2. Формирование навыков культуры поведения и организации быта учащихся.
3. Изучение индивидуальных особенностей, интересов и склонностей учащихся. Проведение индивидуальной работы с учащимися, склонными к асоциальному поведению.
4. Организация содержательного досуга учащихся по формированию здорового образа жизни, ответственного отношения к окружающей среде, проведение физкультурно-оздоровительной работы с учащимися.
5. Организация работы по благоустройству учреждения и прилегающей территории, экономному расходованию электроэнергии, воды.
6. Взаимодействие со специалистами-валеологами, работниками Центра здоровья, других социальных институтов для пропаганды здорового образа жизни, отрицательного отношения к вредным привычкам, бережного отношения к окружающему миру.
7. Организация практической деятельности учащихся по защите и улучшению природного окружения во внеурочное время.
В приложении 1 дается программа "Здоровый образ жизни, направленная на формирование у учащихся знаний о здоровом образе жизни, его роли в обеспечении здоровья. Программа включает в себя 7 занятий: "Основные составляющие здорового образа жизни", "Гигиена умственного и физического труда, активного и пассивного отдыха", "Основы психогигиены и профилактика стрессов", "Гигиена питания и культура приема пищи", "Здоровье в движении", "Профилактика табакокурения", "Профилактика алкоголизма". Программа может быть очень полезна для социальных педагогов в области пропаганды здорового образа жизни.
Социальный педагог также должен защищать права ребенка, способствовать установлению здоровьесберегающей среды для него не только в семье, но и в учреждении образования.
Учреждение образования, являясь одним из институтов социализации личности учащихся, должно обеспечить реализацию их прав, обозначенных в Конвенции ООН о правах ребенка и Законе Республики Беларусь "О правах ребенка", создать наилучшие возможности для сохранения физического и психического здоровья учащегося, его развития.
В рамках учреждения образования проблемами защиты прав учащихся в той или иной степени занимаются все категории педагогических работников. Однако именно социальный педагог призван направлять их деятельность на решение проблем защиты прав, учитывать особенности социальной среды учреждения образования.
Социальная защита и опека учащихся, взаимодействие с социальными институтами занимают особое место в работе социального педагога. Эта деятельность подразумевает знание законов и документов, регулирующих права ребенка в Республике Беларусь. Основным документом, регламентирующим эти права, является Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" от 19.11.1993 г. с изменениями и дополнениями, принятыми 02.10.2000 г. Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 г. В нем определен правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта. Закон направлен на обеспечение физического, нравственного и духовного развития ребенка, формирование его самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации.
Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.1999 г. № 743 за социальными педагогами закреплена функция по охране детства, что обязывает их знать законодательство по защите прав детей, и умело применять эти знания в своей деятельности. Районные, городские управления, отделы образования, их отделы (секторы) охраны детства координируют и контролируют деятельность социальных педагогов учреждений образования по защите прав детей. Социальная защита представляет собою деятельность общества в лице его социальных институтов, направленную на всемирное обеспечение процесса становления и развития личности с учетом влияния на нее негативных факторов и поиском путей их нейтрализации.
Процесс социализации ребенка успешно может протекать только в среде, оказывающей положительное воздействие на его здоровье. Здоровьесберегающая среда способствует обеспечению всестороннего раскрытия творческих способностей личности, рациональному использованию его интеллектуальных и физических ресурсов в интересах общества и всестороннего удовлетворения личных потребностей, основанных на высоконравственной морали. Именно социальный педагог должен обеспечить благополучную социализацию ребенка, а вместе с этим минимизировать негативные качества среды, в условиях которой осуществляется становление и формирование личности ребенка. Социальный педагог обязан донести свои знания о мере ответственности за жизнь и здоровье детей до всех участников воспитательного процесса, ведь самое ценное у человека - жизнь, а самое ценное в жизни не только отдельного человека, но общества в целом - здоровье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первая глава "Понятие о здоровьесберегающей среде как средстве успешной социализации ребенка" была посвящена анализу и обобщению литературы по данной тематике. В первой главе было рассмотрено определение и сущность социализации, механизмы социализации и факторы социализации. Здесь содержится анализ литературы ведущих исследователей и теоретиков, изучавших процесс социализации (А.В. Мудрик, И.С. Кон, Г.М. Андреева, В.С. Мухина). Каждый из авторов придерживается своей точки зрения по отношению к проблеме социализации человека, и рассматривает ее в рамках различных концепций. Первая глава посвящена также изучению понятия здоровьесберегающей среды, ее качественным характеристикам, а также, в частности, семейной и школьной среды. Понятие "среда" рассматривается в работе в двух аспектах: социальная среда и окружающая среда. Под понятием "здоровьесберегающая среда" понимается окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного гармоничного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию. Участники воспитательного процесса должны создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщить его к соблюдению правил здорового образа жизни. Большое значение в процессе успешной социализации ребенка играет благополучная семейная и школьная среды.
Во второй главе "Изучение представлений и осведомленности учащихся о проблеме здоровьесберегающей среды" представлена экспериментальная часть работы. Исследования с целью получения эмпирических сведений по проблеме здоровьесберегающей среды проводились в ГУО "Терешковичская средняя общеобразовательная школа". Основным методом исследования являлось анкетирование учащихся. Выборка составила: 70 человек, учащиеся 8-го, 9', 9-х и 11' классов. В ходе исследования было выяснено, что среда, в которой происходит становление личности ребенка, не всегда является благоприятной для него. Источниками негативного влияния на учащихся является: низкая педагогическая и психологическая культура родителей, конфликтная семейная атмосфера, недочеты в работе педагогов, а также неосведомленность самих учащихся в некоторых вопросах, касающихся их здоровьесбережения. Для создания более благоприятных условий для социализации детей, социальному педагогу необходимо активно вести пропаганду здорового образа жизни; с помощью различных форм и методов социально-педагогической работы повышать культурный уровень родителей и педагогов; участвовать в проведении психологических тренингов и различного рода занятий с целью социального и педагогического закаливания учащихся, повышения их коммуникативных качеств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Андреева, Т.М. Социальная психология [Текст] / Т.М. Андреева. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001. - 288 с.
2 Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е. П. Арнаутова. - М.: Карапуз, 2002. - 156 с.
3 Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни / Г.П. Артюнина. - М.: Академический проект, 2005. - 560 с.
4 Арымбаева, К.М. Семья и проблемы социализации подростков / К.М. Арымбаева // Актуальные проблемы современной науки. - 2005. - №5 - С. 12 - 14
5 Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер. - М. : Мир, 1997. - 368 с.
6 Басов, Н.Ф. Социальный педагог. Введение в профессию / Н.Ф. Басов. - М. : Академия, 2006. - 352 с.
7 Белайц, В.М. Авторские образовательные программы / В.М. Белайц // Здаровы ладжыцця. - 2001. - №5 - С. 20 -24
8 Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь: учебное пособие / В. В. Бойко. - СПб. : Издательство "Союз", 2002. - 160 с.
9 Брайант - Моул, К. Курение / К. Брайант - Моул. - М. : Махаон, 1998. - 31 с.
10 Брашевец, С.А. Неполная семья и социальный педагог: пути взаимодействия / С.А. Брашевец // Сацыяльна - педагагiчная работа. - 2003. - №2 - С. 88 - 94
11 Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровьи / И. И. Брехман. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 206 с.
12 В помощь социальному педагогу / под общ. ред. Н. С. Криволапа. - Мн. : Крашко - Прест, 2006. - 128 с.
13 Гарбузов, В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. - Л.: Медицина, 1997. - 272 с.
14 Гринько, Е.П. Взаимодействие: классный руководитель, психолог, социальный педагог, педагог - организатор / Е.П. Гринько // Праблемы выхавання. - 2002. - №2 - С. 80 - 85
15 Данюшков, В.И. Современное представление о социальном пространстве / В.И. Данюшков // Педагогика. - 2004. - №9 - С. 28 - 33
16 Давиденко, С.В. Влияние детско-родительских отношений на формирование агрессивности у подростков / С. В. Давиденко // Белорусский психологический журнал. - 2004. - №3 - С. 17 - 22
17 Дробинская, А.О. Школьные трудности "нестандартных" детей / А.О. Дробинская. - М.: Школьная пресса, 2006. - 128 с.
18 Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиолог. основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская. - М.: Гуманистическое издание центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.
19 Дунец, Е.Л. Курение: материал для учителя / Е.Л. Дунец // Здаровы лад жыцця. - 2000. - №1 - С. 16 - 24
20 Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учеб. пособие / Д.Д. Еникеева. - М.: Академия, 1999. - 144 с.
21 Ивлева, В. В. Семейная психология / В.В. Ивлева. - Мн.: Современная школа, 2006. - 352 с.
22 Калина, О. Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков / О.Г. Калина // Вопросы психологии. - 2007. - №1 - С. 15 -26
23 Капелевич, Т.С. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т.С. Капелевич. - Мн.: Новое знание, 2007. - 346 с.
24 Клипинина, В.Н. Сохранение здоровья детей и подростков как проблема социальной педагогики / В.Н. Клипинина // Сацыяльна - педагагiчная работа. - 2008. - №1 - С. 15 - 17
25 Козырев, Г.И. Конфликты в социально-педагогическом процессе: социализация личности / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - №2 - С. 188 - 135
26 Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. С. Кон. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 336 с.
27 Куровская, С.Н. Педагогика семьи [Текст]: пособие / С. Н. Куровская. - Мн.: Тесей, 2006. - 192 с.
28 Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
29 Малина. Е.Г. Стиль жизни как социально-психологическая проблема / Е.Г. Малина // Адукацыя i выхаванне. - 2000. - №8 - С. 14 - 16
30 Мархоцкий, Я.Л. Валеология [Текст]: учебное пособие / Я.Л. Мархоцкий. - Мн.: Высшая школа, 2006. - 286 с.
31 Мелешко, Ю. В. Ребенок и социум / Ю.В. Мелешко, Ю.А. Лежнева. - Мн. : Красико - Принт, 2007. - 128 с.
32 Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 160 с.
33 Методика работы соц. педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Т.С. Семенов. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 96 с.
34 Методические рекомендации "Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)" (12. 06. 2006) [Текст]
35 Мицкевич, Ж. И. Стратегия и тактика взаимодействия социального педагога с неблагополучной семьей / Ж.И. Мицкевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2000 - №5 - С. 49 - 58
36 Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 304 с.
37 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 408 с.
38 Наумчик, В.Н. Воспитание: трудный возраст: пособие для педагогов / В. Н. Наумчик. - Вильнюс: Ксения, 2003. - 137 с.
39 Никончук, А.С. Неблагополучная семья как социально-педагогическая проблема / А.С. Никончук // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2004 - №4 - С. 29 - 41
40 Овчарова, Р.В. Психология родительства: учебное пособие для вузов / Р. В. Овчарова. - М.: Академия, 2005 - 368 с.
41 Опаловская Л.А. Новое время - новая профессия: социальный педагог / Л А. Опаловская. // Дошкольное воспитание. - 2001 - №11 - С. 24 - 30
42 Разумович, В.А. Противоречие образования // Советская Белоруссия. - 2008. - №3 - С. 7
43 Ранняя диагностика: пособие для педагогов-организаторов, психологов и социальных педагогов / под ред. Т.М. Маршаковой. - Гомель: Сож, 2000. - 86 с.
44 Рожков, М.И. Социально-педагогическая профессиональная помощь детям / М.И. Рожков // Праблемы вахавання. - 2000 - №3 - С. 33 - 35
45 Словарь социального педагога и социального работника / под ред. И.И. Калачаевой, Я.Л. Коломинской, А.И. Левко. - Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. - 256 с.
46 Социальная педагогика: курс лекций / под общей ред. М.А. Талагузовой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с.
47 Фролова, Т.В. Социальный педагог: его предназначение и стратегии деятельности / Т.В. Фролова // Директор школы. - 2002 - №2 - С. 31 - 37
48 Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье [Текст] / В.М. Целуйко. - Мозырь: Содействие, 2007. - 224 с.
49 Шилович С.Н. Работа социального педагога по формированию здорового образа жизни / С.Н. Шилович. // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2003 - №4 - С. 97 - 101
50 Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учебное пособие / В.В. Чечет. - Мозырь: ООО ИД "Белый Ветер", 2003. - 292 с.
51 www.famsocial.org.ru
52 www.allbest.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8