итак, Библия предстает перед нами как Слово Божие, и как таковое оно объект веры. Всякий кто полагает, что можно взять в скобки веру и прочесть Библию взглядом ученого, как это возможно по отношению к текстам Платона и Аристотеля ,совершает противоестественную вивисекцию духа, разделяющую его с текстом. Библия решительно меняет свой смысл в зависимости от того,
9
кто ее читает,- верующий или неверующий в то, что это Слово Божие. Как бы то ни было, все же не будучи философией, в греческом смысле этого термина , общее видение реальности и человека в контексте Библии содержит в себе целую серию фундаментальных идей, в первую очередь философского плана. Более того, некоторые из этих идей обладают такой силой, что их распространение, как среди верующих, так и неверующих, необратимым образом изменило духовный облик мира. Можно сказать, что слово Христа, содержащееся в Новом Завете (которое венчает пророчества Ветхого Завета), перевернуло все понятия и проблемы, поставленные философией в прошлом, определив их постановку в будущем. Другими словами библейское послание преобразовало позитивным образом как тех, кто его принял, так и тех ,кто его отверг, прежде всего в диалектическом смысле ,антитетично ( в функции отрицаемого тезиса), но и в более общем смысле, обозначив духовный горизонт, не подлежащий упразднению.
Таким образом , после диффузии библейского послания стали возможны три позиции:
А) философский поиск различимости двух сфер - разума и веры
Б) философствования вне веры и против веры
В) философствование в вере.
Философствование, игнорирующее веру в том смысле, как если бы библейское послание никогда не заявляло о себе в истории, отныне стало невозможным.
Эммануил Кант, великий кенигсбергский философ сказал: « Существование Библии является наибольшим, наивысшим благословением, какое только человечество когда- либо испытало».
Нет такой области человеческого знания, такого понятия, которое бы, так или иначе, не затрагивалось в Библии. Интересно сгруппировать в виде списка те многочисленные понятия, которые авторы Библии используют в Писании, после чего становится ясно, что оно удовлетворяет все наши жизненные запросы. Рассмотрим следующие примеры:
1)Спасение: « Священные Писания … могут умудрять тебя во спасение верою во Христа Иисуса. (2 Тим. 3:15)
2) Содержание в чистоте: « Как юноше содержать в чистоте путь свой?- Хранением себя по слову Твоему». ( Пс.118:9)
3) Истина: « Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина ( Иоанн 17:17)
4) Праведность: « В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою»
( Пс.118:11)
5)Руководство: « Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей» ( Пс.118: 105).
6) Назидание: « Откровение Господа, верно, умудряет простых» (Пс.18:8).
7) Мир: « Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс. 118 :165)
8) Радость: « И было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего» (Иер.15:16).
10
Этот список можно продолжать многократно Библия дает ответы на все случаи жизни.
« Пусть мир прогрессирует и развивается, сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не может заменить Библию, оно- основа всякого образования и всякого развития!»- сказал Гетте. Истинная научная точность глубина Писания, многочисленные научные свидетельства креационного созидания в природе, а так же чудесная взаимосвязь библейского видения мира, которое подтверждается реальными фактами науки; основополагающие принципы различных наук, изложенные в Священном Писании, могут быть легко понятны.
Науку когда-то считали средоточением познанных истин или, по меньшей мере, сферой, занимающейся поисками истины. Она имеет дело с фактами, проверенными фактами. Раньше основой научного метода считали эксперименты и наблюдения, включая реальные предсказания, которые можно было проверить, подтвердить или опровергнуть с помощью измерения.
Библия изобилует научно точными высказываниями и многочисленными свидетельствами реального сотворения. Многие библейские фактические научные свидетельства на тысячи лет опередили их подтверждения учеными, среди наиболее значительных библейских предсказаний относительно современной науки имеются два наиболее универсальных и лучше всего доказанных принципа науки. Эти два обобщения - знаменитые первый и второй законы термодинамики. Они могут действительно рассматриваться не только как научные законы, но и как божественные законы, которые контролируют взаимодействия всех компонентов процессов, происходящих во всех областях науки.
Первый закон термодинамики, возможно, лучше известен как закон сохранения энергии. Энергия не может ни создаваться, ни уничтожаться. Поскольку каждая вещь и каждое явление в основном состоит из одной или более форм энергии, первый закон термодинамики заверяет нас, что в настоящее время ничто не создается и не разрушается. Истина, которую он выражает, была сформулирована в конце первозданного творения (Бытие 2:1-3).
После того, как Бог закончил сотворение и превратил все созданное во вселенной в полностью отлаженную функционирующую систему, Он «отдохнул». Он прекратил свою работу (т.е. энергию) по сотворению и ввел ныне действующий принцип «сохранения» того, что создал. С тех пор Он держит « все словом силы Своей» (Евреям 1:3). Фактически эти действия содержат то, что мы теперь называем первым законом термодинамики, или законом сохранения энергии.
Второй закон термодинамики, универсальный, применяемый ко всем процессам и системам, включая живые организмы ( исключения из этого закона неизвестны ), говорит о том, что развитие в природе идет « по нисходящей» энергии становится меньше, сложность уменьшается, структура становится беспорядочной ,информация бессистемной - все имеет тенденцию к распаду, если позволить процессам протекать беспрепятственно . Это также отражение
11
первозданного божественного заявления : « Проклята земля за тебя … ибо прах ты, и в прах возвратишься».(Бытие 3:17-19)
Таким образом, два важнейших всеобщих и наиболее подтвержденных закона науки были предписаны Богом при завершении Его сотворения и соответственно при объявлении о Его проклятии творению. Они были записаны в Писании за тысячи лет до того, как современные ученые признали их научными законами.
Огромное влияние Библия оказала на такие виды искусства, как живопись, архитектура, музыка, поэзия и др.
Библейские сюжеты послужили темой для бессмертных творений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и других.
Среди русских живописцев особо хочется выделить Андрея Иванова, его знаменитые полотна, написанные на библейские темы. «Сотворение мира» на шести листах изображаются все шесть дней творения. Уже здесь мы ощущаем своеобразие подхода художника- он как бы отдается во власть младенческим представлениям о Творце земли , мудром художнике, который любовно лепит и украшает маленький мир, а затем оживляет его. «Хождение по водам» иллюстрирует известный евангельский рассказ о том, как ученики, плывя в лодке, увидели Христа, который шел поверх волнующегося моря. Христос позвал Петра и велел идти к нему: Петр пошел по воде, но, испугавшись, начал тонуть; тогда Христос поддержал его и сказал: « Маловерный! Зачем ты усомнился?»
«Явление Христа народу», «Нагорная проповедь», «Ангел поражает Захарию немотой» и многие другие.
Знаменитый поэт Жуковский считал чтение и изучение Нового Завета «главным предметом жизни». Под влиянием чтения Евангелия сложилось и окрепло миросозерцание Ф.М. Достоевского. Мильтон писал: « Во всей светской литературе нет сокровища, сравнимого с Библией».
Пронеслись века…
Возникали и рушились империи, гибли цивилизации, военные, политические и социальные перевороты меняли самый облик земли. Когда евангельская проповедь, подобно свежему ветру, ворвалась в дряхлеющий античный мир, она принесла надежду опустошенным и отчаявшимся, вдохнула в них энергию и жизнь. Христианство соединило мудрость Афин и чаяния Востока с мечтой Рима о всеобщем «согласии»; оно осудило угнетателей, возвысило женщину, способствовало искоренению рабства.
Позднее в молодых варварских странах Запада оно стало опорой гуманности и просвещения, заставив грубую силу признать духовный и нравственный авторитет. В каждую эпоху Новый Завет обнаруживал скрытые и неистощимые импульсы к творчеству. Если первыми учениками Иисуса были простые галилеяне, то впоследствии перед Его крестом склонились величайшие умы всех народов. Его откровение озарило мысль Августина и Паскаля, любовь к нему возводила рукотворные утесы храмов, вдохновляла поэтов и ваятелей, вызывала к жизни могучие звуки симфоний и хоралов. Образ Богочеловека запечатлен Андреем Рублевым, Микеланджело,
12
Рембрандтом; на пороге третьего тысячелетия Евангелие, повествующее о Христе, переведено на полторы тысячи языков и расходится по миру, не уступая прославленным творениям человеческого гения.
«И что это за книга, Библия! Величественная и обширная, как мир, укоренившаяся в глубинах вселенной и восходящая до таинственной лазури с небес! ...Воистину это Слово Божие, тогда, как все другие книги мира выражают только свое человеческое искусство»,- сказал Генрих Гейне.
«Существование Библии является наибольшим, наивысшим благословением, какое только человечество когда-либо испытывало». Э.Кант.
«О сей величественный том!
В нем тайна тайн, и чудо в нем .
Блажен ,кого сподобил Бог
Вкусить величье этих строк,
Свою познать с бессмертьем связь,
Страшась, надеясь и молясь-
И горе смертным тем, кто здесь
Впадал в сомненье или спесь».
Вальтер Скотт
Страницы: 1, 2