Поданным Н.О. Беляшиной и др., только от 40 до 65% учащихся справляются со школьной программой. О.М. Филькина и др. в том же исследовании установили, что у подростков 15-17 лет с ухудшением соматического здоровья неадекватная самооценка в 50% случаев, высокая тревожность -- в 89% , раздражительность -- в 78% , эмоциональная лабильность -- в 67% , низкий самоконтроль -- в 73% . У 87% этих школьников повышен уровень нейротизма.
Неблагоприятное влияние на здоровье школьников их учителей отмечают в своих работах И.С. Дронов и др. (1998). Подчеркивается, в частности, фактор недостаточной опытности начинающих педагогов.
Следует учесть, что данные об уровне психической патологии подрастающего поколения являются одним из важных показателей качества трудовых ресурсов страны, ее безопасности и поэтому не всегда публикуются в открытой печати. Особую значимость этим вопросам придает то, что именно на психику ребенка падает основная нагрузка в образовательных учреждениях. Под влиянием суммарной школьной нагрузки у учеников учащаются все функциональные отклонения, особенно астенические и невротические проявления, артериальная гипотония, преданемия, понижение иммунологической резистентности адаптационной функции надпочечников, что часто связано с хроническим стрессом.
Рост патологии у учащихся -- характерная тенденция последнего десятилетия. Так, по данным В.Р. Кучмы (2001), за 10 последних лет распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы -- с 6,6% до 12,5%, позвоночника -- с 4,3% до 15,7%, лор-органов -- с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений -- с 2,4% до 7,3%. При этом особо отмечается рост патологии среди учащихся школ нового типа.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы заметны следующие негативные тенденции:
· значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);
· стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников;
· резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
· увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).
Состояние здоровья сельских школьников по ряду показателей лучше, чем городских: меньше частота функциональных нарушений нервной системы, повышенного артериального давления, дискинезий желчевыводящих путей, ожирения, кариеса зубов, плоскостопия и сколиозов. Однако в сравнении со средними данными по России у сельских школьников резко выше показатели по травматизму (27% против 8%), по лор-заболеваниям (15% против 3%), близорукости (18% против 9%), аллергии (4% против 2,8%).
Необходимость повышенного внимания именно к функциональным отклонениям детей и подростков, отнесенных к I группе здоровья, определяется тем, что они в меньшей степени, чем причисленные к III-V группам здоровья, наблюдаются врачами, но именно у них (в 46,5% случаев) формируется хроническая патология, надолго закрепляющая в последующем таких детей в группах больных. Эти данные подтверждают преимущества первичной профилактики перед лечебными мероприятиями и обусловливают необходимость дифференцированного подхода к лечению детей с учетом всей совокупности социально-гигиенических и медико-биологических факторов, существенно влияющих на исход отклонений в состоянии здоровья.
В исследовании здоровья десятиклассников, проведенных сотрудниками Центра образования и здоровья под руководством М.М. Безруких (2002), были получены следующие результаты. Наибольшее распространение имеет кариес (40,1% подростков), что указывает на низкую эффективность мероприятий по санации полости рта. Второе место по распространенности занимают нарушения осанки и другие нарушения опорно-двигательного аппарата (28,8%). Снижение остроты зрения выявлены по данным паспортов классов у 23,3%. Такое же распространение имеют заболевания эндокринной системы (патология щитовидной железы и др.), что авторы объясняют воздействием факторов периода полового созревания. Патология сердечно-сосудистой системы выявлена у 16% учащихся. Заболевания лор-органов (15,7%) и функциональные нарушения пищеварения (14,4%) идут следующими в списке наиболее распространенных отклонений в состоянии здоровья. Далее идут болезни органов дыхания (12,2%), аллергические заболевания (10,8%), нарушения нервной системы (10,0%).
Распределение по группам здоровья также фиксирует различие между школьниками, проживающими в городе и селе. Так, к I группе здоровья отнесены 24,3% девушек и 33,7% юношей из города и 36,0% и 38,2% сельских школьников соответственно. Ко II группе здоровья -- девушек из города -- 49,7% , юношей -- 46,7%, а из села -- 42,8% и 43,8% соответственно. К III группе отнесены 25,7% городских девушек и 18,8% городских юношей (20,4% сельских девушек и 17,5% сельских юношей).
Сниженный уровень здоровья старшеклассников отражается и в показателях острой заболеваемости, из которых на долю респираторновирусных инфекций приходится 48%, на долю гриппа --17%, на долю ангины --.12% общего числа простудных заболеваний. Всплеск этих заболеваний приходится на октябрь и февраль.
Оценка состояния здоровья школьников глазами их наставников представлена в результатах опроса репрезентативной группы педагогов (более 450 человек), который показал, что 65% оценивают состояние здоровья учащихся как «удовлетворительное», 26,3% -- как «плохое», 8,4% -- как «хорошее» и только 0,7% -- как «очень хорошее».
Таким образом, приведенные данные, составляющие лишь незначительную часть опубликованных в последнее время материалов, свидетельствуют о выраженном неблагополучии здоровья учащихся наших школ. Влияние процесса обучения и его интенсификации на здоровье учащихся. К выводу о том, что обучение, получение образования неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие ученые и педагоги-практики. Более того, еще Екатерина Великая говорила, что надо не знаниями нагружать, а воспитывать интерес к учебе. В 50-60-х гг. XIX века наблюдения врачей установили большое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки (главным образом сколиоза), неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с не учащимися сверстниками было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что появление таких недугов сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего они получили наименование «школьных болезней». Это определение в 1870 г. дал Р. Вирхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы». В 1891 г. основоположник гигиены Ф. Эрисман писал, что «гигиена должна требовать упрощения и сокращения учебных программ».
Анализ причин «школьных болезней» привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:
· недостаточная освещенность классов;
· плохой воздух школьных помещений;
· неправильная форма и величина школьных столов;
· перегрузка учебными занятиями.
В современной школе все эти недостатки сохранились, но к ним добавилось много других. Так, в школу все активнее входит компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Работа детей с видеодисплеями сопровождается выраженным воздействием на зрение. Работающие испытывают неприятные ощущения, определяемые как проявление астенопии -- функциональных нарушений, сопровождающихся неприятными ощущениями в области глаз (резь, жжение, чувство «песка», покраснение глазных яблок, затуманивание зрения и др.), возникающих после напряженной зрительной работы.
Физиолого-гигиенические исследования указывают на большую вариабельность чувствительности пользователей при работе с видеомонитором: утомление возникает раньше и более выражено у детей, особенно с нарушениями в состоянии здоровья (близорукость, заболевания нервной системы) -- при низком качестве мониторов, неблагоприятных условиях внешней среды, нарушениях в режиме дня и работы. Применение дисплеев низкого качества может способствовать, по мнению экспертов, ВОЗ, развитию миопии со скоростью 1 Д в год. В то же время, контролируемое и регламентированное компьютерное обучение не оказало отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья первоклассников.
Выраженность жалоб и самочувствие учащихся после работы на дисплее в основном определяются уровнем их нервно-психического здоровья и эмоционально-психическим настроем к данной форме обучения. Однако окончательное решение о взаимосвязи работы на дисплеях с состоянием здоровья учащихся возможно при более длительном наблюдении за одним и тем же контингентом школьников, начиная с начальных классов.
Ухудшение нервно-психического здоровья в выпускном классе, как правило, связано с общими высокими учебными нагрузками, неподготовленностью к ним организма школьника. Так, заметные ухудшения показателей здоровья наблюдаются у школьников, которые в старших классах дополнительно занимались на подготовительных курсах при вузах или с преподавателями.
Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Так, исследования в школах большой вместимости установили, что в этих школах более высокая острая заболеваемость и высокий индекс пропусков уроков, в 2-5 раз выше простудная заболеваемость. Превышение проектной вместимости в 1,5--2,5 раза увеличивает заболеваемость школьников острыми респираторными вирусными инфекциями, в 2,5-3 раза возрастают показатели некоторых форм нарушений при обучении во вторую смену. По сравнению с причинами неблагоприятного влияния процесса образования за здоровье, отмеченными в позапрошлом столетии, в современных условиях усилилась роль «внутришкольных факторов». Это и интенсификация обучения, в том числе, с использованием технических средств обучения, и переход на новые формы учения. Длительной учебной неделей, и учебный стресс, который испытывают до 80% учащихся, и снижение двигательной активности, еще более выраженная гипокинезия школьников. То есть процесс обучения, как правило, организуется без учета воздействия на здоровье обучающихся. Материально-техническая база многих учебных заведений сегодня не позволяет обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей.
Таким образом, можно с достаточным основанием заключить, что школьное образование в России в последнее десятилетие оказывало на здоровье учащихся неблагоприятное воздействие. Об этом свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников, которые составляют около 5%. С первого по восьмой классы число здоровых детей снижается в 4 раза; число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%; число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями -- в 3 раза, с заболеваниями крови -- в 2,5 раза, с нервными болезнями -- в 2 раза.
Подтверждает эту тенденцию и рост числа курящих, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики подростков и молодых людей, снижение возраста приобщения к этим вредным привычкам. И, хотя все эти тенденции обусловлены не только воздействием школы, ее роль не следует преуменьшать. Достаточно посмотреть на состояние школьников на последних уроках, познакомиться с результатами медико-физиологических и психологических исследований, проведенных в школах разных регионов страны, услышать мнения родителей и самих учащихся.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7