Рефераты. Живой уголок для детей средней группы

Кормом морской свинке служат овес, ячмень, корнеплоды, сено, листья гороха и одуванчика. Рекомендуется давать ветки ивы, тополя, ели (свежие) и кормовую смесь, которая состоит из дробленого овса, пшеничных отрубей и ржаной муки, обваренных кипятком. Можно кормить хлебом, смоченным в молоке. Для этого животного вредна полежавшая в куче мокрая трава. Беременной самке дают кусковую соль и жидкость (воду, молоко).

3.3 Земельный участок и его организация

Значение участка. Земельный участок детского сада, особенно в городских условиях,-- это место игр, прогулок и занятий. Осенью, зимой и весной дети проводят на участке большую часть дня, а летом, если не уезжают на дачу,-- весь день. Здесь во время игр обогащается чувственный опыт детей.

Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки, у них воспитывается любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело. На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений и повадками животных. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире.

Организация участка. Земельный участок должен быть озеленен и так организован, чтобы дети могли повседневно участвовать в выращивании растений и наблюдениях за ними. Поэтому на площадке каждой возрастной группы надо иметь цветочные, декоративные, фруктовые, ягодные и овощные растения, а также траву, на которой дети могли бы играть. В тех случаях, когда детский сад располагает достаточной земельной площадью, для детей средней и старших групп организуют цветник, огород и сад.

Традиционно для уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавки и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.). Желательными обитателями уголка природы являются птицы. При правильном уходе они хорошо себя чувствуют, ноют, далее размножаются. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за ними, кормят их, следят за чистотой в клетках.

Целесообразно для наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц (чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.). Но этих птиц можно держать в неволе только в самое трудное для них время -- зимой; весной их необходимо выпустить на волю. Постоянные жители уголка природы--канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы давно уже стали домашними.

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах -- болотную или сухопутную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям отбора отвечают, прежде всего, грызуны: кролик, белка, морская свинка, хомячок. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав животных и почти полная безопасность, разнообразие повадок делают их желанными обитателями уголков природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка или других мелких домашних животных.

4. Педагогическая Работа с дошкольниками на примере исследования живого уголка

С. Николаева в статье «Формирование начал экологической культуры» приводит разнообразные уроки для детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрим один из уроков.

Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как они играли в «зоопарк»; выясняет, кто с родителями был в, настоящем зоопарке и кого там видел; советует весной еще раз туда сходить и найти уже известных им животных.

Продолжаются подкормка зимующих птиц на участке и работа в уголке природы. Завершаются наблюдения за попугаем.

Наблюдение 9. Слышит ли попугай? Цель -- сформировать представление о том, что попугай слышит хорошо (у него есть уши, но их не видно - они под перьями); громких неожиданных звуков может испугаться (не следует кричать возле клетки); некоторые слова может повторять.

Воспитатель спрашивает у детей, рассматривающих попугая, есть ли у него уши. (Нет.) Предлагает проветрить, слышит ли он. В полной тишине кто-нибудь звонит в колокольчик (или играет на металлофоне, бубне), остальные наблюдают: попугаи поворачивает голову на звук, прислушивается. Воспитатель рассказывает о том, где у попугая уши, почему их не видно; о том, что он может испугаться громких, резких звуков, а также о том что он может повторять слова, которые произносятся чаще других. Предлагает научить попугая здороваться (надо накрыть клетку, чтобы он ни на что не отвлекался, затем четко, достаточно громко, одинаково 4-5 раз повторить фразу: «Доброе утро Гоша»), Дети решают: каждое утро воспитатель будет накрывать клетку, а они - произносить приветствие (когда попугай усвоит эти слова, он сам их повторит).

В дальнейшем воспитатель и дети пытаются научить попугая говорить. Когда он начнет «здороваться», воспитатель может подкармливать его с руки любимым кормом (новая форма общения с птицей).

Занятие «Рисуем подарок к 8 Марта»

Программное содержание. Формировать стремление дарить подарки любимым людям; продолжать знакомить с творчеством Е. И. Чарушина; учить обводить контуры трафаретов, закрашивать их методом тычка.

Материал. Трафареты нескольких животных (рис. 1); книги Е. Чарушина; краски, кисточки для клея, плотная бумага (30х40 см) для рисования, простые или черные карандаши.

Примерный ход занятия

1-я часть. Воспитатель говорит о том, что скоро женский праздник и к этому дню было бы хорошо приготовить подарки для мам, бабушек, сестер; «Подарки приятно не только получать, но и самим готовить и дарить. Разве не прекрасно, когда видишь, как счастлив любимый человек, когда получает подарок! Ведь это подтверждение того, что его любят, о нем помнят».

Воспитатель предлагает подарить женщинам и девочкам портрет одного из тех животных, кого дети видели на площадке молодняка в зоопарке.

Затем воспитатель, предложив вспомнить, кто такой Е. Чарушин и какие его рассказы дети знают, рассказывает о том, что Е. Чарушин часто ходил в зоопарк, подолгу стоял стрелок возле клеток, любовался животными, наблюдал за ними, иногда садился рядом и рисовал. Все животные на его рисунках получались добрыми и красивыми. (Показывает иллюстрации Е. Чарушина в книгах.)

2-я часть. Воспитатель показывает, как надо карандашом обводить контур трафарета и закрашивать его методом тычка: «Нужно макнуть кисть в краску, потом несколько раз потыкать ею, не выходя за контур. Е. Чарушин, рисуя животных, тоже этим приемом».

Целесообразно, чтобы дети, сидя за одним столом, выполняли этот же рисунок,-- это облегчит организацию занятия, и индивидуальную помощь каждому ребенку.

Вечером дети рассматривают рисунки, воспитатель дорисовывает портреты.

В конце недели воспитатель учит детей, как надо поздравлять, вручить подарок. Николаева С. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 2.- С. 13-20.

Заключение

И в заключение необходимо отметить, что оптимальным вариантом формирования начал экологической культуры можно рассматривать тот случай, когда воспитательно-образовательный процесс начинается в младшем дошкольном возрасте (с двух-трех лет). Все разделы и пункты программы можно начинать реализовывать именно с этого возраста. Примером возможного распределения материала программы по возрастам являются авторские технологии, в которых представлены системы педагогических мероприятий с детьми.

Планирование органически включено в технологии: материал программы, развернутый в циклах наблюдений, занятиях, экскурсиях, акция. Технологии всех возрастных групп реализуют материал программы через разные виды практической деятельности: выращивание растений, поддержание необходимых условий для животных, зимняя подкормка птиц, ведение календарей природы, опытничество, изготовление самодельных книг о природе, участие в подготовке и проведении акций. В них представлено широкое использование сказок, игр, ИОС, вызывающих у детей положительные эмоции и чувства. Данные технологии - один из вариантов эколого-педагогической работы с детьми по программе «Юный эколог». Творческий воспитатель или коллектив ДОУ могут пойти иным путем - создать свои, совсем другие системы мероприятий, которые будут направлены на реализацию этой программы, на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры.

Экологически воспитывать можно по-разному. Можно это делать в соответствии со средствами обучения, такими как: слово (устное слово учителя или печатное слово учебника), наглядные пособия, технические средства и т. д. В практике работы экологического воспитания возникла и другая классификация, когда методы обучения группируются по основным этапам (звеньям) традиционного классического понимания процесса обучения: методы начального этапа усвоения знаний (устное изложение, беседа, лабораторная работа, работа с книгой и пр.); методы совершенствования знаний (упражнения, повторение); методы закрепления; методы развития навыков; методы творческой деятельности и т. п. Такая классификация, так же как и предыдущая, не может быть признана удовлетворительной, так как здесь любой метод (например, упражнение) может использоваться на любом этапе усвоения учебного материала.

Иногда классифицируют методы на основе деятельности воспитателя или учащихся: методы изложения нового материала учителем и методы самостоятельной работы учащихся, их рассматривают как пассивные и активные методы. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. - 1990. - №1. - С.30

Список литературы

1. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. - 1990. - №1. - С.194.

2. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими дошкольниками // Начальная школа. - 1993. - №9. - С.296

3. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. - 1994. - №2. - С.382

4. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания дошкольников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. - Владимир, 1999. - С.403

5. Веретенникова. С. А. Ознакомление дошкольников с природой.

6. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы // Начальная школа. - 1997. - № 4. - С.159

7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / В.И.Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др./Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович.-- СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995.-- 288 с.

8. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Педагогика. - 1999. - №9. - С.385

9. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе - М.: Педагогика, 1993. - 232с.

10. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Педагогика. - 1994. - №9. - С.507.

11. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада/ Под ред. Н. Ф. Виноградовой. -- 2-е изд., перераб.-- М.: Просвещение, 1988.-- 159 с: ил.

12. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

13. Николаева С. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 2.- С. 13-20.

14. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999.

15. Технология экологического воспитания//Дошкольное воспитание. 1999. №8.

16. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993г. С. 46-49.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.