Рефераты. Знакомство дошкольников с родословной

Воспитательный эффект соблюдения этих важных традиций не только в масштабе страны, республики, города, каждого села, но и в каждой семье зависит от нравственно-эстетического колорита. В некоторых семьях существует такая традиция: ко дню 8 Марта дети матерям и бабушкам, мужчины - женам, сестрам, матерям втайне готовят подарки, которые выкладывают на видном месте к утру. В некоторых семьях матерей и бабушек освобождают от домашнего труда на весь день, отдавая дань уважения их повседневным домашним заботам и хлопотам. Всё в такой день важно: оригинальность подарка (особенно сделанного детьми своими руками), красиво накрытый праздничный стол, эмоционально насыщенный тост за праздничным столом и т. д. Самое главное - чтобы всё это делалось с неподдельной искренностью и теплотой.

В жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейно-бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, проводы в Советскую Армию, вступление в трудовую жизнь, выход ветеранов труда на пенсию и т. п.

Многие из этих событий отмечаются в общепринятом порядке и не только в семейном масштабе, но некоторые из них - в каждой семье по-своему. Дни рождения детей и взрослых в семье, вполне естественно, должны праздноваться по-разному, но главное должно заключаться в том, чтобы об имениннике не забывали, чтобы не было на таком празднике скуки и однообразия, чтобы на торжестве детей родители не чувствовали себя лишними и не вынуждены были их оставлять.

Многие родители, празднуя день рождения сына или дочери не умеют сделать этот торжественный день семейным праздником. Они думают обо всём - об угощении, об убранстве комнаты, о приглашении гостей (как бы кого не забыть!) - и забывают главное: что надо сделать, чтобы сын (или дочь) с нетерпением ждал своего праздника, чтобы это был именно его праздник, чтобы он с благодарностью думал о людях, которые подарили ему в этот день много радости.

В дни семейных торжеств их «виновникам» принято преподносить подарки. Это очень хорошая традиция. Но с точки зрения нравственно-эстетической культуры далеко не одинаковым оказывает их предназначение, и порядок их вручения, и их последующая судьба. Ведь не секрет, что часто взрослые, собираясь на рождения детей своих родственников или знакомых, думают не о том, какую ценность для именинника будет иметь их подарок, а о том, как бы не ударить в грязь лицом перед взрослыми.

Относительно этих семейно-бытовых традиций существуют основные общепринятые правила. Сложнее с такими, как празднование начала и окончания трудового пути, учебного года детьми. В трудовых, особенно производственных, коллективах установилась прекрасная традиция посвящения в рабочие, торжественные проводы ветеранов труда на заслуженный отдых. Эти памятные для людей дни в их семьях или совсем не отмечаются, или отмечаются очень плохо. Но в тех семьях, где об этих событиях не забывают нужно всё делать так, чтобы этот день был действительно памятным в первую очередь для того, кто опять-таки является его «виновником». Первый день школьной жизни для первоклассника должен быть особо значимым. И эту значимость необходимо подчёркивать. Каждый взрослый в семье должен поинтересоваться какое впечатление на первоклассника произвела школа, новые товарищи, первые уроки, учительница.

Окончание учёбы в школе завершается выпускными вечер, у выпускников есть очень хорошая традиция: в этот вечер собираются в каком-либо памятном месте, посвящают друг друга в свои замыслы, дают обещания в верности дружбе и т. п.

Хорошей традицией в трудовых коллективах стали проводы на пенсию. Однако с повышением у людей жизненной и трудовой дееспособности всё чаще перед ними возникает вопрос: чем же заниматься дальше? Поэтому не случайно, когда это событие празднуется в семье, близкие, родственники, друзья не только вспоминают трудовые заслуги ветерана, но и строят планы на будущее, причём планы не пассивного безделья, а активной жизненной деятельности. Несомненно, за праздничным столом во время этого семейного события не обходится без шуток, воспоминаний, притом самых различных, забавных, поучительных.

Совершенно изменилась в нашем обществе такая семейно-бытовая традиция, как проводы на воинскую службу. Ушли в прошлое оплакивания, горестные сетования на злосчастную судьбу, печальные песни и прощания. Сейчас проводы сопровождаются бодрыми напутствиями, оптимистическими пожеланиями, шутливыми советами. И если уж где-то всплакнёт втихомолку мать, то по естественной причине - двух-трёхлетней разлуки с сыном. Однако эта традиция ещё часто не обходится без выпивок, превращающихся у некоторых «щедрых» родителей в настоящую попойку. Вот против этого и надо бороться как можно эффективнее.

Как составная часть нравственно-эстетической культуры немаловажное значение имеют традиции общения и взаимоотношений в семье. В любой сфере конкретными формами нравственных отношений являются отношения взаимной заботы, помощи, поддержки, взаимного уважения, доверия, искренности, признательности, великодушия, соучастия, сопереживания, любви, верности и т. д.

В каждой семье вырабатывается определённый стиль и характер взаимоотношений, а если он приобретает такие черты, как стабильность, эталонность, то те или иные взаимоотношения превращаются в привычные. И мы вправе говорить о них как о традиционных. Есть немало семей, в которых успехи и неудачи каждого члена семьи (как взрослых, так и детей) переживаются совместно. Если кто-то в семье заболел, ему стараются помочь и оказать услугу все, причём не только в лечении, но и в служебных и учебных делах. Эти маленькие семейные традиции - неотъемлемый элемент нравственно-бытового семейного уклада, без чего не может быть сформирована и высокая нравственная культура личности.

В семейно-бытовых традициях особое место занимает организация культурного досуга.

С увеличением свободного времени проблема досуга становится всё более важной социальной проблемой. Время досуга - это свободное от работы или другой обязательной деятельности время. В это время человек свободно выбирает те иные занятия или проводит время соответственно своим интересам и склонностям, своим духовным и физиологическим потребностям. Досуг можно классифицировать как активный и пассивный, культурный и бескультурный, индивидуальный и коллективный, семейный, школьный, общественный, увлекательный и разнообразный и т. п. В любом случае досуг связываете со свободным временем.

Стремление к увеличению объёма свободного времени каждым членом семьи - явление закономерное. Но объём свободного времени ещё не характеризует уровня культуры его проведения.

С ростом образования, культуры, развитием источников информации, которыми располагает советская семья, увеличиваются возможности разнообразия досуга.

В организации культурного досуга большое место занимает в настоящее время телевидение. Но неумеренный просмотр телепередач детьми нередко приводит к крайне нежелательным последствиям. У детей не только портится зрение и ухудшается здоровье, но и вырабатывается «всеядность» информации, притупляется эмоциональное восприятие. Запрещение смотреть все подряд телепередачи ничего не даст, если родители не будут стремиться разумно направить деятельность ребёнка в часы досуга. Необходимо стремиться к тому, чтобы семейный досуг был активным, разнообразным, способствовал духовному росту и родителей, и детей.

Семейный досуг занимает особое место в развитии нравственно-эстетической культуры. В организации семейного досуга большое значение имеет умение взрослых разумно использовать свои свободные часы и научить этому детей. Это умение зависит от организованности, распорядительности, деловитости во всём, от понимания того, что время - это то богатство, которое ничем не восполняется. А научить этому детей надо с установления и поддержания правильного режима дня, распределения трудовых обязанностей в семье, выполнения простых правил семейного и общечеловеческого общежития. Необходимо помнить, что самыми сильными средствами формирования духовного богатства детей являются чаще всего не формальные воспитательные воздействия, а косвенные: чтение и рассказывание сказок.

Разумное и рациональное использование времени, в том числе времени досуга, должно быть одной из главных семейно-бытовых традиций.

Для формирования эмоционального мира детей (да и взрослых) надо развивать и совершенствовать такую семейную традицию, как совместные игры.

В культурной организации семейного досуга большое значение, особенно в городских условиях, имеют коллективные семейные прогулки. Здесь важно то, чтобы они были не от случая к случаю, а вошли в привычку, стали маленькой семейной традицией.

1.4 Родовое древо

Возникновение потребности ребёнка в общении с членами семьи - важнейшее условие его психического развития.

Появилась идея создания родового древа семьи каждого ребёнка. Можно спросить у детей, как их называют в семье, как они называют маму, бабушку, папу, дедушку, других членов семьи. Предложить рассказать о каком-нибудь одном члене семьи (по выбору и желанию ребенка).

Всем ходом беседы желательно подвести ребёнка к обобщению: семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это настоящая семья.

Целесообразно предложить детям перечислить, какие добрые дела делают их родные и какие они сами могут делать дома, чем умеют порадовать близких. В ходе бесед дети довольно быстро осваивают представление о своей социальной роли в семье.

И, конечно же, нужен наглядный материал. В данном случае это нарисованное древо, где видны корни, ствол, ветки и плоды. Корни - мамы и папы дедушек и бабушек. Ствол - мама и папа родителей ребёнка, ветки - мама и папа самого ребёнка, а также его дяди и тети, а плод - сам ребёнок.

Древо раскрашивается. Над каждым из них работают все вместе: дети, воспитатели, родители. Их бережно хранят дома, на видных местах. Дети с гордостью и уважением рассказывают о своих близких сверстникам, родственникам. А самое главное, это служит установлению взаимопонимания между родителями и детьми. Недаром говорят: «Счастье - это когда тебя понимают».

Не первый ты.

Но крайний ты.

С. Викулов

Ствол служит опорой для кроны, в нём совершаете сокодвижение. В этом смысле перед каждым из людей стоит такая же задача. Каждый из нас является проводником родовых «соков» к следующим поколениям. Дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле точно так же, как и род с подгнившим нутром неустойчив.

Наиболее распространенная форма записок «о своей жизни» - ведение дневниковых записей. Многие школьники и сейчас продолжают эту традицию русской интеллигенции, хотя, конечно, в большинстве своём она утрачена или носит отрывочный характер. Разумеется, большинство людей, которые вели дневники, писали их не с целью оставить для потомков сведения о себе. Здесь цели преследовались иные: желание закрепить документально уходящий день или проследить свой путь к той или иной цели. Или кто-то просто бессознательно кому-то подражал.

Дневники великих людей - это, как правило, необычный взгляд на жизнь, откровения, касающиеся творческого процесса, взаимоотношений с другими известными личностями. Порой они бывают гораздо интереснее творчества писателя, которое предназначалось для читателя, зрителя. Часто дневники содержат планы будущих произведений, иногда дополняют их, помогают нам глубже понять автора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.