Рефераты. Защита прав и правовое воспитание ребёнка

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в "духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности".

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей была провозглашена в 1990 году.

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

· Семейный кодекс Российской Федерации;

· Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

· Закон «Об образовании»;

· Конституция Российской Федерации;

· Региональные нормативные акты:

Законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации; постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.

ПРАВА РЕБЕНКА -- это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что "Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь". Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям. В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права. К 2002году документ ратифицировало 191 государство. Все они каждые 5 лет предоставляют в Комитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в их странах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают при реализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем. На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовит экспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратить особое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какие существуют методы их решения и т.п.

Жестокое обращение с детьми

Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми. Под жестоким обращением понимаются "все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка".

Причем, это явление характерно не только для развивающихся стран, где детские проблемы вполне очевидны и лежат на поверхности: голод, войны, отсутствие нормального жилья, здравоохранения и т.п. -- все, что несет угрозу жизни и здоровью ребенка. Эта проблема существует и в развитых, вполне благополучных странах. Ведь понятие "жестокое обращение с детьми" включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями и представителями органов правопорядка по отношению к ребенку. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.

Насилие имеет четыре основные формы:

· физическое,

· сексуальное,

· психическое,

· социальное.

Физическое насилие -- преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его развитие и даже лишающих его жизни, а также приобщение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или "медицинских" препаратов, вызывающих одурманивание. Сексуальное насилие -- вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия, а также в проституцию и порнобизнес. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок еще не способен предвидеть все негативные последствия таких действий.

Психическое насилие -- периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированию психологических комплексов.

Социальное насилие -- пренебрежение интересами и нуждами ребенка -- отсутствие элементарной заботы о ребенке и должного обеспечения его основных потребностей (питание, одежда, жилье, образование, медицинская помощь). В результате нарушается эмоциональное состояние ребенка, появляется угроза здоровью и нормальному развитию. Статистика показывает, что до 40% случаев насилия над детьми совершается в семье, 38% -- в школах, детских учреждениях и т.п. Поэтому огромное значение имеет система защиты прав детей, позволяющая отслеживать и контролировать такие варианты нарушения прав ребенка. Серьезным преступлением считается "домашнее насилие". Сотрудники школ и медицинских учреждений обязаны сообщать в социальные службы о возможных случаях жестокого обращения с детьми. Даже если есть малейшее подозрение на случай "домашнего насилия" -- врач (медсестра, учитель) обязан сообщить о своих подозрениях в социальную службу. Кроме того, существует развитая сеть некоммерческих общественных организаций, занятых проблемами детей, в том числе и отслеживанием подобных случаев.

Есть два общих момента, которые позволяют наладить эффективную защиту детей от жестокого обращения. Во-первых, это система законов и положений об ответственности взрослых. Во-вторых -- социальные службы, отвечающие за практическую реализацию соответствующего законодательства. В Российской Федерации контроль за детьми и семьями осуществляют органы опеки и попечительства. Однако, по сравнению с западными образцами, российская система не до конца сформирована, а потому признана менее эффективной. Одной из ключевых проблем является отсутствие профилактической работы. Серьезные меры к нарушителям применяются тогда, когда исправить положение уже очень сложно. Например, если речь идет о родителях -- то это уже "лишение родительских прав", для чего нужны серьезные основания. Если это "жестокое обращение" персонала детских учреждений -- учителя, воспитатели -- как правило, такие инциденты замечаются общественностью и соответствующими органами тогда, когда действия взрослых уже квалифицируются как уголовное преступление. Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме "дети и правосудие" прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей "школами преступности". Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 -- начале 20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей. В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, "Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. -- До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские“ суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних“.

Права детей в России. Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

- Конституция Российской Федерации.

- Семейный кодекс Российской Федерации.

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

- Федеральный закон об образовании.

- Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

- Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

- Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых -- создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа "Дети России", принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Дети Чернобыля", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Севера", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания", а также "Безопасное материнство". С 1997 в составе программы "Дети России" еще две ФЦП: "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей". С 1999 -- ФЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.

Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные -- "социальные сироты" при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений -- 173,4 тыс. человек.

Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2000 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.

В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны "необучаемыми". Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь. Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные "необучаемыми", в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире. Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %. Качественно новое явление -- так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого -- безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав -- на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. -- не поддаются исчислению. Из этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет сейчас для нашей страны огромное значение. К Конвенции по правам ребенка СССР присоединился в 1990. В 1992 Россия, как его правопреемница, представила первый доклад о реализации Конвенции. На его основе Комитет ООН в 1993 сформулировал свои замечания и рекомендации. С того времени были приняты некоторые программные документы и законы, обеспечивающие практическую реализацию требований Конвенции в России. В 1999, после того, как Россия представила второй Доклад, Комитетом были даны новые рекомендации. Однако к 2002 далеко не все из них были выполнены. Основные положения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем:

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.