15
План
1.Сущность выразительного чтения
2.Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой
3.Конспект урока по обучению выразительному чтению
1. Выразительное чтение пронизывает всю деятельность и учите-ля, и ученика в процессе изучения литературы
По мнению Рыбниковой М.А., выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подыто-живает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения. И если ученики чи-тают бесстрастно, думая... только о формальной стороне чтения, не представляя себе картин, о которых рассказывают», т. е. просто «проговаривают слова», то что тут говорить о воздействии ху-дожественного слова на их чувства, о понимании и толкова-нии ими поэтического текста?
Исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла, считает М.А.Рыбникова. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, того, что называется орфоэпией; оно должно быть, само собой разумеется, громким, ясным, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово.
Обычные недостатки детской речи -- отсутствие громкой и чет-кой речи, основные ошибки в произношении--преодолеваются начальной школой. Лучшие учителя младших классов учат выде-лять логические ударения, делать паузы, учат читать стихи, разу-чивать по ролям басни--все это воспринимается детьми с боль-шой чуткостью и способствует лучшей постановке литературного чтения на первых его ступенях в III--IV классах.
Работа над выразительным словом оформляется в ряде спе-циальных уроков, посвященных чтению или рассказыванию текста, но, кроме того, учитель наблюдает за произношением, фра-зировкой и интонациями учащихся на каждом уроке. Исправля-ются ошибки в произношении: не молодежь, а молодёжь, не про-цент, а проц[э]нт, не ётоТ, а этот, не поезия, а поэзия и т. д.
В школах, где наблюдается какое-либо местное произношение, ему уделяется особое внимание. Эта работа по орфоэпии--длительная, постоянная и упорная. Для справок учитель может использовать словарь под ред; Д. Н. Ушакова, где каждое слово дано с ударением.
Каждый ответ, цитата из стихотворения, пример по грамма-тике должен приводиться в соответственной голосовой подаче. «Не спеши, говори громко, ясно. Повтори еще раз, произнеси так, что-бы все тебя слышали и поняли». Все, что можно сказать на па-мять, следует произносить без книги, наизусть, так как устная речь естественнее, живее, проще, а потому выразительнее. Приво-дя цитату, ученик повторит ее без книги, наизусть. Загадки, по-словицы, над которыми работают в классе,-- все это материал для шлифовки дикции и для культуры живых интонаций.
Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов -- все это постоянный пример для уча-щихся. И потому педагог должен говорить громко (но не крикли-во), ясно и четко (но живо), эмоционально (но без нервных на-жимов и с минимальным количеством жестов). Как только явля-ется возможность, словесник должен произносить стихи наизусть; давая учащимся заучивать на память, учитель не должен освобож-дать себя от этого задания. На класс производит исключитель-ное впечатление, когда новое стихотворение доходит до слуха из уст учителя, а не из книги. Это удесятеренное внимание, это ощутимое переживание происходящего в рассказе!
Итак, прежде всего повседневное внимание к произношению, к четкости и ясности слова, к живости и простоте речи.
И во вторую очередь--система уроков, посвященных выразительному чтению стихов и прозы, хоровым выступлениям класса, рассказыванию художественной прозы.
Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор про-изведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подыто-живает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения.
Учащиеся должны прийти к мысли и к выводу, что вырази-тельно прочитать--это значит подать голосом идею и тему про-изведения.
Причем далеко не каждый ученик способен схватить сразу тональность произведения и выразить ее в го-лосе. Над этим приходится работать.
По мнению Рыбниковой, первая и основная задача препо-давателя литературы--истолкование внутреннего содержания произведения, выявление темы, предмета изображения, и глав-ное--выявление авторского отношения к предмету изобра-жения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, на-смешка, восхищение).
По методике М.А.Рыбниковой:
Теоретические сведения
1. По технике речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии.
2. По логике чтения. Логические паузы. Их длительность и характер (качество). Логические ударения и приемы их практи-ческого осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длитель-ности в ударении. Темп. Ритм. Соотношение логических и ритми-ческие пауз. Виды ритмических пауз (межстиховые, цезуры, леймы).
3. П о эмоционально-образной выразительности. Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное дей-ствие. Паузы: психологические, начальные, финальные.
Практические навыки
1. По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не уча-щенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гну-савить). Соблюдать нормы орфоэпии.
2. По логике чтения. Овладеть «шестью рычагами»: гром-че -- тише, выше -- ниже, быстрее -- медленнее. Овладеть умением «читать знаки препинания». Выполнять различные задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, а также по определению качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.
Для того, чтобы научиться выразительному чтению разработаны упражне-ния, через которые учитель должен провести учащихся, воспиты-вая внимание к звуку, к слову, к предложению, к абзацу, воспи-тывая четкость и ясность произношения, звучность и гибкость го-лоса, чуткость и требовательность слуха. Кроме уроков всесторон-него литературного анализа и произношения произведения, цели-ком, необходимо уделять время, хотя бы часов 5--6 в год, на спе-циальные занятия техникой произношения.
Например.
Неразвитая, нечеткая речь отличается смазанностью звуков, неясной дикцией, недостаточной выявленностью согласных и гласных. Работа над речью должна ставить своей задачей развитие фонетической четкости. Внимание курса грамматики к изучению звуков русской речи должно быть использовано учителем не только для целей орфографии, но и для нужд выразительной речи, для орфоэпии и дикции.
Для этой цели хороши произведения устной народной поэзии:
загадки, пословицы, скороговорки. Загадка зачастую звукоподра-жательна, эту ее звукоподражательность мы вскрываем в произно-шении:
Бились попы, колотились попы, пришли в клеть, перевешались. (Цепы)
Произносить нужно, подчеркивая губные звуки б, п, а также отчеканивая звукоподражательный'ритм загадки (ритм молотьбы).
Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.
Выделяется свистящее щ, передающее звук косьбы.
-- Черныш-загарыш, куда поехал?
-- Молчи, кручено-верчено, сам там будешь.
Этот разговор горшка с ухватом основан на воспроизведении шаркающих звуков: чугун задевает под печки, вода шипит на раскаленных краях чугуна, ухват шаркает по стенкам чугуна. Про-изношение выделяет шипящие звуки. Вот несколько пословиц, построенных на звукописи (уже не на звукоподражании);
Сшутил шут шутку: украл шушун да шубку. Дали голодной Меланье оладьи; она говорит испечены неладно
(ла-ло-ала). С такими же звукосочетаниями загадка о капусте:
Латка на латке, а игла не была.
Малые формы художественной речи, показывающие высо-кое звуковое мастерство, произносятся в классе по нескольку раз; дети учатся четкому и звонкому произношению, вслушиваются в звуки и в слоги, проходят школу художественной фонетики. Это работа V класса, причем преимущественно в начале года.
Желательно, чтобы дети знали еще в начальной школе о том, что в языке имеются глаголы, междометия, существительные зву-коподражательного характера: бах, трах, жужжать, мяукать, под-дакивать, кукушка, таратайка, балалайка, барабан, топот, грохот грома и т. д.
Но и в V классе желательно еще раз остановиться на этом явлении речи, ибо поэтический язык всегда и везде использует этот языковой материал для своих целей.
Веселым треском Трещит затопленная печь. Колокольчик 'динь-динь-динь... И т. д.
Эта работа над звучащим словом дает резонанс на всех сле-дующих ступенях общения с художественным словом.
Читая «Бесов», учащиеся передают кружение метели, навяз-чивую повторность звуков, они сознательно работают над дик-цией:
Мчатся тучи, вьются тучи Еду, еду в чистом поле
Невидимкою луна Колокольчик динь-динь-динь
Освещает снег летучий, Страшно, страшно поневоле
Мутно небо, ночь мутна. Средь неведомых равнин!
А созвучие эпитета с определяемым словом, хотя бы в стихот-ворении «Косарь»: кровь отцовская, косу новую, село родное, к морю Черному.
Или такой пример:
Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали.
Не шепчутся листья с гремучим ключом1.
Наблюдение над звучащим словом ставит перед учащимися острый вопрос о наличии губных, шипящих, мягких и твердых зву-ков, о различии в начертании и произношении (море Черное, чер-
Умелый учитель на уроках выразительного чтения по-высит интерес учащихся к языку, к фонетике, морфологии и син-таксису; этот новый для учащихся подход к речи даст свои ре-зультаты и на уроках грамматики.
Рядом с наблюдениями над звучностью эпитета необходимо улавливать звучность строки или фразы:
Страницы: 1, 2