Рефераты. Значение фольклора в патриотическом воспитании детей

Даже самые обыкновенные потягушеньки сопровождались песенками-приговорками. В результате незаметно и ненавязчиво - что очень важно при достижении эффективности воспитания - к двум-трем годам ребенок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошел «необходимую музыкально-поэтическую школу», получил представление о ритме и рифме стихотворного произведения.

Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребёнка, то потешки уже не только развлекают ребёнка, но и передают нравственнее основы. Например, сорока наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству:

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил.

Не меньшее значение имеют в фольклорном воспитании загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление художественными средствами -- через уподобление; метафорическое описание предмета. Добавим к этому ещё и пословицы и поговорки, которые так же, с детских пор, наставляли, приобщали к неписаным законам народной этики, и мы получим представление о значении фольклора в эстетическом и нравственном воспитании детей.

Что касается пословиц и поговорок, нужно ещё сказать о том, что данный фольклорный жанр имеет бесценное значение для воспитания патриотического чувства в детях. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою семью, своё Отечество, человеку, а что - недостойно настоящего гражданина: Чти отца и мать, не придётся тебе горевать; без матери и солнце не греет и др.

При рассмотрении средств патриотического воспитания в целом и фольклорных средств в частности, нельзя не упомянуть о таком средстве, как игра.

В народной игре органично сочетаются художественные и педагогические начала. Дети не могут расти без игры, поэтому нередко детство называют возрастом игры. Ребенок начинает играть с первых месяцев жизни с собственными руками и ногами, растет с погремушкой. Растет малыш -- меняются его игры, но всегда, непременно они ему сопутствуют. От индивидуальных игр он переходит к играм рядом с товарищами, а потом вместе с ними, то есть любая игра -- это прежде всего такой процесс, в котором надо сотрудничать, общаться со сверстниками.

Народные игры содержат набор наиважнейших педагогических приемов, способствующих развитию маленького человека. «Для самых маленьких в народной педагогике имеются свои забавы, нацеленные на непосредственный эмоциональный контакт, создающие радостное настроение. Поразительным оказывается не только глубокий смысл каждой народной игры, но и то, что народная педагогика прекрасно определила последовательность игр -- от младенческих до зрелых. Ребенок постарше познает в игре азы справедливости, эмоционально окрашенного отношения к труду. Достаточно вспомнить «Ладушки», «Сороку» [6,7]. Ребенок растет, и его игра усложняется, становится более интересной, продолжительной. Отражая в играх окружающую жизнь, подражая взрослым, дети не просто копируют увиденное. Чтобы правдиво изобразить что-либо в конкретной игровой ситуации, необходимы не только наблюдательность, но и умение переработать полученные впечатления внутри себя, а затем трансформировать их в виде игры. Это в свою очередь невозможно без развития таких важнейших творческих качеств, как воображение, фантазия, логика, интуиция. Народные игры, как правило, образны. Образ в игре полон динамики. В каждой игре есть свое событие, именно его и переживает ребенок, именно оно наполняет реальным смыслом игровые образы.

Если рассматривать народную игру с точки зрения воспитания патриотизма, в народной игре имеется весь набор необходимых средств для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, которое нельзя было бы развить с помощью народной игры.

Таким образом, народные игры являются важнейшей, своеобразной школой жизни. Среди всех вышеперечисленных достоинств народной игры есть еще одно, которое имеет важнейшее значение для современности: игра как форма приобщения детей к народной культуре. «В процессе игры совершается активное, творческое усвоение не только накопленных многими поколениями знаний об окружающем нас мире, представлений об этике и морали, но и сведений о народном быте, утвари, одежде, народных праздниках, обычаях и обрядах. Практика показывает, что легкость и непринужденность занятий, создаваемая игровой формой, во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между, поколениями нынешних «дедов» и «внуков», т. е. народная игра может выступать в качестве универсального средства, важного механизма переработки и приспособления явлений традиционной культуры к современным условиям» [6,7]. Так как фольклор -- это настоящая школа патриотического воспитания, можно сказать, что именно использование комплекса средств, различных фольклорных жанров в их взаимодействии наиболее эффективно при воспитании патриота. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он неосознанно готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.

Если совсем маленького ребёнка приобщают к культуре своего народа в процессе ежедневного бытового общения, то для ребёнка более старшего возраста будет уже более интересным и эффективным в его воспитании использование наглядных (визуальных) средств. Например, педагог или родители могут посещать с детьми выставки, где бывают представлены предметы быта предков или оружие, с помощью которого былинные герои защищали свою Родину. Если вспомнить образ кулачного бойца, о котором мы уже говорили выше, его незаменимость для воспитания патриотического чувства молодого поколения, то нужно сказать, что наиболее ярко образ кулачного боя и участников его можно передать с помощью инсценировки этого события.

Постановки различных праздников, театральные постановки в школе вообще очень важны как средство патриотического воспитания. Именно с их помощью ребёнок может своими глазами увидеть, представить, как жили наши предки, какие культурные ценности имели, как защищали свою Родину, узнать, что защита Отечества была едва ли не самой важной задачей русского человека.

В старшем школьном возрасте патриотическое воспитание можно осуществлять при помощи изучения такого жанра фольклорных произведений, как историческая песня. Сопоставляя художественный текст с историческими знаниями, дети ещё больше узнают о личности того или иного исторического деятеля, исторический материал закрепляется и намного дольше остаётся в памяти. В исторических песнях рассказывается о выдающихся деятелях России: О Петре I, Суворове, Кутузове.

Отдельно нужно сказать о жанре былин. В образе богатыря, являющегося центральным образом повествования, воплощены все те лучшие черты защитника Родины, воспитание которых является главной задачей при воспитании патриота: сила, смелость:

«… а смелостью да в Илью Муромца…»,

дипломатичность:

«У Добрыни вежество рождённое и учёное…

Умеет Добрыня слово молвити,

Перед тем царём Батырём поклонитися,

Поклонитися умеет и похвалитися.

Не дорого ничто, дорого вежество»,

желание любыми путями избежать конфликта и боя, жить в мире и согласии:

«Говорит Илья да таковы слова:

Ай же ты, удалой добрый молодец,

Я вижу силушку твою великую,

Не хочу я с тобою сражатися,

Я желаю с тобой побрататися. -

Святогор богатырь соглашается,

Со добра коня да спущается,

И раскинули они тут бел шатёр,

Сошли они оба на белый шатёр,

Они друг другу порассказалися,

Золотыми крестами поменялися,

Обнялись они, поцеловалися, -

Святогор богатырь да будет больший брат,

Илья Муромец да будет меньший брат».

Также в текстах напрямую даётся наставление читателю: «Учися вежеству».

Жанр предания также можно использовать в процессе воспитания.

Предание рассказывает о каком-либо событии, которое свершилось очень давно; здесь в прозаической форме повествуется о героях, их смелых поступках. Практически во всех преданиях воспевается мужество и сила богатыря, сражающегося с недругом, спасающего Родину от врагов. Так, в предании «О победе русского юноши Кожемяки над печенежским воином» рассказывается о простом юноше из народа, избавившего свой народ от нашествия печенегов. Примечательно, что героем предания является именно выходец из народа, не князь и даже не прославленный богатырь: «… Пришёл к князю один старый муж и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его ещё не бросил оземь».

Таким образом, в данной главе мы выяснили, что патриотическое воспитание можно проводить при помощи самых разных средств. Средства народной культуры в данном направлении воспитания имеют огромное значение. Воспитание фольклором должно начинаться в семье, с самого рождения. Пословицы и поговорки, загадки, былины, исторические песни - все эти жанры несут в себе воспитательный момент. Пословицы в краткой форме выражают народную мудрость, былины рассказывают о богатырях - защитниках Родины, исторические песни воспевают выдающихся деятелей России.

Заключение

Итак, в нашей работе мы исследовали процесс патриотического воспитания в аспекте использования фольклорных средств для достижения целей патриотического воспитания.

Мы выяснили, что воспитание патриотизма, чувства патриотизма как крайне важного для формирования всесторонне развитой личности в России после периода перестройки вновь приобретает очень большое значение. Воспитательный процесс показывает патриотизм как стремление защищать свою Родину, интересы своей родной страны, а также как отношения дружбы и сотрудничества между народами, населяющими многонациональную Россию, уважение к представителям других наций, уважение к законам собственной страны и к законам других государств, уважение к общенациональным ценностям, уважение к родному языку, истории родной страны, достижениям и ценностям предков.

Также мы выяснили, что воспитывать патриотов можно при помощи самых разных средств. Значение фольклора в системе патриотического воспитания переоценить трудно. С народной культурой, народным творчеством ребёнок знакомится с самого рождения (песенки-пестушки, прибаутки, колыбельные). Далее в процессе игры дети узнают о жизни своих предков, о быте, о героях, о битвах с врагами, о стремлении людей защищать свою Родину от врагов.

Фольклорные средства являются универсальными, поскольку они ненавязчиво показывают ребёнку примеры поведения настоящего гражданина, патриота. По сути дела, все фольклорные жанры являются средствами патриотического воспитания, возвращая детей к истокам народной культуры, рассказывая об истории Отечества и становлении государства.

Для каждой возрастной группы можно подобрать средства, которые могут донести до ребёнка в понятной ему форме моральные ценности его народа. Если совсем маленькому ребёнку поют колыбельные песни, развлекают пестушками, потешками, детей дошкольного и младшего школьного возраста можно воспитывать при помощи загадок, сказок, пословиц и поговорок. Старшим школьникам, уже изучающим историю, можно предложить ознакомиться с былинами, историческими песнями, из которых дети смогут узнать о героях, защищавших Родину.

Список использованной литературы

1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 212 с.

2. Борытко Н.М. Теория и методика воспитания. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 98 с.

3. Вырщиков, А.Н. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. - Волгоград: Авторское перо, 2005. - 269 с.

4. Гасанов, З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. - 2005. - №6. - с. 59 -63.

5. Горбунов, В.С. Педагогический алгоритм в системе патриотического воспитания // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №2. - с. 38 - 41.

6. Детский игровой фольклор Волгоградской области / Сост. Н.И. Агапова, Е.В. Шишкина. - Волгоград, 1997. - 54 с.

7. Кравцов, Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 1977. - 375 с.

8. Куц, В., Замостьянов, А. Воспитание и фольклор: возвращение к истокам // Народное образование. - 2005. - №1. - с. 227 - 236.

9. Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. - 2007. - №5. - с. 2 - 8.

10. Никитина, М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников. - Минск: Нар. асвета, 1968. - 101 с.

11. Осипова, Л. Гражданско-патриотическое воспитание в системе образования // Учитель. - 2007. - №3. - с.63 - 67.

12. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2006. - 604 с.

13. Полежака, С.И. Роль народной культуры в воспитании целостной личности // Наука - производству. - 2006. - №6. - с. 15 - 16.

14. Попов, А.И. Формирование образа Родины у младших школьников. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 55 с.

15. Рощин, А.Н. Патриотическое воспитание - основа ценностной ориентации современной молодёжи // Внешкольник. - 2007. - №1. - с. 32 - 33.

16. Русский фольклор. Хрестоматия. - М.: Наука. - 2003. - 480 с.

17. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско-патриотического воспитания // Внешкольник. - 2007. - №1. - с.25 -28.

Словари и энциклопедии:

18. Большая советская энциклопедия. Т.19. - М.: Советская энциклопедия. - 1975.

19. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 1998.

20. В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3 - М.: Терра, 1995.

21. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003.

22. Политика. Толковый словарь. - М.: Весь мир, 2001.

23. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1980.

24. Словарь по социальной педагогике. - М.: Академия, 2002.

25. Словарь современного русского языка. - М.: Изд-во АН СССР, 1959.

26. Советская военная энциклопедия. - М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1978.

27. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Терра, 1996.

28. Философский словарь. - М.: Изд-во политической литературы, 1991.

Приложение

Загадки:

Белый белян,

На тарелке не бывал,

А всяк его едал. (Молоко матери).

Поговорки:

В каждом селенье своё заведенье.

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Где деревня - тут и вера.

Жить - родине служить.

Матушка Москва белокаменная.

Мила та сторона, где пупок резан.

На чужой стороне и весна не красна.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

С родной земли - умри не сходи.

Своя земля и в горсти мила.

Своя печаль чужой радости дороже.

Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

Человек без родины - что соловей без песни.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

В согласном стаде волк не страшен.

Былины. «Святогор».

На тех горах высоких,

На той на Святой горе,

Был богатырь чудныи,

Что ль во весь же мир он дивныи,

Во весь же мир был дивныи,

Не ездил он на святую Русь,

Не носила его да мать сыра земля.

Хотел узнать казак наш Илья Муромец

Славного Святогора нунь богатыря.

Отправляется казак наш Илья Муромец

К тому же Святогору тут богатырю

На тыи было горы на высокие.

Приезжает тут казак да Илья Муромец

А на тыи было горушки высокие,

Ко тому же Святогору да богатырю,

Приезжает-то к ему да поблизёхонько

А й поклон ведёт да понизёхонько:

- Здравствуешь, богатырище порныи,

Порныи богатырь ты да дивныи!

- Ты откуда, добрый молодец,

Как тя нарекают по отечеству?

- Я есть города нунь Муромля

А села да Карачаева,

Я старыи казак да Илья Муромец.

Захотел я посмотреть Святогора нунь богатыря:

Он не ездит нунь на матушку сыру землю,

К нам богатырям да он не явится.

Отвечает богатырь было порныи:

- Я бы ездил тут на матушку сыру землю, -

Не носит меня мать сыра земля,

Мне не придано тут ездить на святую Русь,

Мне позволено тут ездить по горам да по высоким,

Да по щелейкам по толстыим.

А ты старый казак да Илья Муромец

Мы съездим же-ка нунечу по щелейкам,

А поездим-ка со мной по святым горам,

Ездили они по многу времени,

Ездили они да забавлялися.

[…]

Из-под далече-далеча, из чиста поля

Выезжал старой казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович,

Увидел он Святогора богатыря…

Говорит Илья да таковы слова:

- Ай же ты, удалой добрый молодец,

Я вижу силушку твою великую,

Не хочу я с тобой сражатися,

Я желаю с тобой побрататися. -

Святогор богатырь соглашается,

Со добра коня да спущается,

И раскинули они тут бел шатёр,

Сошли они оба на белый шатёр.

Они друг другу порассказалися,

Золотыми крестами поменялися,

Обнялись они, поцеловаолися,-

Святогор богатырь да будет больший брат,

Илья Муромец да будет меньший брат.

Предание.

О победе русского юноши Кожемяки над печенежским воином.

В год 6500 (992). Пошёл Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: "Выпусти ты своего мужа, а я своего -- пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". И разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю со словами: "Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом? И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришёл к князю один старый муж и сказал ему: "Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками". Услышав об этом, князь обрадовался, и послали за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь всё. Тот отвечал: "Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, -- испытай меня: нет ли большого и сильного быка?" И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскалённое железо и пустили быка. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: "Можешь с ним бороться". На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: "Где же муж? Вот наш готов!" Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.