Каждое из направлений имеет свой методический аспект.
1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - формирование и развитие валеологической культуры ребенка. Воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни.
2. ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ - формирование понятия о важности знания ОБЖ.
3. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ становление, развитие, воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств.
4. РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ - формирование ценностного отношения к знаниям, книге, процессу познания.
5. ТРУД НА РАДОСТЬ СЕБЕ И ЛЮДЯМ - формирование отношения к объектам окружающего мира и к труду как социальной ценности.
6. ПРИРОДА - НАШ ДОМ - развитие устойчивого интереса к познанию природы, формирование экологической и эстетической культуры личности.
Эти направления и определяют содержание модели в целом, способствуют обеспечению за счет соответствующих технологий личностно ориентированной направленности воспитательного процесса, решению тех целей и задач, которые задаются конкретной социальной ситуацией, определяющей базис модели, ее основу.
Основные формы организации деятельности
Используя данные направления, учитывая основные воспитательные цели и задачи, поставленные мною на этот учебный год, я создала недельную циклограмму расписания занятий ГПД (см. таблицу 2).
Таблица 2 Недельная циклограмма расписания занятий ГПД
Дни недели
Прием детей. Организационные моменты.
12.10-12.30
Занятия на воздухе.
13.00-13.30 14.00-15.30
Занятия в помещении.
16.00-17.30
Питание.13.30-14.00 15.30-16.00
Отдых (гимнастика) 12.30-13.00
Уход детей домой. Работа с родителями 17.30-18.10
ПН
ежедневно
экскурсия
1. Школа безопасности.
2. Секреты правильного питания.
ВТ
Спортивный час
1. Клуб "Почемучка".
2. "Карандашик"
СР
прогулка
1. “Коллекция идей".
2. Минуты поэзии
ЧТ
игры
1. В гостях у слова.
2. Школа сказок.
ПТ
1. Клуб путешественников
2. Школа этикета
Циклограмма, на мой взгляд, помогают систематизировать работу, четко определить механизмы и принципы. Подбирая формы организации деятельности учащихся, я стараюсь ориентироваться на интересы, желания детей. Особенно удачными считаю:
Клуб путешественников.
Школу сказок.
Клуб “Почемучка".
“Разговор о правильном питании”.
На занятиях “Клуба путешественников” дети знакомятся с окружающим миром, получают начальные географические, астрономические знания. Учатся пользоваться картой, глобусом. Пробуют себя в роли докладчиков, великих путешественников. Каждый ребенок оформил свой “Дневник путешественника". Получились творческие альбомы, в которых дети с удовольствием пишут свои путевые заметки и рисуют.
Очень интересная форма организации театральной деятельности младших школьников - “Школа сказочников". Ее содержание:
кукольный театр;
конкурс “Моя сказка”;
инсценировка любимых сказок;
игры.
Дети младшего школьного возраста очень любят сказки. Эта форма деятельности принимается детьми особенно хорошо и оказывает благоприятное влияние на развитие речи и воображение учащихся, их творческой активности.
Отлично зарекомендовал себя клуб “Почемучка”. Заседания клуба проводятся в форме тематических викторин, брейн-рингов, конкурсов. Тематика самая разнообразная. Часто ребята сами участвуют в выборе тем и подготовке вопросов. Клубный час всегда начинается с песни “Почему", что создает положительный эмоциональный настрой, объединяет детей.
Программа "Разговор о правильном питании" ориентирована на детей 6-8 лет (старших дошкольников, младших школьников). Основная цель программы - воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание один из "краеугольных камней", на котором базируется здоровье человека. Разработка и внедрение курса в работу школ осуществлялось по инициативе и при спонсорской поддержке компании.
Курс снабжен специальными учебно-методическими комплектами - красочными рабочими тетрадями для малышей, методическими пособиями для учителей, брошюрами для родителей, плакатами. Герои программы - участники известной телепередачи "Улица Сезам", сказочные персонажи Зелибоба, Кубик, Бусинка, предлагающие ребенку множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других - своих друзей, родителей. Немаловажно и то, что содержание программы построено с учетом наших весьма непростых экономических условий. Авторы "Разговора о правильном питании" не согласны с весьма распространенным мнением - "Здоровое питание - дорогое питание". Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.
Большое внимание в своей работе стараюсь уделять здоровьесберегающим программам. Использую в течении дня различные виды фитнеса: дыхательные упражнения, элементы йоги, аэробику, подвижные игры на свежем воздухе.
Творческие занятия (“Коллекция идей", “Карандашик”) очень нравятся детям, прекрасно развивают их творческое воображение, фантазию.
Пора приучить наше педагогическое сознание к тому, что жизненный смысл школы, ее социальную эффективность определяют не только уроки, а вся полнота детской жизни в ней.
Нужно стараются построить свою работу так, чтобы группы продленного дня стали органическим элементом, этапом учебно-воспитательного процесса школы.
Приложение 1
Страницы: 1, 2, 3, 4