Рефераты. Жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. Дидактические и учебные задачи в целостной структуре урока выступают таким образом основным средством достижения цели и условием отбора, конструирования способа действия как учителя, так и учащихся.

2. Убеждение как важнейший метод воспитания

Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов.

Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе. Умело пользоваться словом обязан каждый учитель. Нельзя безответственно бросаться словами, содержащими большой смысл, нельзя повторять часто общие фразы. Слово может быть величайшей воспитательной силой, может убеждать людей, звать их на подвиг. Но слово болтуна и лицемера сеет недоверие, вызывает разочарование и протесты, рождает конфликты и обиды.

Метод убеждения служит для формирования взглядов, которые в сознании школьника, в его тезаурусе раньше не имелись (или не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний.

Самоутверждение и самовыражение личности школьника происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях.

Одним из основных противоречий, которое разрешается в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями школьника о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания.

Диалог - основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного взаимодействия педагога с учащимися. Диалог - прекрасный способ воздействия на сознание и формирования определенных взглядов, мотивов, чувств. Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи.

Успешное использование учителем диалога возможно при соблюдении следующих условий:

Первое, своевременный выбор роли говорящего или слушающего. Это определяется моментами возникающих ситуаций и теми проблемами, которые появляются. Если конкретный школьник горит желанием что-то сказать первым - пусть говорит и учитель должен обрести роль терпеливого заинтересованного слушателя. Молодой человек не способен воспринимать слова педагога в тот момент, когда он «перегружен» собственными мыслями и чувствами. Ему надо «разрядиться» - высказаться.

В другой раз, наоборот, у подростка нет желания говорить. Тогда педагог вступает в роль говорящего, начинает разговор об интересующей теме. Излагает свою точку зрения и этим самым показывает свое доверие к слушающему. Может возникнуть и душевный резонанс.

Второе, способность слушать собеседника. От того, как педагог слушает своих питомцев, зависит ход и воспитательная сила диалога. При помощи внимания слушающего разговор может развиваться, а невнимание -- вызывает раздражение и обрывает его. Слушающий всем своим видом (позой, жестами, глазами, мимикой) «выставляет оценку» той информации, которую сообщает говорящий. Последнему надо дать выговориться. Нельзя прерывать его словами: «Все ясно, хватит». Это неуважение и его не следует допускать. Когда говорящий закончит свою речь, то можно поинтересоваться, насколько Вы точно поняли его соображения.

Третье, способность придать своим соображениям правильную форму. В педагогике присутствуют две формы высказываний: «Я - сообщение» и «Ты - сообщение». Первое - путь к взаимопониманию, второе - движение в обратном направлении.

Если педагог говорит: «Мне не нравится как ты выполнил домашнее задание», то в этом случае он показывает свою реакцию на поступок собеседника, дает ему возможность объяснить случившееся. В этих условиях воспитательная задача будет решаться без драмы. Если же педагог скажет: «Ты - безответственный и ленивый, не желаешь по-настоящему выполнять домашние задания», то этот приговор вызовет ответную агрессивную (недоброжелательную) реакцию ученика. Могут произойти дальнейшие взаимные упреки и на этой почве в душе возникнет неприязнь. Шанс быть «услышанным» педагог потеряет. Навешенный ярлык «Ты - безответственный» создаст тупиковую ситуацию: психологическая дистанция увеличивается, на более или менее длительное время наступает отчуждение. Вообще никогда в разговорах со школьниками не следует оценивать их личность отрицательно, а нужно делать замечания (если они необходимы) по совершенным поступкам.

В диалогах необходимо соблюдать неприкосновенность личности школьника. Всегда надо осознавать великую разницу слов: «Ты - хулиган» и «Ты поступил плохо» или: «Ты -- бездельник» и «Ты не выполнил работу» и т.д. Выносить оценку следует только конкретным действиям, оставляя личность в покое. У каждого есть своя внутренняя правота и внутренняя слепота. Пусть же оценивает свои побуждения и дела сам ученик, а педагог - призван только стимулировать это.

Далеко не просто идет процесс формирования сознательности у школьников. У них рождается масса вопросов, сомнений, во всем они хотят разобраться. Молодежь старается уяснить правду жизни во всей ее сложности и без упрощений, без лакировки.

Формирование убеждений у школьников идет на основе общественного мировоззрения, носителем которого призван быть учитель. Для того, чтобы успешнее шел процесс социально-нравственного становления личности необходимо во время бесед ставить большие гражданские проблемы, приковывая к ним внимание молодежи.

В качестве конкретных рекомендаций по применению метода убеждения в практической деятельности учителя предлагаются следующие:

- метод убеждения необходимо систематически использовать в практической работе. С его помощью решаются задачи расширения и углубления у школьников мировоззренческих знаний;

- в воспитательной работе целесообразно использовать разнообразные формы убеждения. Надо стремиться вести разговоры со школьниками так, чтобы слова воспитателя глубоко западали в их сознание, а для этого надо постоянно совершенствовать искусство беседы и убеждения. В слове учителя воспитанник должен чувствовать его искреннюю уверенность, страсть, эрудицию и культуру;

- информация, преподносящаяся школьникам при помощи внушения, рассказа, диалога должна быть: а) научной, т.е. объективно излагать факты; б) связанной с практикой; в) убедительной, доступной, яркой по форме изложения;

- воспитательные воздействия надо обращать не только к уму школьников, но и к их чувствам, которые играют огромную роль в усвоении знаний, в формировании демократических убеждений;

- школьников следует учить отстаивать, доказывать истину, справедливость, человеколюбие, миролюбие;

- не следует злоупотреблять длинными выступлениями, беседами, докладами; строить их надо с учетом возраста своих воспитанников; - не следует считать метод убеждения единственным. В воспитательной работе необходимо сочетать его с методом упражнений (приучения) и другими.

Владея искусством убеждения, можно решать разнообразные педагогические задачи и достигать конкретных целей воспитания.

3. План внеклассного мероприятия «Папа, мама, я - спортивная семья» в 3 классе

Цели и задачи: формировать умение реализовывать практические умения и навыки, полученные на уроках, в соревнованиях; совершенствовать развитие физических качеств посредством встречных эстафет; прививать любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Инвентарь: 3 скакалки, 3 теннисных мяча, 3 набивных мяча 1,5 кг., 3 мешка, 3 баскетбольных мяча.

Звучат песни о спорте.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Я рада вас приветствовать на празднике спорта и здоровья! В сегодняшнем спортивном празднике принимают участия команды ...

Представление команд (название, девиз) Звучит музыка (фон)

Ведущий. В учебниках по истории русского спорта проводится мысль, что в дореволюционные времена спортивная жизнь теплилась лишь в Петербурге и Москве, тогда как периферия сладко дремала. Свидетельством того, что это не так, являются выдержки из очерка, опубликованного в журнале «Геркулес» за 1914 год: «пусть и туго, но все культурное, новое прививается в наших краях. Потихоньку отходят в прошлое кулачные бои. Слабеет интерес и к другим диким забавам. Цыгане еще водят по сибирским городам медведей. И эти бедняги с видимой неохотой выполняют всякие эквилибристические номера. Видели мы и слона, разъезжающего на велосипеде, и драки свирепых собак... Теперь же главное внимание простой и изысканной публики обращено на чистый спорт, который перевалил через Урал и предстал перед нами во всем своем симпатичном и неопасном виде. Поначалу, как и все новое, хмурые сибиряки встретили его с удивлением. Но нынче дело пошло, и спорт занял должное место».

Представление жюри

А теперь мы с вами переходим к первому конкурсу.

«Линейная эстафета»

Кувырок вперед; 20 приседаний; отжимания - 7 раз юноши и 3 раза девушки; 20 прыжков через скакалку. Оценивается время и правильность выполнения упражнений. (Во время конкурса звучит веселая музыка).

(Жюри выставляют оценки).

Ведущий. Спорт! -- восклицал Кубертен. - Ты вестник мира. Стоит тебе улыбнуться, стоит пройти по странам упругой радостной походкой, и над землею разливается спокойствие. Люди через континенты и океаны протягивают друг другу руки со словами: «Здравствуй друг!» Теперь давайте перейдем к нашему второму конкурсу.

«Балда на лошади»

Папа держит маму за пояс, ребенок на плечах у папы. Добежать до финиша и вернуться обратно. Оценивается время и правильность выполнения упражнений. (Во время конкурса звучит веселая музыка).

(Жюри выставляют оценки). ,

Музыкальная пауза. «Танец утят» - исполняют ученики 3 класса.

Ведущий. Надеюсь, вы успели отдохнуть, и мы переходим к третьему конкурсу.

«Конкурс капитанов»

Ведущий. Весьма популярным видом единоборств, в котором состязались и мальчики, и взрослые парни, была борьба на руках, которые одновременно являлись прекрасным тренингом. (Во время конкурса звучит веселая музыка).

(Жюри выставляют оценки).

«Меткий стрелок»

С расстояния 3 метров надо попасть теннисным мячом в цель нарисованную на стене. Оценивается время и точность попаданий. (Во время конкурса звучит веселая музыка).

(Жюри выставляют оценки).

«Вслед за колобком»

Ногами вести набивной мяч весом 1,5 кг. Дойти до финиша и вернуться обратно. Оценивается время. (Во время конкурса звучит веселая музыка).

(Жюри выставляют оценки).

Музыкальная пауза. «Когда мои друзья со мной» - исполняют ученики 3 класса.

«Бег в мешках»

Добежать в мешке до финиша и обратно. Оценивается время и правильность выполнения упражнений. (Во время конкурса звучит веселая музыка).

(Жюри выставляют оценки).

«Тоннель»

Пролезть по тоннелю, бросить мяч в кольцо и вернуться на старт. Оценивается время. (Во время конкурса звучит веселая музыка).

(Жюри выставляют оценки).

Ведущий. Мы очень рады за вас и надеемся, что наши встречи с вами на спортивной арене станут регулярными. А сейчас предоставляю слово жюри.

(Объявляются места команд. Проводится награждение).

Ведущий. Спасибо, дорогие родители! Спасибо и вам, ребята! Наш праздник завершился. Давайте возьмемся все за руки, дружно поднимем их вверх и вместе скажем: «Мы - молодцы! Физкультура! Ура! Ура-а-а!

Правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному относятся к принципу систематичности и последовательности.

Список литературы

1. П.И. Пидкасистый Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996

2. Ю.К. Бабанский Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. Институтов - М.: Просвещение, 1988

3. Латышина Д.И. История педагогики. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005

4. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001

5. А.А. Фролов А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт - Нижний Новгород, 1992

6. А.А. Фролов А.С. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике: Материалы Российской научно-практической конференции. 24-25 марта 1992 г. - Нижний Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1992

7. Улитин П.В. План внеклассного мероприятия «Папа, мама, я - спортивная семья» в 3 классе - 2005

8. Макаренко А.С. Собрание Сочинений. Т. 1, 5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.