Рефераты. Значение труда в уголке природы для развития личности ребенка с отклонениями в развитии речи

Таким образом, в старшей группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства трудом в природе.

Заключение

Всестороннее развитие и воспитание детей с НР осуществляется различными средствами. Одно из них - ознакомление с природой.

Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.

В «Программе воспитания в детском саду» раскрыто содержание воспитателей по ознакомлению детей с природой, определены основные направления в формировании знаний, умений и навыков труда детей в природе. Эти условия могут быть выполнены при условии родного края, так как формирование знаний ребенка дошкольного возраста осуществляется в процессе непосредственного общения его с окружающим миром.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие их мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети с НР получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях.

Список литературы

1. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой», - М.: Просвещение, 1980.

2. «Воспитание дошкольника в труде». Под редакцией Нечаевой В.П., - М.: Просвещение, 1980.

3. «Наблюдение и труд детей в природе». Составитель Мазурина Н.Ф., - М.: Просвещение, 1976.

4. Марковская М. М. «Урок природы в д/с», - М.: Просвещение, 1989.

5. Николаева С.Н. «Совместная деятельность взрослых и детей» по журналу «Дошкольное воспитание» №5, 2000г, с. 36-40.

6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников», - М. Академия, 1999.

7. «Программа воспитания обучения в д/с», - М.: Просвещение, 1987.

8. «Методика рекомендации к Программе воспитания и обучения в д/с», - М.: Просвещение, 1986.

Приложение 1. Конспекты занятий по организации труда детей с отклонениями в развитии речи в уголке природы.

«Посев семян редиса, репы, салата»

Цель: Уточнить представления детей о том, что овощи выращивают из семян; учить различать семена редиса, репы, салата (семена редиса розовые, круглые; семена репы чуть мельче редиса, желтоватого цвета; семена салата плоские, овальные, серые); познакомить со способами посева (с помощью мерной веревки с узлами на одинаковом расстоянии наметить бороздки, дно бороздок уплотнить ребром ладони; для посева брать щепотку семян, смешанных с песком, и сыпать их в бороздку, постепенно продвигая руку вдоль нее, засыпать мелко семена, осторожно полить из лейки с ситечком); вызвать у детей интерес и желание вырастить овощи.

Организация занятия.

Первая часть занятия организуется на веранде, в беседке или вблизи огорода на выносных столах. К занятию подготовлены семена для посева, смешанные с песком, семена в плошках для рассматривания (на каждый стол по 3 плошки), белые листы бумаги, 6 леек с ситечком и водой, мерная веревка, этикетки с рисунками моркови, репы, салата. Грядки подготовлены накануне посева.

Ход занятия.

В начале занятия воспитатель вспоминает с детьми, какие овощи росли на огороде в прошлое лето, как они их вырастили. Спрашивает, какие еще овощи они хотели бы вырастить, предлагает посадить салат, репу, редис. Ставит перед детьми на стол блюдце с семенами репы и салата. Предлагает каждому ребенку положить на лист бумаги по нескольку семян салата и репы, сравнить, чем они отличаются по форме, размеру, цвету. Затем дети так же сравнивают семена редиса, уточняют, чем похожи эти семена (мелкие, из них вырастают овощи). Воспитатель рассказывает, что мелкие семена для посева нужно смешивать с песком, показывает, как это делается.

На огороде детей распределяют на 3 подгруппы, каждая из которых имеет один вид семян (дети располагаются по обе стороны грядок). Воспитатель рассматривает с детьми мерную веревку, рассказывает, зачем она нужна. Дети помогают укрепить веревки на каждой стороне грядки. Воспитатель показывает, как ровно, от узла к узлу, провести бороздки, уплотнить их ребром ладони, щепоткой сеять семена, смешанные с песком, засыпать их землей. После показа всего процесса дети приступают к работе (семена кладут на грядки после того, как проведены бороздки). Воспитатель внимательно наблюдает за работой детей, предлагает тут же исправить, если ребенок сделал что-то неправильно.

После посева нескольким детям (не более 6) он поручает полить грядки. Предварительно показывает и объясняет, как это делать: поливать только из лейки с ситечком, равномерной тонкой струей, чтобы не вымыть из земли семена. В конце поручает дежурным укрепить на грядках этикетки с рисунками посаженных овощей.

«Высадка цветочной рассады на клумбу (или рабатку)»

Цель: Дать детям представление о том, что растения цветника и огорода, требующие много тепла, вначале выращивают из семян в теплице, парниках, на светлых окнах, а затем рассаду пересаживают на клумбы или грядки; познакомить с приемами высадки рассады (взять растение в левую руку, опустить в ямку, правой рукой расправить корни, присыпать землей до корневой шейки, левой рукой поддерживая растение; далее обеими руками обжать землю вокруг растения, проверить, достаточно ли плотно обжата земля-- слегка потянуть за стебель около корневой шейки); вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной дружной работы.

Организация занятия.

Клумбу или цветочную рабатку готовят заранее: перекапывают и разделывают землю, вносят удобрение, большую клумбу разбивают на секторы, отбивают края и дорожки, поливают за 1--2 ч до работы. Непосредственно перед высадкой рассады (2--3 вида) воспитатель вынимает ее из ящика, разделяет на отдельные экземпляры и раскладывает посередине рабатки или сектора клумбы, прикопав корни. Несколько экземпляров каждого вида оставляет для рассматривания и показа. Воспитатель с помощью 2--3 детей маркирует места посадки, размещает вблизи места работы оборудование: 2--3 веревочки с колышками на концах, мерные палочки для маркировки места посадки растений, открытки или другие цветные рисунки растений, совочки, лейки и ведерки. (В солнечную погоду занятие проводится во второй половине дня.)

Ход занятия.

В первой половине занятия воспитатель размещает детей недалеко от места работы так, чтобы всем было видно, рассматривает с ними изображения цветущих растений. «Кто знает, как называется цветок? Нравится? Чем?» Дополнительно дает пояснения о величине растений, времени их цветения; показывает само растение (рассаду). После рассматривания картинок и беседы воспитатель обсуждает с детьми, как разместить растения на клумбе (или рабатке): одни ближе к краю, другие посередине, какие в центре и т. д. При этом обращает внимание на необходимость подбора растений так, чтобы было красивое сочетание цвета, размеров. Во время работы объясняет, почему некоторые растения сажают рассадой, а не семенами.

Во второй части занятия рассматривают рассаду. Воспитатель знакомит детей со способами ее посадки. Ребят следует разместить с двух сторон рабатки (или по дорожкам, разделяющим клумбу на секторы так, чтобы перед каждым ребенком было 2 бороздки, обозначающие место посадки, и чтобы каждый ребенок мог видеть действия воспитателя).

Вначале надо отмерить расстояние (по бороздкам), на котором следует сажать растение. Педагог показывает мерную палочку и способ ее использования. Затем на обозначенных местах делает ямку, показывает глубину ее, поясняет: «Все корешки должны разместиться». Предлагает дежурным раздать мерные палочки и совочки. Все дети под контролем воспитателя готовят ямки. Когда ямки готовы, дежурные наливают в них воду. Пока вода в ямках впитывается, воспитатель показывает способ посадки. Вначале 2--3 ребят рассказывают, как надо сажать рассаду, а затем воспитатель еще раз показывает. Во время посадки следит за выполнением детьми работы, помогает тем, кто не справляется с заданием.

Когда все растения посадили, воспитатель показывает способ проверки. Дети проверяют правильность посадки, исправляют допущенные ошибки. Дежурные с помощью других детей поливают посадки (клумбу, грядку).

В конце воспитатель дает оценку работы, подчеркивает, что все работали дружно. Предлагает задание к дальнейшему наблюдению: проследить, когда на растениях появятся свежие листики (это значит, что растение прижилось); договориться об очередности работы -- когда и кто будет поливать посадки.

Приложение 2. Листок поручений для детей с отклонениями в развитии речи по работе на земельном участке на июнь.

Ф.И.

Ребенка

Возраст

Диагноз

Содержание поручения

Дата

1

Иванова Катя

7 лет

ОНР ??

ур.

Сделать бороздку для посадки укропа и петрушки.

Обильно поливать, рыхлить.

02.06. - 04.06

Поливать растения на огороде.

Систематически рыхлить.

9.06 - 13.06

Поливать и рыхлить междурядья, удалять сорняки.

19.06 - 20.06

Поливать растения, удобрять почву минеральными удобрениями.

23.06 - 25.06

2

Петров Дима

6 лет 8

мес.

ФФН

Положить семена укропа в сделанные бороздки

Засыпать землей.

Поливать.

05.06 - 08.06

Поливать растения на огороде.

16.06 - 18.06

Сделать грядки для посева редиса.

25.06 - 27.06

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.