Рефераты. Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического обеспечения

Для внедрения современных технологий и перехода на новый уровень в справочно-информационном обслуживании Церкви целесообразно создать Православный информационный центр.

Основными направлениями деятельности такого центра могут быть следующие:

1. Священное писание: ввод в компьютер текст русской и славянской Библии, приобретение за рубежом магнитных носителей с текстами Библии на других языках (в первую очередь на иврите, греческом и латинском); создание Симфоний и указателей по всем этим текстам (как в печатной, так и в компьютерной форме); создание компьютерной информационно-поисковой системы, позволяющей осуществлять поиск необходимых текстов Писания (в том числе по сложным комбинированным запросам, по неточной цитате и т.д.).

2. Богослужебная литература: ввод в компьютер всех богослужебных книг (в том числе Часослова, Служебникова, Триодей, Требника, Акафистников и др.), а также богослужебных указаний, содержащихся в Типиконе; создание Симфоний и указателей к ним (как в печатной, так и в компьютерной формах); создание системы «Компьютерный псаломщик», позволяющей на основе хранящихся в машинной памяти богослужебных текстов и сведений из Типикона автоматически строить точные и канонически безупречные службы на каждый день (с учетом совмещения переходящих и непереходящих праздников, престольных праздников соответствующего храма и т.д.); для более активного и осмысленного их участия в этих службах; организация компьютерных изданий церковных календарей, значительно более доступных для верующих по сравнению с нынешними.

3. Агиография: ввод в компьютер кратких житий святых и основных сведений о них (годы жизни, страна, биографические данные); создание агиографических указателей и справочников; организация компьютерных изданий для прихожан текстов кратких житий отдельных святых, чтобы каждый верующий мог иметь у себя текст жития своего небесного покровителя.

4. Экзегетика: ввод в компьютер экзегетических отрывков из святоотеческих творений; создание компьютерной информационно-поисковой системы по экзегетике, позволяющей подбирать толкования одних и тех же священных текстов Отцами Церкви.

5. Другая христианская литература: составление указателей различного типа, посвященных творениям Отцов Церкви, русской богословской и религиозно-философской литературе -- дореволюционной и эмигрантской.

6. Каноника: ввод в компьютер текстов канонов -- правил апостольских, вселенских и поместных соборов, а также Св.Отцов; ввод иных нормативных актов, регулирующих жизнь различных церквей; создание Симфоний и указателей по всем этим текстам.

7. История: ввод в компьютер кратких сведений о жизни и трудах различных церковных деятелей -- как русских, так и зарубежных православных церквей; ввод информации о значительных церковных событиях (распространение христианства, возникновение ересей и сект, сборы, явление чудотворных икон и иные чудесные события, основание монастырей и храмов, духовных учебных заведений и др.); создание соответствующих указателей, являющихся отправной точкой (словником) для работы над Православной энциклопедией.

8. Нетекстовая информация. Современные технические возможности компьютеров, помимо обработки текстов, позволяют хранить и обрабатывать также и нетекстовую информацию. Это позволяет создавать информационно-поисковые системы различных типов, в частности, по христианской иконографии, по церковному пению, по церковному зодчеству и многим другим смежным дисциплинам.

В деятельности Православного информационного центра заинтересованы все православные юрисдикции: распространение информации друг о друге безусловно будет способствовать их сближению. Создание такого центра есть дело, полезное не только для Русской Православной Церкви на нынешнем этапе ее истории, но и для всей христианской культуры в целом.

Другие трудности связаны с наличием у значительной части современных деятелей на ниве христианства -- как у клириков, так и у мирян -- устойчивых предрассудков относительно компьютеров, допустимости и «православности» их использования для работы в таких бесценных для каждого христианина областях, как Священное Писание и Православное Предание. Понять такое предубеждение нетрудно, имея в виду как сходство экрана компьютера с экраном телевизора с характерным для нашего времени засильем на нем рока, секса, политики, культа наживы и прочих малоприятных вещей, так и его соотнесение с атрибутами западной культуры. Определенную роль тут играет и некритическое восприятие информации о так называемом «искусственном интеллекте».

По указанным причинам данный проект осуществляется пока на общественных началах, с использованием компьютерной техники по месту основной работы участвующих в нем энтузиастов. Тем не менее за те два года, что прошли с момента его выдвижения, изучена ситуация с компьютерным обеспечением информацией, относящейся к дисциплинам, входящим в круг православного образования; выработана концепция первоочередных направлений деятельности центра; определены необходимые технические и программные средства; проведен поиск доступных информационных материалов на машинных носителях -- текстов Священного Писания на различных языках и вспомогательного программного обеспечения, заполняются базы данных по следующим направлениям: неканонические книги Ветхого завета на русском языке, библиография православной периодики (Журнал «Московской Патриархии», «Богословские труды» и др.), месяцеслов, именной указатель «Православная персоналия»; начата разработка программного обеспечения для Православного информационного центра; создана первая версия компьютерной библиографической системы и компьютерного словаря святых.( )

После воплощения в жизнь этого проекта библиотеки получат более широкие возможности ведения той работы, о которой говорится в дипломном проекте.

§ 3 Опыт работы библиотек региона по библиотечно-

библиографическому обслуживанию пользователей библиотек

Выше мы уже говорили об опыте работы библиотек в целом по России. В §3 мы расскажем, что делают библиотеки нашего региона в работе с литературой по религии.

При разработке дипломного проекта автором было произведено два мини-анкетирования среди различных библиотек региона и среди читателей г. Липецка. Автором данной работы было составлено две анкеты. Прежде чем описывать опыт работы библиотек, представим здесь результаты анкетирования библиотекарей.

Анкета № 1 включала девять вопросов, ответы на которые содержали сведения о наличии в библиотеке литературы данной тематики, периодики, дали представления о запросах читателей и источниках их выполнения. Всего было распространено 10 анкет, получено 5 анкет. Из них 3 анкеты из ЦБС; 1 анкета ОДБ; 1 анкета Земская библиотека. В анкетировании участвовали следующие библиотеки: Орловская областная детская библиотек им. М.М. Пришвина и Залегощенская ЦРБ (Орловская область); Старооскольская ЦРБ и Скороднянская земская библиотека (Белгородская область); детская библиотека-филиал № 24 Липецкой городской ЦБС.

Респонденты ответили на все вопросы анкеты, а некоторые даже давали по два ответа на вопрос. На вопросах, на которые было дано по два ответа, мы будем останавливаться подробнее, давая некоторые из этих ответов.

На первый вопрос анкеты: «Имеется ли в вашей библиотеке литература по вопросам религии и церкви?» Из пяти опрошенных 4 сказали, что имеется такая литература, но мало новых изданий, 1 человек дал свой вариант ответа, где подчеркнул, что в их библиотеке есть много новых изданий по религии.

На второй вопрос: «Имеет ли библиотек издания «Библии»?» Анкетируемые ответили:

а) имеет достаточно экземпляров -- 1 человек

б) имеет в читальном зале -- 4 человека

А один респондент еще добавил сведения о том, что библиотека имеет еще несколько экземпляров Детской «Библии» на детском абонементе.

На третий вопрос: «Получает ли ваша библиотека журнал «Наука и религия»?» Ответы распределились следующим образом:

а) получает -- 2 человека

б) не получает -- 2 человека

в) имеет только старые комплекты -- 1 человек

На вопрос: «Как Вы считаете, пользуется ли литература по вопросам религии спросом в вашей библиотеке?» Ответили:

а) да -- 3 человека

б) нет -- 1 человек

А один респондент сказал, что в их библиотеке такая литература не очень пользуется спросом.

На пятый вопрос анкеты: «Как Вы считаете, каковы мотивы обращения к чтению этой литературы?» были получены такие ответы:

а) учебные задания -- 5 человек

б) личный интерес -- 2 человека

Таким образом, мы видим, что все опрошенные главным мотивом считают учебу, но при этом двое из них отметили и личный интерес.

На шестой вопрос: «Кто чаще всего спрашивает в библиотеке такую литературу?» ответы были такие:

а) школьники -- 3 человека

б) студенты -- 1 человек

в) преподаватели -- 1 человек

Один из опрошенных дал еще один ответ: пенсионеры.

На седьмой вопрос: «Что является источником выполнения вопросов по религиозной тематике?» ответы звучали так:

а) систематический каталог -- 1 человек

б) систематическая картотека статей -- 4 человека

Это на наш взгляд вполне оправданно, т.к. именно в СКС содержится новая информация.

На восьмой вопрос анкеты: «Считаете ли Вы необходимым наличие в фонде библиографических пособий по религиозной тематике? » ответы распределились таким образом:

а) да -- 4 человека

б) нет -- 1 человек

На девятый вопрос анкеты: «На Ваш взгляд, каким требованиям должен отвечать современный рекомендательный указатель по религиозной тематике?» ответы распределились примерно поровну:

а) хорошее полиграфическое оформление -- 2 человека

б) сочетание в тексте фактографической и библиографической информации -- 2 человека

в) четкое читательское назначение -- 2 человека

Также один из респондентов дал свой вариант, сказав, что указатель должен отвечать требованию свободного вероисповедания.

Таким образом, анкетирование показало, что библиотеки с тематикой, которой посвящена дипломная работа, связаны и проводят определенную работу. Остановимся более подробно на работе отдельных библиотек региона.

Библиотеки Липецкой области

При изучении опыта работы библиотек Липецкой области автором было проведено еще одно мини-анкетирование, но уже читателей различных библиотек г. Липецка.

Данная анкета включала в себя 8 вопросов, которые позволили выяснить отношение читателей к чтению литературы религиозного содержания и источники поиска данной литературы. Эта анкета была распространена среди учащихся 10-х классов среднеобразовательной школы № 72 им. И.Ф. Гануса . г. Липецка, учащихся 1-ого курса Всероссийского заочного финансово-экономического института (филиал в г. Липецке) специализации бухгалтерский учет, аудит и анализ, а также среди учащихся библиотечного отделения Областного училища искусств и культуры им. К.Н. Игумнова.

Было роздано 10 анкет, получено 9 анкет. Сделав анализ данной анкеты, мы выяснили, что на первый вопрос: «Как Вы считаете, нужна ли религия нашему народу и государству?»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.