Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной ситуации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента;
Вероятные проблемы: дефицит информации о конкретных профессиях, возможность их получения; неадекватность оценки своих способностей и возможностей; затруднение в выборе из-за разбросанности и неустойчивости интересов; незнание путей подготовки к профессии; сомнение в своих способностях при выраженной профессиональной направленности.
Если контакт с консультируемым не получается, можно использовать несложные методики, например “Дифференциально-диагностический опросник”(ДДО), “Карту интересов” и др.
В качестве основной задачи второго этапа выступает выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и уточнение, либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий её проведения.
При этом он может удлинить время беседы, перенести её на другое время, а в промежутках между встречами уточнить или получить необходимую информацию.
На третьем этапе консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-корректирующая, формирующая).
Этот этап предполагает равную степень активности.
Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия.
В рамках четвёртого этапа консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определённой ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). Выбор средств зависит от конкретной проблемы, но преимущественно используются активизирующие средства.
Например, для достижения информационной цели - активизирующие вопросы типа: “Что вы об этом думаете ?”, “Подскажите, как это называется ?”.
Важно показать клиенту, что он и сам немало знает.
На пятом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли её цели, какие выводы он сделал.
Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая - составляется более совершенный вариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с консультируемым в чём - то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком --то этапе он совершил ошибку.
При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее клиента.
Завершается консультация протоколированием следующих сведений: анкетные данные; первоначальное понимание клиентом своей проблемы; гипотеза профконсультанта; совместно конкретизированная цель и шаги, предпринятые для её достижения; итог консультации, сформулированный клиентом, и итог, сформулированный консультантом; примечание (особенности поведения консультируемого, уровень достигнутого контакта).
Протоколировать беседу с клиентом желательно не в её процессе, а во время перерывов либо тогда, когда консультируемый работает с методиками.
Конечно, эта схема носит общий характер, и должна ”настраиваться” согласно ситуации.
2.3 Методы исследования
В своей профессиональной деятельности профконсультанту приходится сталкиваться с огромнейшим числом диагностических методик.
На сегоднешний день они представлены во всём своём многообразии. Причём, с каждым прожитым годом их число возрастает многократно.
Задача специалиста - выбрать из всего многообразия предлагаемых диагностических методик именно те валидные методики, которые позволили бы сформировать ясное представление о наличном уровне психологического развития клиента. Сделать это, как неоднократно убеждала практика, бывает очень сложно.
Многие специалисты, подпадая под воздействия кажущейся лёгкости целесообразного отбора методик для проведения диагностических мероприятий, делают огромнейшую ошибку, выбирают методики, зачастую даже не обладающие валидностью, которые не представляют объективного знания о наличном состоянии изучаемых свойств и качеств клиента.
Последствия же такого выбора, как вы и сами догадываетесь, оставляют желать лучшего. И к тому же, могут крайне отрицательно сказаться на результативности всего процесса профконсультирования.
Осознавая значимость поставленного вопроса, было решено сформировать рекомендации относительно ряда методик, применяемых при проведении профконсультационных мероприятий.
Начнём, пожалуй, с методик диагностики типологических особенностей личности. Одной из первых методик этого раздела выступает опросник Айзенка по определению темперамента.
Надо сказать что эта методика достаточно прочно зарекомендовала себя в арсенале средств не одного поколения профориентаторов.
Значима она хотя бы уже потому, что является авторской, валидной, проверенной временем методикой. К тому же, предоставляет возможности графического отображения результатов диагностики. Что значительно облегчает взаимопонимание с клиентом.
Не возникнет особых затруднений и при обработке результатов. Все рекомендации по обработке результатов изложены в логически последовательной форме, доступным даже простому обывателю языком.
Следующей методикой этого раздела, которую хотелось бы тоже отметить как достаточно перспективную, обладающую научной основой, является тест “Формула темперамента” А.Белова.
Тест интересен тем, что с его помощью можно определить не только доминирующий вид темперамента, но и соотношение у конкретного человека черт всех четырёх видов темперамента (формула темперамента).
Альтернативой ему может выступить ещё одна методика: опросник для изучения темперамента Я.Стреляу.
Достоинством этой методики является многообразие формулировок предлагаемых респонденту вопросов.
Эта особенность предотвращает построение предположений относительно замысла каждого вопроса методики. Что в конечном итоге содействует объективизации диагностических данных.
Эта же особенность методики накладывает определённую ответственность на профориентатора. Он должен предусмотреть негативные образования возникающие в процессе проведения опроса, попытаться уменьшить их влияние на конечный результат всей диагностической деятельности.
Вторым разделом, который занимает сферу наших интересов, является диагностика межличностных отношений.
В числе методик этого раздела наиболее популярной, по уровню применяемости, является методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2).
Она содержит всего 40 вопросов. При этом позволяет отдельно определить как уровень коммуникативных, так и уровень организаторских склонностей.
Не менее интересна и методика межличностных отношений Т.Лири.
Созданная в 1954 году Т.Лири, Г.Лефоржем, Р.Сазеком она предназначена для исследования представлений субъекта о идеальном “Я”, а также для изучения взаимоотношений в малых группах.
С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждой из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они образуются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Обратимся и к методике диагностики эмпатических способностей В.В.Бойко.
При помощи её применения можно выяснить значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.
Методика довольно-таки “незамысловатая” как в отношении формулировки вопросов, так и в обработке результатов. Что, полагаем, является её положительной характеристикой как с позиции специалиста - профконсультанта, так и с позиции клиента.
Не менее интересна и другая методика этого автора: методика диагностики коммуникативной установки. Она позволяет выяснить признаки негативной установки. Что в значительной степени может содействовать выработке позиции профконсультанта относительно профессиональных предпочтений клиента.
Заключительным разделом, который нас интересует, является диагностика интеллекта.
В этом разделе примечателен аналитический тест интеллекта Мейли.
Он предназначен для измерения уровня интеллектуального развития, и может быть применён для обследования лиц старше 11 лет.
Материал теста включает шесть групп заданий и субтестов, каждый из которых базируется на достаточно известных в экспериментальной психологии методиках. По графическому изображению результатов в отдельных субтестах строится профиль интеллекта.
Надо сказать, что данный тест довольно-таки сложен в обработке результатов, и требует предельного внимания реализующего его специалиста.
Привлекает внимание и тест возрастающей трудности (методика Равена). Методика предназначена для изучения логичности мышления.
Эта методика является одной из наиболее прогностических методик для исследования невербального интеллекта. Может использоваться как в комплексе с другими психодиагностическими методиками, так и отдельно.
Подводя итог всему изложенному выше материалу хотелось бы сказать, что все приведённые в этом разделе характеристики, описывающие особенности ряда диагностических методик, носят направленный рекомендательный характер и служат цели оптимизации диагностического процесса при проведении индивидуальной профконсультации.
В этом разделе работы мы не затронули многих валидных, имеющих научную основу методик, но с некоторыми из них вы можете ознакомиться самостоятельно, обратившись к приложению 1.
27. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - М.:
Просвещение, 1983. - 112 с.
28. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и
управление. - М.: Педагогика, 1987. - 157 с.
29. Шавир П.А. Профессиональная ориентация школьников. - М.:
Просвещение, 1988. - 269 с.
30. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней
юности. - М.: Педагогика, 1986. - 96 с.
Вопросник деловых и коммуникативных предпочтении в направленности личности. (21, С. 514).
Определение направленности личности (ориентационная анкета). (21,С. 503).
Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз (А.Г. Шмелёва и В.С. Бабиной). (21, С. 537) .
Карта интересов. (21, С. 542).
Методика “Дифференциально - диагностический опросник” (ДДО) (Е.А.Климова). (21, С. 548).
Методика “Кос - 1”. (21, C. 584).
Методика личностного дифференциала (адаптированная сотрудниками психоневрологического института имени Бехтерева). (21, С. 576).
Методика “Q - сортировка” (В. Стефансона). (21, С. 649).
Тест Руковишникова по изучению межличностных отношений. (21, С. 630).
Тест
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5